A менуэт (; также пишется menuet) - социальный танец французского происхождения для двух людей, обычно в . 4времени. Слово было адаптировано из итальянского minuetto и французского menuet, возможно, из французского меню, означающего «стройный, маленький», относящегося к очень маленьким шагам, или из популярных групповых танцев начала 17 века. называется branle à mener или amener.
Термин также описывает музыкальную форму, которая сопровождает танец, который впоследствии развился более полно, часто с более длинной музыкальной формой, называемой менуэтом и трио, и был часто использовалось как движение в ранней классической симфонии.
Название может относиться к коротким шагам, па-меню, взятым в танце (Chisholm 1911), или же быть производным от branle à mener или amener, популярных групповых танцев во Франции начала 17-го века (Little 2001). Традиционно считается, что менуэт произошел от bransle de Poitou, хотя нет никаких доказательств, подтверждающих четкую связь между этими двумя танцами. Самый ранний трактат, в котором упоминается возможная связь имени с выражением pas menus, - это Rechtschaffener Tantzmeister Готфрида Тауберта, опубликованный в Лейпциге в 1717 году, но этот источник не описывает ступеньки как особо маленькие или изящные (Russell 2006, 140–41). В то время, когда это было наиболее модно, оно было сдержанным, торжественным и изящным (Чизхолм 1911).
Также дано название этого танца к музыкальному произведению, написанному в то же время и в ритме, хотя, когда он не сопровождался настоящим танцем, темп был быстрее (Чисхолм 1911). Стилистически утонченные менуэты, помимо социального танцевального контекста, были введены - сначала в оперу - Жан-Батистом Люлли, включившим не менее 92 из них в свои театральные работы ( Little 2001), а в конце 17 века менуэт был принят в сюиту, например, некоторые из сюит Иоганна Себастьяна Баха и Джорджа Фридрих Гендель. У итальянских и некоторых французских композиторов менуэт часто был значительно более быстрым и живым и иногда писался в. 8или. 8времени. Поскольку темп менуэта не был стандартным, темп di minuetto направления темпа был неоднозначным, если не квалифицировался другим направлением, как это иногда было (Russell 2001).
Изначально, до того, как его приняли в контекстах, отличных от социального танца, менуэт обычно был в двоичной форме, с двумя повторяющимися частями, обычно по восемь тактов каждая. Но второй раздел со временем расширился, что привело к появлению некой тернарной формы . Второй (или средний) менуэт придает форму контраста с помощью другой тональности и оркестровки. В более крупном масштабе два таких менуэта могут быть дополнительно объединены, так что за первым менуэтом следует второй, а затем - повторение первого. Вся форма в любом случае могла повторяться, пока длился танец.
Примерно во времена Лулли стало обычной практикой оценивать эту среднюю часть для трио (например, два гобоя и фагот, как это принято у Люлли). В результате эта средняя часть стала называться трио менуэта, даже когда от такой оркестровки не осталось и следа. Общая структура называется округленной двоичной или формой менуэ (Rosen 1988, 29):
A | B | A или A ' |
I (→ V) | V (или другой близкородственный ) | I |
После этих разработок Люлли композиторы иногда вставляли измененное повторение первой (A) части или части, которая контрастировала как с частью A, так и с тем, что было таким образом преобразовано в третью или C часть, давая формы A – A′ – B – A или A – B – C – A, соответственно; примером последнего является третья часть серенады Моцарта № 13 соль мажор, K. 525, широко распространенная. известный под названием Eine kleine Nachtmusik.
Более живая форма менуэта одновременно превратилась в скерцо (которое, как правило, также сочеталось с трио). Этот термин возник примерно с Бетховен и далее, но сама форма восходит к Гайдну.
менуэт и трио в конечном итоге стали стандартной третьей частью в четырехчастной классической симфония, Иоганн Стамиц был первым, кто использовал это регулярно (Langford 2019,).
Пример истинной формы менуэта можно найти в Дон Джованни (Чисхолм 1911).
Известным примером более поздней инструментальной работы в форме менуэта является Менуэт Игнация Яна Падеревски в G.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Менуэт. |