Johann Joseph Fux

редактировать

Johann Joseph Fux

Johann Joseph Fux (Немецкий: ; ок. 1660 - 13 февраля 1741) был австрийским композитором, теоретиком музыки и педагогом позднего барокко эпоха. Его самая устойчивая работа - это не музыкальное сочинение, а его трактат о контрапункте, Gradus ad Parnassum, который стал единственной наиболее влиятельной книгой о палестринском стиле Возрождение полифония.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Gradus ad Parnassum
  • 3 Произведения
  • 4 Духовные композиции
  • 5 Светские композиции
  • 6 Избранная дискография
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Жизнь

Точная дата рождения Фукса неизвестна. Он родился в крестьянской семье в Хиртенфельде, Штирии, Австрии. Относительно мало известно о его молодости, но, вероятно, он ходил в близлежащий Грац на уроки музыки. В 1680 году он был принят в университет иезуита Фердинанда, где его музыкальный талант проявился. С 1685 по 1688 год он работал органистом в Санкт-Морице в Ингольштадте. Где-то в этот период он, должно быть, совершил поездку в Италию, о чем свидетельствует сильное влияние Корелли и болонских композиторов на его творчество того времени.

К 1690-м годам он находился в Вене и привлек внимание императора Леопольда I своими сочиненными мессиями; Император был достаточно впечатлен ими, чтобы помочь ему в его карьере после этого момента. В 1698 году Леопольд нанял его придворным композитором. Фукс снова поехал в Италию, обучаясь в Риме в 1700 году; Возможно, именно здесь он приобрел почитание Палестрины, которое имело столь большое значение для музыкальной педагогики.

Современный образ Вены - Hofburgkapelle

Фукс стал Hofkapellmeister (главный музыкант Wiener Hofmusikkapelle ) в 1715 году вместе с Антонио Калдарой в качестве его заместителя капельмейстером и Ф. Конти как придворный композитор.

Фукс служил Леопольду I до его смерти, а после этого еще двум императорам Габсбургов: Иосифу I и Карлу VI, оба из которых продолжал использовать его на высоких должностях в суде. Фукс был известен как композитор на протяжении всего этого периода и выделялся среди своих современников как композитор самого высокого ранга в Священной Римской Империи. Однако позже, в 18 веке, эта известность постепенно затмилась, когда стиль барокко угас. Хотя его музыка до недавнего времени так и не снискала себе популярности, его мастерство контрапункта повлияло на бесчисленное количество композиторов благодаря его трактату Gradus ad Parnassum (1725). Гайдн в основном изучал контрапункт, читая его, и рекомендовал его молодому Бетховену. У Моцарта была его копия, которую он комментировал.

Gradus ad Parnassum

Gradus ad Parnassum (Шаги или восхождение на гору Парнас) - теоретическая и педагогическая работа, написанная Фуксом на латыни в 1725 году и переведенная на немецкий Лоренцем Кристофом Мицлером в 1742 г. Фукс посвятил его императору Карлу VI.

Работа разделена на две основные части. В первой части Фукс представляет краткое изложение теории Musica Speculativa или анализ интервалов как пропорций между числами. Этот раздел выполнен в простом стиле лекций и рассматривает музыку с чисто математической точки зрения, в теоретической традиции, восходящей к древним грекам через работы теоретиков эпохи Возрождения. Фукс объясняет, что интервалы в точных математических пропорциях приводят к большему и меньшему полутонам, а также упоминает, что некоторые органисты добавили дополнительные тональности (разделите половинки, чтобы использовать меньшие и большие полутона), но добавление дополнительных клавиш на клавиатуре было проблематичным, и по этой причине они разделили каждую ноту на "zwei gleiche Theile" (две равные части), в результате получился одинаковый темперамент. Он продолжает:

«Da man aber erfahren, daß solches in Zahlen nicht angeht, ist das Ohr zu hülfe genommen worden, indem man von dem einem Theil einem fast gar nicht mercklichen Theil weggenommen, und dem andern zugesetzet». » Поскольку опыт подсказывал нам, что это невозможно сделать с помощью цифр, ухо было призвано на помощь, отняв почти не обнаруживаемое количество из одной ноты и добавив ее к другим ".

Работы Мерсенн, Цицерон и Аристотель являются одними из нескольких ссылок, цитируемых Фуксом в этом разделе.

Вторая часть, о Musica Pratica, представляет собой раздел этого трактата, в котором автор представляет свои наставления по контрапункту, фуге, двойному контрапункту, краткому эссе о музыкальный вкус, его идеи сочинения духовной музыки, написания в стиле a cappella и речитативо. Эта часть представляет собой диалог между мастером (Алоизий, по-латыни Луиджи, который должен представлять идеи Палестрины) и учеником Иосифом, который представляет самого Фукса, признанного поклонника Палестрины. Вначале Фукс заявляет о своей цели: «изобрести простой метод, с помощью которого новичок может шаг за шагом прогрессировать, чтобы достичь мастерства в этом искусстве». и дает свое мнение о современной практике: «Меня не остановят ни самые ярые ненавистники школы, ни порочность времени». Он также утверждает, что теория без практики бесполезна, поэтому в своей книге ставит практику выше теории.

Хотя Gradus ad Parnassum известен как источник термина «видовой контрапункт », Фукс не был первым, кто придумал эту идею. В 1610 г. Джироламо Дирута, композитор венецианской школы, опубликовал «Il Transilvano», в котором полифонический стиль эпохи Возрождения представлен в виде ряда типов: одна нота против одной ноты, две ноты против другой. одно примечание, приостановка и т. д. Работа Фукса повторяла некоторые работы Дируты, возможно, случайно, поскольку неизвестно, чтобы у него была копия.

В контрапункте видов, как указано в Фуксе, ученик должен овладеть письменным контрапунктом каждого вида, прежде чем переходить к следующему. Виды указаны в порядке примечания к примечанию; две банкноты против одной; четыре купюры против одной; лигатура или подвесы (одна банкнота против другой, но с поправкой на половину стоимости банкноты); и витиеватый контрапункт, в котором другие виды свободно сочетаются. Как только все виды освоены двумя голосами, виды снова проходят через три голоса, а затем четыре голоса. (Иногда в современных учебниках-контрапунктах третья и четвертая разновидности меняются местами, а отрывки преподаются перед четырьмя нотами против одной.) Фукс выразил намерение добавить разделы о том, как писать контрапункт для более чем четырех частей, указав, что правила в этой области должны были соблюдаться «менее строго». Однако, сославшись на свое слабое здоровье из-за подагры и возраста, он решил завершить книгу в ее нынешнем виде.

Современное образование в области контрапункта во многом обязано Градусу ад Парнассуму, и Фукс представил идеи с такой ясностью и ясностью. акцентируйте внимание на том, что как последующие, так и современные тексты-контрапункты продолжают цитировать его работы, от книги Альбрехтсбергера (Gründliche Anweisung zur Komposition) до примеров 20-го века, таких как книга Кнуда Джеппесена (Контрапункт : Полифонический вокальный стиль XVI века). Кроме того, Gradus ad Parnassum является примечательным историческим документом, поскольку он четко очерчивает стилистическое различие всей эпохи барокко между античным и священным стилем и более современным и в значительной степени светским стилем.

Латинское издание Gradus Фукса. ad Parnassum 1725 года - единственная сохранившаяся книга JS. Личная библиотека теоретических работ Баха. Поскольку Мизлер был учеником Дж. Бах, музыковед Кристоф Вольф предположил, что Бах, возможно, сыграл определенную роль в убеждении Мицлера перевести трактат.

Работы

Помимо написания Gradus ad Parnassum, Фукс также написал множество священных и светских произведений. работает. Композиции Фукса были каталогизированы Людвигом Риттером фон Кехелем.

Духовные композиции

Священные произведения Фукса включают мессы (Missa canonica, Missa Corporis Christi,), реквиемы, оратории (Санта-Димпна, Инфанта д'Ирланда, K 300a (1702) Il fonte della salute, K 293 (1716)), литании, вечерни настройки, мотетов, постепенные изменения, предложения, Marian antiphons (21 настройка Alma Redemptoris mater, 22 настройки Ave Regina, 9 настроек Regina coeli и 17 настроек Salve regina), настройки текст «Суб Туум Президиум», Гимны (многие утеряны), Последовательности, вступления, гимны причастия, немецкие священные песни (все утеряны) и другие священные произведения.

Некоторые мессы Фукса (наряду с Калдарой и другие) использовали канон (подражательный контрапункт в его самой строгой форме) как композиционный прием, один из характерных признаков stile antico. Другие признаки stile antico включают крупные ноты (целые, половинные или четвертные).

Однако, хотя большинство ассоциирует Фукса с композицией в стиле антико, называя его «австрийской Палестриной», из-за В своем трактате Gradus ad Parnassum он также обладал способностью сочинять в стиле модерн, что очевидно в его ораториях, таких как Санта Димпна, Инфанта д'Ирландия. Например, многие движения во второй половине «Санта Димпна» используют форму da capo aria, а восемь (сохранившихся) арий демонстрируют барочную концепцию «аффекта», что демонстрируется вокалом. колоратура и инструментальные фигуры.

Фукс вместе с другими композиторами, такими как Хофер, Бибер и Калдара, создали солидный репертуар католической церковной музыки в южной Германии и Австрии, несмотря на присутствие более известной протестантской церкви музыка в северной Германии.

Светские сочинения

Помимо духовных произведений, Фукс был композитором вокальной и инструментальной музыки. Среди его произведений 19 опер, 29 партитур, 10 ораторий и около 80 месс. Инструментальные сочинения Фукса включают 50 церковных сонат, музыкально-инструментальный концерт (1710) и клавишные. Композиции Фукса для клавира включают пять партит, 20-минутное каприччио, чиакону, прелюдию и фугу к гарпеджио, арию пассажиату и набор из двенадцати менуэтов.

Concentus musico-Instrumentalis представляет собой цикл из семи партиты набрали для деревянных духовых, медных и струнных инструментов. Этот цикл, опубликованный в 1701 году, был посвящен Иосифу, королю Рима. Его космополитическая смесь французских, итальянских и немецких движений и его праздничные черты можно найти в клавишных сюитах Fux, которые сильно орнаментированы и в них преобладают высокие частоты. Большинство итальянских опер того периода было сосредоточено на сольной арии. В то время как в операх Фукса задействован ансамбль сольных певцов, а в больших ариях часто используется сольный концертный инструмент. Акцент Фукса на контрапунктических структурах был консервативным и представлял более старый способ обращения с музыкальной текстурой.

Ранние оперы Фукса демонстрируют особенности конца 17 века, такие как использование ариозо отрывков в речитативе. Его стиль - это прежде всего комбинация его предпочтения контрапунктных текстур, яркого мастерства вокальной и инструментальной риторики и итальянского орнамента, а также красочного использования облигато. По сравнению с его итальянскими современниками, именно манипуляция Фуксом da capo aria представляет его исключительное чувство драматизма в музыке : его оценка, структура и мотивационно-тематическая интеграция позволяют индивиду стиль зародиться, в то время как идеализированные страсти Affektenlehre обретут драматическую жизнь.

Премьера большинства его драматических опер состоялась в театре Hoftheater, Вена ; иначе указано ниже. Список 19 опер Фукса:

  • Il fato monarchico, festa teatrale (18 февраля 1700; музыка не сохранилась)
  • Neo-exoriens phosphorus, id est neo-electus et infulatus praesul Mellicensis, опера латинской школы ( 1701; музыка не сохранилась)
  • L'offendere per amare ovvera La Telesilla, dramma per musica (25 июня 1702; музыка не сохранилась)
  • La clemenza d 'Augusto, poemetto drammatico (15 ноя 1702; музыка не сохранилась);
  • Хуло Асканио ре д'Альба, poemetto drammatico (19 марта 1708)
  • Pulcheria, poemetto drammatico (21 июня 1708)
  • Il mese di Marzo, Conccrato a Marte, component per musica (19 марта 1709 г.)
  • Gli ossequi della note, component per musica (15 июля 1709 г.)
  • La decima fatica d'Ercolo, ovvero La Sconfitta di Gerione в Испании, pastorale-eroico (1 октября 1710 г.)
  • Дафне в Лауро, компонент для камеры (1 октября 1714 г.)
  • Orfeo ed Euridice, компонент для камеры для музыки (1 окт. 1715 г.)
  • Анжелика винчитрис диАльцина, соска феста rale (14 сентября 1716 г.)
  • Diana placate, component da camera (19 ноября 1717 г.)
  • Elisa, festa teatrale per musica (Лаксенбург, 28 августа 1719 г.)
  • Psiche, coponimento da camera per musica (19 ноября 1720 г.)
  • Le nozze di Aurora, festa teatrale per musica (6 октября 1722 г.)
  • Constanza e Fortezza, festa teatrale (Прага, 28 августа 1723 г.) - его знаменитая опера
  • Giunone placata, festa teatrale per musica (19 ноября 1725 г.)
  • La corona d'Arianna, festa teatrale (28 августа 1731 г.)

Праздничная опера «Констанца и сила» («Постоянство и сила») с либретто Пьетро Париати (1665-1733) была самой известной оперой Фукса. Он был дважды показан в специально спроектированном театре под открытым небом в Пражском Граде по случаю коронации Карла VI как короля Богемии в 1723 году. Автор декорации - архитектор придворного театра Джузеппе Галли-Бибиена (1696-1756). Это произведение считается оперой для торжественной коронации, потому что оба спектакля в этой опере состоялись за несколько дней до коронации Карла VI как короля Богемии и его супруги Елизаветы Кристины как королевы. Речь шла о двойной праздничной функции этой оперы - коронации Карла VI и дня рождения Елизаветы Кристины.

Избранная дискография
  • Дрезденский альбом. Йоханнес Прамсохлер. Ансамбль Дидро. (Audax Records ADX 13701)
  • Concentus musico Instrumentalis... 1701. Concentus musicus Wien, Николаус Харнонкур (Teldec 8.42171 XH, 244 690 2)
  • Concentus musico Instrumentalis... 1701 K352 - 358. Neue Hofkapelle Graz, (CPO 777 980-2)
  • Kaiserrequiem K51-53. Клеменсик Консорт, Рене Клеменсик (Arte Nova 74321 27777 2)
  • Полная музыка для клавесина. Исполняет Филиппо Эмануэле Равицца. (Brilliant Classics 95189)
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:42:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте