Роберт Шуман

редактировать
Немецкий композитор XIX века

Роберт Шуман
Роберт Шуман 1839.jpg Шуман в 1839 году, возраст 29 лет. литография. Йозеф Крихубер
Родился(1810-06-08) 8 июня 1810 г.. Цвикау, Королевство Саксония
Умер29 Июль 1856 г. (1856-07-29) (46 лет). Бонн, Рейнская провинция, Пруссия
Оккупация
  • Пианист
  • Композитор
  • Музыкальный журналист
РаботыСписок произведений
Супруг (ы)Клара Шуман ​(m.1840) ​
Родитель (и)
Подпись
Подпись Роберт Шуман-2.jpg

Роберт Шуман (немецкий: ; 8 июня 1810 г. - 29 июля 1856 г.) был немецким композитором, пианистом и влиятельным музыкальный критик. Он широко известен как один из величайших композиторов эпохи романтизма. Шуман оставил изучение права, намереваясь продолжить карьеру виртуозного пианиста. Его учитель, Фридрих Вик, немецкий пианист, заверил его, что он может стать лучшим пианистом в Европе, но травма руки положила конец этой мечте. Затем Шуман сосредоточил свою музыкальную энергию на сочинении.

В 1840 году, после долгой и ожесточенной судебной тяжбы с Виком, который выступал против брака, Шуман женился на дочери Вика Кларе. Партнерство в музыке началось на всей жизни, поскольку сама Клара была признанной пианисткой и музыкальным вундеркиндом. Клара и Роберт также поддерживали тесные отношения с немецким композитором Иоганнесом Брамсом.

. До 1840 года Шуман писал исключительно для фортепиано. Позже он сочинил фортепианные и оркестровые произведения, а также многие Lieder (песни для голоса и фортепиано). Он написал четыре симфонии, одну оперу и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Его самые известные работы: Карнавал, Симфонические этюды, Киндерзенен, Крейслериана и Фантазия в C. Шуман был известен тем, что наполнял свою музыку персонажами через мотивы, а также ссылками на литературные произведения. Эти персонажи проникли кровью в его редакционные статьи в Neue Zeitschrift für Musik (Новый музыкальный журнал), издании из Лейпцига, соучредителем которого он является.

Шуман страдал психическим расстройством, которое впервые проявилось в 1833 году как тяжелый меланхолический депрессивный эпизод, который повторялся несколько раз, чередуясь с фазами «экзальтации», а также все чаще и чаще. бредовые идеи об отравлении или угрозе металлическими предметами. То, что сейчас считается комбинацией биполярного расстройства и, возможно, отравления ртутью, привело к «маниакальным» и «депрессивным» периодам в композиционной производительности Шумана. После попытки самоубийства в 1854 году Шуман был помещен по его собственному запросу в психиатрическую лечебницу в Эндених около Бонна. Ему поставили диагноз психотическая меланхолия, он умер от пневмонии два года спустя в возрасте 46 лет, так и не выздоровев от своего психического заболевания.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 1830–34
      • 1.2.1 Papillons
      • 1.2.2 Neue Zeitschrift für Musik
      • 1.2.3 Карнавал
      • 1.2.4 Отношения
    • 1.3 1835–39
    • 1.4 1840–49
    • 1.5 После 1850 года
    • 1.6 Окончательная болезнь и смерть
  • 2 Наследие
  • 3 Композиции
  • 4 Медийные изображения
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
    • 7.1 Книги и энциклопедии
    • 7.2 Статьи
    • 7.3 Сайты
    • 7.4 Работы Шумана
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Жизнь и творчество
    • 8.2 Ноты
    • 8.3 Записи и MIDI

Биография

Ранняя жизнь

Дом, где родился Шуман, теперь Дом Роберта Шумана, после анонимной цветной литографии Бюст Роберта Шумана в музее Цвикау

Шуман родился в Цвиккау, в Королевстве Саксония (сегодня Центральная Германия ), пятый и последний ребенок Йоханны Кристиан (урожденной Шнабель) и Августа Шумана. Шуман начал сочинять до семи лет, но его детство было потрачено на культивирование литературы не меньше, чем музыки - несомненно, под своего отца, книготорговца, издателя и писателя.

В семь лет Шуман начал изучать общую музыку и фортепиано с Иоганном Готфридом Кунчем, учителем средней школы Цвикау. Мальчик сразу же полюбил музыку и работал над собственными сочинениями без помощи Кунча. Несмотря на то, что он часто игнорировал принципы музыкальной композиции, он создавал произведения, которые считались замечательными для своего возраста. Приложение «Universal Journal of Music 1850» включало биографический очерк Шумана, в котором отмечалось: «Рассказывали, что Шуман в детстве обладал редким вкусом и талантом изображать чувства и характерные черты мелодии, - например, он мог рисовать разные диспозиции своих близких друзей по определенным фигурам. и отрывкам на фортепиано настолько и точно комично, что все громко смеялись при виде портрета ».

В 14 лет Шуман написал эссе об эстетике музыки, а также участвовал в написании тома «Портреты известных людей» под редакцией своего отца. Еще учась в школе в Цвикау, он читал произведений немецких поэтов-философов Шиллера и Гете, а также Байрона и греческих трагиков.. Его самым сильным и постоянным литературным вдохновителем был Жан Поль, немецкий писатель, влияние которого заметно в юношеских романах Шумана «Юниусабенде», завершенных в 1826 году, и «Селена».

Интерес Шумана к музыке вызван посещением выступления Игнаца Мошелеса, играющего в Карлсбаде, а позже у него появился интерес к произведениям Бетховена, Шуберт и Мендельсон. Его отец, который поддерживал его музыкальные устремления, умер в 1826 году, когда Шуману было 16. После этого ни его мать, ни его опекун не напали его к продолжению музыкальной карьеры. В 1828 году Шуман бросил школу и после поездки, во время которой он познакомился с поэтом Генрихом Гейне в Мюнхене, под давлением семьи уехал изучать право в Лейпцигском университете. Но в Лейпциге Шуман вместо этого сосредоточился на импровизации, сочинении песен и написании романов. Он также начал серьезно заниматься фортепиано у известного учителя фортепиано Фридрика Вика. В 1829 году он продолжил учебу в области права в Гейдельберге, где на всю жизнь стал членом корпуса Саксо-Боруссия Гейдельберг.

1830–34

Музыкальная комната Шумана в Цвикау

Во время Пасха 1830 года, он услышал игру итальянского скрипача, альтиста, гитариста и композитора Никколо Паганини во Франкфурте. В июле он написал своей матери: «Вся моя жизнь была борьбой между Поэзией и Прозой, или назовите это Музыкой и Правом». С ее разрешения к Рождеству он вернулся в Лейпциг, в 20 лет брал уроки игры на фортепиано у своего старого учителя Фридриха Вика, который заверил его, он станет успешным концертным пианистом после нескольких лет обучения с ним.. Во время учебы у Вика некоторые рассказы утверждают, что Шуман навсегда повредил палец на правой руке. Вик утверждал, что Шуман повредил свой палец с помощью механического устройства, которое должно удерживать один палец, пока он упражнял другие, что должно было быть укрепить самые слабые пальцы. Клара Шуман дискредитировала историю, заявив, что инвалидность возникла не по причине к механическому устройству, а сам Роберт Шуман называл это «поражением всей руки». Некоторые утверждают, что, поскольку инвалидность была хронической и повлияла на руку, она вряд ли была вызвана укреплением пальцев.

Шуман отказался от идеи концертной карьеры и вместо этого посвятил себя композиции. С этой целью он начал изучение теории музыки у Генриха Дорна, немецкого композитора на шесть лет старше его и в то время дирижером Лейпцигской оперы.

Папийонов

Слияние Шумана литературных идей с музыкальными, известное как программная музыка, возможно, впервые оформилось в Папийоны, Op. 2 (Бабочки), музыкальное изображение событий в романе Жан-Поля «Флегельяхре». В письме из Лейпцига от апреля 1832 года Шуман просит своих братьев: «Прочтите последнюю сцену в« Флегельяхре »Жан-Поля как можно скорее, потому что« Папийоны »задуманы как музыкальное представление этого маскарада». Это вдохновение до некоторой степени предвосхищает его первая письменная - эссе 1831 года на Фредерик Шопен вариации на тему из Моцарта Дон Жуан, опубликовано в Allgemeine musikalische Zeitung. В нем Шуман воображаемых персонажей, которые обсуждают творчество Шопена: Флорестана (его мечтательная, интроспективная сторона) - двойников Вульта и Уолта в «Флегельяхре». Они обращаются к третьему, Мейстеру Раро, чтобы узнать его мнение. Раро может представлять собой либо самого композитора, дочь Вика Клару, либо их комбинацию (Клару ra+ Roберт).

Зимой 1832 года, в возрасте 22 лет, Шуман посетил родственников в Цвикау и Шнеберг, где он исполнил первую часть своей Симфонии соль минор (без номера опуса, известной как «Цвикауэр»). В Цвиккау музыка была исполнена на концерте Клары Вик, которой было всего 13 лет. По этому случаю Клара исполнила бравурные вариации Анри Герца, композитора, которого Шуман уже высмеивал как филистера. Мать Шумана сказала Кларе: «Однажды ты должна выйти за моего Роберта». Симфония соль минор не публиковалась при жизни Шумана, но игралась и записывалась в последнее время.

Смерть в 1833 году брата Шумана Юлиуса и его невестки Розали в всемирной пандемии холеры вызвала тяжелый депрессивный эпизод.

Роберт Шуман в молодости

Neue Zeitschrift für Musik

К весне 1834 года Шуман достаточно поправился, чтобы открыть Die Neue Zeitschrift für Musik («Новый музыкальный журнал»), впервые опубликовано 3 апреля 1834 года. В своих трудах Шуман создал вымышленное музыкальное общество, основанное на людях его жизни, названное Davidsbündler, в честь библейского царя Давида, который боролся против филистимлян. Шуман публиковал большинство своих критических работ в журнале и часто подвергал резкой критической популярной склонности к ярким техническим показам людей, Шуман считал низшими композиторами или «филистерами». Шуман возродил интерес к крупным композиторам прошлого, включая Моцарта, Бетховена и Вебера. Он также продвигал творчество некоторых современных композиторов, в том числе Шопена (о котором Шуман написал знаменитую фразу: «Снимите шляпу, господа! Гений!») И Гектора Берлиоза, которого он хвалил за создание музыки из содержания. С другой стороны, Шуман осудил школу Ференца Листа и Рихарда Вагнера. Среди соратников Шумана в это время были композиторы Норберт Бургмюллер и Людвиг Шунке (которому Шуман посвятил свою Токкату до мажор).

Карнавал

Карнавал, Соч. 9 (1834) - одно из самых характерных фортепианных произведений Шумана. Шуман начинает почти каждый раздел Карнавала с музыкальной криптограммы, музыкальные ноты обозначаются на немецком языке буквами, которые пишут Asch (A, E-flat, C и B, или, альтернативно, A- бемоль, C и B; по-немецки это A, Es, C и H, а также As, C и H соответственно), богемный город, в котором родилась Эрнестина, а также ноты музыкальные буквы в собственном имени Шумана. Евсевий и Флорестан, воображаемые фигуры, часто появляющиеся в его критических сочинениях, также появляются с блестящими имитациями Шопена и Паганини. Каждому из этих персонажей он посвящает раздел Карнавала. Работа завершается маршем Davidsbündler - объединение людей царя Давида против филистимлян, - в котором можно услышать явные акценты истины в борьбе с глухой шум лжи, воплощенный в цитате из семнадцатого века Танец дедушки. Марш, шаг почти всегда в два метра, здесь в 3/4 раза (тройной метр). Работа заканчивается радостью и некоторой имитацией триумфа. В «Карнавале» Шуман пошел дальше, чем в «Папийон», задумав как историю, так и музыкальное представление (а также представав созревание композиционных ресурсов).

Отношения

Летом 1834 года Шуман обручился с 16-летней Эрнестин фон Фриккен, приемной дочерью богатого дворянина богемского происхождения. В августе 1835 года он узнал, что Эрнестина родилась незаконнорожденной, а это означало, что у нее не будет приданого. Опасаясь, что ее ограниченные средства заставят его зарабатывать себе на жизнь как «поденщик», Шуман полностью порвал с ней к концу года. Он чувствовал растущее влечение к 15-летней Кларе Вик. Они признались друг другу в любви в декабре в Цвиккау, где Клара выступила на концерте. Его многообещающий роман с Кларой был прерван, когда ее отец узнал об их свиданиях во время рождественских каникул. Он категорически запретил им дальнейшие встречи и приказал сжечь всю их корреспонденцию.

1835–39

3 октября 1835 года Шуман встретил Феликса Мендельсона в доме Вика в Лейпциге, и его восторженное отношение к этому художнику было проявлено с таким же щедрой свободой. это отличало его признание величия Шопена и других коллег, а позже побудило его публично объявить тогда еще неизвестного Иоганнеса Брамса гением.

Клара Вик в идеализированной литографии Андреаса Стауба, ок. 1839 Фридрих Вик в эскизе Полины Виардо-Гарсиа, около 1838

В 1837 году Шуман опубликовал свои Симфонические этюды, сложный набор этюдоподобных этюдов. вариации 1834–1835 гг., требовавшие законченной фортепианной техники. Эти вариации были основаны на теме приемного отца Эрнестины фон Фриккен. Произведение, описываемое как «одна из вершин фортепианной литературы, возвышенная по замыслу и безупречная в мастерстве» [Хатчесон], было посвящено молодому композитору Уильяму Стерндейлу Беннетту, к которому Шуман имел большую известность. большое уважение, когда они работали вместе в Лейпциге.

Davidsbündlertänze, Op. 6, также изданная в 1837 году, несмотря на небольшое количество опусов, буквально «Танцы Лиги Давида», является воплощением борьбы между просвещенным романтизмом и музыкальным мещанством. Шуман приписывал две стороны своего персонажа композиции произведения (более страстные числа подписаны Ф. (Флорестан), а более мечтательные - Э. (Евсевий)). Работа начинается с «девиза К.В.». (Клара Вик), обозначая свою поддержку идеалов Davidsbund. Бунд был музыкальным общественным воображением Шумана, членами которого были родственные души (как он их видел), такие как Шопен, Паганини и Клара, а также персонализированные Флорестан и Евсевий.

Kinderszenen, Op. 15, завершенная в 1838 году и являющаяся фаворитом фортепианных произведений Шумана, изображает невинность и игривость детства. Фа мажор, № 7 этого набора «Träumerei» - одна из самых известных когда-либо написанных фортепианных пьес, исполненная в бесчисленных формах и транскрипциях. Это был любимый выход на бис нескольких великих пианистов, в том числе Владимира Горовица. Мелодичная и обманчиво простая пьеса «сложна» по своей гармонической структуре.

Крейслериана, соч. 16 (1838) N8. Schnell und spielend , фортепиано

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .
Фантазия до мажор, соч. 17 (1836 г., перераб. 1839 г.) 1. Semper Fantasticamente ed Appassionatamente
2. Moderato, Semper energico
3. Lento sostenuto Semper piano

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Крейслериана, соч. 16 (1838), считающаяся одной из величайших работ Шумана, глубже унесла его фантазию и эмоциональный диапазон. Иоганнес Крейслер был вымышленным музыкантом, созданным поэтом Э. Т. А. Хоффманн, характеризуемый как «романтик, соприкасающийся с действительностью». Шуман использовал фигуру для выражения «фантастических и безумных» состояний. Согласно Хатчесону («Литература фортепиано»), это произведение является «одним из лучших достижений гения Шумана. Он никогда не превосходил ищущей красоты медленных движений (№№ 2, 4, 6). или острая страсть других (№№ 1, 3, 5, 7) […] Чтобы оценить это, требуется высокий уровень эстетического интеллекта […] Это не легкая музыка, в ее красоте и страсти одинаково суровость. "

Фантазия в C, соч.« 17 », сочиненное летом 1836 года, - это страстное и глубокое пафосное произведение, проникнутое духом покойного Бетховена. памятника Бетховену, умер в 1827 году. Первая часть «Фантазии» который содержит музыкальную цитату из песни Бетховена. Цикл, An die ferne Geliebte, Op. 98 ( Первоначальные движений были «Руины», «Триумфальная арка» и «Звездная корона». Фантазия была склонна играть слишком сильно и должна иметь более мечтательный (träumerisch) характер, чем были склонны придавать энергичные немецкие пианисты. по словам Хатчесона: «Никакими словами нельзя описать Фантазию, никакие цитаты не описать величие ее гения. Достаточно сказать, что это величайшее произведение Шумана в большой форме для фортепиано соло ».

Арабеске до мажор., Соч. 18 (1839) Арабеске (Шуман) , фортепиано, 2011

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

После визита в Вену, во время которого он обнаружил ранее неизвестную Симфонию № 9 до C Франца Шуберта, в 1839 году Шуман написал Faschingsschwank aus Wien (Венский карнавальный розыгрыш). Большая часть анекдота находится в центральной части первой части, в которой содержится тонко завуалированная отсылка к Марсельезе. (Вена запретила песню из-за резких воспоминаний о вторжении Наполеона.) Праздничное настроение не исключает моментов меланхолического самоанализа в Интермеццо.

1840–49

С 1832 по 1839 год Шуман писал почти исключительно для фортепиано, но только в 1840 году он написал не менее 138 песен. Действительно, 1840 год (Liederjahr или год песни) имеет большое значение в музыкальном наследии Шумана, несмотря на то, что ранее он считал сочинения для фортепиано и голоса низшими.

Дом Шумана, Лейпциг : Роберт и Клара Шуманн жили здесь в квартире с 1840 по 1844 год.

После долгой и ожесточенной судебной тяжбы со своим отцом Шуман женился на Кларе Вик 12 сентября 1840 года по адресу Шенефельд, за день до своего 21-летия. Если бы они подождали еще день, они бы больше не требовали согласия ее отца. Их брак поддержал замечательное деловое партнерство, в котором Клара была вдохновителем, критиком и наперсницей своего мужа. Несмотря на хрупкую внешность, она была чрезвычайно волевой и энергичной женщиной, которая в перерывах между вынашиванием нескольких детей выдерживала напряженный график концертных туров. Через два года после их свадьбы Фридрих Вик наконец примирился с парой, желая увидеть своих внуков.

До судебного разбирательства и последующего брака влюбленные обменивались любовными письмами и встречались тайно. Роберт часто часами ждал в кафе в соседнем городе, чтобы увидеть Клару на несколько минут после одного из ее концертов. Напряжение этого долгого ухаживания и его завершение, возможно, привело к этому великому излиянию Lieder (вокальные песни в сопровождении фортепиано). Это очевидно в случае Видмунга, например, где он использует мелодию из Шуберта Ave Maria в постлюдии в честь Клары. Биографы Шумана приписывают сладость, сомнения и отчаяние этих песен эмоциям, вызванным его любовью к Кларе, и неуверенности в их совместном будущем.

У Роберта и Клары было восемь детей, Эмиль (1846–1847), которые умерли в 1 год; Мари (1841–1929); Элиза (1843–1928); Джули ( 1845–1872); Людвиг (1848–1899); Фердинанд (1849–1891); Евгения (1851–1938); и Феликс (1854–1879).

Стилизованные профили Клары и Роберта Шуманов

Его главными песенными циклами в этот период были настройки Liederkreis из Йозефа фон Эйхендорфа, соч. 39 (изображает серию настроений, связанных с природой или вдохновленной ею); Frauenliebe und -leben из Chamisso, Op. 42 (повествование о женском браке, деторождении и вдовстве); Dichterliebe из Гейне, соч. 48 (изображающий отвергнутого любовника, но смиряющегося со своей болезненной утратой через отречение и прощение); и Мирфен, сборник песен, в том числе стихи Гете, Рюкерта, Гейне, Байрона, Бернса и Мура. Песни Белсацара, соч. 57 и Die beiden Grenadiere, соч. 49, по словам Гейне, показывают Шумана в лучшем виде как автора баллад, хотя драматическая баллада ему менее близка, чем интроспективная лирика. Соч. Наборы 35, 40 и 98a (слова Юстинуса Кернера, Шамиссо и Гете соответственно), хотя и менее известны, также содержат песни лирического и драматического качества.

Анданте и вариации, соч. 46 (1843). Исполняют Нил и Нэнси О'Доан (фортепиано), Картер Эньеарт и Тоби Сакс (виолончели) и Кристофер Леуба (валторна) Вступление, Тема с вариациями 1–5
Варианты 6– 10
Варианты 11–15

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

В 1841 году он написал две из четырех симфоний, No. 1 си-бемоль, соч. 38, Весна и No. 4 ре минор (последняя новаторская работа в «циклической форме», была исполнена в том же году, но опубликована намного после пересмотра и обширной реорганизации как соч. 120). 1842 год он посвятил создание камерной музыки, в том числе Фортепианный квинтет ми-бемоль, соч. 44, теперь одна из его самых известных и самых больших восхищение работ; Фортепианный квартет и трехструнный квартет. В 1843 году он написал Рай и Пери, свою первую попытку согласованной вокальной музыки, произведение в стиле оратории, основанное на Лалла-Рук Томаса Мура.. После этого его сочинения не ограничивались какой-либо одной формой в какой-то определенный период.

Этап в его жизни, когда он был глубоко поглощен созданием музыки Фауста Гете (1844–53), был тяжелым для его здоровья. Первую половину 1844 года он провел с Кларой в туре по России, и его депрессия только усилилась, поскольку он чувствовал себя хуже Клары как музыкант. Вернувшись в Германию, он оставил свою редакторскую работу и покинул Лейпциг для Дрезден, где он страдал от постоянной «нервной прострации ». Как только он начал работать, его охватили приступы дрожи и предчувствия смерти, он испытывал отвращение к возвышенностям, металлическим инструментам (даже клавишам) и наркотикам. В дневниках Шумана также говорится, что он постоянно страдал от воображения, что у него в ушахит звучит нота A5.

Его состояние беспокойства и неврастении отражается в его Симфония до, но третья по порядку композиции, в которой композитор исследует состояния истощения, одержимости и депрессии, кульминацией является духовный триумф Бетховена. В 1845 г. был опубликован также его Концерт для фортепиано ля минор, соч. 54, использованный задуманный и исполненный как одночастная фантазия для фортепиано с оркестром в 1841 году. Это один из самых популярных и часто записываемых фортепианных концертов; по словам Хатчесона, «Шуман достиг мастерской работы, и мы унаследовали лучший фортепианный концерт со времен Моцарта и Бетховена».

Роберт и Клара Шуман в 1847 году, литография с личным посвящением

В 1846 году он почувствовал, что выздоровел. Зимой Шуманы снова посетили Вену, побывав в Праге и Берлине весной 1847 года, а летом в Цвикау, где он был встречен с энтузиазмом. Это его обрадовало, так как до этого времени он известен только в Дрездене и Лейпциге.

Его единственная опера, Геновева, соч. 81, премьера которого состоялась весной 1850 года. В ней Шуман попытался отменить речитатив, который он расценил как прерывание музыкального потока (влияние на Рихарда Вагнера ; последовательную текущую мелодию Шумана можно рассматривать как предшественник Мелоса Вагнера). Сюжет Геновевы, основанный на пьесах Людвига Тика и Кристиана Фридриха Хеббеля, не рассматривался как идеальный выбор. Считается, что тексту недостает драматических качеств; произведение не осталось в репертуаре. Еще в 1842 году возможности немецкой оперы были четко реализованы Шуманом, который написал: «Знаешь ли ты мою артистическую молитву, ночную и утреннюю? Она называется «Немецкая опера». Вот настоящее поле для предпринимателя... чего-то простого, глубокого, немецкого ». И в его записной книжке с предложениями по тексту опер, среди них находятся: Нибелунги, Лоэнгрин и Тиль Уленшпигель.

Музыка к Байрону « Манфред был написан в 1849 году, увертюра к которому одним из наиболее часто исполняемых оркестровых произведений Шумана. Восстание в Дрездене заставило Шумана переехать в Крайша, небольшую деревню в нескольких милях от города. В августе 1849 года, к столетию со дня рождения Гете, в Дрездене, Лейпциге и Веймаре были исполнены завершенные сцены Шумана Сцены из Гете «Фауст». Лист оказал ему помощь и поддержку. Остальная часть работы была написана позже, в 1849 году, а увертюра (которую Шуман назвал «одним из самых крепких [его] творений») - в 1853 году.

После 1850 года

Роберт Шуман в 1850 году дагерротип

С 1850 по 1854 год Шуман писал произведения в самых разных жанрах. Критики оспаривают качество его работ в то время; Широко распространено мнение, что его музыка демонстрирует признаки психического расстройства и творческого упадка. Совсем недавно критики предположили, что изменения стиля можно объяснить «ясным экспериментированием».

В 1850 году Шуман сменил Фердинанда Хиллера в качестве музыкального директора в Дюссельдорфе, но он был плохим дирижером и быстро вызвал сопротивление музыкантов. Согласно Гарольду К. Шенбергу в своей книге «Великие дирижеры 1967 года»: «Великий композитор был невозможен на сцене... Есть что-то душераздирающее в эпохальной неэффективности бедного Шумана как дирижера». В конце его контракт был расторгнут. К концу того же года он завершил свою Симфонию № 3 «Рейнская» (произведение, содержащее пять частей и чья четвертая часть, по-предположительно, для представления епископальной коронации). В 1851 году он переработал то, что будет опубликовано как его четвертая симфония. С 1851 по 1853 год он посетил Лондон, Бельгию и Лейпциг.

30 сентября 1853 года 20-летний композитор Иоганнес Брамс без предупреждения прибыл к дверям Шуманов с рекомендательным письмом от скрипача Йозефа Иоахима. (Шумана не было дома, и он встретился с Брамсом только на следующий день.) Брамс поразил Клару и Роберта своей музыкой, пробыл с ними несколько недель и стал близким другом семьи. (Позже он сотрудничал с Кларой, чтобы популяризировать сочинения Шумана во время ее долгого вдовства.)

В это время Шуман, Брамс и ученик Шумана Альберт Дитрих сотрудничали в создании FAE. Соната для Иоакима; Шуман также опубликовал статью «Neue Bahnen» («Новые пути») в Neue Zeitschrift (его первая статья за многие годы), назвав неизвестного молодого Брамса из Гамбурга, человека, который ничего не опубликовал, «Избранным». которому «суждено было дать идеальное выражение времени». Это был необычный способ предоставить Брамса музыкальному миру, породивший большие надежды, которые он не оправдал в течение многих лет. В январе 1854 года Шуман отправился в Ганновер, где он услышал выступление Иоахима и Брамса «Рай и Пери». Два года спустя по просьбе Шумана работа получила свое первое английское исполнение под управлением Уильяма Стерндейла Беннетта.

Могила Роберта и Клары Шуман в Бонне

Шуман вернулся в Дюссельдорф и начал редактировать полное собрание сочинений. и сделаю антологию на тему музыки. У него возобновились симптомы, угрожающие ему ранее. Помимо единственной ноты, звучащей в его ухе (возможно, свидетельств тиннитуса ), он воображал, что в его ухе звучат голоса, и он слышал ангельскую музыку. Однажды ночью он внезапно встал с постели, увидев во сне вообразив, что призрак (якобы дух Шуберта или Мендельсона) продиктовал ему «тему духа». Эту тему он использовал несколько раз раньше: в своем втором струнномете квартал, снова в своем музыкальном альбоме для молодежи и, наконец, в медленной части его Скрипичного концерта. За несколько попыток этой самоубийства Шуман написал пять вариаций на тему для фортепиано, последнюю сегодня работу, известную как Geistervariationen (Призрачные вариации). Брамс опубликовал его в дополнительном томе к полному изданию фортепианной музыки Шумана. В 1861 году Брамс опубликовал свои вариации для фортепиано в четыре руки, соч. 23, основанный на этой теме.

Памятник Роберту Шуману на месте его рождения Цвикау, Германия

Окончательная болезнь и смерть

В конце февраля 1854 года симптомы Шумана усилились, ангельские видения иногда сменялись демоническими. Он предупредил Клару, что боится причинить ей вред. 27 февраля он предпринял попытку самоубийства, бросившись с моста в реку Рейн (его старшая сестра Эмили покончила жизнь самоубийством в 1825 году, возможно, утопившись). Его спасли лодочники и отвезли домой, он попросил, чтобы его отвезли в приют для душевнобольных. Он поступил в санаторий доктора Франца Рихарца в Эндених, четверть Бонна, и оставался там до своей смерти 29 июля 1856 года в возрасте 46 лет. в заключении ему не разрешали видеться с Кларой, хотя Брамс имел право навещать его. Клара наконец навестила его за два дня до его смерти. Он, казалось, узнал ее, но мог сказать только несколько слов.

Учитывая его симптомы, согласно современным представлениям, он умер от сифилиса, которым он мог заразиться во время своего студенческие годы, и которые могли оставаться скрытыми в течение большей части его брака. Согласно исследованиям музыковеда и литературоведа Эрика Сэма, симптомы Шумана во время его неизлечимой болезни и смерти соответствуют симптомам отравления ртутью ; ртуть была обычным средством лечения сифилиса и других заболеваний. Другая возможность заключается в том, что его неврологические проблемы были результатом внутричерепного образования. Отчет Яниша и Наухауса о вскрытии Шумана указывает на то, что у него была «студенистая» опухоль в основании мозга; он мог представлять собой коллоидную кисту, краниофарингиому, хордому или хордоид менингиому. В частности, известно, что менингиомы вызывают музыкальные слуховые галлюцинации, такие как сообщил Шуман. Также высказывалась гипотеза, что он страдал шизофренией или шизоаффективным расстройством ; биполярный тип, или биполярное расстройство и биполярное расстройство II степени. Его медицинские записи об этой болезни были опубликованы в 1991 году и предполагают «прогрессирующий паралич», термин, используемый в то время для нейросифилиса, хотя диагностический тест на Treponema pallidum не был доступен до 1906 года.

Шуман услышал упорную ноту А. в конце своей жизни. Это была форма тиннитуса или, возможно, слуховая галлюцинация, связанная с его большим депрессивным эпизодом. Иногда у него были музыкальные галлюцинации, которые длились дольше, чем просто A, но в его дневниках есть комментарии о том, что он слышал эту раздражающую единственную ноту.

После смерти Роберта Клара продолжила свою карьеру концертной пианистки, которая поддерживала семья. С середины карьеры она в основном исполняла музыку ведущих композиторов. Наемные повар и домработница ухаживали за детьми, пока она путешествовала. В 1856 году она впервые посетила Англию. Критики хладнокровно восприняли музыку Роберта, причем Генри Фотергилл Чорли был особенно резок. Она вернулась в Лондон в 1865 году и регулярно выступала там в последующие годы, часто исполняя камерную музыку со скрипачом Джозефом Иоахимом и другими. Она стала авторитетным редактором произведений своего мужа для Breitkopf Härtel. Ходили слухи, что она и Брамс уничтожили многие из более поздних работ Шумана, которые, по их мнению, были испорчены его безумием, но, как известно, были уничтожены только Пять пьес для виолончели и фортепиано. Большинство поздних произведений Шумана, в частности Концерт для скрипки, Фантазия для скрипки с оркестром и Соната для скрипки № 3, написанные в 1853 году, вошли в репертуар.

Наследие

Место рождения Роберта Шумана в Цвиккау в 2005 г. Восточная Германия 1956 г. Ошибка Шумана / Шуберта: музыка Шуберта на верхней марке, а музыка Шумана на нижней 1960 Почта СССР марка, посвященная 150-летию со дня рождения Шумана.

Шуман имел значительное влияние в девятнадцатом веке и в последующие годы, несмотря на то, что после женитьбы он принял более консервативные способы композиции. Он оставил множество признанной музыки практически во всех известных тогда формах. Отчасти благодаря его протеже Брамсу идеалы Шумана и его музыкальный словарь получили широкое распространение. Композитор Сэр Эдвард Элгар назвал Шумана «моим идеалом».

Шумана часто путали с австрийским композитором Францем Шубертом ; один хорошо известный пример произошел в 1956 году, когда Восточная Германия выпустила пару почтовых марок с изображением Шумана на фоне открытой партитуры с музыкой Шуберта. Марки вскоре были заменены парой с изображением музыки, написанной Шуманом.

Композиции

Медийные образы

Примечания

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Жизнь и творчество

Ноты

Записи и MIDI

Последняя правка сделана 2021-06-04 06:48:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте