Карл Филипп Стамиц (чешский язык: Карел Стамиц; крестился 8 мая 1745 г. - 9 ноября 1801 г.) был немецким композитором частичного чешского происхождения. Он был самым ярким представителем второго поколения мангеймской школы.
. Он был старшим сыном Иоганна Стамица, скрипача и композитора раннего классического периода. Родился в Мангейме, он получал уроки у своего отца и Кристиана Каннабиха, преемника своего отца на посту руководителя оркестра Мангейма.
В юности Стамиц работал скрипачом в придворном оркестре в Мангейме. В 1770 году он начал путешествовать как виртуоз, принимая краткосрочные обязательства, но так и не сумев получить постоянную должность. Он посетил ряд европейских городов, живя какое-то время в Страсбурге и Лондоне. В 1794 году он отказался от путешествий и переехал с семьей в Йену в центральной Германии, но его положение ухудшилось, и он погрузился в долги и бедность, умер в 1801 году. Работы по алхимии были найден после его смерти.
Стамиц написал симфонии, концертные симфонии и концерты для кларнета, виолончели, флейта, гобой, фагот, бассет-рожок, скрипка, альт, альт д'амур и различные комбинации некоторых из этих инструментов. Некоторые из его концертов для кларнета и альта вызывают особенное восхищение. Он также написал дуэты, трио и квартеты. Две оперы, Der verliebte Vormund и Dardanus, теперь утеряны. Стилистически его музыка напоминает музыку Моцарта или Гайдна и характеризуется привлекательными мелодиями, хотя его сочинение для сольных инструментов не является чрезмерно виртуозным. Начальные части его оркестровых произведений, представленные в сонатной форме, обычно сопровождаются выразительными и лирическими средними частями и заключительными частями в форме рондо.
Карл Стамиц был старшим сыном Иоганна Стамица, скрипача и композитора ранней классической эпохи. В качестве его руководителя Иоганн Стамиц обучил придворный оркестр Мангеймского дворца дисциплине и технически отточенным, и они произвели сенсацию своей способностью играть с тонкостью и точностью, а также с великолепной динамикой. диапазон.
Карл родился в Мангейме в эпоху, когда «Мангеймская подагра» вызвала сенсацию в Европе. Первые уроки игры на скрипке и композиции он получил от отца. После смерти отца в 1757 году мальчика обучал Кристиан Каннабич (1731–1798), преемник его отца в качестве концертмейстера и руководителя мангеймского оркестра. Игнац Хольцбауэр (1711–1798), придворный музыкальный директор и придворный композитор Франц Ксавер Рихтер (1709–1789) также приложили руку к воспитанию мальчика.
К семнадцати годам Стамиц работал скрипачом в придворном оркестре. В 1770 году он оставил свой пост и начал путешествовать. Как странствующий виртуоз игры на скрипке, альте и альте д'амур, Стамиц часто соглашался на краткосрочные контракты, но ему никогда не удавалось получить постоянную должность с одним из европейских принцев или в одном из оркестров своего времени.
В 1770 году он отправился в Париж, где поступил на службу к Людовику, герцогу Ноайскому, который сделал его своим придворным композитором. Он также появлялся в Concerts Spirituels, иногда вместе со своим братом Антоном, который, вероятно, приехал с ним в Париж. Взяв за основу Париж, он часто гастролировал с концертами в ряде немецких городов: 12 апреля 1773 г. он появился во Франкфурте ; год спустя он был в Аугсбурге ; а в 1775 году он отважился дойти до российской столицы Санкт-Петербург. В 1777 году он некоторое время жил в Страсбурге, где Франц Ксавер Рихтер был музыкальным руководителем. В 1777 и 1778 годах он добился успеха в Лондоне, один из многих австро-немецких музыкантов, таких как Карл Фридрих Абель, Дж. К. Бах и в последние годы его жизни Гайдн, чтобы быть нарисованным там. Его пребыванию в Лондоне, возможно, способствовало его общение с Томасом Эрскином, графом Келли (1753–1781), который получил уроки у отца Карла Иоганна во время путешествия по континенту. Между 1782 и 1783 годами Стамиц давал концерты в Гааге и в Амстердаме. В 1785 году он вернулся в Германию, чтобы выступить с концертами в Гамбурге, Любеке, Брауншвейге, Магдебурге и Лейпциге.. В апреле 1786 года он отправился в Берлин, где 19 мая 1786 года участвовал в исполнении Генделя Мессии под управлением Иоганна Адама Хиллера <230 Позже он посетил Дрезден, Прагу, Галле, а затем Нюрнберг, где 3 ноября 1787 года устроил Большой аллегорический музыкальный праздник. в «Двух актах» в честь восхождения на воздушном шаре французского пионера авиации пионера Жан-Пьера Бланшара. Зимой 1789–90 он руководил любительскими концертами в Касселе, но не смог найти работу при шверинском дворе. К настоящему времени он женат и является отцом четверых маленьких детей, поэтому он был вынужден вернуться к путешествиям.
Йена, около 1900 года12 ноября 1792 года он дал концерт в Веймарском придворном театре, которым тогда руководил Гете. В 1793 году он предпринял последнее путешествие по реке Рейн в свой родной Мангейм, прежде чем окончательно отказался от путешествий. Где-то зимой 1794–1995 гг. Он перевез свою семью в университетский городок Йена в центральной Германии.
За те годы, что Стамиц провел в Йене, не было ни городского оркестра, ни оркестра, о котором можно было бы говорить. По некоторым данным, он был каким-то образом связан с университетом, но это кажется предметом споров.
Стамиц постепенно впадал в нищету. После его смерти в ноябре 1801 года в его библиотеке было найдено значительное количество трактатов по алхимии. Из-за этого считается, что он пытался создать золото.
Карл Стамиц написал более 50 симфоний, по крайней мере 38 концертных симфоний и более 60 концертов для скрипки, альта, альта д'амур, виолончели, кларнета, бассет-рожка, флейты, фагота и другие инструменты. Он также написал большой сборник камерной музыки. Некоторые из концертов для кларнета и для альта, которые сочинил Стамиц, считаются одними из лучших из имеющихся в то время.
В период, когда Стамиц жил в Париже, Стамиц начал сотрудничать с чешским виртуозом кларнета Джозефом Биром (1744–1811), что оказалось плодотворным как для Стамица, так и для Пива. По крайней мере, один из концертов для кларнета Стамица (концерт № 6 ми-бемоль мажор), по-видимому, был написан двумя мужчинами совместно, поскольку оба их имени фигурируют на титульном листе венской рукописи. Стамиц был первым композитором, указавшим в музыкальной композиции левостороннее пиццикато (важный виртуозный прием). Это происходит в его концерте для альта ре мажор, где рассматриваемый отрывок обозначен "0" над нотами.
Концерты для виолончели Стамица были написаны для Фридриха Вильгельма II Прусского, который был одаренным музыкантом-любителем: и Моцарт, и Бетховен писали музыку для король.
Стилистически музыка Стамица не слишком далека от галантных произведений молодого Моцарта или среднего периода Гайдна. Для произведений Стамица характерны регулярные периоды и привлекательные мелодии, причем голоса довольно часто идут в третях, шестых и десятых. Написание для сольных инструментов идиоматическое и виртуозное, но не чрезмерно.
Вступительные части концертов и оркестровых произведений Стамица регулярно строятся в сонатной форме с обширной двойной экспозицией. Их структура носит аддитивный характер и не демонстрирует тематического развития, которое считается типичным для венского классического стиля. Средние части выразительны и лиричны, иногда называются «романтичными» и обычно построены в соответствии с лидформой (ABA, ABA 'или AA'B). Финальная часть часто (а на концертах почти всегда) - французское рондо.
Как и его учитель Франц Ксавер Рихтер, Стамиц предпочитал минор тональность, так как обычно он использовал различные (иногда удаленные) ключи.
Симфонии
Концертов
Камерная музыка
Оперы Оба считаются потерянными.