Струнный квартет | |
---|---|
№ 14 | |
В конце струнный квартет на Людвиг ван Бетховен | |
Эскизы Бетховена к его соч. 131 квартет | |
Ключ | До-диез минор |
Opus | Соч. 131 |
Сочиненный | 1826 г. |
Преданность | Барон Йозеф фон Штуттерхайм [ де ] |
Продолжительность | c. 45 мин. |
Движения | Семь |
Струнный квартет № 14 в C ♯ минор, соч. 131, была завершена Людвигом ван Бетховеном в 1826 году. Это последняя композиция из трио струнных квартетов, написанных в порядке Opp. 132, 130 (с окончанием Große Fuge ), 131.
Это был фаворит Бетховена из последних квартетов : его цитируют, когда он замечает другу, что он обнаружит «новую манеру письма по частям и, слава Богу, меньшее отсутствие воображения, чем раньше». Говорят, что, слушая выступление этого квартета, Шуберт заметил: «Что нам остается писать после этого?» Шуман сказал, что этот квартет и соч. 127 имели «величие... которое невозможно выразить словами. Мне кажется, что они стоят... на крайней границе всего, что до сих пор было достигнуто человеческим искусством и воображением».
Эта работа посвящена барону Йозефу фон Штуттерхейму [ де ] в знак признательности за то, что после попытки самоубийства он взял в армию своего племянника Карла. Бетховен умер до публикации произведения в Schott Music и до его первого исполнения, дата которого неизвестна.
Он длится около 40 минут и состоит из семи движений, исполняемых без перерыва:
Нет. | Индикация темпа | Ключ | Метр | Длина |
---|---|---|---|---|
Я. | Adagio ma non troppo e molto espressivo | C ♯ минор | Около 7 минут | |
II. | Allegro molto vivace | Ре мажор | 6 8 | Около 3 минут |
III. | Аллегро модерато - Адажио | Си минор | Около 45 секунд | |
IV. | Andante ma non troppo e molto cantabile - Più mosso - Andante moderato e lusinghiero - Adagio - Allegretto - Adagio, ma non troppo e semplice - Allegretto | Основным | 2 4 | Около 14 минут |
В. | Престо | Ми мажор | около 5 1 / 2 минут | |
VI. | Adagio quasi un poco andante | G ♯ минор | 3 4 | Около 2 минут |
VII. | Аллегро | C ♯ минор | О 6 1 / 2 минут |
Соч. 131 квартет - это монументальный подвиг интеграции. В то время как Бетховен написал квартет в шести различных областях, ключевых, работа начинается в C ♯ минора и заканчивается в C ♯ майор. Финал прямо цитирует тему вступительной фуги в первой части во второй тематической области. Этот тип циклической композиции был авангардом произведений того периода. Джозеф Керман писал: «Наглая функциональная отсылка к теме другого движения: этого никогда не бывает». (Это случилось в каком - то другом Бетховена, такие работы, как фортепиано Соната Op 101., Соната соч 102 № 1., И Пятая и Девятая симфонии, это даже случалось в Гайдн «s Сорок Шестой симфонии. Тем не менее соч. 131 является первой работой Бетховена, в котором цитата интегрируется полностью в новый контекст вместо появления как явной цитаты, хотя даже этот эффект ожидалось в прошлом году в молодой Феликса Мендельсона «S октета, и гораздо раньше в «Большой сонате для фортепиано с оркестром » Кристиана Латроба, посвященной Гайдну.)
Соч. 131 часто группируется с Opp.132 и 130. Три произведения разделяют мотивацию. В частности, «девизная» фуга ведущей ноты, которая поднимается до тоники перед переходом к минорной шестой, а затем опускается до доминанты, является важной фигурой, разделяемой этими произведениями.
Этот квартет - одно из самых неуловимых произведений Бетховена в музыкальном плане. Об этой теме много писали с самого начала после ее создания, от Карла Хольца, второго скрипача Шуппанцигского квартета, до Рихарда Вагнера и современных музыковедов. Одна из популярных тем - возможное религиозное / духовное происхождение этой работы, подтвержденное сходством с Missa Solemnis. В первой части соч. 131, непрерывно плавная текстура напоминает Benedictus и Dona Nobis Pacem из более ранней работы. Вдобавок, намеренно или нет, Бетховен цитирует мотивирующую фигуру из Missa Solemnis во второй части квартета.
За пять дней до смерти Шуберта его друг Карл Хольц и его струнный квартет приехали играть для него. Последним музыкальным произведением, которое он хотел услышать, был струнный квартет № 14 соч. 131; Хольц прокомментировал: «Король Гармонии послал Короля Песни дружескую заявку на переправу».
Произведение вошло в сюжет фильма 2012 года «Поздний квартет». Это также фигурировало в эпизоде "Почему мы сражаемся" группы братьев.
Фуга на основе следующей темы, которая содержит (баре 2-3) второй тетрахорд в гармонической минорной гамме, объединяющий мотив последних квартетов Бетховена:
Рихард Вагнер сказал, что это движение «выявляет самые меланхоличные чувства, выраженные в музыке». Джозеф Керман называет это «самой трогательной из всех фуг». JWN Sullivan (1927, стр. 235) считает его «самым сверхчеловеческим музыкальным произведением из когда-либо написанных Бетховеном». Филип Рэдклифф говорит, что «[] простое описание его формальных очертаний может дать лишь небольшое представление о необычайной глубине этой фуги».
Нежный танец в сложном дупле-метре в тональности ре мажор в форме компактной сонаты, основанный на народной теме:
В духе речитатива облигато в тональности си минор ; модуляции от си минор для Е основных функций в качестве краткого введения к следующему движению.
Это центральная часть квартета представляет собой набор из 7 вариаций (6 полных и 1 неполная с кодой ) на следующую простую тему ля мажор, разделяемую между первой и второй скрипками:
Обозначения темпа вариаций: Andante ma non troppo e molto cantabile - Andante moderato e lusinghiero - Adagio - Allegretto - Adagio, ma non troppo e semplice - Allegretto
Это движение является апофеозом формы «Грандиозная вариация» позднего периода Бетховена.
Для ми мажор это блестящее скерцо (правда, в двойном, а не в тройном ритме ), основанное на следующей простой идее:
Ближе к концу скерцо есть «поразительный» отрывок из пианиссимо- суль-понтичелло, написанного для всех инструментов, в основном на их самых высоких струнах ». Джозеф Керман спрашивает:« Был ли это звук, который действительно слышал Бетховен в те дни, когда он слышал, или он впервые придумал звук в 1826 году? Глухой Бетховен был вполне способен «слышать», воображать или изобретать не только отношения между нотами, но и звучность в чистом виде ».
В G ♯ минор это движение в форме такта с кодой, которая служит медленным, мрачным вступлением к следующей части.
Финал в сонатной форме и возвращается к дому ключа C ♯ несовершеннолетнего. У первого предмета есть две основные идеи:
Буйный ритм в этой теме контрастирует с парящей лирической второй темой:
Источники