Сонаты с четками | |
---|---|
Сонаты для скрипки автора H. И. Ф. Бибер | |
Скрипка со струнами для Сонаты № 11 | |
Сочинена | около 1676 г. |
Опубликована | 1905 |
Части |
|
Подсчет очков |
|
The Сонаты Розария (Розенкранцсонатен, также известные как Таинственные сонаты или Сонаты с гравировкой на меди ) Генриха Игнаца Франца Бибера представляют собой сборник из 15 коротких сонаты для скрипки и континуо, с финальной пассакальей для скрипки соло. У каждого есть название, связанное с христианскими Розарием религиозной практикой и, возможно, с Праздником ангелов-хранителей.
. Предполагается, что Таинственные сонаты были завершены около 1676 года, но они были неизвестны до тех пор, пока не были публикация в 1905 году. Музыка Бибера никогда не была полностью забыта из-за высокого технического мастерства, необходимого для исполнения многих его произведений; особенно это касается его сочинений для скрипки. Открытые заново, Таинственные сонаты стали самым широко известным произведением Бибера. Произведение ценится за виртуозный вокальный стиль, scordatura строй и программную структуру.
Бибер написал большое количество инструментальной музыки и наиболее известен своими скрипичными сонатами, но он также написал большое количество духовной вокальной музыки, многие из которых были полихоральными (наиболее впечатляющими из них были его Missa Salisburgensis ).
В своих сонатах для скрипки Бибер объединил новые технические навыки с новым композиционным выражением и сам смог достичь техник, которые не умел ни один другой известный скрипач в его время (Dann 2011). Таинственные сонаты включают очень быстрые пассажи, требующие двойных остановок и расширенного диапазона, достигающие на скрипке положений, которые музыканты еще не могли играть (Hill 2005).
Оригинал и единственная рукопись хранится в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене. Титульного листа нет, и рукопись начинается с посвящения своему работодателю, архиепископу Гандольфу. Из-за отсутствия титульного листа неясно, каким Бибером было официальное название пьесы (Holman 2000) и какие инструменты он предназначал для аккомпанемента (Manze 2004). Хотя ученые предполагают, что сонаты, вероятно, были написаны примерно в 1676 году, есть свидетельства того, что не все они были написаны в одно и то же время или в одном контексте. Это означает, что Бибер мог собрать сонаты из своих ранее сочиненных произведений, чтобы сформировать собрание, и заменить неподходящие сюиты новыми, описательными композициями. Однако они собраны в удивительно последовательную крупномасштабную форму, которая также имеет отношение к Тайнам Розария.
15 таинств Розария, практикуемых в так называемых «процессиях Розария» с 13 века, представляют собой размышления о важных моментах в жизни Христа и Дева Мария. Во время этих шествий верующие обошли цикл из пятнадцати картин и скульптур, которые были размещены в определенных точках церкви или другого здания. Согласно этой традиции, в каждом месте читается серия молитв, связанных с четками на четках (поэтому их также называют сонатами для четок). Когда они совершали этот ритуал, верующие также слушали соответствующие библейские отрывки и комментарии. По словам Холмана, предполагается, что в то время они будут слушать музыкальные комментарии Бибера, чтобы сопровождать этот ритуал медитации (Holman 2000).
Каждая соната соответствует одной из пятнадцати мистерий и Пассакальи для скрипки соло, завершающей сборник, возможно, относящийся к Празднику Ангела-Хранителя, который в то время был праздником это происходило в разные дни, близкие к датам процессии розария в сентябре и октябре (Manze 2004).
15 тайн разделены на три цикла. 15 сонат организованы в одни и те же три цикла: пять радостных тайн, пять печальных тайн и пять славных тайн. В рукописи каждая из 15 сонат представлена гравировкой, соответствующей посвящению Жизни Христа и Девы Марии (Holman 2000).
Настройка скордатуры Бибера помогла создать музыку, которая соответствовала тематике каждой тайны (Holman 2000). Кроме первой и последней сонат, каждая написана на разной скордатуре. Scordatura - это техника, которая придает инструменту необычную звучность, цвета, измененные диапазоны и новые гармонии, которые становятся доступными путем настройки струн инструмента вниз или вверх, создавая интервалы между струнами, отличные от нормы. Впервые он был использован в начале 16 века и был наиболее популярен примерно до 1750 года. В литературе для скрипки и альта scordatura обычно пишется таким образом, что исполнитель читает и играет нотной аппликатурой, как если бы инструмент был настроен традиционно. Это означает, что исполнитель видит определенные ноты, но слышит разную высоту звука, когда играет, что может сбивать с толку и требовать исполнения (Boyden 2011).
Бибер использует скордатуру в первую очередь для управления цветом тона скрипки, в то время как создание иначе невозможных аккордов и текстур является приветствуемой, но второстепенной возможностью (Holman 2000). По мере развития сонат сложность настройки скордатуры возрастает и падает, причем пик сложности находится в «Скорбных тайнах» (Manze 2004).
«Радостные мистерии» изображают эпизоды из ранней жизни Иисуса, от Благовещения до Обретения в храме. Последние четыре Joyful Mysteries используют строй с диезом, создающий яркие и звучные гармонии.
В «Sorrowful Mysteries» Бибер использует настройки скордатуры, которые приглушают яркий звук скрипки, создавая легкие диссонансы и сжимая диапазон от самой низкой до самой высокой струны. Ограничивая диапазон, скрипка производит противоречивые вибрации, которые способствуют выражению напряжения в страдании и отчаянии от Потения Крови до Распятия. Последняя из Скорбных Тайн, Распятие, использует более звучную настройку, чтобы подчеркнуть значимость и ужасающие эмоции в событиях последних мучительных часов Иисуса.
Славные тайны включают в себя события от Воскресения до Успения Богородицы и Коронации Богородицы. «Воскресение» открывает последний цикл сонат с наиболее впечатляющей открытой и звучной настройкой, подчеркивающей его потустороннюю тему. Остальные четыре Glorious Mysteries также составлены с использованием ярких крупных настроек scordatura (Holman 2000).
В следующем Пассакальи соль минор используется басовый паттерн, такой же, как в первой строке гимна Ангелу-Хранителю (Holman 2000). Он считается самым «выдающимся произведением подобного рода до Баха Чакона » (Данн 2011).
Соната | Тюнинг IV — III — II — I |
---|---|
1. Благовещение (Стандартная настройка) | G3 — D4 — A4 — E5 |
2. Посещение | A3 — E4 — A4 — E5 |
3. Рождество | B3 — F # 4 — B4 — D5 |
4. Представление младенца Иисуса в храме | A3 — D4 — A4 — D5 |
5. Двенадцатилетний Иисус | A3 — E4 — A4 — C # 5 |
6. Христос на Елеонской горе | Ab3 — Eb4 — G4 — D5 |
7. Бичевание у столпа | C4 — F4 — A4 — C5 |
8. Терновый венец | D4 — F4 — Bb4 — D5 |
9. Иисус несет крест | C4 — E4 — A4 — E5 |
10. Распятие | G3 — D4 — A4 — D5 |
11. Воскресение (IV – II – III – I) * | G3 – G4 – D4 – D5 |
12. Вознесение | C4 — E4 — G4 — C5 |
13. Пятидесятница | A3 — E4 — C # 5 — E5 |
14. Успение Богородицы | A3 — E4 — A4 — D5 |
15. Беатификация Богородицы | G3 — C4 — G4 — D5 |
16. Пассакалия (стандартная настройка) | G3 — D4 — A4 — E5 |
# В этой таблице для обозначения октав используется стандартная нотация научного тона. (В этой системе "средний C" называется C4.)
* В этой уникальной скордатуре вторая и третья струны скрещены под мостом и над верхней частью грифа, тем самым меняя их стандартное расположение на грифе.
Два недавних празднования годовщины, в 1994 году празднование 350-летия со дня его крещения и в 2004 году празднование 300-летия со дня его смерти, привели к «возрождению» творчества Бибера посредством концертов и других форм. презентации (Манзе 2004). До этого мистические сонаты обычно нравились и изучались энтузиастами барокко (Eichler 2011). В 2004 году вышли три новые записи Эндрю Манзе, Павла Безносюка и Моники Хаггетт, демонстрирующие новый интерес к этой конкретной работе Бибера. Вновь обретенный энтузиазм по поводу таинственных сонат очевиден в отчете Эйхлера об использовании скордатуры Бибера: «Каждая новая конфигурация - это секретный ключ к невидимой двери, открывающий новый набор хордовых возможностей инструмента, открывая альтернативные миры резонанса и вибрации». (Эйхлер 2011).
Он добавляет, что «Манзе производит сильнейшее впечатление не только из-за свободы интерпретации и жизненной силы в его описании, но и из-за элегантно лаконичной аранжировки, в которой он представляет музыку, только с аккомпанементом клавишных (и, в одном случае, повод, виолончель) ". Эйхлер указывает на то, что сонаты на Розарии часто интерпретируются чрезмерно и принимаются слишком буквально, учитывая неопределенность исходного контекста и намерения, и что это ограничивает возможность слушателя извлечь из большого количества возможных значений (Eichler 2011). Сам Манзе объясняет, что тенденция современных исполнителей использовать большую басовую секцию в качестве аккомпанемента контрпродуктивна для «смысла существования музыки: вызывать интимную, уединенную атмосферу, подходящую для молитвы и медитации» (Manze 2004).
Эйхлер также предполагает, что сонаты лучше всего доставляют удовольствие, если их слушать от начала до конца, как путешествие, воплощенное в жизнь через различные разновидности звука и цвета, которые скордатура придает инструменту (Эйхлер 2011).
Австралийское камерное трио Latitude 37 исполнило полные сонаты четок Генриха Игнаца Франца фон Бибера в апреле на первом фестивале в стиле барокко в Брисбене в апреле 2015 года.
.