Трио Баритона (Гайдн)

редактировать
Копия баритона принца Эстерхази, выставленная в его дворце в Айзенштадте.

Йозеф Гайдн написал целых 123 трио для необычной комбинации баритона, альта и виолончели, а еще три трио для баритона, виолончели и скрипки (Hob. XI: 89-91) считаются частью серии. Как отмечает Сисман, это «наиболее интенсивно культивируемый жанр» ранней карьеры Гайдна.

Содержание
  • 1 Баритон
  • 2 История
  • 3 Музыка
    • 3.1 Форма
    • 3.2 Роль трех инструментов
    • 3.3 Стилистическая эволюция
    • 3.4 Музыкальные цитаты
  • 4 Баритон принца Эстерхази
  • 5 Критическое мнение
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Баритон

Баритон - смычковый струнный инструмент семейства виол, на котором играли в Европе в XVII и XVIII веках. Он имеет шесть или семь струн из кишки, расположенных над грифом с грифом, плюс нижний набор струн из проволоки. Когда струны натянуты, струны сочувственно вибрируют , обогащая тон. Проволочные струны также можно перещипывать большим пальцем левой руки исполнителя, создавая контрастное качество звука. Для получения полной информации см. баритон.

История

Гайдн начал сочинять баритонные трио в 1765 году. В то время он работал на принцев из семьи Эстерхази с 1761 года, а с 1762 г. для ново царствующего князя Николауса. Николаус раньше играл на альте да гамба (инструмент, похожий на баритон, но без симпатических струн), но в 1765 году он купил баритон. В том же году Гайдн получил официальный выговор от князя за пренебрежение своими обязанностями; подробнее об этом эпизоде ​​см. Грегор Вернер. В добавлении к выговору уточнялось, что Гайдну также следует уделять больше времени сочинению произведений для нового инструмента принца:

«Наконец, сказал Капельмейстер, Гайдну настоятельно рекомендуется заниматься сочинением более усердно, чем прежде, и особенно для написания таких пьес, которые можно сыграть на гамбе [т. е. баритоне], из которых мы видели очень мало до сих пор; и чтобы иметь возможность судить о его усердии, он время от времени посылает нам первый экземпляр в чистом виде. и тщательно написано, каждого сочинения ».

Гайдн энергично откликнулся на эту команду, и его усилия вскоре встретили одобрение князя. 4 января 1766 года Эстерхази написал своему администратору:

«В этот момент я получил от Хайдена [sic] три монеты, которые мне очень понравились. Соответственно, вы должны заплатить ему от моего имени двенадцать дукатов из казны и сообщить в то же время, когда он должен написать еще шесть пьес, подобных тем, которые он только что прислал мне, вместе с двумя соло, которые должны быть поставлены как можно скорее ».

Эти чаевые должны были продолжаться.

В течение следующих десяти лет Гайдн написал «почти 200» композиций для различных ансамблей с использованием баритона. Из них преобладающим жанром было трио баритонов. Всякий раз, когда Гайдн завершал 24 трио, у него был набор «богато переплетенный кожей и золотом» (Сисман). Полученные тома были датированы 1766, 1767, 1768, 1771 и 1778 годами; последний был связан после того, как князь отказался от инструмента в пользу нового хобби, в котором также участвовал Гайдн, а именно постановки оперных постановок в своем дворце. По словам баритониста Джона Сюя, последние трио фактически датируются 1775 годом.

Музыка

Форма

Трио, написанные для любительского исполнения, обычно короче и менее амбициозны, чем более известные серии симфоний и струнных квартетов Гайдна. Практически во всех случаях они состоят всего из трех движений. Когда есть медленное движение, это обычно первое движение, за которым следует второе движение в быстром темпе. Первая часть также может быть произведением в быстром темпе в форме сонаты, а иногда и набором вариаций. Всегда есть менуэт, который ставится либо как средняя часть, либо как финал. Финалы без менуэта характеризуются быстрым темпом.

Как правило, первая и последняя части находятся в домашней тональности трио, а средняя часть - в тесно связанной тональности. Лишь два из трио находятся в минорной тональности.

Роль трех инструментов

Сюй предполагает, что, когда Принц играл трио баритонов, партию альта играл Гайдн, а виолончель партию того, кто в то время был виолончелистом оркестра принца. В самой музыке партия баритона обычно занимает мелодическую линию. Как писал Оливер Странк, трио «не являются камерной музыкой в ​​общепринятом смысле этого слова, они сопровождаются соло. Принц Николай не был демократом в том, что касалось музыки, и мало заботился о разделении почестей с профессиональными музыкантами. кто помогал ему ". Тем не менее, Странк продолжает, что «во многих частях три части примерно одинаково интересны».

Ни у одного из трех инструментов нет диапазона сопрано, и в результате получается темный тембр ансамбля необычный для камерной музыки.. Сэди и Памплин отмечают, что «текстура баритонного трио - баритон, альт и виолончель - была разработана специально для Николая, и, хотя и возникла из-за необходимости, она оказалась гениальным ходом. Смычковые струны баритона сливаются с альтом и виолончелью. а щипковые струны создают контрастный тембр. Обертоны, создаваемые множеством струн баритона, компенсируют отсутствие высоких частот... Общий эффект вводит слушателя в заблуждение, потому что отдельные инструменты часто невозможно различить ». Эта путаница голосов связана с другим наблюдением Странка, что Гайдн часто использует инструменты «поперечного диапазона», при этом виолончель с более низким тоном играет выше, чем баритон, или альт с высоким тоном, играющий ниже его.

Стилистическая эволюция

Джонс отмечает изменения в стиле трио с течением времени. Отчасти они просто отражают растущие способности принца Эстерхази играть на инструменте, который изначально был для него новым. Таким образом, в ранних трио преобладающая используемая тональность - это ля мажор, очевидно, самая легкая для игры; более поздние работы исследуют более широкий диапазон ключей. К третьему тому трио принц, очевидно, смог одновременно щипать и кланяться, что требовалось в №№ 60 и 66; и быстро чередовать щипание и поклон (например, № 69).

Время, когда были составлены трио (1765-1775), было важным периодом эволюции стиля Гайдна, включая так называемый «Буря и натиск "период, в который вошли такие произведения, как" Прощальная симфония "и фортепианная соната до минор 1772 года. Гайдн также был занят сочинением серии из 18 струнных квартетов (опп. 9, 17 и 20 ), что закрепило за ним репутацию основателя и мастера этого жанра. Трио баритонов, хотя и меньше по размеру, перекликается со стилистической эволюцией этого периода, утонченность и интерес со временем возрастают.

Музыкальные цитаты

Трио иногда заимствуют материал из более ранних работ, в основном самого Гайдна.

  • Первая часть Trio 5 основана на арии «Che farò senza Euridice» из оперы Глюка Orfeo ed Euridice.
  • Первая часть Trio 29 основана на вступительная ария "Che visino delicato" из оперы Гайдна Кантерина.
  • Первая часть Трио 37 представляет собой транскрипцию части из сонаты для клавишных H. XVI: 3.
  • Трио 52 заимствует движение менуэта, отмеченное Menuet alla zoppa, из 58-й симфонии. Ключ транспонирован на треть вверх.
  • Трио 64 использует григорианское песнопение на Пасху, такое же, как использовалось (другим способом) в более ранней 30-й симфонии.
  • Трио 102 заимствует материал из более раннее клавишное трио H. XV: 2 в F.
  • Trio 110 заимствует материал из более раннего дивертисмента в C для клавиатуры, двух скрипок и виолончели H. XIV: 8

Таким же образом появляется материал из трио. в более поздних работах Гайдна:

  • Вариационная тема Трио 38 в другой форме встречается в вариациях на клавиатуре для четырех рук, "Il maestro e lo scolare" H. XVIIa: I.
Баритон принца Эстерхази

Инструмент принца был построен в 1750 году Иоганном Йозефом Штадлманном из Вены, знаменитым скрипичным мастером, который впоследствии регулярно вел дела с музыкальным учреждением Эстерхази. У этого баритона было семь смычковых струн, настроенных как бас виола да гамба (с которым сопоставимо звучание смычковых баритонных струн); то есть AA, D, G, c, e, a d '. Там было десять струнных струн, настроенных в масштабе D-мажор, плюс четвертая ля ля ниже и мажорная секунда ми вверху. (Поскольку баритонные произведения Гайдна доминируют в современном исполнении на баритоне, именно эта форма инструмента сегодня чаще всего строится.) Инструмент был описан следующим образом: он «сделан из сосны и клена и покрыт светло-желтым лаком. бока и спинка украшены волнистыми линиями инкрустации, на дополнительном грифе - лиственный свиток с инкрустацией из кости и дерева.Коробка для колышков оканчивается резной расписной усой головкой с кивером. оригинальный футляр покрыт кожаной отделкой с позолоченными гвоздями. "

Джон Сю считает, что, судя по сложности письма Гайдна, принц, вероятно, не был виртуозом в игре на своем инструменте. Композитор использовал только пять верхних струн из семи смычковых и редко требовал, чтобы музыкант щипал и поклонялся одновременно. Выбранные клавиши также являются наиболее простыми для игры: ре мажор и соседние клавиши соль мажор и ля мажор.

Согласно Памплину, настройка проволочных струн на баритоне принца была особенной, а не типичный для баритонной традиции в целом, но отражающий особые потребности музыки, написанной Гайдном (и различными его коллегами) для принца Эстерхази. В большинстве баритонов струны из проволоки часто настраивались в диапазоне трех нижних смычковых струн. Таким образом, они использовались для обеспечения басовой линии под смычковой мелодией в сольной игре. Гайдн редко писал такую ​​музыку (что требовало от исполнителя), уважая, таким образом, потребности своего покровителя-любителя. Проволочные струны инструмента Принца были настроены в том же диапазоне, что и три верхних смычковых струны. Посредством сочувственной вибрации они усилили тембр мелодической линии, таким образом выполняя роль баритона как основного музыкального инструмента в этой музыке.

Инструмент принца Эстерхази хранился в семейных коллекциях после его смерти. Намного позже (1949 г.) он стал собственностью (тогда еще коммунистического) венгерского правительства, когда, придя к власти, оно конфисковало поместья Эстерхази и установило инструмент в Венгерском национальном музее в Будапеште, где его можно увидеть сегодня.

Критическое мнение

Относительно отрицательную оценку трио баритонов дает Дэвид Вин Джонс, который пишет, что они «могли быть написаны на автопилот (хотя и склонен к творческой компьютерной ошибке) ". Ссылаясь на приказ принца Эстерхази сочинить музыку (из документа с выговором 1765 года, описанного выше), Джонс комментирует: «Очень немногие люди играли на [баритоне], и эта команда принца должна считаться одной из самых снисходительно эгоистичных в мире. история музыкального меценатства ». Другие ученые Гайдна склонны быть более позитивными; в целом признавая ограниченный масштаб и стремления троек, они выражают восхищение мастерством Гайдна в их создании. Так, Джеймс Вебстер : «трио баритонов... представляют собой тщательно продуманные композиции, столь же полезные в своем роде, как и грубый экспрессионизм Sturm und Drang»; Карл Гейрингер : «A В этой коллекции можно найти множество прекрасных образцов, показывающих, что Гайдн выкладывался изо всех сил даже тогда, когда он не ожидал, что его сочинения будут услышаны вне двора его князя "; Люси Робинсон: «Несмотря на ограниченность комбинации, гений Гайдна очевиден в калейдоскопическом диапазоне мелодических и текстурных идей и остроумном взаимодействии между инструментами».

Джон Сю написал (1986): «На протяжении всего трио, есть ощущение интимности. Это самая личная из камерной музыки, написанная специально в ответ на желания и потребности одного человека. Мы легко можем представить себе удовлетворение и вдохновение, которые принц Эстерхази испытал, играя эти трио ».

Примечания
Ссылки
  • Гартрелл, Кэрол (2003) К описанию античных баритонов. Журнал Общества Галпина 56: 116-131.
  • Гейрингер, Карл (1982) Гайдн: Творческая жизнь в музыке. Беркли: University of California Press.
  • Сю, Джон (1986) программные заметки, написанные баритонистом (и профессором Корнельского университета) Джоном Сюй за исполнение трио # 97, 111, 87 и 101 с альтистом Дэвидом Миллером и виолончелист Фортунато Арико на ASV (GAU 104, 1986).
  • Джонс, Дэвид Вин (2009) Музыка Бэритона. В издании Дэвида Вина Джонса, Oxford companions companions: Haydn, стр. 14–17. Oxford: Oxford University Press.
  • Памплин, Теренс (2000) Влияние бандоры на происхождение баритона в стиле барокко. The Galpin Society Journal 53: 221-232.
  • Оценка Люси Робинсон появилась в The Musical Times (1981), стр. 540. (доступно на JSTOR )
  • Сэди, Джули Энн и Теренс М. Пэмплин (без даты, по состоянию на 20 февраля 2012 г.) "Baryton", в Oxford Music Online.
  • Сисман, Элейн (1993)) Гайдн и классическая вариация. Кембридж: издательство Гарвардского университета.
  • Странк, Оливер (1932) Дивертисменты Гайдна для баритона, альта и баса (по рукописям в Библиотеке Конгресса). Musical Quarterly 18: 216 -251.
  • Вебстер, Джеймс (1976) Виолончель и контрабас в камерной музыке Гайдна и его венских современников. Journal of the American Musicological Society 29: 413-438.
  • Webster, Джеймс (2003) The New Grove: Haydn. Oxford: Oxford University Press.
  • Вебстер, Джеймс (2005) Эстетика Гайдна. В Кэрил Кларк, изд. Кембриджский компаньон Гайдна. Кембридж. : Cambridge University Press.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-11 13:38:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте