баритон представляет собой смычковый струнный инструмент, похожий на виол, но отличающийся дополнительным набором щипковых струн. Он регулярно использовался в Европе до конца 18 века.
Баритон можно рассматривать как своего рода усиленный бас виол. Он похож по размеру на последний инструмент и также имеет шесть или семь струн gut (обычно DGCEAD, хотя использовался scordatura ), расположенных поверх лада гриф и играл с смычком. Инструмент держится вертикально и опирается на ноги игрока (а не на концевой штифт, как в современной виолончели ).
Баритон отличается от басового виола наличием дополнительного набора проволочных струн. Они выполняют две функции: они вибрируют сочувственно смычками, обогащая тон, и их также можно ощипать большим пальцем левой руки исполнителя, создавая контрастное качество звука. Как видно на иллюстрации, смычковые струны расположены справа, где их можно легко потрогать левой рукой. Щипковые струны слева; они доступны для большого пальца игрока сзади, где задняя часть шеи инструмента оставлена открытой.
Там всего около 50 исторических баритонов, свидетельства которых у нас есть либо в виде документов, либо в виде самого инструмента. Многие из последних были изменены по сравнению с их первоначальной формой. Таким образом, проследить историю баритона - сложная задача.
Что касается происхождения баритона, Памплин предполагает, что «инструмент, вероятно, возник в Англии в начале 17 века, когда характеристики двух инструментов, виола да гамба и бандора были объединены в один гибридный инструмент ". Ранние свидетельства существования баритона находятся в работе Марина Мерсенна «Cogitata Physico-Mathematica» (1644). По словам Фрухтмана, «Мерсенн заявил, что англичане построили виолу или лиру, которыми очень восхищался король Джеймс. У инструмента было шесть смычковых струн, а также металлические струны за грифом. Большой палец левой руки щипал струну. металлические струны, которые звучали смычками. Если эта информация верна, баритон должен был быть известен в Англии до 1625 года, конца правления короля Якова ». Самый ранний баритон, сохранившийся до наших дней, датируется 1647 годом; он был сделан Магнусом Фелдленом в Вене и в настоящее время находится в коллекции музыкальных инструментов Королевского музыкального колледжа в Лондоне.
В Лондоне выступление в Marylebone Gardens было объявлено в 1744 году, г-н Ферран должен был выступить на «паритоне, инструменте, на котором раньше никогда не играли публично».
Инструмент никогда не пользовался особой популярностью, но «он приобрел известность в придворных кругах, особенно на юге Германии и Австрии »(Памплин). Сочинения для инструмента Гайдна и его учеников и коллег были последним ура для баритона; к началу 19 века он вышел из моды и перестал привлекать новые композиции. Баритон эпохи Гайдна отличался от более ранних версий в решающем отношении: симпатические струны были настроены на октаву выше, чем раньше. Это помогло баритону выделиться среди других инструментов (альта, виолончели) в баритонном трио, основной форме, в которой писал Гайдн. Так как творчество Гайдна имеет тенденцию доминировать сегодня, настройка типа Гайдна стала стандартом.
Баритоном «полностью пренебрегли» (Сюй) в девятнадцатом веке, но в двадцатом, с появлением движения аутентичного исполнения в классической музыке, были созданы и воспроизведены новые баритоны.. Первоначально эти инструменты были сильно сконструированы, больше похожи на виолончель, чем на басовую виолу (поэтому их иногда называли «целлитонами»), но (как и в случае с параллельной историей возрождения клавесина ) в конечном итоге были сконструированы более легкие инструменты, которые более точно следовали их историческим предшественникам.
Вероятно, первый человек, инициировавший возрождение баритона, был в Мюнхене. В 1934 г. он заказал копию инструмента Симона Шедлера (1782 г.) у известного мастера Фердинанда Вильгельма Яуры в Мюнхене. Первое современное выступление на этом баритоне состоялось в Мюнхене в 1936 году, в нем участвовало трио Гайдна. Этот инструмент является частью Коллекции исторических струнных инструментов Васкеса и часто используется в исполнении Фонда Орфеона. Полная документация Jaura Baryton доступна на веб-сайте Orpheon Foundation.
Среди современных активных игроков на баритоне - Джереми Брукер, Казимеж Грушчиньски, Балаж Какук (Трио Гайдна Баритона из Будапешта), Хосе Мануэль Эрнандес, Джон Су, Роланд Хатчинсон, Хосе Васкес и Slowik.
С возрождением баритона постепенно появилось множество записанных работ. Несколько ансамблей выпустили записи отдельных произведений, а ансамбль Эстерхази (Михаэль Брюссинг, baryton) выпустил набор записей, охватывающих все творчество Гайдна.
Швейцарский композитор Клаус Хубер написал важную сольную партию для инструмента в своем произведении... à l'âme de marcher sur ses pieds de soie... (2004).
Из репертуара этого инструмента наиболее известны 175 произведений, написанных Йозефом Гайдном для своего покровителя, принца Николауса Эстерхази, которому понравилось играть на этом инструменте. Из них 126 - трио для альта, виолончели и баритона. Они были написаны в начале карьеры Гайдна, с 1762 по 1775 год. Андреас Лидель также был известен своими сочинениями, в которые входил баритон.
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, название инструмента - это заимствованное слово из французского baryton или итальянского baritono, и в конечном итоге происходит от греческого bary- + tonos 'глубокий'. Альтернативные варианты написания включают: баритон, баридон, парадон, паридон, паритон, альт парадон, viola di bordoni, [итальянский] viola di bardone, [немецкий] viola di bordone . Также иногда используется имя lyra bastard, хотя с технической точки зрения оно неверно.
На Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с Баритоном. |