Пассакалия

редактировать
Бернардо Стораче, последние такты Passagagli sopra A la mi re и начало Passagagli sopra C solfa ut, из Сельвы ди varie Compositioni (Венеция, 1664 г.)

passacaglia (; итальянский: ) - это музыкальная форма, возникшая в начале семнадцатого века Испания и до сих пор используемая композиторами. Обычно он носит серьезный характер и часто, но не всегда, основан на басе - остинато и написан на тройном метре.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Композиторы
    • 2.1 Барокко
    • 2.2 Романтическое
    • 2.3 Современное
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
Происхождение

Термин passacaglia (испанский : pasacalle; французский : passacaille; итальянский: passacaglia, passacaglio, passagallo, passacagli, passacaglie) происходит от испанского pasar (ходить) и calle (улица). Он возник в Испании в начале 17 века как наигранная интерлюдия между танцами или песнями с инструментальным сопровождением. Несмотря на испанские корни формы (подтвержденные ссылками в испанской литературе того периода), первые письменные образцы пассакальи можно найти в итальянском источнике, датированном 1606 годом. Эти части, как и другие из итальянских источников начала века, являются простые короткие последовательности аккордов, описывающие каденциальную формулу.

Пассакалия была переопределена в конце 1620-х годов итальянским композитором Джироламо Фрескобальди, который преобразовал ее в серию непрерывных вариаций За бас (который сам может меняться). Позднее композиторы приняли эту модель, и к XIX веку это слово стало обозначать серию вариаций по шаблону остинато, обычно серьезного характера. Подобная форма, чакона, также была впервые разработана Фрескобальди. Эти два жанра тесно связаны, но, поскольку «композиторы часто использовали термины чакона и пассакалия без разбора, [...] современные попытки провести четкое различие являются произвольными и исторически необоснованными».

В ранней науке попытки Чтобы формально разграничить историческую чакону и пассакалью, исследователи часто приходили к противоположным выводам. Например, Перси Гётчиус считал, что чакона обычно основана на гармонической последовательности с повторяющейся мелодией сопрано, а пассакалия была сформирована на основе основного басового паттерна, тогда как Кларенс Лукас определял две формы прямо противоположным образом. Однако в последнее время был достигнут некоторый прогресс в проведении полезного разграничения употребления семнадцатого и начала восемнадцатого веков, когда некоторые композиторы (особенно Фрескобальди и Франсуа Куперен ) намеренно смешали два жанра в одном и том же композиция.

Композиторы
Первая страница рукописи Пассакалия и фуга до минор, BWV 582, автор Иоганн Себастьян Бах

Некоторые примеры пассакалии органа Дитериха Букстехуде, Иоганна Пахельбеля, Зигфрида Карг-Элерта, Иоганна Каспара Керля, Дэниела Грегори Мейсона, Георг Муффат, Готлиб Муффат, Иоганн Кунау, Хуан Баутиста Кабанильес, Бернардо Паскини, Макс Регер, Ральф Воан Уильямс (Пассакалия на B – G – C, 1933) и Лео Соуэрби.

Пассакальи для лютни были написаны такие фигуры, как Алессандро Пиччинини, Джованни Джироламо Капсп Эргер, Сильвий Леопольд Вайс, Эсайас Ройснер, граф Логи, Роберт де Визе, Жак Биттнер, Филипп Франц Лесаж Де Richee, Gleitsmann, Dufaut, Gallot, Дени Готье, Эннемон Готье и Роман Туровский-Савчук, пассакалия для бандуры от Джулиан Китасти, и для гитары в стиле барокко от Пауло Гальвао, Сантьяго-де-Мурсия, Франческ Герау, Гаспар Санс и Марчелло Витале.

Барокко

Одним из самых известных примеров пассакалии в западной классической музыке является Пассакалия и Фуга в До минор, BWV 582, для органа Иоганна Себастьяна Баха. Французские клавесинисты, особенно Луи Куперен и его племянник Франсуа Куперен, использовали вариант формы - pascaille en rondeau - с повторяющийся эпизод между вариациями. «Пассакалия» Генриха Игнаца Франца Бибера, последняя часть монументальной сонаты на четки, является одним из самых ранних известных сочинений для скрипки соло. Центральным эпизодом мадригала «Lamento della Ninfa» Клаудио Монтеверди является пассакалия на нисходящем тетрахорде. Первые две части четвертой сонаты из Иоганна Генриха Шмельцера Sonat unarum fidium - это пассакалии на нисходящем тетрахорде, но в нехарактерном мажоре. Четвертая часть Луиджи Боккерини Quintettino No. 6, Op. 30, (также известная как Musica notturna delle strade di Madrid) называется «Passacalle».

Другие примеры passacaille включают Les plaisirs ont choisi из оперы Жана-Батиста Люлли Армида (1686) и Плач Дидоны, Когда Я на земле из Генри Перселла Дидона и Эней, ария Пианго, гемо, спиро Антонио Вивальди или «Узурпататор тиранно» и «Stabat Mater» Джованни Феличе Сансес и др.

Романтика

Примеры девятнадцатого века включают пассакалью до минор для органа Феликса Мендельсона и финал Йозефа Райнбергера Восьмой Органная соната. Известные пассакалии Иоганнеса Брамса можно найти в последней части его Четвертой симфонии, которую многие музыканты относят к лучшим сочинениям Брамса. Сочиненный Брамсом в соответствии со строгими метриками классического танца, британский дирижер Констант Ламберт назвал произведение «мрачно интеллектуальным». В «Вариациях на тему Гайдна Брамса бас повторяет один и тот же гармонический паттерн на протяжении всей пьесы. Последняя часть Сюиты для клавесина соль минор (HWV 432) Джорджа Фридриха Генделя - это пассакалия, ставшая известной как дуэт для скрипки и альта, в аранжировке норвежского скрипача Йохана Халворсена. Первая часть Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Ганса Хубера, соч. 113 (1899) - это пассакалия.

Современность

Пассакалия оказалась устойчивой формой на протяжении всего двадцатого века и далее. В середине века один писатель заявил, что «несмотря на неизбежное отставание в исполнении новой музыки, в активном репертуаре исполнителей больше пассакалей двадцатого века, чем произведений барокко в этой форме». Три композитора, особенно отождествляемые с пассакальей, - это Бенджамин Бриттен, Дмитрий Шостакович и Пол Хиндемит. В своих операх Бриттен часто использует пассакалью, чтобы создать кульминационный момент драмы. Примеры можно найти в Питер Граймс, Билли Бадд, Поворот винта, Смерть в Венеции и даже в комической опере. Альберт Херринг. Бриттен также использовал эту форму в малых вокальных формах, таких как Серенада для тенора, валторны и струнных (1943) и Священные сонеты Джона Донна (1945) для голоса и фортепиано. а также в чисто инструментальных композициях, особенно во втором и третьем сюитах для виолончели, втором и третьем струнных квартетах, виолончельной симфонии, и Nocturnal после Джона Доуланда для гитары. Шостакович ограничил свое использование пассакалии инструментальными формами, наиболее известные примеры можно найти в его десятом струнном квартете, втором фортепианном трио, восьмом и Пятнадцатые симфонии и Первый скрипичный концерт. Хиндемит использовал эту форму для завершения своего балета 1938 года Nobilissima Visione, и она также встречается в его ранней сонате для альта соло, соч. 11, No. 5 (1919) и вторая часть песенного цикла Das Marienleben (1948), а также в более поздних произведениях, таких как Пятый струнный квартет и Октет для духовых и струнных. Игорь Стравинский использовал форму для центрального движения своего Септета (1953), переходного произведения между его неоклассическим и серийным периодами.

Особенно важные примеры формы можно найти в выводах Второй венской школы. Опус 1 Антона Веберна - это пассакалия для оркестра, Арнольд Шенберг включил движение пассакалии «Нахт» в Пьеро Лунайре и Альбан Берг, как и Бриттен, использовал пассакалию оперативно, в акте 1, сцене 4 из Воццек.

Ссылки
Библиография
  • Букофцер, Манфред. 1947. Музыка эпохи барокко. Нью-Йорк: В. В. Нортон.
  • Фишер, Курт фон. 1958. "Chaconne und Passacaglia: Ein Versuch". Revue Belge de Musicologie / Belgisch Tijdschrift для Muziekwetenschap 12: 19–34.
  • Goetschius, Percy. 1915. Большие формы музыкальной композиции: исчерпывающее объяснение вариаций, рондо и сонатных конструкций для общего студента музыкального анализа и для специального студента структурной композиции. [Нью-Йорк]: Г. Ширмер.
  • Гендель, Даррелл. 1970. "Бриттен в использовании пассакальи", Tempo, новая серия, нет. 94 (осень): 2–6.
  • Хендерсон, Лин. 2000. "Шостакович и Пассакалия: старые земли или новые?" Musical Times 141, вып. 1870 (весна): 53–60.
  • Хадсон, Ричард. 1970. "Дальнейшие заметки о Пассакальи и Чаконне". Журнал Американского музыковедческого общества 23, вып. 2 (Лето): 302–14.
  • Хадсон, Ричард. 1971. "Рипреса, Риторнелло и Пассакалия". Журнал Американского музыковедческого общества 24, вып. 3 (осень): 364–94.
  • Лукас, Кларенс. 1908. История музыкальной формы. Серия музыкальных историй, отредактированная Фредериком Дж. Кроустом. Лондон: The Walter Scott Publishing Co., Ltd.; Нью-Йорк: сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Муртомаки, Вейо. 2008. Pianokonserttoja Lisztin ja Brahmsin välissä. Хельсинки: Sibelius-Akatemia. (на финском языке) Проверено 29 января 2008 г.
  • Шмитт, Томас. 2010. "Passacaglio ist eigentlich eine Chaconne. Zur Unterscheidung zweier musikalischer Kompositionsprinzipien." Франкфуртер Zeitschrift für Musikwissenschaft 13: 1–18.
  • Зильбигер, Александр. 1996. «Пассакалия и Чаккона: сочетание жанров и двусмысленность от Фрескобальди до Куперена ». Журнал музыки семнадцатого века 2, вып. 1.
  • Сильбигер, Александр. 2001. «Пассакалия». Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
  • Штейн, Леон. 1959. «Пассакалия в двадцатом веке». Музыка и письма 40, вып. 2 (апрель): 150–53.
  • Уокер, Томас. 1968. "Чаккона и пассакалия: заметки об их происхождении и ранней истории". Журнал Американского музыковедческого общества 21, вып. 3 (осень): 300–20.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 04:26:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте