В истории музыки венецианская школа была творением композиторов, работающих в Венеция примерно с 1550 по 1610 год, многие работали в венецианском полихоральном стиле. Венецианские полихоральные сочинения конца XVI века были одними из самых известных музыкальных произведений в Европе, и их влияние на музыкальную практику в других странах было огромным. Инновации, внесенные венецианской школой, наряду с современным развитием монодии и оперы в Флоренции, вместе определяют конец музыкального Ренессанса и начало мюзикла Барокко.
Несколько основных факторов соединились, чтобы создать Венецианскую школу. Первый был политическим: после смерти Папы Льва X в 1521 году и разграбления Рима в 1527 году долгое время доминирующий музыкальный истеблишмент в Риме был затмен: многие музыканты либо переехали в другое место, либо предпочел не ехать в Рим, а Венеция была одним из нескольких мест, где была среда, способствующая творчеству.
Другим фактором, возможно, самым важным, было существование великолепной Базилики Святого Марка, с его уникальным интерьером с противостоящими лофтами для хоров. Из-за просторной архитектуры этой базилики было необходимо разработать музыкальный стиль, в котором задержка звука использовалась бы в интересах, а не боролась с ней: так был разработан венецианский полихоральный стиль, великий антифонный стиль. в котором группы певцов и инструментов играли иногда в оппозиции, а иногда вместе, объединенные звуком органа. Первым композитором, прославившим этот эффект, был Адриан Вилларт, который стал маэстро ди капелла собора Святого Марка в 1527 году и оставался на этом посту до своей смерти в 1562 году. Джозеффо Зарлино, один из самых влиятельных писателей о музыке того времени, назвал Уилларта «новым Пифагором », и влияние Уилларта было глубоким не только как композитор, но и как учитель, поскольку большинство венецианцев, последовавших за ним, учились с ним.
Еще одним фактором, способствовавшим богатому периоду музыкального творчества, была полиграфия. В начале 16 века Венеция, процветающая и стабильная, стала важным центром музыкального издательства; композиторы приезжали со всех концов Европы, чтобы извлечь выгоду из новой технологии, которой тогда было всего несколько десятилетий. Композиторы из Северной Европы - особенно Фландрии и Франции - уже были известны как самые искусные композиторы в Европе, и многие из них приехали в Венецию. Интернациональный колорит музыкального общества в городе сохранялся до 17 века.
В 1560-х годах в венецианской школе возникли две отдельные группы: прогрессивная группа во главе с Бальдассаре Донато и консервативная группа во главе с Зарлино, который тогда был маэстро ди капелла. Трения между двумя группами достигли апогея в 1569 году, когда произошел драматический публичный конфликт между Донато и Зарлино во время праздника Святого Марка. Члены консервативной ветви, как правило, следовали стилю франко-фламандской полифонии, включая Чиприано де Роре, Зарлино и Клаудио Меруло ; членами прогрессивной группы были Донато, Джованни Кроче, а позже Андреа и Джованни Габриэли. Еще одним предметом разногласий между двумя группами было то, следует ли венецианцам - или, по крайней мере, итальянцам - дать высшую должность маэстро ди капелла на соборе Святого Марка. В конце концов группа, отдавшая предпочтение местным талантам, взяла верх, положив конец доминированию иностранных музыкантов в Венеции; в 1603 году на эту должность был назначен Джованни Кроче, а в 1609 году - Джулио Чезаре Мартиненго.
Пик развития венецианской школы пришелся на 1580-е годы, когда Андреа и Джованни Габриэли сочинили огромные произведения для нескольких хоров, групп медных и струнных инструментов и органа. Эти работы являются первыми, которые включают динамику, и являются одними из первых, которые включают специальные инструкции для ансамбля инструментовки. В то же время работали органисты: Клаудио Меруло и Джироламо Дирута ; они начали определять инструментальный стиль и технику, которая распространилась в северную Европу в последующих поколениях, достигнув высшей точки в работах Свелинка, Букстехуде и, в конечном итоге, J.S. Бах.
Термин Венецианская школа иногда используется, чтобы отличить ее от современной и обычно более консервативной в музыкальном плане римской школы. Другие важные центры музыкальной деятельности в Италии в то же время включали Флоренцию (место рождения оперы), Феррару, Неаполь, Падуя, Мантуя и Милан.
Основные представители венецианской школы: