Контрасты (Sz. 111, BB 116) - это 1938 композиция для трио кларнет-скрипка-фортепиано Бела Барток (1881–1945). Она основана на венгерском и румынские танцевальные мелодии и три части общей продолжительностью 17–20 минут. Bartók wr Обратите внимание на работу в ответ на письмо от скрипач Джозефа Сигети, хотя официально она была заказана кларнетистом Бенни Гудманом.
Работа состоит из трех частей:
Движения контрастируют в темпе. Первая часть содержит каденцию для кларнета, а последняя - для скрипки. В пьесе представлены примеры альтернативных или двойных третей (C и C♯ в триаде A):
Эта структура смешанных третей может рассматриваться как битональная в том смысле, что мажорная и мажорная треть трезвучия . Эту структуру можно расширить, рассматривая каждую треть исходной триады как возможную треть в триаде на полшага в любом направлении. Таким образом, C♯ / D ♭ - мажорная треть в мажорном трезвучии A и минорная треть мажорного трезвучия B ♭:
В произведение включены различные венгерские и румынские танцевальные мелодии. Первая часть начинается с живого скрипичного пиццикато, после чего кларнет вводит основную тему, которая затем меняется. Эта тема является примером венгерского танца и музыки жанра «вербункос », или вербунского танца. Этот жанр музыки обычно использовался при вербовке в армию. Вторая часть гораздо более интроспективна и имеет постоянно меняющееся настроение без определенной темы. Третий - безумный танец, который начинается с секции скрипки scordatura (G♯-D-A-E ♭), после которой кларнет вводит основную тему. В середине есть более медленный участок в тактовом размере. 8, после которого возобновляется паттерн вариаций на тему.
Янош Карпати подробно обсудил структурные аспекты Контрастов. Сигети напомнил, что Барток сказал ему, что начало «Контрастов» было частично вдохновлено второй частью «Блюз» из Сонаты для скрипки и фортепиано Мориса Равеля. Ф. Бонис также отметил параллель между коротким отрывком в том же движении Равеля и отрывком в первом движении Контрастов.
"Verbunkos" отличается полимодальностью или тем, что Карпати называет альтернативными структурами. Например, обрамляющий мотив первой части движения по отношению к корню A, малой и большой трети, а также совершенной и уменьшенной пятой части:
E ♭ раскрывается как альтернативная пятая аккорда A и альтернативной трети аккорда C по канону в трети в начале развития, такт 58:
Между шестью нотами обоих трезвучий семь третей.
Вербункос был величественным и стилизованным венгерским рекрутинговым танцем, «измеренным по ритму и богатым мелодическими украшениями, характерными для темы»:
Это движение было описано скорее как вулканическое, чем расслабляющее, несмотря на его название «расслабление» или «отдых».
Скрипач должен перенастроить (scordatura ) две струны для последней части, понижая E и поднимая G на полутон каждая.
Трио этого особенности движения "" и по духу схож с Финалом первой скрипичной сонаты:
По словам Карпати, произведение имеет "техническую бравурность и в то же время... поэтическую многогранность". Напротив, ER предполагает, что оценка работы страдает из-за ее «отсутствия разнообразия настроений», хотя «гений Бартока состоит в дарах риторики, настолько богатой, что он может распространить это настроение и распространить его интересно, на счет или больше. масштабных работ ». Он утверждает, что «контрасты» в пьесе - «скорее в скорости, чем в настроении».
Зайбер считает это «менее весомым и менее важным произведением во всем творчестве Бартока», хотя «сочинение для скрипки и кларнета» «наиболее эффективно во всем». В статье, описывающей программу, в которой «стандартное примечание о контрастах Бартока... было заменено последовательным схематическим эскизом», делается вывод, что «на самом деле Барток выглядит так же непостижимо, как и звучит».