Георг Филипп Телеман

редактировать
Немецкий композитор в стиле барокко (1681–1767)

Раскрашенная вручную акватинта Телемана Валентина Даниэля Прейслер, после утерянной картины Луи Михаэля Шнайдера, 1750 подпись Телемана (1714 и 1757)

Георг Филипп Телеман (24 марта [OS 14 марта] 1681 - 25 июня 1767 г.) (немецкое произношение: ) был немецким барокко композитором и мульти-инструменталистом. Почти полностью самоучка в музыке, он стал композитором вопреки воле своей семьи. После обучения в Магдебурге, Целлерфельде и Хильдесхайме, Телеманн поступил в Лейпцигский университет, чтобы изучать право, но в конце концов остановился на карьере. в музыке. Он занимал важные должности в Лейпциге, Сорау, Эйзенахе и Франкфурте, прежде чем обосноваться в Гамбурге в 1721 г. где он стал музыкальным руководителем пяти главных церквей города. В то время как карьера Телемана процветала, его личная жизнь всегда была беспокойной: его первая жена умерла менее чем через два года после их брака, а его вторая жена имела внебрачные связи и накопила большой игровой долг, прежде чем покинуть его.

Телеман - один из самых плодовитых композиторов в истории, по крайней мере, с точки зрения сохранившихся произведений. Современники считали его одним из ведущих немецких композиторов того времени, и его благосклонно сравнивали со своим другом Иоганном Себастьяном Бахом, который сделал Телемана крестным отцом и тезкой своего сына Карлу Филиппу Эмануэлю и Джорджу Фридриху Генделю, которого Телеман также знал лично. В рамках своих обязанностей он написал значительное количество музыки для обучения органистов под своим руководством. Это включает 48 хоральных прелюдий и 20 небольших фуг (модальных фуг), которые сопровождают его хоральные гармонизации для 500 гимнов. В его музыке сочетаются французский, итальянский и немецкий национальные стили, а временами он даже находился под влиянием польской популярной музыки. Он оставался в авангарде всех новых музыкальных тенденций, и его музыка является важным звеном между поздним барокко и ранним классическим стилем. Ему посвящен Музей Телеманна в Гамбурге.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь (1681–1712)
  • 2 Франкфурт (1712–21)
  • 3 Гамбург (1721–67)
  • 4 Наследие и влияние
  • 5 Частичный список работ
    • 5.1 Оперы
    • 5.2 Страсти
    • 5.3 Кантаты
    • 5.4 Оратории
    • 5.5 Оркестровые сюиты
    • 5.6 Камерная музыка
    • 5.7 Клавиатура
    • 5.8 Органная и теоретическая
    • 5.9 Концерты
      • 5.9.1 Скрипка
      • 5.9.2 Альт
      • 5.9.3 Валторна
      • 5.9.4 Труба
      • 5.9.5 Шалюмо
      • 5.9.6 Гобой
      • 5.9.7 Фагот
      • 5.9.8 Рекордер
      • 5.9.9 Флейта
    • 5.10 Сонаты
      • 5.10.1 Гобой
      • 5.10.2 Фагот
  • 6 Медиа
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Ранняя жизнь (1681–1712)
Магдебург, место рождения Телемана, начало 18 века. Примерно за 50 лет до рождения Телемана город был разграблен и его пришлось восстанавливать.

Телеман родился в Магдебурге, тогдашней столице герцогства Магдебург, Бранденбург-Пруссия. Его отец Генрих, диакон в церкви Святого Духа (Heilige-Geist-Kirche), умер, когда Телеману было четыре года. Первые уроки музыки будущий композитор получил в 10 лет у местного органиста и безмерно заинтересовался музыкой в ​​целом и композицией в частности. Несмотря на сопротивление матери и родственников, которые запрещали любую музыкальную деятельность, Телеман счел возможным учиться и сочинять тайно, даже создав оперу в 12 лет.

В 1697 году, после учебы в Домском училище в Магдебурге и в школе в Целлерфельде Телемана отправили в знаменитую Gymnasium Andreanum в Хильдесхайме, где его музыкальный талант процветал при поддержке школьных властей, включая самого ректора. Телеман становился одинаково искусным как в сочинении, так и в исполнении, обучаясь флейте, гобою, скрипке, альту да гамба, блокфлейту, контрабасу и другим инструментам. В 1701 году он окончил гимназию и уехал в Лейпциг, чтобы поступить в Лейпцигский университет, где намеревался изучать право. В конце концов он стал профессиональным музыкантом, регулярно сочиняя произведения для Nikolaikirche и даже для St. Thomas (Thomaskirche ). В 1702 году он стал директором муниципального оперного театра Opernhaus auf dem Brühl, а затем музыкальным руководителем театра Neukirche. Чрезвычайно продуктивный, Телеман поставил для Лейпцига множество новой музыки, в том числе несколько опер, одной из которых была его первая крупная опера, Германик. Однако он вступил в конфликт с кантором Thomaskirche Иоганном Кунау. Конфликт обострился, когда Телеман начал нанимать для своих проектов многочисленных студентов, в том числе тех, кто принадлежал Кунау, из Thomasschule.

Телеман покинул Лейпциг в 1705 году в возрасте 24 лет, получив приглашение стать капельмейстером. для суда графа Эрдмана II Промницкого в Сорау (ныне Жары, в Польше ). Его карьера там была прервана в начале 1706 г. военными действиями Северной войны, и после короткого периода путешествий он поступил на службу к герцогу Иоганну Вильгельму в Айзенах, где родился Иоганн Себастьян Бах. Он стал Концертмейстером 24 декабря 1708 года и Секретарем и Капельмейстером в августе 1709 года. За время своего пребывания в Айзенахе Телеман написал много музыки: по крайней мере, четыре годовых цикла церковных кантат, десятки сонат и концертов и другие произведения. В 1709 году он женился на Амалии Луизе Джулиан Эберлин, фрейлине графини Промниц и дочери музыканта Даниэля Эберлина. Их дочь родилась в январе 1711 года. Мать умерла вскоре после этого, оставив Телемана подавленным и обезумевшим.

Франкфурт (1712–1721)

Менее чем через год он перешел на другую должность и переехал. в Франкфурт 18 марта 1712 года в возрасте 31 года, чтобы стать городским музыкальным руководителем и капельмейстером в Барфюссеркирхе и Св. Екатерининская церковь. Во Франкфурте он полностью обрел свой зрелый личный стиль. Здесь, как и в Лейпциге, он был могущественной силой в музыкальной жизни города, создавая музыку для двух крупных церквей, гражданских церемоний и различных ансамблей и музыкантов. К 1720 году он перенял использование da capo aria, которое было принято такими композиторами, как Доменико Скарлатти. Такие оперы, как Narciso, привезенные во Франкфурт в 1719 году, написанные на итальянском языке композиции, оставили след в творчестве Телемана.

28 августа 1714 года, через три года после его первого выступления. жена умерла, Телеман женился на своей второй жене, Марии Катарине Текстор, дочери городского клерка Франкфурта. В итоге у них родилось девять детей. Это было источником большого личного счастья и помогло ему создавать композиции. Телеман продолжал быть чрезвычайно продуктивным и успешным, даже увеличивая свой доход, работая на работодателей в Айзенахе в качестве капельмейстера von Haus aus, то есть регулярно отправляя новую музыку, фактически не живя в Айзенахе. Первые опубликованные работы Телемана также появились во время Франкфурта. Его творчество стремительно росло, так как он страстно сочинял увертюры-сюиты и камерную музыку, большинство из которых недооценивается. Во второй половине франкфуртского периода он написал новаторское произведение - свой Концерт для альта соль мажор, что в два раза длиннее его скрипичных концертов. Кроме того, здесь он написал свой первый хоровой шедевр, его Страсти по Броксу, в 1716 году.

Гамбург (1721–67)

Однако композитор все еще был амбициозен и желая занять лучшую должность, в 1721 году он принял приглашение работать в Гамбурге в качестве Кантора Йоханнеума Латинской школы и музыкального директора пяти крупнейших церквей.. Вскоре после прибытия Телеман столкнулся с некоторым сопротивлением со стороны церковных чиновников, которые сочли его светскую музыку и деятельность слишком отвлекающими как для самого Телемана, так и для горожан. В следующем году, когда Иоганн Кунау умер и город Лейпциг искал нового Thomaskantor, Телеман подал заявку на эту работу и был одобрен, но отказался после того, как власти Гамбурга согласились предоставить ему подходящее повышение. После того, как другой кандидат, Кристоф Граупнер отказался, этот пост перешел к Иоганну Себастьяну Баху.

Телеман ок. 1745 г., гравюра Георга Лихтентегера

Телеман в это время совершил несколько небольших поездок за пределы Германии. Однако позже, в гамбургский период, он поехал в Париж и пробыл там восемь месяцев, с 1737 по 1738 год. Он услышал и был впечатлен оперой французского композитора Жана-Филиппа Рамо «Кастор и Поллукс». 177>. С тех пор он включил французский оперный стиль в свои вокальные произведения. До этого его влияние было в основном итальянским и немецким. Кроме того, Телеман оставался в Гамбурге на всю оставшуюся жизнь. Вокальным шедевром этого периода являются его страсти по св. Луке 1728 года, которые являются ярким примером его полностью зрелого вокального стиля.

Его первые годы там были мучительны из-за семейных проблем: неверности жены и ее игровых долгов, которые превышали годовой доход Телемана. Композитор был спасен от банкротства стараниями друзей и многочисленными успешными музыкальными и поэтическими публикациями, изданными Телеманом в период с 1725 по 1740 год. К 1736 году муж и жена больше не жили вместе из-за финансовых разногласий. Несмотря на то, что Телеман по-прежнему был активен и выполнял многие обязанности, в 1740-х годах он стал менее продуктивным, поскольку ему было за 60. Он занялся теоретическими исследованиями, а также такими хобби, как садоводство и выращивание экзотических растений, что в то время было в Гамбурге чем-то вроде увлечения, а также хобби, которое разделял Гендель. Большая часть музыки 1750-х годов, похоже, была пародирована с более ранних произведений. Старший сын Телемана Андреас умер в 1755 году, а сын Андреаса Георг Михаэль Телеман был воспитан стареющим композитором. Обеспокоенный проблемами со здоровьем и плохим зрением в последние годы своей жизни, Телеман все еще писал музыку в 1760-х годах. Он умер вечером 25 июня 1767 года от того, что было зарегистрировано в то время как «грудная болезнь». Его место на посту в Гамбурге сменил его крестник, второй сын Иоганна Себастьяна Баха Карл Филипп Эммануэль Бах.

Наследие и влияние

Телеман был одним из самых плодовитых крупных композиторов всех времен. - объемлющее творчество включает более 3000 произведений, половина из которых утеряна, а большинство из них не исполнялись с 18 века. С 1708 по 1750 год Телеман написал 1043 священных кантаты и 600 увертюр-сюит, а также типы концертов для комбинаций инструментов, которые не использовал ни один другой композитор того времени. Первую точную оценку количества его произведений музыковеды дали только в 1980-х и 1990-х годах, когда были изданы обширные тематические каталоги. При жизни и во второй половине 18 века Телеман был очень высоко оценен коллегами и критиками. Многочисленные теоретики (Марпург, Маттесон, Кванц и Шайбе, среди прочих) цитировали его работы как модели, а крупные композиторы, такие как И. С. Бах и Гендель купили и изучили его опубликованные работы. Он был чрезвычайно популярен не только в Германии, но и в остальной Европе: заказы на издание музыки Телемана поступали из Франции, Италии, Нидерландов, Бельгия, Скандинавские страны, Швейцария и Испания. Лишь в начале 19 века его популярность внезапно прекратилась. Большинство лексикографов стали отмахиваться от него как от «полиграфа », написавшего слишком много работ, как от вильшрайбера, для которого количество важнее качества. На такие взгляды повлиял рассказ о музыке Телемана Кристофа Даниэля Эбелинга, критика конца 18-го века, который фактически хвалил музыку Телемана и делал лишь мимолетные критические замечания о его продуктивности. После возрождения Баха произведения Телемана были оценены как низшие по сравнению с произведениями Баха и лишенные глубокого религиозного чувства. Например, к 1911 году в Британской энциклопедии не было статьи о Телемане, и в одном из немногих упоминаний о нем упоминалось «значительно худшее творчество менее значительных композиторов, таких как Телеман» по сравнению с Генделем и Бахом.

Особенно поразительные примеры таких суждений были представлены известными биографами Баха Филиппом Спитта и Альбертом Швейцером, которые критиковали кантаты Телемана, а затем хвалили произведения, которые, по их мнению, были составлены Баха, но сочиненные Телеманом. Последнее исполнение значительного произведения Телемана (Der Tod Jesu ) произошло в 1832 году, и только в 20 веке его музыка начала исполняться снова. Возрождение интереса к Телеману началось в первые десятилетия 20-го века и завершилось критическим изданием Bärenreiter 1950-х годов. Сегодня каждому произведению Телеманна обычно присваивается номер TWV, что означает Telemann-Werke-Verzeichnis (Каталог произведений Телемана).

Музыка Телемана была одной из движущих сил позднего барокко и ранней классики. Начиная с 1710-х годов он стал одним из создателей и выдающихся представителей так называемого немецкого смешанного стиля, который представляет собой смесь немецкого, французского, итальянского и польского стилей. С годами его музыка постепенно менялась и в нее входило все больше и больше элементов стиля галант, но он так и не принял полностью идеалы зарождающейся классической эпохи: стиль Телемана оставался контрапункционально и гармонично сложным, и уже в 1751 году он отказался от большей части современной музыки. как слишком упрощенный. Среди композиторов, на которые он оказал музыкальное влияние, были ученики И.С. Баха в Лейпциге, таких как Вильгельм Фридеман Бах, Карл Филипп Эммануэль Бах и Иоганн Фридрих Агрикола, а также те композиторы, которые выступали под его руководством в Лейпциге ( Кристоф Граупнер, Иоганн Давид Хайнихен и Иоганн Георг Пизендель ), композиторы берлинской лидерской школы и, наконец, его многочисленные ученики, ни один из которых, однако, стали крупными композиторами.

Не менее важным для истории музыки была издательская деятельность Телеманна. Преследуя исключительные права на публикацию своих произведений, он создал один из самых важных ранних прецедентов для рассмотрения музыки как интеллектуальной собственности композитора. Такое же отношение было характерно для его публичных концертов, где Телеман часто исполнял музыку, изначально сочиненную для церемоний, на которых присутствовали лишь несколько избранных представителей высшего класса.

Неполный список произведений

Оперы

Страсти

Кантаты

  • Цикл кантат 1716–1717
  • Harmonischer Gottes-Dienst
  • Die Donner-Ode («Ода грома») TWV 6: 3a-b
  • Du bleibest dennoch unser Gott (Erstausgabe 1730)
  • Ihr Völker, hört
  • Ино (1765)
  • Sei tausendmal willkommen (Erstausgabe 1730)
  • Die Tageszeiten («Время дня») (1757)
  • Gott, man lobet dich, Кантата для Парижского мира, 1763 г., для хора из 5 частей, флейты, 2 гобоев, фагота, 3 труб, 2 валторн, струнных и континуо, TWV 14:12

Оратории

  • Hamburger Admiralitätsmusik несколько лет, включая TWV 24: 1
  • Der Tag des Gerichts («Судный день») (1761–62)
  • Hamburgische Kapitänsmusik (разные годы)
  • Der Tod Jesu («Смерть Иисуса») TWV 5: 6 (1755)
  • Die Auferstehung унд Химмельфа hrt Jesu "(" Воскресение и Вознесение Иисуса ") TWV 6: 6, (1760)
  • Trauermusik для императора Карла VII (1745) Ich hoffete aufs Licht, TWV 4:13
  • Trauermusik для мэра Гамбурга nl: Гарлиб Силлем Schwanengesang TWV 4: 6
  • Der aus der Löwengrube errettete Daniel («Даниэль, доставленный из львиного логова») (1731) [Это было неправильно приписано Генделю]
  • Reformations-Oratorium 1755 Holder Friede, Heilger Glaube TWV 13:18

Оркестровые сюиты

  • Grillen-symphonie TWV 50: 1
  • Ouverture (Wassermusik: Hamburger Ebb und Fluth ) TWV 55: C3
  • Ouverture des Nations anciens et modernes in G TWV 55: G4
  • Ouverture in G minor TWV 55: g4
  • Сюита ля минор для блокфлейты, струнных и континуо TWV 55: a2
  • Увертюра: Alster Echo in F, для 4 валторн, 2 гобоев, фагота, струнных и континуо, TWV55: F11

Камерная музыка

Клавиатура

  • 36 фантазий для клавишных TWV 33: 1–36
  • 6 увертюр для клавишных TWV 32: 5–10
  • 6 легких фуг с небольшими свежими добавками TWV 30: 21–26

Органные и теоретические

  • 48 хоральных прелюдий для органа TWV 31: 1–48
  • 20 легких фуг в 4 частях TWV 30: 1 –20)
  • 500 хоровых гармонизаций

Концерты

Скрипка

Альт

  • Концерт соль мажор для альта и струнного оркестра, TWV 51: G9; первый известный концерт для альта, который до сих пор регулярно исполняется
  • Концерт соль мажор для двух альтов и струнного оркестра, TWV 52: G3

Валторна

  • Концерт для двух валторн ре мажор TWV 52: D1
  • Концерт для двух валторн ре мажор TWV 52: D2
  • Концерт для валторны с оркестром ре мажор TMV 51: D8

Труба

  • Концерт для трубы ре мажор, TMV 51 : D7
  • Концерт ре для трубы и 2 гобоев, TMV 53: D2
  • Концерт ре мажор для трубы, скрипки и виолончели, TMV 53: D5
  • Концерт ре мажор для 3-х труб, литавр, 2-х гобоев, TMV 54: D3
  • Концерт ре мажор для 3-х труб, литавр, TMV 54: D4

Chalumeau

  • Концерт до мажор для 2-х шалюмо, 2-х фаготов и Оркестр, TMV 52: C1
  • Концерт ре минор для двух шалюмо с оркестром, TMV 52: d1

Гобой

  • Концерт ля мажор
  • Концерт до минор, TMV 51 : c1
  • Концерт ре минор
  • Концерт ми минор
  • Концерт фа минор
  • Концерт соль мажор

Фагот

  • Концерт для R ecorder и фагот фа мажор, TWV 52: F1

Рекордер

  • Концерт до мажор, TWV 51: C1
  • Концерт фа мажор, TWV 51: F1
  • Концерт для Блок-флейта и Виола да гамба ля минор, TWV 52: a1
  • Концерт для 2 рекордеров ля минор, TWV 52: a2
  • Концерт для 2 рекордеров си-бемоль мажор, TWV 52: B1

Флейта

  • Концерт ре мажор, TWV 51: D2
  • Концерт ми минор для блокфлейты и флейты, TWV 52: e1
  • Концерт си минор, TWV 41: h3
  • Концерт до минор, TWV 41: c3

Сонаты

Sonata da chiesa, TWV 41: g5 (для мелодического инструмента - скрипки, флейты или гобоя из Der getreue Musikmeister)

Гобой

  • Соната ля минор TWV 41: a3 (из Der getreue Musikmeister)
  • Соната си-бемоль TWV 41: B6
  • Соната ми минор TWV 44: e6
  • Соната соль минор TWV 41: g6
  • Соната соль минор TWV 41: g10

Фагот

  • Соната фа минор TWV 41: f1 (часть сборник Der getreue Musikmeister, 1728)
  • Соната ми-бемоль мажор TWV 41: EsA1
Медиа
Ссылки

Примечания

Источники

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Георгом Филиппом Телеманном.
немецким Викиисточником есть исходный текст, относящийся к этой статье: Георг Филипп Телеман
Дополнительная информация о Телемане и его работах
Современные издания
  • Prima la musica! Имеющиеся в продаже исполнительские издания музыки Телемана и других композиторов эпохи барокко.
  • Habsburger Verlag Современные исполнительские издания кантат Телеманна под редакцией Эрика Фидлера.
  • Издание Musiklandschaften Современные исполнительские издания ежегодника Страстей Телемана с 1757 по 1767 год под редакцией Йоханнеса Пауша
Бесплатные ноты
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:51:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте