Фридрих Блюм (5 января 1893 г., Шлюхтерн, Гессен-Нассау - 22 ноября 1975 г., Шлюхтерн ) был профессором музыковедения в Кильском университете с 1938–1958 гг. Он учился в Мюнхене, Берлине и Лейпциге и преподавал в последних двух из них в течение нескольких лет, прежде чем его вызвали на кафедру в Киле. Его ранние исследования были посвящены лютеранской церковной музыке, в том числе нескольким книгам по И.С. Баху, но позже его интересы значительно расширились. Среди его выдающихся работ был главный редактор собрания Преториуса, а также он редактировал важные партитуры Эйленбурга основных фортепианных концертов Моцарта. С 1949 года он участвовал в планировании и написании Die Musik в Geschichte und Gegenwart. По совпадению, он умер через несколько недель после смерти другого выдающегося музыковеда Моцарта, Катберта Гёрдлстоуна, и, таким образом, был почти его ровесником.
Блюм, сын налогового инспектора, учился с 1911 по 1914 год в университетах Мюнхена, Лейпцига и Берлина. Изначально изучая медицину, затем занялся музыковедением, историей искусства и философией. После службы в армии и плена во время Первой мировой войны, он продолжил учебу в Лейпциге в 1919 году и получил докторскую степень в 1921 году с исследованиями по истории оркестровой сюиты XV и XVI веков. С 1921 года Блюм работал ассистентом Германа Аберта в Лейпцигском университете, а после 1923 года - в Берлинском университете, где в 1925 году получил хабилитацию трактатом «Монодический принцип в протестантской церковной музыке». С 1927 по 1929 год он был руководитель Института музыковедения.
Блюм принадлежал к Kampfbund für deutsche Kultur (или патриотической лиге немецкой культуры), а после его роспуска в 1934 году - к национал-социалистическому культурному сообществу. В 1934 году он стал членом Ротари-клуба, который так же подозрительно относился к ведущим политикам нацистской культуры, как и к масонам. После захвата власти нацистами посредством Указа о пожаре в Рейхстаге и Закона о разрешении 1933 года Блюм был назначен неофициальным профессором и преподавал историю музыки в Школе церковной музыки в Берлине-Шпандау. После перехода Фрица Штайна к руководству Высшей школой музыки в Берлине в 1933 году он одновременно занимал должность профессора в Христианском Альбрехтском университете в Киле с 1 мая 1933 года; год спустя он был утвержден на этой должности и проработал там до своего почетного звания в 1958 г., с 1939 г. - профессором. В 1946/47 он был одним из первых ректоров в послевоенный период в Германии.
Блюм был назначен членом Государственного института немецких музыкальных исследований в 1935 году, который доверил ему серию "Немецкое наследие музыки" в 1939 году и издание журнала "Deutsche Musikkultur" до 1944 года. В 1942 году он стал председателем. из Нью - Schütz общества.
Главное здание Кильского университета в 1893 годуБлюм не входил в Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП). В Кильском университете он сначала работал внештатным профессором и ежегодно финансировал свою должность за счет стипендий, которые были рекомендованы лектором НС из Киля Эггерсом, а также деканом его факультета. После ограничительного представления («Я почти не знаю его») Эггерс в своей рекомендации своему заместителю профессору Фидлеру представил Блума как «политически совершенного персонажа». Эггерс также отметил, что Блюм не был «ни членом NSDAP, ни структурой, ни федерацией NSDAP».
Тем не менее, он считал свое «вероятное» участие активным нацистом, но Блюм предпочитал гораздо меньшую сумму стипендии, чем декан философского факультета профессор Вайнхандль. В начале 1939 года Блюм был назначен профессором. В 1941 году в берлинской нацистской лекции Блюм обратился в университет, несмотря на голосование комиссии профессоров философского факультета, которые явно поддерживали Блюма. Американский музыковед Памела Поттер пишет: «Возражения, высказанные офисом лектора, исходили либо от Амта Розенберга, либо от Propagandaministerium (Министерства пропаганды)».
На симпозиуме Musikmusschaftliches Tagung 1938, в рамках Reichsmusiktage, Блюм зачитал позиционный документ «Musik und Rasse» (Музыка и раса); Лекция впервые появилась в Die Musik («Музыка») под названием « Musik und Rasse: Grundfragen einer musikalischen Rasseforschung» («Музыка и раса: фундаментальные вопросы музыкального расового исследования»), а затем как книга « Das Rasseproblem in der Musik: Entwurf zu einer». Methodologie musikwissenschaftlicher Rasseforschung (Расовая проблема в музыке: Дизайн методологии музыковедческих расовых исследований). Фред К. Приберг сказал, что «на самом деле Блюм заклеймил нацистскую расовую доктрину как ненаучную». Подобные оценки были высказаны, например, нацистскими музыкальными экспертами Альбрехтом Дюмлингом, Гизелой Пробст-Эффа (Кельнский университет), Евой Вайсвайлер, французским композитором Амори дю Клозель [ фр ] или британскими музыковедами Эрнестом Ньюманом и Ричардом Фрейманном.
Музыковед Майкл Кустодис, с другой стороны, считает, что сочинение Блюма ( Das Rasseproblem in der Musik) (Расовая проблема в музыке) само по себе можно рассматривать как «нацистскую пропаганду» с небольшими взглядами [...] Памела Поттер говорит о творчестве Блюма. «виртуозное расточительство в этом вопросе [музыке и расе]», что, с одной стороны, дало ему похвалу в рядах нацистских критиков, но, с другой стороны, «не заставило их подавить речь или ее расширенную версию в монография после 1945 г. ».
После окончания Второй мировой войны «Расовая проблема в музыке» была помещена в советскую зону оккупации в их список запрещенных книг, но не в Западной Германии, где она оставалась доступной в некоторых крупных библиотеках. На фоне биологических, идеологических и музыковедческих влияний были предприняты поспешные попытки вывести из личности композитора, тональных систем, мелодии, ритма и т. Д. Их расовые особенности. Блюм в своем письме лаконично заявляет: «Давайте открыто скажем, что на данный момент у нас нет надежных знаний о связи между музыкой и расой» и «Исследование расы как таковой является делом для биологии, отчасти для психологии. музыка - это музыковедение »
В 1939 году Блюму было поручено опубликовать отчет о работе немецкого музыковедения для антологии Deutsche Wissenschaften: Arbeit und Aufgabe (Немецкая наука: работа и задача), Festschrift к 50-летию Гитлера. Его трехстраничный обзор также затрагивает «сложные вопросы о взаимосвязи между музыкой и расой [Блюма]». Свою краткую экскурсию по этой теме он завершает следующим: «Здесь национал-социалистическая ориентация музыкальных исследований ставит четкую задачу заложить фундамент, на котором может быть построено построение музыкального расового исследования. Через несколько лет большой успех была достигнута. Для комплексной работы требуется больше времени для запуска. Запланированная работа выполнена, взгляд направлен на новые цели ". В 1944 году Блюм повторил во втором издании своей книги Das Rasseproblem in der Musik свое заявление 1939 года: «daß wir von dem Zusammenhange zwischen Musik und Rasse wissenschaftlich vorläufig keinerlei gesicherte Kenntnis haben» (что у нас нет научных знаний о взаимосвязи между музыкой. и гонка пока).
В сборнике « Handbuch Deutsche Musiker 1933–1945» (Руководство для немецких музыкантов) 2004 г. Фред К. Приберг опубликовал следующую цитату из предисловия к хоровому фестивалю в Шлезвиг-Гольштейн в апреле 1939 г. «Мужчины и женщины, которые собираются вместе на Шлезвиг-Гольштейнский хоровой фестиваль во Фленсбурге с участием немецких хоров с уступленных территорий не только хочет продемонстрировать свои художественные устремления и способности, но, скорее, отдать дань уважения всеобъемлющим и связывающим мыслям Немецкого народного сообщества и немецкого государства как Они хотят искренне исповедовать перед лидерами и империей единство крови и культуры, и они хотят облечь это в форму высочайшей государственной силы искусства, которую мы знаем: в форме музыки ».. Приберг, однако, интерпретирует эти предложения только как пустые слова и несколькими страницами далее в своем Справочнике прямо объясняет, что он не считает Блума «нацистом».
Die Musik in Geschichte und Gegenwart, первое изданиеВ денацификации Блюма в 1947 году механизм под председательством ученого-юриста и ранее «фанатичных защитников расовых законов» (Süddeutsche Zeitung, 9 мая 2012 г.), а затем министра внутренних дел Шлезвиг-Гольштейна Германа фон Мангольдта отнесен к категории V ( «не обремененный»), сочинение Блюма « Das Rasseproblem in der Musik» снова стало предметом коротких споров. Эксперт Ганс Дункель, отвечавший за окончательное прояснение этого вопроса, после прочтения книги пришел к выводу: «В книге вообще не затрагиваются вопросы политической расы или еврейский вопрос, отсутствуют какие-либо нацистские идеологии и фразеологии. Я мог бы описать это как смелый поступок профессора Блюма, написавшего эту книгу по-своему ». В 1942 году Блюм воспользовался предложением Карла Фёттерле, основателя Bärenreiter-Verlag, стать их редактором для подготовки энциклопедии Die Musik in Geschichte und Gegenwart (Музыка в истории и современности). Этот лексикон появился в виде 14 томов между 1949 и 1968 годами под руководством Блюма (дополнительные тома и индексная книга, которые позже были опубликованы его дочерью Рут Блюм в 1973–86 годах). С 1947 по 1962 год он также был важной фигурой в реконструкции немецкого музыковедения в качестве президента Общества музыкальных исследований.
В 1948 году он был избран президентом недавно созданной Internationalen Gesellschaft für Musikwissenschaft, где с 1958 по 1961 год работал ее президентом. Он также был организатором Internationale Vereinigung der Musikbibliotheken, Musikarchive und Musikdokumentationszentren (Международная ассоциация музыкальных библиотек, музыкальных архивов и центров музыкальной документации) и RISM, в качестве президента Международного общества Генриха Шютца и председателя Института Йозефа Гайдна. За свою работу он был удостоен множества наград и отличий.
хронологический