Иоганн Венцель Антон Стамиц (чешский: Ян Вацлав Антонин Стамич; 18 1717 июня - 27 марта 1757) был богемским композитором и скрипачом. Двое его оставшихся в живых сыновей, Карл и Антон Стамиц, были композиторами мангеймской школы, отцом-основателем которой считается Иоганн. Его музыка стилистически является переходной между барокко и классикой периодами.
Стамиц родился в Дойчброде, Богемия в семье, которая происходила из Марбурга (сегодня Марибор, Словения).
Стамиц провел 1734–1735 учебный год в Пражском университете. Спустя всего год он оставил университет, чтобы продолжить карьеру скрипачка-виртуоза. Его деятельность в течение шестилетнего периода между его уходом из университета в 1735 году и назначением в Мангейм около 1741 года точно не известна.
Он был назначен судом Мангейма в 1741 или 1742 году. Скорее всего, его помолвка была результатом контактов, установленных во время богемской кампании и коронации Карла Альберта (Карл VII ) из Баварии, близкий союзник курфюрста Палатин. В январе 1742 года Стамиц выступил перед судом Мангейма в рамках празднования свадьбы Карла Теодора, который сменил своего дядю Карла Филиппа на посту курфюрста Палатина менее чем через год; Карл Альберт был среди гостей свадьбы.
Стамиц женился на Марии Антонии Лунеборн 1 июля 1744 года. У них было пятеро детей: Карл Филипп, Мария Франциска, Антон Тадеус Непомук и двое умерших детей. в младенчестве.
Вероятно, в конце лета 1754 года Стамиц на год посетил Париж, возможно, по приглашению музыкального мецената Александра Ле Риш де Ла Пупелиньера, с которым он останавливался, появляясь там публично. впервые на Concert Spirituel 8 сентября 1754 года. Его парижский успех побудил его опубликовать свои оркестровые трио, соч. 1 (собственно симфонии для струнного оркестра) и, возможно, другие его произведения разных издательств.
Он, вероятно, вернулся в Мангейм осенью 1755 года и умер там весной 1757 года, менее чем через два года, в возрасте 39 лет. Запись о его смерти гласит: «30 марта 1757 года. Похоронен, Джоес Штайнмиз, музыкальный директор придворного, настолько знаток своего искусства, что ему вряд ли найдется равных. Обряд обеспечен ».
Самыми важными произведениями Стамица являются его 58 симфонии и его 10 оркестровых трио. Оркестровые трио на самом деле являются симфониями для струнных, но их можно играть от одного исполнителя к партии, как для камерной музыки. Его концерты включают множество концертов для скрипки, два для альта, два для клавесина, 12 для флейты (в том числе знаменитые, записанные Рампал ), один для гобоя и один для кларнета, среди самых ранних концертов для инструмента (Иоганна Мельхиора Мольтера из 1740-е годы, кажется, были первыми). Он также сочинил большое количество камерной музыки для различных инструментальных комбинаций, а также восемь вокальных произведений, включая широко распространенную концертную мессу в D.
Потому что по крайней мере пять других музыкантов 18-го века носили фамилию Стамиц, в том числе четверо из ближайших родственников Иоганна, любая попытка каталогизировать его (или любые другие) работы в лучшем случае рискованна, в основном ввиду множества вариаций в написании. Собственно, трудно отличить работы Иоганна Стамица от произведений его сыновей Карла и Антона. Напротив, родство имен «Steinmetz» и «Stamitz» вызвало существенную путаницу, учитывая, по крайней мере, двух других музыкантов 18-го века с фамилией Steinmetz.
Расширенная оркестровка Иоганна Стамица включала важные партии духовых. Его симфонии 1750-х годов состоят из восьми частей: четыре струны, два валторны и два гобоя, хотя флейты или кларнеты могут заменять гобои. Валторны послужили не только гармоническим фоном для струнных, но и сольных линий, и он также был одним из первых композиторов, написавших самостоятельные строки для гобоев.
Главное нововведение в симфонических произведениях Стамица - их четыре- движение структура: быстро - медленно - менуэт и трио - лихие presto или prestissimo final. Хотя существуют предшествующие изолированные четырехчастные симфонии, Стамиц был первым композитором, который использовал их последовательно: более половины его симфоний и девять из десяти оркестровых трио состоят из четырех частей. Он также внес свой вклад в развитие сонатной формы, наиболее часто используемой в симфонических первых частях, но иногда и в финалах (когда не в форме рондо ) и даже в медленных частях (когда не в ABA троичная форма ).
Стамиц также адаптировал и расширил черты, изначально развитые в итальянской опере, в его инструментальных произведениях. Он добавил инновационные динамические приемы, такие как расширенное крещендо, простые аккордовые текстуры тутти и медленный гармонический ритм. Как и в итальянских операх, в композициях Стамица чувствуется сильный ритмический драйв и характерный тематический материал.