Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

редактировать
Итальянский композитор эпохи Возрождения

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (c.1525 - 2 февраля 1594) был итальянским ренессансным композитором духовной музыки и самым известным представителем римской школы музыкальной композиции XVI века. Он оказал длительное влияние на развитие церковной и светской музыки в Европе, особенно на развитие контрапункта, и его творчество считается кульминацией эпохи Возрождения полифонии.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Музыка
  • 3 «Стиль Палестрина»
  • 4 Репутация
  • 5 Фильм
  • 6 Источники
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Палестрина родилась в городе Палестрина, недалеко от Рима, в то время входившего в Папскую область, в семье неаполитанских родителей, Санто и Пальма Пьерлуиджи, в 1525 году., возможно, 3 февраля. Его мать умерла 16 января 1536 года, когда Палестрине было 10 лет. Документы предполагают, что он впервые посетил Рим в 1537 году, когда он числился хористом в базилике Санта-Мария-Маджоре, Кафедральный собор Римской епархии. Он учился у Робина Маллаперта и Фирмина Лебеля. Большую часть своей карьеры он провел в городе.

Палестрина достигла совершеннолетия как музыкант под влиянием североевропейского стиля полифонии, который был обязан своим господством в Италии в первую очередь двум влиятельным голландским композиторам, Гийом Дюфе и Жоскен де Пре, которые провели здесь значительную часть своей карьеры. В самой Италии еще не было никого сравнимой по известности или навыкам полифонии.

С 1544 по 1551 год Палестрина был органистом Собора Св. Агапито, главной церкви его родного города. город. В 1551 папа Юлий III (ранее епископ Палестрины ) назначил Палестрину maestro di cappella или музыкальным руководителем Cappella Giulia, ( Юлиана капелла, в смысле хора), хор главы каноников Св. Базилика Петра. Палестрина посвятила Юлию III свои первые опубликованные сочинения (1554 г.), книгу месс. Это была первая книга месс местного композитора, поскольку в итальянских государствах времен Палестрины большинство композиторов духовной музыки были из Нидерландов, Франции или Испании. Фактически, эта книга была создана по образцу книги Кристобаля де Моралеса : гравюра на дереве на лицевой стороне почти точная копия гравюры из книги испанского композитора.

Фасад Св. Иоанна Латеранского, Рим, где Палестрина была музыкальным руководителем

В течение следующего десятилетия Палестрина занимал должности, аналогичные его назначению в Юлианской капелле в других часовнях и церквях Рима, особенно Ул. Иоанн Латеран (1555–1560 гг., Пост ранее занимал Лассус ) и Санта-Мария-Маджоре (1561–1566). В 1571 году он вернулся в часовню Юлиана и оставался в соборе Святого Петра до конца своей жизни. Десятилетие 1570-х было трудным для него лично: он потерял своего брата, двух сыновей и жену в трех отдельных вспышках чумы (1572, 1575 и 1580, соответственно). Похоже, в то время он думал о том, чтобы стать священником, но вместо этого женился повторно, на этот раз на богатой вдове. Это, наконец, дало ему финансовую независимость (ему плохо платили как хормейстеру), и он смог плодотворно сочинять до самой смерти.

Он умер в Риме от плеврита 2 февраля 1594 года. Говорят, что Палестрина умерла всего за день до своего 69-летия. Как обычно, Палестрина была похоронена в тот же день, когда он умер, в простом гробу со свинцовой пластиной, на которой было написано Libera me Domine. На похоронах был исполнен пятичастный псалом для трех хоров. Похороны Палестрины прошли в соборе Святого Петра, и он был похоронен под полом базилики. Позднее его могила была покрыта новой постройкой, и попытки определить местонахождение этого места оказались безуспешными.

Музыка

Agnus Dei из Missa in Festis Apostolorum Инструментальная миди-версия
Madrigal Vestiva i colli - Prima parte Инструментальная миди-версия

Палестрина оставила сотни композиций, в том числе 105 мессы, 68 предложений, не менее 140 мадригалов и более 300 мотетов. Кроме того, существует не менее 72 гимнов, 35 магнификатов, 11 литаний и четыре или пять наборов причитаний. Мелодия Глории из оперы «Magnificat Tertii Toni» Палестрины (1591) сегодня широко используется в гимне воскресения «Победа» («Раздор уже наступил»).

Его отношение к мадригалам было несколько загадочным: тогда как в предисловии к в своем собрании мотетов Canticum canticorum (Песнь песней) (1584 г.) он отказался от настройки нечестивых текстов, только два года спустя он вернулся в печать с Книгой II его светских мадригалов (некоторые из них являются одними из лучших сочинений в среде). Он опубликовал всего два сборника мадригалов с нечестивыми текстами, один в 1555 году, а другой в 1586 году. Два других сборника были духовными мадригалами, жанром, излюбленным сторонниками Контрреформации.

Массы Палестрины показывают, как его композиционный стиль развивался со временем. Его номинация на Missa sine кажется особенно привлекательной для Иоганна Себастьяна Баха, который изучил и исполнил его во время написания мессы си минор. Большая часть сочинений Палестрины появилась в тринадцати томах, напечатанных между 1554 и 1601 годами, последние семь опубликованы после его смерти.

Папа Марцелл Месса - Кирие

Одна из его самых важных работ, Missa Papae Marcelli (Папа Марцелл Масса ) исторически ассоциировался с ошибочной информацией о Трентском соборе. Согласно этой сказке (которая легла в основу оперы Ганса Пфицнера Палестрина ), она была составлена ​​для того, чтобы убедить Трентский собор в том, что драконовский запрет на полифоническую трактовку текста в духовной музыке (в отличие от более понятной гомофонической трактовки) не требовался. Однако более поздние исследования показывают, что эта масса на самом деле была собрана до того, как кардиналы собрались для обсуждения запрета (возможно, за 10 лет до этого). Исторические данные показывают, что Трентский собор, как официальный орган, никогда фактически не запрещал церковную музыку и не принимал никаких постановлений или официальных заявлений по этому поводу. Эти истории возникли из неофициальной точки зрения некоторых участников Совета, которые обсуждали свои идеи с теми, кто не имел отношения к работе Совета. Эти мнения и слухи на протяжении веков превращались в вымышленные рассказы, печатались и часто неправильно преподносились как исторический факт. Хотя композиционные мотивы Палестрины неизвестны, он, возможно, вполне осознавал потребность в понятном тексте; однако это не должно было соответствовать какой-либо доктрине Контрреформации, потому что такой доктрины не существует. Его характерный стиль оставался неизменным с 1560-х годов до конца его жизни. Гипотеза Роша о том, что кажущийся бесстрастным подход Палестрины к выразительным или эмоциональным текстам мог быть результатом того, что ему приходилось создавать многие по заказу, или из сознательного решения, что любая интенсивность выражения неуместна в церковной музыке, отражает современные ожидания в отношении свободы выражения и недооценивает степень к которому настроение обстановки Палестрины адаптировано к литургическим событиям, для которых были созданы тексты, а не к построчному значению текста, и зависит от характерных знаков церковных режимов и вариации вокальной группировки для выразительного эффекта. Исполнительские издания и записи Палестрины имели тенденцию отдавать предпочтение его работам в более знакомых тонах и стандартных (SATB) голосах, недооценивая выразительное разнообразие его настроек.

Существует два всеобъемлющих издания работ Палестрины: 33-томное издание, опубликованное Брейткопфом и Хертелем в Лейпциге Германии между 1862 и 1894 годами под редакцией Франца Ксавера Хаберля, и 34-томное издание, опубликованное в середине двадцатого века Fratelli Scalera в Риме, Италия, под редакцией R. Казимири и другие.

«Стиль Палестрины»

Одной из отличительных черт музыки Палестрины является то, что диссонансы обычно отнесены к «слабым» битам. Это дало более гладкую и более созвучную полифонию, которая теперь считается определяющей для музыки позднего Возрождения, учитывая положение Палестрины как ведущего композитора Европы (наряду с Орландом де Лассус и Виктория ) вслед за Жоскеном де Пре (ум. 1521).

«Стиль Палестрины», преподаваемый на курсах колледжа, посвященных эпохе Возрождения контрапункт, часто основан на кодификации композитора и теоретика 18-го века Иоганна Йозефа Фукса, опубликованной как Gradus ad Parnassum (Шаги к Парнасу, 1725). Ссылаясь на Палестрину в качестве своей модели, Фукс разделил контрапункт на пять видов (отсюда и термин «видовой контрапункт »), разработанных как упражнения для учеников, которые постепенно раскрывали все более сложные ритмические комбинации голосов при соблюдении строгой гармонии и мелодические требования. Этот метод получил широкое распространение и был основной основой обучения контрапункту в 19 веке, но Фукс ввел ряд упрощений в стиль Палестрина, в частности обязательное использование cantus firmus в полубреве., которые были исправлены более поздними авторами, такими как Knud Jeppesen и R. О. Моррис. Музыка Палестрины во многом соответствует правилам Фукса, особенно в пятом виде, но не соответствует его педагогическому формату.

Основная идея о том, что «чистый» стиль полифонии, достигнутый Палестриной, следует неизменному набору стилистических и комбинационных требований, был оправдан. Руководство Фукса было одобрено его современником Дж. Бах, который сам устроил для выступления две мессы Палестрины.

Согласно Фуксу, Палестрина установила и следовала этим основным принципам:

  • Музыкальный поток динамичен, а не жесток или статичен.
  • Мелодия должна содержать несколько скачков между нотами. (Джеппесен: «Линия - это отправная точка стиля Палестрины».)
  • Если прыжок происходит, он должен быть небольшим и немедленно нейтрализоваться ступенчатым движением в противоположном направлении.
  • Диссонансы - это ограничиваться приостановками, пассовыми нотами и слабыми битами. Если кто-то упал на сильный удар (в приостановке), это должно быть немедленно разрешено.

Фукс не упоминает способ, которым музыкальная фразировка Палестрины следовала синтаксису предложений, которые он настраивал. музыка, что не всегда соблюдалось более ранними композиторами. Также в Палестрине можно отметить большое количество тональной живописи. Элементарными примерами этого являются нисходящие музыкальные движения с латинскими словами, такими как Descendit (нисходящий) или статичный музыкальный или каденциальный момент со словами de coelis (с небес).

Репутация

Палестрина, представляя свои массы для Папа Юлий III, 1554

Палестрина был чрезвычайно известен в свое время, и, во всяком случае, его репутация и влияние увеличились после его смерти. Дж. Бах изучил и переписал первую книгу Месс Палестрины, а в 1742 году написал свою собственную адаптацию Kyrie и Gloria of the Missa sine nomine. Феликс Мендельсон поместил его в пантеон величайших музыкантов, пишущих: «Я всегда расстраиваюсь, когда одни хвалят только Бетховена, другие - только Палестрину, а третьи - Моцарта или Баха. Все четверо, я говорю, или ни одного».

Консервативная музыка римской школы продолжала писать в стиле Палестрины (который в 17 веке стал известен как prima pratica ) такими его учениками, как Джованни Мария Нанино, Руджеро Джованелли, Франческо Сориано и Грегорио Аллегри. Уже в 1750-х годах стиль Палестрины все еще использовался композиторами, работавшими в форме мотета, как видно из работы Франческо Барсанти «Сеи Антифонес в стиле Палестрины» (около 1750; опубликовано) [Питер] Велкер, 1762 г.).

Большое количество исследований Палестрины было проведено в 19 веке Джузеппе Байни, опубликовавшим в 1828 году монографию, которая снова прославила Палестрину и укрепила уже существующую легенду о том, что он был «Спасителем мира». Церковная музыка »во время реформ Трентского собора.

..

Ученые в 20 и 21 веках в целом придерживаются мнения, что Палестрина был сильным и утонченным композитором, чья музыка представляет собой вершину технического совершенства. Современный анализ выдвинул на первый план современные качества композиций Палестрины, такие как исследование цвета и звучности, использование звуковой группировки в крупномасштабном сеттинге, интерес как к вертикальной, так и к горизонтальной организации, изученное внимание к настройке текста. Эти уникальные характеристики, вместе с непринужденной подачей материала и неопределенной "инаковостью", по сей день составляют привлекательность работ Палестрины.

Фильм

В 2009 году на немецком телевидении был снят фильм о композиторе. ZDF / Arte. Название: Палестрина - принц музыки, режиссер Георг Бринтруп.

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

https://www.jstor.org/stable/pdf/3125600.pdf

Последняя правка сделана 2021-05-21 09:12:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте