A Соната для скрипки - музыкальное произведение для скрипка, часто в сопровождении клавишного инструмента, а в более ранние периоды басового инструмента, удваивающего басовую линию клавиатуры. Соната для скрипки развивалась от простой формы барокко без фиксированного формата до стандартной и сложной классической формы. С романтической эпохи некоторые композиторы раздвинули границы как классического формата, так и использования инструментов.
В самых ранних скрипичных сонатах басовый инструмент и клавесин играли простую басовую линию (континуо) с клавесином, удваивающим басовую линию и фиксированными аккордами, в то время как скрипка играла независимо. Музыка была контрапунктовой без фиксированного формата. Георг Филипп Телеман написал много таких сонат, как и Иоганн Себастьян Бах. Позднее Бах написал сонаты на клавесине облигато, что освободило клавишный инструмент от игры только с аккомпанементом басовой линии и позволило усилить партию солиста.
Моцарт сыграл важную роль в развитии классической скрипичной сонаты, из которых не менее 36 известны. Моцарт написал в основном две сонаты частей, обычно быструю часть в сонатной форме и вторую, более медленную часть в различных форматах. В своих более поздних сонатах он добавил третью быструю часть в различных форматах. Некоторые из его скрипичных сонат содержат движение в формате темы и вариации.
Бетховен за свою композиторскую карьеру написал десять скрипичных сонат. Его сонаты созрели и по стилю, и по сложности; Девятая (Крейцерова) соната - произведение крайних контрастов. Исполнение обычно длится сорок минут и требует больших усилий от обоих исполнителей.
Альфред Шнитке с его полистилистической техникой и Ганс Вернер Хенце. - известные современные композиторы сонаты для скрипки, которые внесли радикальное преобразование классической сонатной формы, а также новые технические требования к исполнителям.
| accessdate =
()|accessdate=
()