Ян Питерсоон Свелинк

редактировать
Композитор голландского Возрождения Один из двух сохранившихся портретов Свелинка, датируемый 1606 годом. Приписывается Геррит Питерс Свелинк, брат композитора.

Ян Питерсоун Свелинк (; Апрель или май 1562 г. - 16 октября 1621 г.) был голландским композитором, органистом и педагогом, чьи работы приходились на конец Ренессанс и начало эпохи барокко. Он был одним из первых клавишных композиторов Европы, и его работа в качестве учителя помогла установить северо-германскую органную традицию.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Произведения
  • 3 Влияние
  • 4 Очки
  • 5 Записи
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Life

Свелинк родился в Девентер, Нидерланды, в апреле или мае 1562 года. Он был старшим сыном органиста Питера (или Питера) Свиббертсона и Эльске Янсдохтер Свилинг, дочери хирурга. Вскоре после рождения Свелинка семья переехала в Амстердам, где примерно с 1564 года Питер Свиббертсун был органистом Oude Kerk (дед и дядя Свелинка по отцовской линии также были органистами). Ян Питерсзун, должно быть, получил первые уроки музыки у своего отца. К сожалению, его отец умер в 1573 году. Впоследствии он получил общее образование под руководством Якоба Байка, католического пастора Ауде Керк (эти уроки прекратились в 1578 году после Реформации Амстердама и последующего обращения к кальвинизму ; Буйк решил покинуть город). Мало что известно о его музыкальном образовании после смерти отца; его учителями музыки, возможно, были Ян Виллемсзун Лосси, малоизвестный контртенор и игрок на шауме в Харлеме, и / или Корнелис Боскуп, преемник отца Свелинка в Oude Kerk. Если Свелинк действительно учился в Харлеме, то на него, вероятно, в какой-то степени повлияли органисты Санкт-Бавокерк, Клаас Альбрехтсун ван Виринген и Флорис ван Адрихем, оба из которых ежедневно импровизировали в Бавокерке.

Ауде Керк, амстердамская церковь, где Свелинк проработал почти всю свою жизнь.

По словам Корнелиса Племпа, ученика и друга Свелинка, он начал свою 44-летнюю карьеру органиста Ауде Керк в 1577 году., когда ему было 15. Эта дата, однако, не определена, потому что церковные записи с 1577 по 1580 год отсутствуют, а Свелинк можно найти только в Ауде Керк с 1580 года; он занимал этот пост до конца своей жизни. Овдовевшая мать Свелинка умерла в 1585 году, и Ян Питерсзун взял на себя ответственность за своих младших брата и сестру. В следующем году его зарплата в 100 флоринов была увеличена вдвое, предположительно, для облегчения дела. Вдобавок ему были предложены дополнительные 100 гульденов в случае его женитьбы, что произошло в 1590 году, когда он женился на Клаэсгене Дирксдохтере Пуйнер из Медемблика. Ему также был предложен выбор между дополнительными 100 гульденов и бесплатным проживанием в доме, принадлежащем городу, последний из которых он выбрал. Первые опубликованные произведения Свелинка датируются 1592–1994 гг.: три тома шансонов, последний из которых является единственным оставшимся томом, опубликованным в 1594 г. (по неизвестным причинам композитор взял фамилию своей матери; "Свелинк" впервые появляется на титульный лист издания 1594 г.). Затем Свелинк приступил к публикации настроек псалма, стремясь установить псалтырь целиком. Эти труды вышли в четырех больших томах, изданных в 1604, 1613, 1614 и 1621 годах. Последний том был издан посмертно и, предположительно, в незаконченном виде. Свелинк умер от неизвестной причины 16 октября 1621 г. и был похоронен в Ауде Керк. У него остались жена и пятеро из шестерых детей; старший из них, Дирк Янсзун, сменил своего отца на посту органиста Ауде Керк.

Композитор, скорее всего, всю свою жизнь провел в Амстердаме, лишь изредка посещая другие города в связи с его профессиональной деятельностью: его спросили осматривать органы, давать заключения и советы по созданию и реставрации органов и т. д. Эти обязанности привели к краткосрочным визитам в Делфт, Дордрехт (1614), Энкхёйзен, Харлем (1594), Хардервейк (1608), Мидделбург (1603), Неймеген (1605), Роттердам (1610), Ренен (1616), а также Девентер, место его рождения (1595, 1616). Самым длинным путешествием Свелинка было Антверпен в 1604 году, когда власти Амстердама поручили ему купить для города клавесин. Не найдено никаких документальных свидетельств, подтверждающих традицию, восходящую к Маттесону, о том, что Свелинк посетил Венецию - возможно, путаница со своим братом, художником Герритом Питерсом Свелинком, который это сделал - и аналогично нет никаких доказательств того, что он когда-либо пересекал Ла-Манш, хотя копии его музыки пересекали его, как и пьесы, включенные в Fitzwilliam Virginal Book. Его популярность как композитора, исполнителя и педагога неуклонно росла в течение его жизни. Современники прозвали его Орфей Амстердам, и даже городские власти часто приводили важных посетителей, чтобы послушать импровизации Свелинка.

Работы

Вариации на тему Mein junges Leben hat ein End ' Исполняет Матиас Флиерл
Варианты на Est-ce Mars Исполняет Аштар Мойра

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Sweelinck представляет собой высшее развитие голландской клавишной школы и действительно представляет собой вершину сложности и совершенства контрапункта клавиатуры до J.S. Бах. Тем не менее, он также был опытным композитором для голосов, и написал более 250 вокальных произведений (шансоны, мадригалы, мотеты и псалмы <315.>Некоторые из нововведений Свилинка имели огромное музыкальное значение, в том числе фуга - он был первым, кто написал органную фугу, которая начиналась просто с одного предмета, последовательно добавляя фактуру и сложность до финальной кульминации и разрешения. эта идея была усовершенствована в конце эпохи барокко Бахом. Также принято считать, что многие клавишные сочинения Свелинка предназначались для его учеников в качестве этюдов. Он также был первым, кто использовал педаль в качестве настоящей фугальной партии. Музыка Свелинка также сочетает в себе богатство, сложность и пространственное чутье Андреа и Джованни Габриэли, а также орнамент и интимные формы английских клавишных композиторов. В некоторых своих произведениях Свелинк появляется как композитор стиля барокко, за исключением его шансонов, которые м. очень напоминают традиции французского Возрождения. В формальном развитии, особенно в использовании контрпредмета, стретто и точки органа (точки педали ), его музыка ориентирована на Баха (который, вполне возможно, был знаком с музыкой Свелинка).

Свелинк был мастером импровизатором и получил неофициальный титул «Орфей Амстердама». Сохранилось более 70 его клавишных произведений, и многие из них могут быть похожи на импровизации, которые жители Амстердама около 1600 года, вероятно, слышали. На протяжении своей жизни Свелинк участвовал в музыкальных литургиях трех совершенно разных традиций: католической, кальвинистской и лютеранской - все они отражены в его творчестве. Даже его вокальная музыка, более консервативная, чем его написание на клавишных, демонстрирует поразительную ритмическую сложность и необычайное богатство контрапунктных средств.

Влияние

Портрет Свелинка 1624 года, гравированный Яном Харменсом. Мюллер.

Единственными обязанностями Свелинка в Амстердаме были обязанности органиста. Вопреки обычаю, он не играл на карильоне или клавесине в официальных случаях; при этом от него не требовалось регулярно создавать композиции. Кальвинистские услуги обычно не включали игру на органе из-за веры в то, что сейчас называется Регулирующим принципом. Регулирующий принцип ограничивал элементы поклонения только тем, что было заповедано в Новом Завете. Однако Консистория Дордрехта 1598 года предписывала органистам играть вариации на новые мелодии женевских псалмов до и после службы, чтобы люди могли с ними ознакомиться. Вместо этого Свелинк был нанят самим городом. Поскольку он проработал на протестантских магистратов остаток своей жизни, вполне вероятно, что он был приверженцем кальвинизма. В 1590-х годах трое из его детей крестились в Ауде Керк. Его работа давала ему время для преподавания, благодаря чему он стал таким же известным, как и его сочинения. Ученики Свелинка включали ядро ​​того, что должно было стать северогерманской органной школой : Якоб Преториус II, Генрих Шейдеман, Пауль Зиферт, Мельхиор Шильд и Сэмюэл и Готфрид Шайдт. Ученики Свелинка рассматривались как музыканты, которых сравнивали с другими органистами. Свелинк был известен в Германии как «создатель органистов». Общительный и уважаемый, он пользовался большим спросом как педагог. Его голландских учеников, несомненно, было много, но никто из них не стал заметным композитором. Однако Свелинк оказал влияние на развитие голландской органной школы, как это показано в работах более поздних композиторов, таких как Антони ван Нордт. Свелинк на протяжении своей карьеры сочинял музыку для католических, кальвинистских и лютеранских литургий. Он был важнейшим композитором богатой музыкой "золотой эры" Нидерландов.

Влияние Свелинка распространилось до Швеции и Англии, и первому его принес Андреас Дюбен, а затем - последний был написан английскими композиторами, такими как Питер Филипс, который, вероятно, встретил Свилинка в 1593 году. Свелинк и голландские композиторы в целом имели очевидные связи с английской школой композиции. Музыка Свелинка фигурирует в Fitzwilliam Virginal Book, которая в остальном содержит только работы английских композиторов. Он написал вариации на знаменитую Lachrimae Pavane Джона Доуленда. Джон Булл, который, вероятно, был вашим личным другом, написал серию вариаций на тему Свелинка после смерти голландского композитора.

Очки

  • Научное издание произведений Свелинка был опубликован в Нидерландах с 1974 по 1990 год в 7 томах (некоторые из них разделены на главы) с примечаниями редакции на английском языке: Jan Pieterszoon Sweelinck: Opera Omnia / Editio altera quam edendam curavit Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis (2nd переработанное издание под редакцией Густава Леонхардта, Альфонса Аннегарна, Фриц Носке и др.), Амстердам, VNM [Королевское голландское общество музыковедения], 1974–1990 гг.
  • Новое научное издание полного собрания сочинений Свелинка для клавишных (Breitkopf Härtel, 2004) редактируется в 4 томах Харальдом Фогелем и Питером Дирксеном.

Записи

  • Полное собрание сочинений для клавишных. Разные органисты и клавесинисты. NM Classics 92119 (9 CD)
  • Памятник Хету Свелинку, полная запись вокальных произведений Свелинка; «Консорт Джезуальдо» под управлением Гарри ван дер Кампа, Glossa, (17 компакт-дисков), 2009–2010 гг. Записи были одновременно выпущены на компакт-диске, а также доступны в виде наборов книг и компакт-дисков на голландском языке в Нидерландах.

См. Также

Литература

  1. ^Голландское произношение
  2. ^Денис Арнольд, изд. (1983). Новый Оксфордский компаньон музыки. 2 . Издательство Оксфордского университета.
  3. ^Бернар Соннайон (1985). Король инструментов: история органа. Риццоли. п. 161. ISBN 0-8478-0582-4.
  4. ^Стивен Вестроп, заметки на обложке «Кристофер Херрик: Свилинк: Органная музыка», Hyperion CDA67421 / 2
  5. ^ Сэди, Стэнли. 1980. "Свелинк [Свелинк, Цвелинк, Свилинг, Свилинг, Свелинг, Свелинг], Ян Питерсзун " Словарь музыки и музыкантов New Grove. Том 8. Macmillan Publishers Limited, Лондон. Стр. 406–407
  6. ^ Рэндалл Х. Толлефсен, Питер Дирксен. "Ян Питерсун Свелинк", Grove Music Online, изд. Л. Мэйси
  7. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 10
  8. ^Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 12
  9. ^Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 17
  10. ^Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 98
  11. ^Биографический словарь музыкантов Бейкера, 7-е издание. «Свелинк, Ян Питерсзун».
  12. ^Риз, Гюстав. 1959. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: W. W. Norton Co.
  13. ^Noske, Frits. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 130
  14. ^(на голландском языке) Оргелист Orpheus van Amsterdam, Ян Питерс. в Карел ван Мандер Schilder-boeck, 1604, любезно предоставлено Электронная библиотека голландской литературы
  15. ^ Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 66.
  16. ^«Амстердамский Орфей, часть 1 - церковный органист», Архив Радио Нидерландов, 31 марта 2002 г.
  17. ^Кобальд, Норма «Журнал реформатской музыки» Том. 9, No. 2. 1997. Лэнгли, Британская Колумбия. Канада. Бруксайд Паблишинг. Стр. 36
  18. ^Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 9
  19. ^Оксфордские исследования композиторов, т. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 14–15
  20. ^«Амстердамский Орфей. Часть 2 - Знаменитый мастер», Архив Радио Нетерланс, 7 апреля 2002 г.
  21. ^Носке, Фриц. 1988. Оксфордские исследования композиторов, вып. 22: Свелинк. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Стр. 16
  22. ^Лео ван Дезелаар, Питер ван Дейк, Боб ван Асперен, Менно ван Делфт, Сибе Хенстра, Питер Дирксен, Фредди Эйхельбергер, Глен Уилсон и др.
  23. ^Интервью с Гарри ван дер Кампом Марка Виггинса, 2009
  24. ^"Памятник Хету Свилинку". Архивировано с оригинального 24.07.2011. Проверено 5 декабря 2010 г.

Дополнительная литература

  • Гюстав Риз, Музыка в эпоху Возрождения. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
  • Манфред Букофцер, Музыка в эпоху барокко. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1947. ISBN 0-393-09745-5
  • Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера, 8-е изд. Редакция Николая Слонимского. Нью-Йорк, Schirmer Books, 1993. ISBN 0-02-872416-X
  • Питер Дирксен, Клавишная музыка Яна Питерсоона Свилинка - его стиль, значение и влияние. (Утрехт, 1997). ISBN 90-6375-159-1
  • Исследования Свелинка, Труды симпозиума Свелинк, Утрехт, 1999, (Утрехт, 2001), Под редакцией Питера Дирксена. ISBN 90-72786-09-2

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Яном Питерсооном Свелинком.
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:23:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте