Соната (; итальянский :, мн. Соната; от латинского и итальянского: sonare [архаический Итальянский; заменено в современном языке на suonare], «звучать») в музыке буквально означает исполняемую пьесу в отличие от кантаты (латинская и итальянская кантара, «к петь »), спетое произведение. Термин эволюционировал на протяжении истории музыки, обозначая множество форм до классической эры, когда он приобрел все большее значение. Соната - неопределенный термин, имеющий разные значения в зависимости от контекста и периода времени. К началу 19 века он стал олицетворением принципа создания крупномасштабных произведений. Его применяли к большинству инструментальных жанров и считали - наряду с фугой - одним из двух основных методов организации, интерпретации и анализа концертной музыки. Хотя музыкальный стиль сонат изменился со времен классической эпохи, большинство сонат 20-го и 21-го веков все еще сохраняют ту же структуру.
Термин сонатина, табл. сонатина, уменьшительная форма сонаты, часто используется для короткой или технически простой сонаты.
Содержание
- 1 Инструменты
- 2 История использования
- 2.1 Барокко
- 2.2 Классический период
- 2.3 Романтический период
- 2.4 После романтического периода
- 3 Стипендия и музыковедение
- 3.1 Идея или принцип сонаты
- 3.2 Теория ХХ века
- 4 Известные сонаты
- 4.1 Барокко (ок. 1600 - ок. 1760)
- 4.2 Классика (ок. 1760 - ок. 1830)
- 4.3 Романтика (ок. 1795 - ок. 1900)
- 4.4 ХХ века и современность (ок. 1910 - настоящее время)
- 5 См. Также
- 6 Ссылки
- 7 Цитаты
Инструменты
В период барокко соната была для одного или нескольких инструментов почти всегда с континуо. После периода барокко большинство произведений, специально обозначенных как сонаты, исполняются сольным инструментом, чаще всего клавишным, или сольным инструментом в сопровождении клавишного инструмента.
Сонаты для сольного инструмента, кроме клавишных, были сочинены, как и сонаты для других комбинаций инструментов.
История использования
Барокко

Отдельные ноты сонаты, написанной в период барокко.
В произведениях Арканджело Корелли и его современников были созданы два широких класса сонат, которые впервые были описаны Себастьеном де Броссаром в его Dictionaire de musique (третье издание, Амстердам, около 1710 г.): sonata da chiesa ( т. е. подходящая для использования в церкви), тип которой был «по праву известен как сонаты», и sonata da camera (подходящая для использования при дворе), которая состоит из прелюдии, за которой следует последовательность танцы, все в одном ключе. Хотя четыре, пять или шесть движений сонаты da chiesa также чаще всего находятся в одной тональности, одна или две внутренние части иногда имеют контрастную тональность (Newman 1972a, 23–24).
Соната da chiesa, обычно для одной или нескольких скрипок и баса, обычно состояла из медленного вступления, слабо фугированного аллегро, кантабиле медленное движение и живой финал в некоторой бинарной форме, предполагающий близость к танцевальным мелодиям сюиты. Эта схема, однако, не была очень четко определена до работ Арканджело Корелли, когда она стала основной сонатой и сохранилась как традиция итальянской скрипичной музыки.
Соната да камера почти полностью состояла из идеализированных танцевальных мелодий. С другой стороны, тогда особенности сонаты да кьеза и сонаты да камеры имели тенденцию свободно смешиваться. Хотя почти половина из 1100 сохранившихся сочинений, аранжировок и транскрипций Баха - инструментальные произведения, только около 4% - сонаты (Newman 1972a, 266).
Термин соната также применяется к серии из более 500 произведений для клавесина соло, а иногда и для других клавишных инструментов Доменико Скарлатти, первоначально опубликованное под названием Essercizi per il gravicembalo (Упражнения для клавесина). Большинство этих произведений представляют собой только одно движение в бинарной форме, с двумя частями, которые находятся в одном темпе и используют один и тот же тематический материал, хотя иногда в разделах могут быть изменения темпа. Они часто виртуозны и используют более отдаленные гармонические переходы и модуляции, чем это было обычно для других произведений того времени. Им восхищались за их большое разнообразие и изобретательность.
И сольная, и трио-сонаты Вивальди показывают параллели с концертами, которые он писал в то же время. Он написал более 70 сонат, подавляющее большинство из которых соло; большинство остальных - трио-сонаты, и очень небольшое количество - многоголосые (Newman 1972a, 169–70).
Сонаты Доменико Паради - это мягкие и вытянутые произведения с небольшой изящной и мелодичной второй частью.
Классический период
Практика Классического периода станет решающей для сонаты; этот термин превратился из одного из многих терминов, обозначающих жанры или формы, в обозначение основной формы организации крупномасштабных произведений. Эта эволюция длилась более пятидесяти лет. Этот термин стал применяться как к структуре отдельных движений (см. Сонатная форма и История сонатной формы ), так и к расположению движений в мультичастичном произведении. При переходе к классическому периоду многодвижущим произведениям было дано несколько названий, в том числе divertimento, serenade и partita, многие из которых теперь фактически считаются сонаты. Использование сонаты как стандартного термина для таких произведений началось где-то в 1770-х годах. Гайдн называет свою первую сонату для фортепиано таковой в 1771 году, после чего термин «divertimento» редко используется в его произведениях. Термин соната все чаще применялся либо к произведению для клавишных (см. фортепианная соната ), либо к клавишным и еще одному инструменту, часто к скрипке или виолончели. Все реже и реже применялся к произведениям с более чем двумя инструменталистами; например, фортепианные трио не часто назывались сонатой для фортепиано, скрипки и виолончели.
Изначально наиболее распространенной компоновкой движений было:
- Аллегро, которое в то время понималось как означающее не только темп, но и некоторую степень «проработки» или развития темы. (См. Rosen 1988 и Rosen 1997.)
- Среднее движение, чаще всего медленное движение : Andante, Adagio или Ларго ; реже Менуэт или Тема с вариациями.
- Заключительное движение, как правило, представляло собой Аллегро или Престо, часто обозначаемый как Финал. Форма часто была Рондо или Менуэтом.
Однако также встречаются двухчастные раскладки, практика, которые Гайдн использует еще в 1790-х годах. Была и в раннем классическом стиле. период возможность использования четырех частей, с танцевальной частью, вставленной перед медленной частью, как в сонатах для фортепиано № 6 и № 8 Гайдна. Сонаты Моцарта также были в основном в трех частях. произведений, которые Гайдн назвал фортепианной сонатой, divertimento или партитой в Hob XIV, семь находятся в двух частях, тридцать пять - в трех и три - в четырех; и есть несколько в трех или четырех частях, подлинность указана как "сомнительная". Композиторы, такие как Бочерин i опубликует сонаты для фортепиано и инструмента облигато с необязательной третьей частью - в случае Боккерини, 28 сонат для виолончели.
Но инструментальные произведения все чаще объединялись в четыре, а не в три части, практика, впервые отмеченная в струнных квартетах и симфониях, и достигшая собственно сонаты в начале сонаты Бетховена. Однако в классический период продолжали писать двух- и трехчастные сонаты: Бетховен opus 102 pair имеет двухчастную сонату до мажор и трехчастную сонату ре мажор. Тем не менее, произведения с меньшим или более чем четырьмя движениями все чаще воспринимались как исключения; они были отмечены как имеющие «пропущенные» или «лишние» движения.
Таким образом, раскладка с четырьмя частями была к этому моменту стандартной для струнного квартета и в подавляющем большинстве случаев наиболее распространенной для симфонии. Обычный порядок четырех частей был следующим:
- Аллегро, которое к этому моменту было в так называемой форме сонаты, полное изложение, развитие и перепросмотр.
- A медленная часть, Анданте, Адажио или Ларго.
- Танцевальное движение, часто Менуэт и трио или - особенно позднее в классический период - Скерцо и трио.
- A финал в более быстром темпе, часто в форме соната – рондо.
Когда движения появлялись вне этого порядка, их описывали как «перевернутые», например, скерцо, идущее перед медленной частью в 9-й симфонии Бетховена. Это использование было отмечено критиками в начале 19 века, и вскоре после этого оно было систематизировано в преподавании.
Трудно переоценить значение сонат, созданных Бетховеном: 32 сонаты для фортепиано, плюс сонаты для виолончели и фортепиано или скрипки и фортепиано, образующие большой массив музыки, который со временем будет считаться необходимым для любого серьезный инструменталист, которого нужно освоить.
Романтический период
В начале 19 века было установлено современное употребление термина соната, как в отношении формы как таковой, так и в том смысле, что полностью разработанная соната служит нормой. для концертной музыки в целом, по отношению к которой рассматриваются другие формы. С этого момента слово «соната» в теории музыки обозначает как абстрактную музыкальную форму, так и отдельные произведения. Отсюда и упоминание симфонии как сонаты для оркестра. Уильям Ньюман назвал это идеей сонаты.
Среди произведений, явно обозначенных как соната для фортепиано, есть три произведения: Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, три произведения Роберта Шумана, Соната си минор Ференца Листа, а затем сонаты Иоганнеса Брамса и Сергея Рахманинова.
В начале XIX века, сонатная форма была определена на основе сочетания предыдущей практики и произведений важных классических композиторов, в частности Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также таких композиторов, как Клементи. Именно в этот период различия между трехчастной и четырехчастной раскладками стали предметом комментариев, с акцентом на трехчастном концерте и четырехчастной симфонии.
Эрнест Ньюман писал в эссе «Брамс и Змей»:
- Это, возможно, будет идеалом инструментальной музыки будущего; Путь к ней, действительно, кажется, наконец, открывается перед современными композиторами по мере того, как они отбрасывают последние утомительные остатки сонатной формы. Изначально это естественный способ выражения определенного образа мышления восемнадцатого века в музыке превратился в девятнадцатом веке в препятствие как для индивидуального мышления, так и для свободного раскрытия внутренней жизненной силы идеи, и теперь просто магазин, с помощью которого плохой композитор может убедить себя и невинного читателя учебников, что он хороший (Newman 1958, 51)
После романтического периода
Роль сонаты как чрезвычайно важной формы расширенного музыкального спора вдохновит таких композиторов, как Хиндемит, Прокофьев, Шостакович, Тайлеферр, Уствольская и Уильямс сочинять в сонатной форме, и продолжают сочиняться и исполняться произведения с традиционными сонатными структурами.
Стипендия и музыковедение
Идея или принцип сонаты
Исследование практики и значения формы, стиля и структуры сонаты стало мотивацией для важных теоретических работ Генрих Шенкер, Арнольд Шенберг и Чарльз Розен среди прочих; и музыкальная педагогика продолжала основываться на понимании и применении правил сонатной формы, поскольку почти два столетия развития практики и теории кодифицировали ее.
Развитие классического стиля и его норм композиции легло в основу большей части теории музыки XIX и XX веков. Как всеобъемлющий формальный принцип, сонате был присвоен такой же центральный статус, что и барокко фуга ; поколения композиторов, инструменталистов и публики руководствовались этим пониманием сонаты как непреходящего и доминирующего принципа в западной музыке. Идея сонаты зародилась до того, как термин приобрел его нынешнее значение, наряду с эволюцией меняющихся норм классического периода. Причины этих изменений и то, как они соотносятся с развивающимся чувством нового формального порядка в музыке, - это вопрос, которому посвящено исследование. Были указаны некоторые общие факторы, в том числе: смещение акцента с вокальной музыки на инструментальную; изменения в практике исполнения, в том числе потеря континуо (Rosen 1997, 196).
Решающее значение для большинства интерпретаций сонатной формы имеет идея тонального центра; и, как сказано в Кратком музыкальном словаре Grove: «Основная форма группы, воплощающая« принцип сонаты », самый важный принцип музыкальной структуры от классического периода до 20-го века: этот материал сначала изложен в дополнительной тональности быть повторно введенным в домашний ключ "(Сэди 1988,).
Идея сонаты была тщательно исследована Уильямом Ньюманом в его монументальном трехтомном труде «Соната в классическую эпоху» (История идеи сонаты), начатом в 1950-х годах и опубликованном в том, что стало стандартным изданием. всех трех томов в 1972 году.
теория 20-го века
Генрих Шенкер утверждал, что существовала Urlinie или базовая тональная мелодия и базовая басовая формация. Он считал, что, когда присутствовали эти двое, существовала базовая структура, и что соната представляла эту базовую структуру в целом произведении с процессом, известным как прерывание (Schenker 1979, 1: 134).
На практике Шенкер применил свои идеи к редактированию фортепианных сонат Бетховена, используя оригинальные рукописи и свои собственные теории, чтобы «исправить» доступные источники. Основная процедура заключалась в использовании тональной теории для вывода значения из доступных источников в рамках критического процесса, даже до степени завершения сочинений, оставленных незаконченными их композиторами. Хотя многие из этих изменений были и остаются спорными, эта процедура сегодня играет центральную роль в теории музыки и является важной частью теории структуры сонаты, преподаваемой в большинстве музыкальных школ.
Выдающиеся сонаты
Барокко (ок. 1600 - ок. 1760)
- Иоганн Себастьян Бах
- Генрих Игнац Франц Бибер
- Георг Фридрих Гендель
- Элизабет Жаке де ла Герр
- Сонаты (2), для скрипки, альта да гамба и бассо континуо (ок. 1695)
- Сонаты (6), для скрипка и бассо континуо (1707)
- Марк-Антуан Шарпантье
- Соната для 8 H 548 (дата неизвестна)
- Джузеппе Тартини
- Арканджело Корелли
- D оменико Скарлатти
- Соната для клавира ми мажор L. 33
- Соната для клавишных до мажор L. 104
- Соната для клавира фа минор L. 118
- Соната для клавира in Ля минор L. 241
- Соната для клавира ре минор L. 266
- Соната для клавира соль мажор L. 349
- Соната для клавиатуры до минор L. 352
- Соната для клавишных ре минор L. 422
- Соната для клавира си минор L. 449
- Соната ля мажор L. 483
- Пьетро Доменико Парадизи
- Соната для клавишных ля мажор
- Жан-Фери Ребель
- 12 сонат по 2 или 3 партии, Книга из двенадцати сонат в 2 или 3 частях (сочинена в 1695 г., издана в Париже в 1712 г.)
- 12 сонат à виолончель с мелодиями плюсовых мелодий для виолончели, 12 сонат для скрипки соло, смешанных с рецитами для виолончели (Париж 1713 г.)
- Жан-Мари Леклер
- Сонаты для скрипки, соч. 1–3, 5, 9
Классика (ок. 1760 - ок. 1830)
- Франц Иосиф Гайдн
- Соната для фортепиано № 1 Hob.XVI : 8 (Гайдн) ~ Соната для фортепиано № 62 Hob.XVI: 52 (Гайдн)
- Муцио Клементи
- Соната для фортепиано op. 40 п. 2
- Соната для фортепиано op. 50 п. 3
Романтика (ок. 1795 - ок. 1900)
XX век и современность (ок. 1910 – настоящее время)
- Сэмюэл Барбер
- Жан Барракэ
- Бела Барток
- Альбан Берг
- Леонард Бернштейн
- Пьер Булез
- Франк Бридж
- Соната для фортепиано (1921–24)
- Соната для скрипки и фортепиано (1932)
- Соната ре минор, для виолончели и фортепиано (1913–17)
- Бенджамин Бриттен
- Соната до мажор для виолончели и фортепиано, Op. 65
- Джон Кейдж
- Карлос Чавес
- Соната-фантазия нет. 1 для фортепиано (1917)
- Соната no. 2 для фортепиано (1919)
- Соната no. 3 для фортепиано (1928)
- Соната no. 4 для фортепиано (1941)
- Соната no. 5 для фортепиано (1960)
- Соната no. 6 для фортепиано (1961)
- Соната для четырех валторн (1929–30)
- Ребекка Кларк
- Соната для альта и фортепиано (1919)
- Жан Дэтвайлер
- Соната для двух альфоров и орган
- Клод Дебюсси
- Джордж Энеску
- Соната № 3 для скрипки и фортепиано, ля минор, dans le caractère populaire roumain Op. 25 (1926)
- Соната № 2 для виолончели и фортепиано до мажор, соч. 26, No. 2 (1935)
- Соната для фортепиано No. 1 фа минор, соч. 24, No. 1 (1924)
- Соната для фортепиано No. 3 ре мажор, соч. 24, No. 3 (1933–1935)
- Брайан Фернейхо
- Сонаты для струнного квартета (1967)
- Альберто Хинастера
- Соната для фортепиано № 1 (1952)
- Соната для фортепиано №. 2 (1981)
- Соната для фортепиано № 3 (1982)
- Соната для виолончели и фортепиано (1979)
- Соната для гитары (1976, ред. 1981)
- Филип Гласс
- Трилогия Соната для фортепиано (2001)
- Соната для скрипки и фортепиано (2008)
- Соната для фортепиано № 1 (2019)
- Карел Гойвертс
- Ханс Вернер Хенце
- Royal Winter Music, гитарные сонаты №1 и 2
- Пол Хиндемит
- Соната для флейты и фортепиано (1936)
- Соната для фагота и Фортепиано (1938)
- Соната для гобоя и фортепиано (1938)
- Соната для английского рожка и фортепиано (1941)
- Соната для кларнета и фортепиано (1939)
- Соната для арфы (1939)
- Соната для валторны и фортепиано (1939)
- Соната для четырех валторн (1952)
- Соната для альт-валторны (или валторны, или Альт-саксофон) и фортепиано (1943)
- Соната для трубы и фортепиано (1939)
- Соната для тромбона и фортепиано (1941)
- Соната для тубы и фортепиано (1955)
- Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль, соч. 11, No. 1 (1918)
- Соната для скрипки и фортепиано ре мажор, соч. 11, No. 2 (1918)
- Соната для скрипки и фортепиано ми (1935)
- Соната для скрипки и фортепиано до мажор (1939)
- Соната для скрипки соло, Соч. 11, No. 6 (1917)
- Соната для скрипки соло, соч. 31, No. 1 (1924)
- Соната для скрипки соло, соч. 31, No. 2 (1924)
- Соната для альта и фортепиано, Op. 11, No. 4 (1919)
- Соната для альта и фортепиано, соч. 25 No. 4 (1922)
- Соната для альта и фортепиано (1939)
- Соната для альта соло, соч. 11, No. 5 (1919)
- Соната для альта соло, соч. 25, No. 1 (1922)
- Соната для альта соло, соч. 31, No. 4 (1923)
- Соната для альта соло (1937)
- Соната Кляйне для альта д'амур и фортепиано, соч. 25, No. 2 (1922)
- Соната для виолончели и фортепиано, соч. 11, No. 3 (1919)
- Соната для виолончели и фортепиано (1948)
- Соната для виолончели соло, соч. 25, No. 3 (1923)
- Соната для контрабаса и фортепиано (1949)
- Акира Ифукубе
- Соната для скрипки и фортепиано (1985)
- Чарльз Айвз
- Леош Яначек
- 1. X.1905 (Соната Яначека для фортепиано)
- Витезлава Капралова
- Соната Аппассионата для фортепиано (1933)
- Бен Джонстон
- Дьёрдь Лигети
- Дуглас Лилберн
- Соната для фортепиано № 1 до минор соч. 1 (1932)
- Соната для фортепиано № 2 соль минор (неполный 1937)
- Соната для фортепиано № 3 фа минор (1939)
- Соната для фортепиано No. 4 ля минор (1939)
- Соната для фортепиано № 5 (1949)
- Соната для фортепиано № 6 (1956)
- Дариус Мильо
- Соната № 1 для скрипки и фортепиано, соч. 3 (1911)
- Соната для двух скрипок и фортепиано, соч. 15 (1914)
- Соната № 1 для фортепиано, соч. 33 (1916)
- Соната № 2 для скрипки и фортепиано, соч. 40 (1917)
- Соната для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано, соч. 47 (1918)
- Соната для органа, соч. 112 (1931)
- Соната № 1 о бессмертных и анонимных темах XVIII века, для альта и фортепиано, соч. 240 (1944)
- Соната № 2 для альта и фортепиано, соч. 244 (1944)
- Соната для скрипки и клавесина, соч. 257 (1945)
- Соната № 2 для фортепиано, соч. 293 (1949)
- Соната для виолончели и фортепиано, соч. 377 (1959)
- Соната для арфы, соч. 437 (1971)
- Сергей Прокофьев
- Сонаты для фортепиано - шесть юношеских (1904, 1907, 1907, 1907–08, 1908, 1908–09)
- Соната для фортепиано № 1 in F минор, соч. 1 (1907–09)
- Соната для фортепиано № 2 ре минор, соч. 14 (1912)
- Соната для фортепиано № 3 ля минор, соч. 28 (1907–17)
- Соната для фортепиано № 4 до минор, соч. 29 (1917)
- Соната для фортепиано № 5 до мажор (оригинальная версия), соч. 38 (1923)
- Соната для скрипки № 1 фа минор, соч. 80 (1938–46)
- Соната для фортепиано № 6 ля мажор, соч. 82 (1939–40)
- Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор, Сталинград, соч. 83 (1939–42)
- Соната для фортепиано № 8 си-бемоль мажор, соч. 84 (1939–44)
- Соната для флейты ре мажор, соч. 94 (1943)
- Соната для скрипки № 2 ре мажор, соч. 94 бис (1943)
- Соната для фортепиано № 9 до мажор, соч. 103 (1947)
- Соната для скрипки соло (скрипки в унисон) ре мажор, соч. 115
- Соната для виолончели до мажор, соч. 119
- Соната для виолончели соло до-диез минор, соч. 133
- Соната для фортепиано № 5 до мажор (переработанная версия), соч. 135 (1952–53)
- Сергей Рахманинов
- Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 36 (1913, переработано в 1931 году)
- Миклош Рожа
- Соната для фортепиано, соч. 20 (1948)
- Соната для флейты соло, соч. 39 (1983)
- Соната для скрипки соло, соч. 40 (1986)
- Соната для кларнета соло, соч. 41 (1986)
- Соната для гитары, соч. 42 (1986)
- Соната для гобоя соло, соч. 43 (1987)
- Александр Скрябин
- Тим Сустер
- Соната для виолончели, фортепиано, семи духовых инструментов и ударных (1978–79)
- Игорь Стравинский
- Соната для фортепиано фа минор (1903–04)
- Соната для Фортепиано (1924)
- Соната для двух фортепиано (1943)
- Степан Сулек
- Соната Vox Gabrieli, для тромбона и фортепиано (1973–1978)
- Жермен Тайлеферре
- Соната № 1 для скрипки и фортепиано (1921)
- Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1951)
- Соната для арфы (1953)
- Соната Алла Скарлатти, для арфы (1964))
- Соната для сольного кларнета (1957)
- Соната для двух фортепиано (1974)
- Соната для фортепиано в четыре руки (1975)
- Галина Уствольская
- Фортепиано Соната № 1 (1947)
- Соната для фортепиано № 2 (1949)
- Соната для фортепиано ата № 3 (1952)
- Соната для фортепиано № 4 (1957)
- Соната для фортепиано № 5 (1986)
- Соната для фортепиано № 6 (1988)
- Джон Уильямс
- Соната для фортепиано (1951)
- Эйтор Вилла-Лобос
- Соната-фантазия no. 1 для скрипки и фортепиано, Desesperança («Отчаяние») (1913)
- Sonate-fantaisie no. 2 для скрипки и фортепиано (1914)
- Соната для скрипки и фортепиано №. 3 (1920)
- Соната для скрипки и фортепиано № 4 (1923)
- Эжен Изаи
См. Также
Список литературы
- Мангсен, Сандра, Джон Ирвинг, Джон Ринк и Пол Гриффитс. 2001. «Соната». Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
- Ньюман, Эрнест. 1958. Другие эссе из мира музыки: эссе из лондонской «Санди таймс», отобранные Феликсом Апрамяном. Лондон: Джон Колдер; Нью-Йорк: Coward-McCann, Inc.
- Ньюман, Уильям S. 1966. Соната в эпоху барокко, переработанное изд. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press. LCCN 66-19475.
- Ньюман, Уильям С. 1972a. Соната в эпоху барокко, третье издание. История идеи сонаты 1. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-00622-0.
- Ньюман, Уильям С. 1972b. Соната в классическую эпоху: второй том истории идеи сонаты, второе издание. История идеи сонаты 2; Библиотека Norton N623. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-00623-9.
- Ньюман, Уильям С. 1983a. Соната эпохи барокко, четвертое издание. История идеи сонаты 1. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-95275-4.
- Ньюман, Уильям С. 1983b. Соната в эпоху классики, третье издание. История идеи сонаты 2. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-95286-X.
- Ньюман, Уильям С. 1983c. Соната времен Бетховена, третье издание. История идеи сонаты 3. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-95290-8.
- Ньюман, Уильям С. 1988. Бетховен о Бетховене: исполняет свою фортепианную музыку по-своему. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-02538-1 (ткань) ISBN 0-393-30719-0 ( pbk).
- Розен, Чарльз. 1988. Сонатные формы, переработанное издание. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-02658-2.
- Розен, Чарльз. 1995. Романтическое поколение. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-77933-9 ISBN 0-674-77934-7 (pbk).
- Розен, Чарльз. 1997. Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен, расширенное издание, с записью на CD. Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-31712-9.
- Сэди, Стэнли (ред.). 1988. Краткий музыкальный словарь Grove. Лондон: Macmillan Publishers. ISBN 0-333-43236-3 (ткань); ISBN 0-393-02620-5 (pbk).
- Зальцер, Феликс Структурный слух: тональная когерентность в музыке. 2 тт. Нью-Йорк: Dover Publications.
- Шенкер, Генрих. 1979. Свободная композиция (Der freie Satz): Том III новых музыкальных теорий и фантазий, под редакцией Освальда Йонаса, перевод Эрнста Остера. 2 тт. Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 0-582-28073-7.
- Шенберг, Арнольд. 1966. Harmonielehre, 7-е издание. Вена: универсальное издание. ISBN 3-7024-0029-X.
Цитаты