Palais Rohan, Страсбург

редактировать

Дворец Рохан
Palais Rohan, январь 2020 г. (обрезано).jpg Вид с воздуха со смотровой площадки Страсбургского собора, январь 2020 г.
Palais Rohan, Strasbourg находится в Страсбурге. Дворец Рохана, Страсбург Расположение Palais Rohan
Альтернативные названия Дворец Рохана, Дворец Роганов
Основная информация
Тип Дворец
Архитектурный стиль Барокко
Место расположения Страсбург, Франция
Адрес 2, Place du Château, 67000 Страсбург
Координаты 48 ° 34′51 ″ N 7 ° 45′08 ″ E  /  48,58083 ° с. Ш. 7,75222 ° в.  / 48.58083; 7,75222 Координаты : 48 ° 34′51 ″ N 7 ° 45′08 ″ E  /  48,58083 ° с. Ш. 7,75222 ° в.  / 48.58083; 7,75222
Текущие арендаторы Археологический музей, Музей изящных искусств, Музей декоративного искусства
Строительство началось 1732 г.
Завершенный 1742 г.
Владелец Муниципалитет Страсбурга
Дизайн и конструкция
Архитектор Роберт де Котт, Джозеф Массол
Веб-сайт
www.musees.strasbourg.eu / index.php? page = le-palais-rohan-en

Palais Rohan (Роан дворец ) в Страсбурге является бывшая резиденция князей-епископов и кардиналов в доме Рохана, древней французской дворянской семье родом из Бретани. Это главная архитектурная, историческая и культурная достопримечательность города. Он был построен рядом со Страсбургским собором в 1730-х годах по проекту Роберта де Котта и считается шедевром французской архитектуры барокко. С момента завершения в 1742 году, дворец принимала ряд французских монархов, таких как Луи XV, Мари Антуанетты, Наполеона и Жозефины, и Карла X.

Отражая историю Страсбурга и Франции, дворец последовательно принадлежал дворянству, муниципалитету, монархии, государству, университету и снова муниципалитету. Его архитектурная концепция и иконография были призваны указать на возвращение в город католицизма, в котором на протяжении двух предыдущих столетий доминировал протестантизм. Таким образом, апартаменты святителя обращены к собору на север, и многие статуи, рельефы и картины отражают католические догматы.

С конца 19 века во дворце располагались три важнейших музея Страсбурга: Археологический музей ( Musée archéologique, цокольный этаж), Музей декоративного искусства ( Musée des arts décoratifs, первый этаж) и Музей изящных искусств. ( Музей изящных искусств, первый и второй этажи). Городская художественная галерея, Галерея Роберт Heitz, в боковом крыле дворца, используется для временных выставок. Palais Rohan был перечислен с 1920 года, как Historique Памятника по Министерству культуры Франции.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 До 1871 г.
    • 1.2 С 1871 г.
    • 1.3 Известные гости
  • 2 Структура
    • 2.1 Внешний вид
  • 3 Квартиры
    • 3.1 Внутренние виды
  • 4 Музея
    • 4.1 Музей изящных искусств
    • 4.2 Музей декоративного искусства
    • 4.3 Археологический музей
  • 5 См. Также
  • 6 Сноски
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

История

До 1871 г.

В 1727 году Арман Гастон Максимилиан де Рохан, епископ Страсбурга с 1704 года и кардинал с 1712 года, поручил архитектору Роберту де Котту спроектировать дворец; В   том же году де Котт представил первоначальные планы. Семью годами ранее, в 1720 году, кардинал де   Рохан уже поручил де   Котту ремонт и отделочные работы в его замке в Саверне, предшественнике нынешнего Роханского замка. Де   Котт также ранее спроектировал Hôtel du grand Doyenné, первый отель в стиле Луи Квинза, построенный в Страсбурге. Дворец Рохан был построен на месте бывшей резиденции епископа, « владения епископа », которое зарегистрировано, по крайней мере, с 1262 года. Сама территория находится недалеко от центра древнего Ардженторатума, впервые упомянутого в 12 году   до нашей эры. Разнообразные археологические раскопки на Place du Château, площади перед дворцом, обнаружили множество остатков римского лагеря.

Строительные работы во дворце Рохан велись с 1732 по 1742 год под руководством городского архитектора Джозефа Массола, который также работал над Hôtel de Hanau и Hôtel de Klinglin в первые годы реализации проекта. Массолю помогали архитекторы Лоран Гурлад и Этьен Ле   Шевалье. Скульптуры, включая статуи и барельефы, были предоставлены Робертом Ле Лорреном при содействии Иоганна Августа Нала, Гаспара Полле и Лорана Лепринса, а картины Пьера Игнаса Парроселя  [ it ] и Роберта де Сери  [ fr ]. Ébéniste Bernard Kocke и Ironworkers и слесари Жан-Франсуа Agon и его сын Антуан Agon работал на мебель из квартиры, в то время как штукатурка была работа итальянцев Кастелли и Morsegno. На строительство был выделен бюджет в 344 000 французских ливров - 200 000 ливров, взятых в долг у капитула собора ( Grand Chapitre ), и 144 000, собранных в качестве местных налогов в течение двенадцати лет, - но окончательная стоимость оценивается в один миллион французских ливров. Дворец в основном построен из желтого песчаника из Васселона, с розовым песчаником для менее заметных частей.

Дом Рохана владел дворцом до Французской революции, когда он был конфискован, объявлен bien national («государственной собственностью») и, наконец, продан с аукциона 8   августа 1791 года. Купленный муниципалитетом, он стал новой ратушей ( hôtel de   ville ) в том же году, сменив Neubau. Большая часть мебели и многие произведения искусства во Дворце были проданы, а в 1793 году были уничтожены восемь настенных портретов принцев-епископов в натуральную величину, украшавших Зал évêques (Зал епископов). В 1796 году они были заменены аллегориями гражданских добродетелей, написанными Джозефом Меллингом. Только портрет Армана Гастона, строителя дворца, позже был восстановлен на прежнее место с точной копией утраченной картины Гиацинта Риго 1982 года. Меллинг также заменил надворные портреты королей Франции, украсив ту же комнату картинами с вазами.

Дворец Роган оставался отелем де виль до 1805 года. В том же году муниципалитет подарил его Наполеону, который   взамен вернул отель де Ханау. Как и дворец, отель со времен революции находился в государственной собственности. Расположение 1805 года оказалось благоприятным для муниципалитета: содержание Hôtel de   Hanau было менее затратным, чем обслуживание более крупного Palais Rohan. Это понравилось Наполеону, для которого дворец был наиболее заметным проявлением величия. Что касается дворца, то императорское владение означало возобновление великолепия. Подарок Наполеону был официально принят декретом 21   января 1806 года; затем интерьеры были отремонтированы архитектором Пьером-Франсуа-Леонаром Фонтеном. За годы до франко-прусской войны и возвращения Эльзаса Германии дворец Роган был собственностью французского государства, которое, в свою очередь, было империей, королевством, монархией, республикой и снова империей.

С 1871 г.

Дворец на 5   октября 1744 года, во время визита короля Людовика XV Франции

1871 год означал конец французского владычества и начало немецкого владычества над Эльзасом, который до 1681 года был связан с Германией через Священную Римскую империю. Потеряв франко-прусской войны, Франции пришлось уступить отделы по Bas-Rhin, Haut-Rhin и Мозель (территория также известный как Эльзас-Лотарингии, или Elsass-Лотрингеном на немецком языке) для вновь созданной Германской империи. Теперь под новой администрацией и потеряв свое жилое назначение, Дворцу Рохана пришлось взять на себя новую роль. С 1872 по 1884 год, до открытия Дворца университетов, он использовался недавно созданным Kaiser-Wilhelms-Universität, имперской немецкой версией Страсбургского университета, в качестве резиденции юридических, философских и научных факультетов. Затем дворец служил библиотекой университета до открытия Национальной и университетской библиотеки в 1895 году. После этого дворец снова стал собственностью города и был адаптирован для размещения муниципальных коллекций произведений искусства, которые снова создавались директором Вильгельмом. фон Боде после их полного уничтожения во время осады Страсбурга (см. ниже, Музей изящных искусств ). Первая часть нового Художественного музея Штадт Страсбург, основанного в 1898 году, была открыта в 1899 году.

После возвращения Эльзаса к французскому правилу в 1918 году, новый директор Музея изящных искусств и Музея искусств Decoratifs, Ханс Хауг (1890-1965), положить основные усилия в представлении Palais Rohan как единое целое снова. Страсбург пострадал во время Второй мировой войны, а 11   августа 1944 года дворец был поврежден британскими и американскими бомбами. После войны вскоре были предприняты реставрационные работы под руководством архитекторов Роберта Даниса (1879–1949) и Бертрана Моне (1910–1989), но в 1947 году вспыхнул пожар, опустошивший значительную часть коллекций Музея современного искусства. Изобразительное искусство. Этот пожар был косвенным следствием бомбардировок: из-за разрушений, нанесенных дворцу, в здании возникла сырость, которую обработали сварочными горелками, и плохое обращение с ними привело к пожару.

Восстановление и обновление дворца продолжалось вплоть до 1950-х годов, а полная реставрация была завершена только в 1990-х годах. В 1989 году большая фреска trompe-l'œil, изображающая римскую богиню Цереру, была заново открыта за слоями штукатурки и белой краски в бывшей столовой, восточном крыле Синодального зала (см. Ниже, « Апартаменты» ). Считается, что он был скрыт во владении Наполеона и с тех пор о нем забыли.

Известные гости

Фреска с изображением Цереры, открытая заново в 1989 году.

Король Франции Людовик XV останавливался во дворце с 5 по 10   октября 1744 года. Мария Жозефа Саксонская, дофина Франции, провела две ночи во дворце с 27 по 29   января 1747 года. Королева Мария-Антуанетта провела там свою первую ночь на французской земле. 7-8   мая 1770 года. В 1805, 1806 и 1809 годах император Наполеон провел во дворце несколько ночей; его жена, императрица Жозефина, оставалась там надолго, с сентября 1805 года по январь 1806 года ( битва при Аустерлице ) и с мая по июль 1809 года (битвы при Асперн-Эсслинге и битва при Ваграме ).

Вторая жена Наполеона, императрица Мария Луиза, провела свои первые ночи на французской земле во дворце с 22 по 25   марта 1810 года; она приехала из Австрии, как Мария-Антуанетта. Другими королевскими гостями из Франции были Карл X 7 и 8   сентября 1828 года и Луи Филипп I с 18 по 21   июня 1831 года.

В начале 20 века скульптор Рингель д'Иллзак использовал одну из комнат дворца как мастерскую. После Второй мировой войны первая большая художественная выставка во дворце « Французский эльзас 1648–1948 » была открыта 13   июня 1948 года Жаном де Латтре де Тассиньи, одним из главных мастеров Освобождения Эльзаса (1944–1948). 45).

8 мая 1985 года американский президент Рональд Рейган пообедал во дворце и подписал официальную гостевую книгу Страсбурга по случаю своего визита в Европейский парламент. В декабре 1989 года во Дворце Рохана проходили званые обеды с участием глав государств Европейского совета, в том числе Франсуа Миттерана, Гельмута Коля, Маргарет Тэтчер, Джулио Андреотти и Фелипе Гонсалеса. Двадцать лет спустя, перед саммитом Страсбург-Кель 2009 года, здесь состоялась встреча президента Франции Николя Саркози и его американского коллеги Барака Обамы, а также их жен Карла Бруни и Мишель Обама. В 21 веке во дворце проводился официальный ужин финалистов Кубка Федерации 2016 года, гала-ужины по случаю 20-й и 25-й годовщины Eurimages, а также другие праздничные приемы, так как его можно было забронировать для таких случаев в муниципалитет.

Состав

Дворец построен вокруг большого мощеного двора. Он имеет трапециевидный план, а земля обрывается к реке Иль. Для компенсации уклона речной (южный) фасад главного крыла четырехэтажный (включая мансардную крышу ), а дворовый (северный) фасад - трехэтажный. Полузатопленный этаж соответствует подвалу, где сейчас находится археологический музей (см. Ниже, Музеи ). Фасад у реки, таким образом, самый высокий и самый широкий во дворце. Терраса перед ним, выходящая на набережную Бателье, закрыта с обоих концов замысловатыми воротами из кованого железа, украшенными гербом Дома Роханов.

Фасад со стороны реки образован основным жилым корпусом и библиотечным крылом с западной стороны, что создает контраст по форме и дизайну, особенно благодаря единственному очень большому окну. Основная часть фасада расположены симметрично вокруг авангарда корпуса из четырех колонн с коринфскими столиц. Авангард увенчан объемным треугольным фронтоном, снова украшенным гербом Дома Роханов, а крыло библиотеки - полукруглым фронтоном. Первоначально этот фронтон увенчивали две медные статуи ангелов, ныне утерянные. Библиотечное крыло не было частью первоначального плана 1727 года, но было задумано в 1733 году после того, как кардинал купил и снес ряд домов на нынешней улице Роан. Таким образом, архитектор Роберт де Котт смог распределить внутренние пространства жилого массива в еще более грандиозном и практичном плане, в частности, поместив главную лестницу слева (восточнее) от жилого крыла, а не в центре.

Фасад внутреннего двора главного крыла, выполненный в том же классическом стиле, что и его аналог, обращенный к III, более узкий. Сильный акцент делается на вертикальность окон, что подчеркивает впечатление высоты. Опять же, центральный авангард увенчан треугольным фронтоном с рельефами, в данном случае также статуями. Оба фасада богато украшены аллегорическими маскаронами (изображающими времена года, темпераменты, континенты и элементы ), всего восемнадцать на фасаде у реки и девять на фасаде внутреннего двора, к которому фасад со стороны реки добавляет пару широких балконов из кованого железа. Из-за разницы в ширине и трапециевидного плана центры фасадов не совмещены.

Двор разделен на три части, разделенные рядом арок. Левая часть (если смотреть из собора ) принадлежит флигелю Коммун, в котором размещались слуги. Правая часть принадлежит конюшням. Левая и правая части фасада являются exedras украшенных бюстами из римских императоров. Вход во дворец через левую экседру. На фасад двора обращен перистиль с пятью арками. Центральная арка, самая высокая и широкая, обращена к центру фасада и открывается на главные ворота дворца.

Фасад дворца на площади Шато ( между 1740 и 1793 годами назывался Place de   l'Evêché ), спроектированный в более барочном стиле, чем остальная часть дворца, широкий и изогнутый. Центральные ворота обрамлены двумя парами колонн и выступают в виде Триумфальной арки. Верхняя часть передней части увенчана статуями, представляющими аллегории веры, такие как «Религия» и « Евхаристия », и олицетворения христианских добродетелей, таких как « Милосердие » и « Покаяние ». Гипсовые слепки некоторых из этих статуй выставлены в лапидарии внутри Barrage Vauban. Деревянный портал ( дуб ) и стены к востоку и западу от ворот украшены трофеями и геральдическими символами, относящимися к дому Рохана и епископскому государству. Два павильона, соединяющие Коммуны и флигель конюшни с секцией ворот, украшены шестнадцатью маскаронами, представляющими мужчин и женщин ветхозаветных пророков, и фронтонами в форме полумесяца, в отличие от треугольных фронтонов фасадов. В восточном (левом) павильоне располагались дворцовые кухни, а в западном (правом) павильоне размещались кабинеты церковного двора.

Внешний вид

  • Вход во дворец

  • Главный портал

  • Фасад, выходящий во внутренний двор

  • Фронтон с гербом дворового фасада

  • Вид с главного двора на вход и собор.

  • Фасад с видом на реку

  • Маскарон с изображением Кибелы на прибрежном фасада

  • Деталь балкона из кованого железа

Квартиры

Позолоченная лепнина в Спальне короля

Апартаменты на пианино nobile сегодня являются частью Музея декоративного искусства.

Палаты принцев-епископов и кардиналов Дома Рохана делятся на большие апартаменты (выставочное пространство, обращенное к реке или югу) и маленькие апартаменты (жилое пространство, выходящее на внутренний двор и собор или на север). как в Версальском дворце. По обе стороны от люксов находятся два самых просторных зала дворца, Синодальный зал (единое просторное помещение, состоящее из столовой и гвардейского зала, разделенных рядом арок) и библиотека, которые простираются на две части. по всей продольной оси крыла. Библиотека также служит нефом очень маленькой часовни дворца. Гранд Appartement состоит из Саль де évêques (Архиерейский Hall) - бывший Antichambre Du Roi  - в Chambre Du Roi (опочивальню короля), в Кабинете Du Roi ( кабинета короля), также известный как салон д 'Assemblée ( Зал собраний ) и Garde-robe du roi ( Гардероб Короля). «Маленькие апартаменты» состоят из Antichambre du prince-évêque, Chambre du prince-évêque, Cabinet du prince-évêque (превращенного в спальню Наполеона после 1800 года) и Garde-robe du prince-évêque. Гардеробы замка ( кабинет товаров ) находится рядом с гардеробом князя-епископа. Интерьеры были разработаны в соответствии с декоративными принципами, установленными Жаком-Франсуа Блонделем в его влиятельной книге De la distribution des maisons de plaisance et de la décoration des édifices en général (1738 г.), а лепнина и буазери были созданы под влиянием стиля Николаса. Пино.

Многие оригинальные предметы интерьера были проданы после Французской революции. Некоторые произведения искусства, включая открытые двери из Зала де Евкес, часть муниципальных коллекций, были уничтожены вместе с музеем, расположенным в Обетте, когда прусская армия обстреляла город во время осады Страсбурга в 1870 году. В 20 веке и особенно во время реконструкции после повреждения бомбой в августе 1944 года было приложено много усилий для поиска уцелевших пропавших предметов и замены утраченных работ идентичными или похожими предметами. Им руководил вышеупомянутый Ханс Хауг, который 1   января 1945 года стал директором недавно созданной сети муниципальных музеев. Однако некоторые элементы, например, лепнина библиотеки, так и не были восстановлены. Он был утерян в 1817 году из-за протечек через потолок; Как единственная отдельно стоящая часть здания, библиотека имеет плоскую крышу.

Среди представленных в апартаментах произведений искусства некоторые выделяются своей художественной и исторической ценностью. Набор из восьми (первоначально девять) гобеленов, изображающих « Историю Константина » соткали вокруг 1624 после modellos по Рубенсу. Он был заказан французским Людовиком XIII, который позже подарил его маркизу Синк-Марсу. Три гобелена выставлены в Королевской комнате, одна - в Королевском кабинете и четыре - в библиотеке. Набор из восьми итальянских бюстов римских императоров XVII века в Зале évêques принадлежал личной коллекции кардинала Мазарини. Оба набора произведений были куплены в 1738 году у соответствующих наследников Армандом Гастоном де   Роханом. Еще один особо ценный бюст - мраморный портрет Армана Гастона, созданный в 1730–1731 годах в Риме Эдме Бушардоном. Он также отображается в библиотеке. Пол часовни частично покрыт имитацией турецкого ковра 1745 года, сотканного на мануфактуре Обюссона и имеющего в центре герб Армана Гастона де   Рохана. Ковер, покрывающий большой стол в центре библиотеки, был соткан в португальской Индии около 1730 года. После 1806 года он был передан капитулу собора и продан Музею Клюни в 1865 году, но был возвращен городу Страсбургу на постоянной основе. 1939. В большинстве залов выставлены уцелевшие работы из обширной коллекции японских ваз Луи Рене де   Рохана, а также китайской керамики и лаковой посуды времен династий Мин и Цин, первоначально предназначавшейся для нового замка в Саверне. Курьеза шкаф в Garde-халате ей принц-Evêque дисплеев десерта посуде из Производство де Севр, сделанная в 1772-1774 год для Луи-Рене де специального посольства Rohan в Вене. Эти предметы теперь принадлежат Музею декоративного искусства.  

Пара больших холстов с охотничьими собаками по Жан-Батист Удри (1742), теперь висит в Саль - дю - SyNode, когда висел в парижском hôtel Particulier из Самуэль-Жак Бернар. Три картины в часовне являются копиями произведений Антонио да Корреджо : « Поклонение пастухов», « Богородица с младенцем» со святыми Иеронимом и Мадлен и «Отдых по возвращении из Египта». Они были изготовлены в 1724 году в Модене и Парме Робертом де   Сери (1686–1733) для Армана Гастона, с которым он познакомился в Риме в том же году.   Позже Де Сери предоставил много других картин для покоев кардинала, все они были копиями картин великих мастеров. Зеленая кровать Наполеона - подлинная работа Якоба-Десмальтера.

Красная кровать с балдахином в спальне короля - это копия кровати 1989 года, хранившаяся в замке Азе-ле-Ридо, которая, как полагают, очень похожа на утерянный оригинал. Портреты королей Франции Людовика XIV и Людовика XV в библиотеке являются копиями, сделанными в 1950 году с оригиналов Гиацинта Риго, хранящихся в Версальском дворце. Эти копии 20-го века являются заменой копий 18-го века тех же картин, которые были уничтожены во время Французской революции одновременно с портретами принцев-епископов в Зале епископов (см. Выше, История ). Картины над дверью в вестибюле принца-епископа также являются копиями 20-го века, заменяя копии 18-го века французских мастеров барокко, таких как Антуан Куапель, Шарль Лебрен и Шарль де Ла Фосс, которые были уничтожены в 1944 году. Эти картины представляют библейские истории ; утерянные первые экземпляры были изготовлены в 1737–1740 годах в Версале. Другие картины на стенах принадлежат Музею изящных искусств, в том числе Людовик XV offrant la Paix à L'Europe («Людовик XV, представляющий мир Европе», 1737) работы Франсуа Лемуана, выставленный в Garde-robe du prince. -évêque и Ли обожение d'Enée ( «The обожествление из Энея », 1749) с Жан Айей Рестает, на дисплее в Chambre ей Prince-Evêque.

Внутренние виды

Музеи

Вход в музеи (осмотрена в 2008 году).

Музей изящных искусств

Основная статья: Страсбургский музей изящных искусств

В Музее изящных искусств (Музей изобразительных искусств), на первом и втором этажах дворца, является правопреемником Музей де PEINTURE и де скульптуры (музей живописи и скульптуры), созданная в 1803 году и полностью разрушен прусскими артиллерийский обстрел и последовавший за ним сильный огонь в ночь с 24 на 25   августа 1870 года. Новый музей был открыт в 1899 году. Коллекции представляют собой обзор европейского искусства с 13 века по 1871 год, причем значительный вес уделяется итальянскому, а также фламандскому. и голландские картины с такими художниками, как Ганс Мемлинг, Корреджо, Энтони ван Дейк, Джотто, Питер де Хох, Боттичелли, Якоб Йорданс и Тинторетто, среди многих других. Коллекции искусства Верхнего Рейна до 1681 года ( Baldung, Hemmel, Stoskopff, Witz и др.) В 1931 году были перенесены в посвященный музею Musée de l'Œuvre Notre-Dame.

Музей декоративного искусства

Основная статья: Musée des Arts décoratifs, Страсбург

В Музей декоративного искусства (Музей декоративного искусства ) находится на первом этаже. В своем нынешнем виде он был основан в 1920–1924 годах, когда коллекции Kunstgewerbe-Museum Hohenlohe, первоначально созданного в 1887 году, были перенесены в конюшенное крыло, прилегающее к дворцовым апартаментам. Коллекции ранее хранились в бывшей муниципальной бойне эпохи Возрождения Grandes Boucheries или Große Metzig, где сейчас находится Исторический музей Страсбурга. ) Музей декоративного искусства пострадал во время бомбардировок 1944 года во время Второй мировой войны, но с тех пор здание было восстановлено и пополнение коллекций. Помимо мебели и украшения апартаментов кардиналов, коллекции сосредоточены на местном производстве фарфора ( страсбургский фаянс ), золоте серебра и часовом деле, с оригинальными частями средневековых страсбургских астрономических часов, включая петуха- автомата 1354 года. гостиная бывшего hôtel Particulier, 1750 Отель Oesinger, отображает мебель 18-го века на месте на более скромном масштабе, чем залам дворца.

Музей археологии

Основная статья: Археологический музей (Страсбург)

Archeologique Musée (Археологический музей) находится в подвале. Бывшие археологические коллекции города были полностью уничтожены вместе с городской библиотекой во время осады Страсбурга в 1870 году. Новая коллекция была начата в 1876 году от имени «Общества сохранения исторических памятников Эльзаса» ( Французский: Société pour laservation des Monuments Historiques d'Alsace, немецкий: Gesellschaft zur Erhaltung der geschichtlichen Denkmäler im Elsass ). Он был перенесен во дворец в 1889 году, впервые открыт для публики в 1896 году и перенесен на его нынешнее место в 1907 году. В музее представлены находки из северного Эльзаса от эпохи палеолита до династии Меровингов, с особым вниманием к Ардженторатуму.

Смотрите также

Сноски

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Людманн, Жан-Даниэль; Ливет, Жорж (1979). Le Palais Rohan de Strasbourg (на французском языке). Страсбург: Éditions des Dernières Nouvelles - ISTRA diffusion SAED ISBN   978-2-7165-0026-5.
  • Людманн, Жан-Даниэль (1985). Les grands appartements du Palais Rohan de Strasbourg (на французском языке). Страсбург: Страсбургские музеи. (без ISBN)
  • Бутино, Мэрила (2016). Suivez le guide au Palais Rohan (на французском языке). Бернардсвиллер: ID L'Édition. ISBN   978-2-36701-086-1.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-27 05:17:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте