Scordatura

редактировать

Scordatura (буквально по-итальянски «раздор» или «неправильная настройка») - настройка струнного инструмента, которая отличается от обычной стандартной настройки. Обычно он пытается разрешить специальные эффекты, необычные аккорды или тембр, или облегчить воспроизведение определенных пассажей. Обычно обозначает положение пальца, как если бы он играл при обычной настройке, в то время как фактическая высота звука изменяется (обозначение scordatura). Когда все струны настроены с одинаковым интервалом вверх или вниз, как в случае с альтом в Концертной симфонии Моцарта для скрипки, альта и оркестра, партия транспонируется целиком.

Содержание
  • 1 Смычковые струнные инструменты
  • 2 Известное использование скордатуры в западной художественной музыке
    • 2,1 Скрипка
    • 2,2 Альт д'амур
    • 2,3 Альт
    • 2,4 Виолончель
    • 2,5 Контрабас
  • 3 Гитара
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки
Смычковые струнные инструменты

Изобретение настройки скордатуры было приписано Томасу Бальцару, выдающийся немецкий скрипач и композитор, который, как известно, использовал эту технику примерно в 1660-х годах, по крайней мере, за десять лет до того, как Бибер написал свои сонаты для четок, в которых он использовал технику настройки. Конечно, немецкий скрипач Ганс Хаке (1628 - после 1667) включает в свой сборник «Ander Theil Newer Pavanen,…» три произведения в Vorstimmung («расстроенная настройка») для двух скрипок (№ 25, № 29 и № 33). Stade: Elias Holwein, 1654), что делает эту атрибуцию ложной.

Scordatura широко использовалась композиторами для альта д'амур, скрипки и виолончели, включая J. С. Бах, Бибер, Вивальди, Ариости, Вильсмайр и другие в сочинениях для скрипки начала 18 века.. Для облегчения чтения использовались специальные обозначения. Эта нотация также использовалась для обозначения музыки для альта д'амур, инструмента, на котором играли и сочиняли такие композиторы, как Бибер и Вивальди. Виола д'амур использовала большое количество различных строчек, и написание музыки для нее в нотах скордатуры было естественным выбором для композиторов того времени.

Известное использование скордатуры в западной художественной музыке

Скрипка

Скрипка со скрещенными струнами для сонаты Воскресения Бибера
  • Генрих Игнац Франц Бибер Розарийные сонаты для скрипки и континуо (ок. 1674). За исключением первого («Благовещение») и последнего произведения («Пассакалия », для скрипки соло) этого сборника, в котором инструмент настроен на общую настройку GDAE, скрипка для каждой сонаты настроена на другой набор высот. Соната XI («Воскрешение») - это особый случай: помимо уникальной скордатуры, две внутренние струны скрипки меняются местами между мостом и хвостовой частью инструмента, создавая тем самым настройку (от верхней струны к нижней струне) GgDd. «Harmonia Artificiosa no. VII» до минор написана в форме скордатуры на девятистрочном нотоносце. Для получения дополнительной информации см. альт д'амур.
  • Иоганн Йозеф Вильсмайр «Artificiosus Consentus Pro Camera», набор из шести партит, опубликованный в 1715 году. В четырех средних партитах используются настройки скордатуры.
  • Musikalische Ergötzung bestehend Иоганна Пахельбеля в 6 verstimmten Partien (Музыкальное развлечение, состоящее из шести сюит для скрипок с неправильным настройкой, 1691), шести сюит для двух скрипок и континуо. Настройки включают CFCF, CGCF, B ♭ -E ♭ -B ♭ -E ♭, BEBE, CGCF и B ♭ -FB ♭ -E ♭.
  • Антонио Вивальди, концерт для скрипки ля мажор, Op.9, № 6, в котором струна G скрипки настроена до ля, что позволяет получить красиво резонирующую гамму и мотив арпеджио, заканчивающийся на перенастроенной струне.
  • Георг Филипп Телеман, Концерт ля мажор для двух скрипок, TWV 43:7.
  • В Йозефе Гайдне Симфония № 60 до мажор (Il Distratto), первая и вторая скрипки начинают финал этой необычной шестичастной симфонии с самой нижней струны, настроенной на F, но настраиваются на G в процессе музыки, чтобы создать комический эффект. Название симфонии означает «рассеянный человек» - как будто скрипки «забыли» настроить свои струны. Музыка полностью останавливается, чтобы скрипки перенастроили, прежде чем продолжить. Гайдн также использует скрипку с самой нижней струной, настроенной на фа, в трио его Симфонии № 67 в F.
  • Никколо Паганини Концерт для скрипки № 1 изначально требовалось, чтобы струны солирующей скрипки были настроены на полтона выше, чтобы соответствовать оригинальной тональности ми E мажор.
  • Камиль Сен-Санс, соло скрипка в Danse Macabre, где E-струна настроена на E ♭. Это изменяет открытые интервалы двойной остановки A и E на тритон (A и E ♭), который используется в качестве вступительного мотива произведения.
  • Густав Малер, scordatura скрипка солист 2-й части своей 4-й симфонии. В этом случае композитор, вероятно, хотел получить специфический тон звука, производимого скрипкой scordatura, который был бы менее «учтивым», чем звук стандартной настройки.
  • Nuit du Nord Франца фон Вече, a Произведение 1921 года для скрипки и фортепиано, требует, чтобы струна G была настроена на F♯.
  • Sérénade et boléro Ин для скрипки соло, соч. 27, скрипка должна быть настроена на F, F, D, B ♭.
  • Игоря Стравинского «Жар-птица» предъявляет редкий, возможно, уникальный, спрос на всю первую секцию скрипки. перенастройте струну E, чтобы воспроизвести ре мажор гармонику глиссанди вступления.
  • В пьесе Белы Бартока Контрасты для кларнет, скрипка и фортепьяно, первые такты третьей части используют другую настройку на отдельной скрипке (G♯-DAE a) для создания венгерского народного эффекта.
  • поэма тона Рихарда Штрауса Эйн Хелденлебен, а также его опера Электра включают отрывки, в которых скрипки должны настраивать свои струны G вниз, чтобы сыграть G ♭ или F♯.
  • Дьёрдь Лигети Концерт для скрипки.
  • Стомп для скрипки соло Джона Корильяно (2010) требует, чтобы две внешние струны были настроены ниже, что привело к настройке EDAD♯.
  • Поэма élégiaque Эжена Исайя требует, чтобы самая нижняя струна была настроена на F.

Viola d'amore

  • В оригинале l версия оперы Вивальди Тито Манлио (Мантуя, 1719), ария Сервилии «Tu dormi in tante pene» также содержит партию облигато для viola d'amore записано в нотации scordatura. Эту роль, несомненно, сыграл бы сам Вивальди. Он был единственным известным исполнителем на инструменте при дворе герцога Гессен-Дармштадтского в Мантуе, его нанимателя в то время и для которого была написана эта опера. Партия облигато на бумаге меньшего размера вставлена ​​в партию первой скрипки. Вивальди бы руководил оркестром из кресла концертмейстера и играл бы первую партию скрипки, предположительно переключившись на альт д'амур для этой арии. Ария «Quanto Magis Generosa» в Оратории Вивальди «Juditha triumphans » (1716) также содержит партию облигато для альта д'амур, написанную в нотах скордатуры. Эта пьеса была написана для Ospedale della Pieta, и партию облигато должен был сыграть либо Вивальди, либо один из старших музыкантов того времени, который был известным исполнителем на альте д'амур. Любопытно, что все другие произведения Вивальди для альта д'амур (восемь концертов и два номера облигато в разных настройках «Nisi Dominus») написаны в обычной нотации при звучащей высоте.

Альт

  • Моцарт написал партию соло альта для своей Sinfonia Concertante на полтона ниже, а струны альта должны быть настроены на полутон выше на D ♭, A ♭, E ♭., B ♭. Таким образом, часть написана ре мажор (тональность произведения - ми мажор). Распространенной практикой того времени было изменение высоты звука открытых струн прежде всего для того, чтобы альт звучал громче и лучше различался в симфоническом оркестре: действительно, увеличение натяжения струны не только обостряло высоту звука, но и делает звук громче, самый громкий звук получается непосредственно перед поломкой. Другие концерты для альта, использующие этот тип скордатуры, были написаны Карлом Стамицем, Иоганном Баптистом Ванхалом, Иоганном Андреасом Амоном, Иржи Дружецки, Иоганнес Матиас Спергер и Иоганн Георг Герман Фойгт. Фрагмент Концертной симфонии Моцарта для скрипки, альта и виолончели аналогичным образом написан ля мажор, но партия альта написана соль мажор с настройкой струн на целый тон выше.
  • В произведении Рихарда Штрауса Дон Кихот, соло-альт настраивает струну до до Б.
  • Сонатина Гезы Фрид 1946 года для альта и фортепиано, соч. 25, требует от альтиста настроить две нижние струны на полутон выше для части IV, в результате получатся C♯, G♯, D, A.

Виолончель

  • Пятая виолончель Иоганна Себастьяна Баха Сюита записывается со струной А, самой высокой струной, настроенной на весь шаг до G. Эта настройка позволяет использовать аккорды, которые были бы трудными или невозможными при обычной настройке. Сюита также воспроизводится со стандартной настройкой, но некоторые высоты должны быть изменены, а случайные ноты удалены, чтобы соответствовать настройке.
  • Фортепианный квартет Роберта Шумана ми-бемоль, соч. 47, требует от виолончелиста перенастроить струну C до B ♭ для последних 42 тактов третьей части.
  • The Rite of Spring Игоря Стравинского, заключительный аккорд Весна священная требует, чтобы виолончели перенастроили A на G♯, чтобы на ней можно было играть «открыто» (без остановки пальцами и, следовательно, более резонансной) как часть четверной остановки.
  • Отторино Респиги <79 Поэма тона>Сосны Рима требует, чтобы виолончели настроили низкую струну C до B в третьей части. Кроме того, на басах должна быть либо пятая нижняя струна си, либо настраиваться расширение до до си в третьей и четвертой частях.
  • Золтан Кодай Соната для виолончели си минор требует, чтобы виолончелист настроил две нижние струны от G и C до F♯ и B, чтобы подчеркнуть тональность повторяющимися си-минорными аккордами.
  • Sequenza XIV Лучано Берио требует, чтобы струна G была настроена до G♯, чтобы лучше изобразить отрывки, а также создать крайние диссонансы на всех четырех струнах.
  • Виолончель в камерной работе Джорджа Крамба Vox Balaenae (партитура для электрической флейты, электрической виолончели и электрического пианино). Традиционная настройка CGDA изменена на BF♯-D♯-A, которая служит для подчеркивания тональности си-мажор, которая проявляется в финальной части.
  • Виолончель в Поле Хиндемите Второй струнный квартет настраивает свою струну C до B ♭ во время части 3-й части.
  • Последняя нота солиста виолончели Вариации Эндрю Ллойда Уэббера требует проигрыватель, чтобы играть и перенастраивать одним движением, создавая драматический эффект глиссандо для A ниже нормальной самой нижней ноты C.

Контрабас

Контрабас иногда требуется, чтобы играть ноты ниже, чем E на которую обычно настраивается самая нижняя струна. Это может быть достигнуто с помощью специального механического удлинителя, которым оснащены некоторые контрабасы, или композитор может попросить контрабас отрегулировать его струну E, как, например, в третьей части Брамса Реквием, в котором Брамс использует некоторые из контрабасов, настраивая струну ми вниз до D, чтобы поддерживать низкую точку D педали или в девятой части Ma mère l 'oye (Cinquième tableau - Laideronnette, impératrice des Pagodes), в котором Равель заставляет контрабасов опускать свои струны ми на полутон. (В песне Джорджа Крамба A Haunted Landscape требуется, чтобы два басиста использовали расширения C и все еще настраивались на B.) Другие виды scordatura чаще всего встречаются в сольной литературе по контрабасу, особенно включая ту, которая поднимает все четыре струны на целый шаг до F ♯'-B'-EA.

Guitar

Альтернативные строчки, кроме симметрично пониженных версий стандартной или drop-D (где настроена самая нижняя струна вниз на два полутона для простых пауэр-аккордов или пятых аккордов) редко встречаются в современной классической гитарной музыке, но до XIX века они встречались чаще. Настройка Drop-D остается обычным явлением. Гитара шестнадцатого века обычно имела четыре курса (а не шесть струн, как это делает современная классика), а гитара семнадцатого и восемнадцатого веков обычно имела пять курсов. Они подвергались различным настройкам, так что существует некоторая трудность в установлении того, какую настройку, если таковая имеется, рассматривать как стандартную настройку, от которой отклоняются другие. Иногда предлагают классическим гитаристам, желающим читать ренессанс лютню или виуэла табулатуру, настраивают свою гитару EAdf♯-be ', так как эти инструменты в этот период обычно имеют большую треть между 3 и 3. 4-я струна.

За исключением групп, использующих семи-, восьми- или недавно девятиструнные гитары для расширения диапазона инструмента вниз, ритм-гитара для современного металла почти повсеместно используются пониженные версии стандартной или пониженной настройки D, причем профессионалы и любители одинаково часто используют терминологию вроде «настройка на C» (та же схема, что и стандартная настройка, но все струны понижены на четыре полушага) или «Drop C tuning» (настройка drop-D понижена на два полутона). И наоборот, другие шаблоны настройки редки, и некоторые популярные группы, использующие их, широко признаны за факт (яркими примерами являются группы Sonic Youth и Soundgarden ).

В некоторых видах народной музыки довольно часто можно встретить альтернативные строчки для гитары, чаще всего открытые строчки, где открытые струны настроены на полную мажорную, минорную, приостановленную или расширенную аккорд.

См. также
Примечания
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-07 06:10:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте