Соната для скрипки № 9 (Бетховен)

редактировать
Первая страница оригинального издания Крейцерова сонаты

Соната для скрипки № 9, соч. 47 ля мажор Людвига ван Бетховена - соната для фортепиано и скрипки, отличающаяся технической сложностью, необычной продолжительностью (около 40 минут) и эмоциональный размах. Она широко известна как Крейцерова соната по имени скрипача Родольфа Крейцера, которому она был в конечном итоге посвящен, но ему совершенно не понравилась пьеса, и он отказался ее играть.

Содержание

  • 1 Композиция
  • 2 Премьера и посвящение
  • 3 Структура
  • 4 Прием
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Композиция

В альбоме композитора 1803 года произведение было озаглавлено «Соната для фортепиано с обязательной скрипкой в ​​едином стиле с концертом с оркестром». Заключительная часть произведения изначально была написана для другой, более ранней сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано, Сонаты № 6, соч. 30, No. 1, ля мажор.

Бетховен не давал ключевого обозначения произведению. Хотя произведение обычно обозначается как A Major, австрийский композитор и теоретик музыки Герхард Пресент опубликовал статьи, в которых указывается, что на самом деле основной тон A minor.

Премьера и посвящение

Первоначально соната была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауэру (1778–1860) как «Sonata mulattica composta per il mulatto Brischdauer [Bridgetower], gran pazzo e compositore mulattico» (Соната-мулатка, сочиненная для мулата Бришдауэра, великого сумасшедшего композитора-мулата). Вскоре после завершения работы состоялась премьера произведения Бриджтауэром и Бетховеном 24 мая 1803 года в театре Аугартен на концерте, который начался в необычно ранний час 8:00. Бриджтауэр читает сонату с листа; он никогда раньше не видел эту работу, и не было времени на репетиции.

После премьерного спектакля Бетховен и Бриджтауэр поссорились: пока они пили, Бриджтауэр явно оскорблял нравственность женщины, которую Бетховен лелеял. В ярости Бетховен удалил посвящение пьесы и посвятил ее Родольфу Крейцеру, который считался лучшим скрипачом того времени.

Структура

Соната для скрипки № 9 Первая часть
Вторая часть
Третья часть Все вышеперечисленное в исполнении Пола Розенталя (скрипка) и Эдварда Ауэра (фортепиано)
Третья часть В исполнении Джона Мишеля.

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Пьеса состоит из трех движений и занимает примерно 43 минуты на исполнение:

  1. Adagio sostenuto - Presto (A Major - Сонатная форма минор, длительность около 15 минут)
    Соната открывается медленным 18-тактовым вступлением, из которых только первые четыре такта солирующей скрипки находятся в ля-мажоре. Вступает пианино, и гармония начинает темнеть по направлению к минорной тональности, пока не начинается основная часть движения - гневная ля-минор Престо. Здесь фортепианная партия по сложности соответствует партии скрипки. Ближе к концу Бетховен возвращает часть вступительного Адажио, прежде чем завершить движение мучительной кодой.
  2. Andante con variazioni (Фа мажор, вариационная форма, с третьей вариацией в F минор, около 18 минут)
    Трудно представить себе больший контраст со второй частью, спокойной мелодией фа мажор, за которой следуют пять характерных вариаций. Первая вариация транслитерирует тему в живой тройной метр, приукрашивая ее трелями, а во второй скрипка крадет мелодию и еще больше ее оживляет. Третья вариация, фа минор, возвращается в более мрачное и медитативное состояние. Четвертый напоминает первую и вторую вариации своим легким, орнаментальным и воздушным ощущением. Пятая и последняя вариация, самая длинная, завершает движение более медленным и драматичным ощущением, тем не менее возвращаясь к беззаботной фа мажору.
  3. Престо (ля мажор, сонатная форма, около 10 минут)
    спокойствие нарушается грохотом. Мажорный аккорд в фортепиано, открывающий виртуозную и яркую третью часть, 6/8 тарантеллу в форме сонаты. Пройдя через серию слегка контрастирующих эпизодов, тема возвращается в последний раз, и работа заканчивается ликующим порывом ля мажор.

Прием

Крейцерова соната, картина Рене Франсуа Ксавье Принэ (1901), по мотивам новеллы Льва Толстого 1889 года, Крейцерова соната

После удачной премьеры в 1803 году произведение было опубликовано в 1805 году как сочинение Бетховена. 47, с его повторным посвящением Рудольфу Крейцеру, который дал композиции свое прозвище. Крейцер никогда не выполнял эту работу, считая ее «до безобразия непонятной». Его не особо интересовала музыка Бетховена, и они встречались лишь однажды, ненадолго.

Ссылаясь на сочинение Бетховена, новелла Льва Толстого Крейцерова соната Впервые была опубликована в 1889 году. Эта повесть была адаптирована в различных театральных постановках и фильмах, благодаря чему композиция Бетховена стала известна широкой публике.

Рита Дав 2009 Sonata Mulattica переосмыслила жизнь Бриджтауэра, первоначального посвященного сонаты, в поэзии, написав таким образом о сонате, которая связала композитора и скрипача, который первым ее исполнил.

Ссылки

Дополнительная литература

  • ESTA-Nachrichten (Европейская ассоциация преподавателей струнных инструментов) № 51, март 2004 г., стр. 13ff, Штутгарт.
  • "Mitteilungen des Steirischen Tonkünstlerbundes" № 1/2, июнь 2003 г., Грац.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:18:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте