Франц Ксавер Рихтер

редактировать

Франц Ксавер Рихтер дирижирует

Франц (Чех : František) Ксавер Рихтер, известный во Франции как Франсуа Ксавье Рихтер (1 декабря 1709 г. - 12 сентября 1789 г.), был австро-моравским певцом, скрипачом, композитором, дирижером и теоретиком музыки, который провел большую часть своей жизни сначала в Австрии., а затем в Мангейме и в Страсбурге, где он был музыкальным руководителем собора. С 1783 года любимый ученик Гайдна Игнац Плейель был его заместителем в соборе.

Самый традиционный из первого поколения композиторов так называемой школы Мангейма, в свое время он пользовался большим уважением как контрапунтист. Как композитор он одинаково хорошо относился к концерту и строгому церковному стилю. Моцарт услышал мессу Рихтера на обратном пути из Парижа в Зальцбург в 1778 году и назвал ее очаровательно написанной. Рихтер, как ясно показывает современная гравюра, должен был быть одним из первых дирижеров, которые действительно дирижировали с нотным листом в руке.

Рихтер писал главным образом симфонии, концерты для деревянных духовых, трубы, камерной и церковной музыки, и его массы получали особую похвалу. Он был человеком переходного периода, и его симфонии в некотором смысле представляют собой одно из недостающих звеньев между поколением Баха и Генделя и венским классиком. Оркестровые произведения Рихтера, которые иногда являются научным контрапунктом, тем не менее демонстрируют значительный драйв и воодушевление. Еще несколько лет назад Рихтер «выжил» с записями своего концерта для трубы ре мажор, но недавно ряд камерных оркестров и ансамблей включили в свой репертуар многие из его произведений, особенно симфонии и концерты. Также он был в дружеских отношениях с Гайдном и Моцартом.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1,1 1709–1739 Истоки и образование
    • 1,2 1740–1747 Визе-Капельмейстер в Кемптене
    • 1,3 1747–1768 Певец и композитор Каммер в Мангейме
    • 1,4 1769–1789 Мэтр часовни Нотр-Дам Страсбург
    • 1,5 1770 Рихтер встречает Марию-Антуанетту
    • 1,6 1778 Рихтер встречает Моцарта
    • 1,7 Ранняя симфония
  • 2 произведения (обзор)
    • 2.1 Оркестровый
    • 2.2 Священный музыка
    • 2.3 Камерная музыка
  • 3 Примечания и ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Дискография (выборка)
  • 6 Внешние ссылки
Биография

1709–1739 Истоки и образование

Голешов (современный взгляд)

Франц Ксавер Рихтер, вероятно, родился в Холлешау, ныне Голешове ), Моравии (тогда часть Габсбургская монархия, ныне Чешская Республика ), хотя это не совсем точно. В церковном реестре Холлешау нет записи о его рождении. В его трудовом договоре с принцем-аббатом Кемптенским сказано, что он был родом из Богемии. У музыковеда Фридрих Вильгельм Марпург Рихтер имеет венгерское происхождение, и в его свидетельстве о смерти в Страсбурге написано: «ex Kratz oriundus».

Хотя его местонахождение до 1740 года нигде не задокументировано, ясно, что Рихтер очень хорошо обучался контрапункту и что это произошло с помощью влиятельного контрапунктного трактата «Градус ад Парнас» Иоганна Йозефа Фукса ; Возможно, Рихтер даже был учеником Фукса в Вене. Непрерывное владение Рихтером строгим церковным стилем, которое особенно ярко проявляется в его литургических произведениях, но также проявляется в его симфониях и камерной музыке, свидетельствует о его корнях в австрийской и южногерманской музыке барокко.

1740–1747 Визе-Капельмейстер в Кемптене

Fürststift Kempten (Современный взгляд)

2 апреля 1740 года Рихтер был назначен заместителем Капельмейстера (Визе-Капельмейстера) князя-аббата Ансельм фон Райхлин-Мельдег из Кемптена в Альгой. Райхлин Мельдег в качестве принца-аббата руководил Фюрсттифт Кемптен, большим бенедиктинским монастырем на территории нынешней юго-западной Баварии. В монастыре наверняка был бы хор и, вероятно, небольшой оркестр (скорее, оркестр, как его тогда называли), но это, должно быть, было небольшое мероприятие. Рихтер прожил в Кемптене шесть лет, но трудно представить, что человеку с его образованием и талантами понравилась бы идея провести остаток своей жизни в этом живописно красивом, но в остальном совершенно уединенном городке.

В феврале 1743 года Рихтер женился на Марии Анне Хосефе Моз, которая, вероятно, была из Кемптена. Двенадцать симфоний Рихтера для струнных были изданы в Париже в 1744 году. Предполагается, что Рихтер покинул Кемптен еще до смерти Райхлина-Мельдега в декабре 1747 года.

1747–1768 Певец и композитор в Мангейме

Мангейм (1755)

Насколько Рихтер, должно быть, не любил Кемптена, можно заключить из того факта, что в 1747 году его имя появляется среди придворных музыкантов курфюрста Чарльза Теодора в Мангейме - но не в качестве музыкального руководителя или в какой-либо другой ведущей роли, а в качестве простого певца (бас). Очевидно, Рихтер предпочел быть одним из многих (певцы и оркестр насчитывал более 70 человек) в Мангейме исполняющему обязанности заместителя Капельмейстера в таком маленьком городке, как Кемптен.

Из-за своего старомодного, даже реакционного музыкального стиля Рихтер не был популярен в Мангейме. Звание, присвоенное ему в 1768 году как Cammercompositeur (камерный композитор), похоже, было просто почетным. Он был немного более успешным как композитор духовной музыки и как теоретик музыки. В 1748 году курфюрст поручил ему составить ораторию для Страстной пятницы, La depositizione dalla croce. Иногда делают вывод, что эта оратория не имела успеха, так как спектакль был только один, а Рихтеру так и не было поручено написать другое.

Рихтер также был уважаемым учителем композиции. Между 1761 и 1767 годами он написал трактат о композиции (Harmonische Belehrungen oder gründliche Anweisung zu der musikalischen Ton-Kunst oder Regären Komposition), основанный на Gradus ad Parnassum Фукса - единственном представителе мангеймской школы, сделавшем это. Объемное произведение в трех томах посвящено Чарльзу Теодору. Среди его наиболее известных учеников были Джозеф Мартин Краус, вероятно Карл Стамиц и Фердинанд Френцль.

После 1768 года имя Рихтера исчезает из списков придворных певцов. В течение своих мангеймских лет Рихтер совершил поездки к двору Эттинген-Валлерстайн в 1754 году, а затем во Францию, Нидерланды и Англию, где его сочинения нашли популярный рынок у издателей.

Из сочинений Рихтера становится ясно, что он не очень подходил при дворе Мангейма. В то время как его коллеги по оркестру интересовались живой, энергичной, гомофонической музыкой, сосредоточенной на драйве, блеске и сверкающих оркестровых эффектах, полученных от стандартных устройств, Рихтер, уходящий корнями в традицию австрийского барокко, писал музыку, которая в некотором роде напоминала Генделя и Генделя. его учитель Фукс. Таким образом, когда в 1769 году стало известно об открытии в соборе Страсбурга, Рихтер, похоже, сразу подал заявку.

1769–1789 Мэтр Шапель Нотр-Дам де Страсбург

Страсбургский уличный указатель «Rue François Xavier Richter» (2010) Страсбург (примерно 1644)

В апреле 1769 он сменил Джозефа Гарнье на посту капельмейстера в Страсбургском соборе, где его исполнительская и композиторская деятельность все больше обращалась к духовной музыке. К тому времени он был признан ведущим контрапунтистом и церковным композитором. Первый биограф Иоганна Себастьяна Баха, композитор и музыковед Иоганн Николаус Форкель писал о Рихтере в 1782 году:

«Ist ein sehr guter Contrapunktist und Kirchenkomponist». («Очень хороший контрапунтист и церковный композитор».)

В Страсбурге Рихтеру также приходилось руководить концертами при епископальном дворе (сегодня Palais Rohan); Кроме того, какое-то время он руководил городскими концертами, которые проводились через определенные промежутки времени. Основная часть духовной музыки Рихтера была написана в его страсбургские годы. Он был композитором до своего последнего года. В последние годы любимый ученик Гайдна Игнац Плейель был его помощником в соборе.

В 1787 году он посетил Мюнхен, где в последний раз встретился с отцом Моцарта Леопольдом. В Мюнхене он встретил большинство своих бывших коллег по придворному оркестру Мангейма, которые к тому времени переехали в Мюнхен, куда был переведен суд.

С 1783 года и из-за преклонного возраста Рихтера и ухудшения здоровья любимый ученик Йозефа Гайдна Игнац Плейель служил его помощником. Он сменит его на этом посту после его смерти.

Рихтер умер в возрасте 79 лет в Страсбурге, в год Французской революции. Таким образом, ему не приходилось быть свидетелем того, как его заместителя Игнаца Плейеля заставляли писать гимны, восхваляющие высшее существо и смерть от гильотины Жан-Фредерика Эдельмана, одаренного композитора из Страсбурга.

1770 Рихтер встречает Марию-Антуанетту

Мария-Антуанетта (1769) Страсбургский дворец Роган, где останавливалась Мария-Антуанетта и где Рихтер проводил Тафельмузик (современный взгляд)

В 1770 году Мария-Антуанетта, будущая королева Франции, по пути из Вены в Париж прошла через эльзасскую столицу, где остановилась в Епископальном дворце, Роганском дворце. Рихтер, который почти наверняка руководил церковной музыкой, когда Мария-Антуанетта пошла на мессу на следующий день, был свидетелем самых ранних этапов исторических событий, которые впоследствии способствовали падению французской монархии. Святитель, который приветствовал Марию-Антуанетту на ступенях собора, вероятно, в присутствии Рихтера, был тот же Луи Рохан, который позже, обманутый проституткой, изображающей Марию-Антуанетту, спровоцировал Дело Алмаза Ожерелье. Некоторые историки и писатели считают, что этот странный эпизод подорвал доверие французов к своей королеве и тем самым ускорил начало Французской революции.

Но Рихтер не дожил до этого. Он увидел Страсбург, одетый, чтобы приветствовать дофинства:

«Город Страсбург был в торжественной обстановке. Он подготовил к дофизму великолепие, которое он продемонстрировал 25 лет назад во время путешествия Людовика Возлюбленного. (...) Три группы маленьких детей от двенадцати до пятнадцати лет, проживавших под именем Cent-Suisses, выстроились в линию вдоль прохода принцессы. Двадцать четыре молодых девушки из самых выдающихся семей Страсбурга, одетые в национальный костюм, усыпанный цветами; и восемнадцать пастухов и пастушек преподнесли ей корзины с цветами. (...)
На следующий день (8 мая 1770 г.) Мария-Антуанетта посетила собор. По совпадению, прелат, который ожидал ее с капитулом у входа, чтобы поздравить ее, и который приветствовал ее «душа Марии Терезии, собирающейся соединиться с душой Бурбонов», был племянником епископа, этого принца, Луи де Рохан, который позже наложил на доуфи ness, стать королевой, самой смертоносной травмой. Но среди столь блестящей перспективы, кто мог различить эти тени? »

1778 Рихтер встречает Моцарта

В.А. Моцарт (1780)

Оба Вольфганг Амадей Моцарт и его отец Леопольд знал Рихтера. Моцарт встретил бы его еще мальчиком во время семейного грандиозного путешествия в 1763 году, когда семья Моцарта проезжала через Шветцинген, летнюю резиденцию курфюрста Пфальца. Моцарт снова встретил его в 1778 году на своем пути. вернувшись из Парижа, когда он направлялся в нелюбимый Зальцбург после того, как его планы найти постоянную работу в Мангейме или Париже ни к чему не привели. В письме отцу от 2 ноября 1778 г. Моцарт, кажется, предполагает, что к тому времени уже пожилой Рихтер был в некотором роде алкоголиком:

«Страсбург вряд ли может обойтись без меня. Вы не представляете, как меня здесь уважают и любят. Люди говорят, что я бескорыстен, а также уравновешен и вежлив, и хвалят мои манеры. Меня все знают. Как только они услышали мое имя, два господина Зильберманна [я. е. Андреас Зильберманн и Иоганн Андреас Зильберман ] и герр Хепп (органист) пришли навестить меня, а также капельмейстер Рихтер. Теперь он очень ограничил себя; вместо сорока бутылок вина в день он выпивает только двадцать!... Если бы кардинал умер (а он был очень болен, когда я приехал), у меня могло бы быть хорошее положение, так как герру Рихтеру семьдесят восемь лет. Прощай! Будьте бодры и в хорошем настроении, и помните, что у вас сын, слава Богу! ну и радуясь тому, что его счастье с каждым днем ​​приближается. В прошлое воскресенье я услышал новую мессу герра Рихтера, которая очаровательно написана ».

Однако Моцарт не был из тех, кто легко хвалил. Эпитет« очаровательно написанный »можно принять за чистую монету, а от кого-то вроде Моцарта это было высоко хвала.

Ранняя симфония

Пример A. Расширенный шестой аккорд в m. 25 Пример A. Расширенный шестой аккорд в м. 25

Адажио и фуга соль минор для струнных (1760) - одна из симфоний Франца Ксавера Рихтера, в которой представлены выученный стиль в оркестровых произведениях 18 века. Его опыт работы в церквях также способствует его утонченному контрапунктическому стилю в оркестровых произведениях. Первая часть начинается с тонической тональности соль минор, названной Адажио и фуга, и отличает ее от более поздних сонатная форма Гайдна и Моцарта. Вступительный материал сильно отличается от основной темы в симфониях Моцарта и Гайдна. Во-первых, вступительный материал не очень мелодически узнаваем и легко воспринимается слушателями. Его можно назвать первичным ключевая область вместо t он основная тема. Он выполнен в высокопрофессиональном стиле с множеством последовательных отрывков. Музыка продолжается до м. 23, когда он достигает структурного V-аккорда в первом разделе после выделения увеличенного шестого аккорда (m. 25) (Пример A). Опять же, когда начинается фуга, музыка все еще находится в области тонических клавиш. Тема фуги - соль минор, ответ - ре минор. Музыка впервые идет си-бемоль мажор в м. 60 после движения V – I. Мажорный пассаж си-бемоль начинает другую последовательность до m. 67. Третья тональная область в этой пьесе - до мажор, которая начинается после французского увеличенного шестого аккорда, переходящего в доминирующий аккорд (G-B-D) в m. 120. Каденция до мажор опускается в m. 217, бас переходит в движение DG, сидящее на тонической тональности соль минор в m. 222. В целом первая часть состоит из двух частей: Адажио (которое можно рассматривать как введение в фугу) и фуги (в форме фуги), которая сильно отличается от формы сонаты-аллегро, составленной Моцартом и Гайдном. Как признает Йохен Ройтер, композиционная идиома Франца Ксавера Рихтера «изменилась со звучания позднего барокко на тональный язык, который достиг порога классического стиля. На него повлиял научный стиль 18-го века, и он адаптировал симфонический стиль Мангейма со своим собственным дифференцированная аппаратура ". Также, по словам Ройтера, «его [Рихтера] работы этого периода включают такие консервативные черты, как приемы фугала, последовательности барокко и частое использование минорной тональности». Как показано в этой работе «Адажио и фуга соль минор для струнных», первая часть почти полностью основана на различных видах секвенций и фугальном стиле. Эта ранняя симфония представляет собой интересный предмет для научного изучения ранних симфоний.

Пример B
Произведения (обзор)

Оркестровые

  • Симфонии (сохранилось примерно 80)
  • Из них: Grandes Symphonies 1-6 (Paris 1744) [Сейчас издается Artaria Editions]
  • Из них: Grandes Symphonies 7–12 (Paris 1744) [Сейчас опубликовано Artaria Editions]
  • Несколько концертов для флейты с оркестром, гобоя с оркестром и трубы с оркестром

Духовная музыка

  • Kempten Te Deum для соли, хора и оркестра (1745)
  • 39 месс
  • La Deposizione della Кроче (Оратория, 1748)
  • Многочисленные мотеты и псалмы.

Камерная музыка

  • Sonate da camera Op. 2 № 1-6 (сонаты для клавесина, флейты и виолончели)
  • Семь струнных квартетов, соч. 5 № 1, 2, 3, 4, 5, 5b, 6 (1757)
Примечания и ссылки
Источники
  • Блюм, Фридрих, Hrsg. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Ungekürzte elektronische Ausgabe der ersten Auflage. Кассель: Bärenreiter, 1949–1987.
  • Форкель, Иоганн Николаус. Musikalischer Almanach für Deutschland auf das Jahr 1782. Лейпциг: Im Schwickertschen Verlag, 1781.
  • Funck-Brentano, Frantz. Бриллиантовое ожерелье. Перевод Х. Сазерленда Эдвардса. Лондон: Greening Co. LTD, 1911.
  • Goncourt, Edmond et Jules de. История Марии-Антуанетты. Париж: G. Charpentier et Cie., 1884.
  • Моцарт, Вольфганг Амадей. Письма Вольфганга Амадея Моцарта. Под редакцией Людвига Ноля. Перевод леди Уоллес (т.е. Грейс Джейн Уоллес ). Vol. 1. 2 тт. Нью-Йорк: Херд и Хоутон, 1866.
  • Рэндел, Дон Майкл, изд. Гарвардский биографический словарь музыки. Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, 1996. ISBN 0-674-37299-9
  • Риман, Хьюго. Handbuch der Musikgeschichte. Die Musik des 18. und 19. Jahrhhunderts. Zweite, von Alfred Einstein durchgesehene Auflage. Bd. II. V Bde. Лейпциг: Breitkopf Härtel, 1922.
  • Rocheterie, Maxime de la. Жизнь Марии-Антуанетты. Перевод Кора Гамильтон Белл. Vol. 1. 2 тт. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1895.
  • Слонимский, Николас, изд. Биографический словарь музыкантов Бейкера. 5-е полностью переработанное издание. Нью-Йорк, 1958.
  • Альфрид Вечорек, Хансйорг Пробст, Виланд Кениг, Hrsg. Lebenslust und Frömmigkeit - Kurfürst Carl Theodor (1724–1799) zwischen Barock und Aufklärung. Bd. 2. 2 Bde. Регенсбург, 1999. ISBN 3-7917-1678-6
Дискография (выбор)
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Franz Xaver Richter.
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:29:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте