Французская увертюра является музыкальная форма широко используется в барочный период. Его основное формальное разделение состоит из двух частей, которые обычно заключены двойными полосами и повторяющимися знаками. Они дополняют друг друга по стилю (медленные в пунктирных ритмах и быстрые в стиле фугалов ), и первая заканчивается полубедоной (то есть доминирующей гармонией), которая требует ответной структуры с тоническим окончанием. Второй раздел часто, но не всегда заканчивается кратким воспоминанием о первом, иногда даже повторением некоторого его мелодического содержания.
Эта форма впервые встречается в увертюрах к балету Жан-Батиста Люлли 1650-х годов. Более поздние примеры можно найти как движение открытия каждого из Иоганна Себастьяна Баха «s оркестровых сюит, Партиты ре мажор, BWV 828, C минор для виолончели Suite, BWV 1011, и как открытие для многих опер и ораторий по Георга Фридриха Генделя ( включая Мессию и Джулио Чезаре ). 16-я вариация Баха Гольдберга - миниатюрная французская увертюра.
Не следует путать французскую увертюру с итальянской увертюрой, состоящей из трех частей: быстро-медленно-быстро.