Франц (Чех : František) Ксавер Рихтер, известный во Франции как Франсуа Ксавье Рихтер (1 декабря 1709 г. - 12 сентября 1789 г.), был австро-моравским певцом, скрипачом, композитором, дирижером и теоретиком музыки, который провел большую часть своей жизни сначала в Австрии., а затем в Мангейме и в Страсбурге, где он был музыкальным руководителем собора. С 1783 года любимый ученик Гайдна Игнац Плейель был его заместителем в соборе.
Самый традиционный из первого поколения композиторов так называемой школы Мангейма, в свое время он пользовался большим уважением как контрапунтист. Как композитор он одинаково хорошо относился к концерту и строгому церковному стилю. Моцарт услышал мессу Рихтера на обратном пути из Парижа в Зальцбург в 1778 году и назвал ее очаровательно написанной. Рихтер, как ясно показывает современная гравюра, должен был быть одним из первых дирижеров, которые действительно дирижировали с нотным листом в руке.
Рихтер писал главным образом симфонии, концерты для деревянных духовых, трубы, камерной и церковной музыки, и его массы получали особую похвалу. Он был человеком переходного периода, и его симфонии в некотором смысле представляют собой одно из недостающих звеньев между поколением Баха и Генделя и венским классиком. Оркестровые произведения Рихтера, которые иногда являются научным контрапунктом, тем не менее демонстрируют значительный драйв и воодушевление. Еще несколько лет назад Рихтер «выжил» с записями своего концерта для трубы ре мажор, но недавно ряд камерных оркестров и ансамблей включили в свой репертуар многие из его произведений, особенно симфонии и концерты. Также он был в дружеских отношениях с Гайдном и Моцартом.
Франц Ксавер Рихтер, вероятно, родился в Холлешау, ныне Голешове ), Моравии (тогда часть Габсбургская монархия, ныне Чешская Республика ), хотя это не совсем точно. В церковном реестре Холлешау нет записи о его рождении. В его трудовом договоре с принцем-аббатом Кемптенским сказано, что он был родом из Богемии. У музыковеда Фридрих Вильгельм Марпург Рихтер имеет венгерское происхождение, и в его свидетельстве о смерти в Страсбурге написано: «ex Kratz oriundus».
Хотя его местонахождение до 1740 года нигде не задокументировано, ясно, что Рихтер очень хорошо обучался контрапункту и что это произошло с помощью влиятельного контрапунктного трактата «Градус ад Парнас» Иоганна Йозефа Фукса ; Возможно, Рихтер даже был учеником Фукса в Вене. Непрерывное владение Рихтером строгим церковным стилем, которое особенно ярко проявляется в его литургических произведениях, но также проявляется в его симфониях и камерной музыке, свидетельствует о его корнях в австрийской и южногерманской музыке барокко.
2 апреля 1740 года Рихтер был назначен заместителем Капельмейстера (Визе-Капельмейстера) князя-аббата Ансельм фон Райхлин-Мельдег из Кемптена в Альгой. Райхлин Мельдег в качестве принца-аббата руководил Фюрсттифт Кемптен, большим бенедиктинским монастырем на территории нынешней юго-западной Баварии. В монастыре наверняка был бы хор и, вероятно, небольшой оркестр (скорее, оркестр, как его тогда называли), но это, должно быть, было небольшое мероприятие. Рихтер прожил в Кемптене шесть лет, но трудно представить, что человеку с его образованием и талантами понравилась бы идея провести остаток своей жизни в этом живописно красивом, но в остальном совершенно уединенном городке.
В феврале 1743 года Рихтер женился на Марии Анне Хосефе Моз, которая, вероятно, была из Кемптена. Двенадцать симфоний Рихтера для струнных были изданы в Париже в 1744 году. Предполагается, что Рихтер покинул Кемптен еще до смерти Райхлина-Мельдега в декабре 1747 года.
Насколько Рихтер, должно быть, не любил Кемптена, можно заключить из того факта, что в 1747 году его имя появляется среди придворных музыкантов курфюрста Чарльза Теодора в Мангейме - но не в качестве музыкального руководителя или в какой-либо другой ведущей роли, а в качестве простого певца (бас). Очевидно, Рихтер предпочел быть одним из многих (певцы и оркестр насчитывал более 70 человек) в Мангейме исполняющему обязанности заместителя Капельмейстера в таком маленьком городке, как Кемптен.
Из-за своего старомодного, даже реакционного музыкального стиля Рихтер не был популярен в Мангейме. Звание, присвоенное ему в 1768 году как Cammercompositeur (камерный композитор), похоже, было просто почетным. Он был немного более успешным как композитор духовной музыки и как теоретик музыки. В 1748 году курфюрст поручил ему составить ораторию для Страстной пятницы, La depositizione dalla croce. Иногда делают вывод, что эта оратория не имела успеха, так как спектакль был только один, а Рихтеру так и не было поручено написать другое.
Рихтер также был уважаемым учителем композиции. Между 1761 и 1767 годами он написал трактат о композиции (Harmonische Belehrungen oder gründliche Anweisung zu der musikalischen Ton-Kunst oder Regären Komposition), основанный на Gradus ad Parnassum Фукса - единственном представителе мангеймской школы, сделавшем это. Объемное произведение в трех томах посвящено Чарльзу Теодору. Среди его наиболее известных учеников были Джозеф Мартин Краус, вероятно Карл Стамиц и Фердинанд Френцль.
После 1768 года имя Рихтера исчезает из списков придворных певцов. В течение своих мангеймских лет Рихтер совершил поездки к двору Эттинген-Валлерстайн в 1754 году, а затем во Францию, Нидерланды и Англию, где его сочинения нашли популярный рынок у издателей.
Из сочинений Рихтера становится ясно, что он не очень подходил при дворе Мангейма. В то время как его коллеги по оркестру интересовались живой, энергичной, гомофонической музыкой, сосредоточенной на драйве, блеске и сверкающих оркестровых эффектах, полученных от стандартных устройств, Рихтер, уходящий корнями в традицию австрийского барокко, писал музыку, которая в некотором роде напоминала Генделя и Генделя. его учитель Фукс. Таким образом, когда в 1769 году стало известно об открытии в соборе Страсбурга, Рихтер, похоже, сразу подал заявку.
В апреле 1769 он сменил Джозефа Гарнье на посту капельмейстера в Страсбургском соборе, где его исполнительская и композиторская деятельность все больше обращалась к духовной музыке. К тому времени он был признан ведущим контрапунтистом и церковным композитором. Первый биограф Иоганна Себастьяна Баха, композитор и музыковед Иоганн Николаус Форкель писал о Рихтере в 1782 году:
В Страсбурге Рихтеру также приходилось руководить концертами при епископальном дворе (сегодня Palais Rohan); Кроме того, какое-то время он руководил городскими концертами, которые проводились через определенные промежутки времени. Основная часть духовной музыки Рихтера была написана в его страсбургские годы. Он был композитором до своего последнего года. В последние годы любимый ученик Гайдна Игнац Плейель был его помощником в соборе.
В 1787 году он посетил Мюнхен, где в последний раз встретился с отцом Моцарта Леопольдом. В Мюнхене он встретил большинство своих бывших коллег по придворному оркестру Мангейма, которые к тому времени переехали в Мюнхен, куда был переведен суд.
С 1783 года и из-за преклонного возраста Рихтера и ухудшения здоровья любимый ученик Йозефа Гайдна Игнац Плейель служил его помощником. Он сменит его на этом посту после его смерти.
Рихтер умер в возрасте 79 лет в Страсбурге, в год Французской революции. Таким образом, ему не приходилось быть свидетелем того, как его заместителя Игнаца Плейеля заставляли писать гимны, восхваляющие высшее существо и смерть от гильотины Жан-Фредерика Эдельмана, одаренного композитора из Страсбурга.
В 1770 году Мария-Антуанетта, будущая королева Франции, по пути из Вены в Париж прошла через эльзасскую столицу, где остановилась в Епископальном дворце, Роганском дворце. Рихтер, который почти наверняка руководил церковной музыкой, когда Мария-Антуанетта пошла на мессу на следующий день, был свидетелем самых ранних этапов исторических событий, которые впоследствии способствовали падению французской монархии. Святитель, который приветствовал Марию-Антуанетту на ступенях собора, вероятно, в присутствии Рихтера, был тот же Луи Рохан, который позже, обманутый проституткой, изображающей Марию-Антуанетту, спровоцировал Дело Алмаза Ожерелье. Некоторые историки и писатели считают, что этот странный эпизод подорвал доверие французов к своей королеве и тем самым ускорил начало Французской революции.
Но Рихтер не дожил до этого. Он увидел Страсбург, одетый, чтобы приветствовать дофинства:
Оба Вольфганг Амадей Моцарт и его отец Леопольд знал Рихтера. Моцарт встретил бы его еще мальчиком во время семейного грандиозного путешествия в 1763 году, когда семья Моцарта проезжала через Шветцинген, летнюю резиденцию курфюрста Пфальца. Моцарт снова встретил его в 1778 году на своем пути. вернувшись из Парижа, когда он направлялся в нелюбимый Зальцбург после того, как его планы найти постоянную работу в Мангейме или Париже ни к чему не привели. В письме отцу от 2 ноября 1778 г. Моцарт, кажется, предполагает, что к тому времени уже пожилой Рихтер был в некотором роде алкоголиком:
Однако Моцарт не был из тех, кто легко хвалил. Эпитет« очаровательно написанный »можно принять за чистую монету, а от кого-то вроде Моцарта это было высоко хвала.
Адажио и фуга соль минор для струнных (1760) - одна из симфоний Франца Ксавера Рихтера, в которой представлены выученный стиль в оркестровых произведениях 18 века. Его опыт работы в церквях также способствует его утонченному контрапунктическому стилю в оркестровых произведениях. Первая часть начинается с тонической тональности соль минор, названной Адажио и фуга, и отличает ее от более поздних сонатная форма Гайдна и Моцарта. Вступительный материал сильно отличается от основной темы в симфониях Моцарта и Гайдна. Во-первых, вступительный материал не очень мелодически узнаваем и легко воспринимается слушателями. Его можно назвать первичным ключевая область вместо t он основная тема. Он выполнен в высокопрофессиональном стиле с множеством последовательных отрывков. Музыка продолжается до м. 23, когда он достигает структурного V-аккорда в первом разделе после выделения увеличенного шестого аккорда (m. 25) (Пример A). Опять же, когда начинается фуга, музыка все еще находится в области тонических клавиш. Тема фуги - соль минор, ответ - ре минор. Музыка впервые идет си-бемоль мажор в м. 60 после движения V – I. Мажорный пассаж си-бемоль начинает другую последовательность до m. 67. Третья тональная область в этой пьесе - до мажор, которая начинается после французского увеличенного шестого аккорда, переходящего в доминирующий аккорд (G-B-D) в m. 120. Каденция до мажор опускается в m. 217, бас переходит в движение DG, сидящее на тонической тональности соль минор в m. 222. В целом первая часть состоит из двух частей: Адажио (которое можно рассматривать как введение в фугу) и фуги (в форме фуги), которая сильно отличается от формы сонаты-аллегро, составленной Моцартом и Гайдном. Как признает Йохен Ройтер, композиционная идиома Франца Ксавера Рихтера «изменилась со звучания позднего барокко на тональный язык, который достиг порога классического стиля. На него повлиял научный стиль 18-го века, и он адаптировал симфонический стиль Мангейма со своим собственным дифференцированная аппаратура ". Также, по словам Ройтера, «его [Рихтера] работы этого периода включают такие консервативные черты, как приемы фугала, последовательности барокко и частое использование минорной тональности». Как показано в этой работе «Адажио и фуга соль минор для струнных», первая часть почти полностью основана на различных видах секвенций и фугальном стиле. Эта ранняя симфония представляет собой интересный предмет для научного изучения ранних симфоний.
Пример BНа Викискладе есть медиафайлы, связанные с Franz Xaver Richter. |