Rondo и частично эквивалентный французский термин rondeau - давно используемые слова в музыке по-разному, чаще всего в отношении музыкальной формы.
. Несмотря на общий этимологический корень, рондо и рондо как музыкальные формы существенно различаются. Рондо - это строго инструментальная музыкальная форма, которая была разработана с 17 века. Рондо, с другой стороны, представляет собой вокальную музыкальную форму, которая первоначально развивалась как монофоническая музыка (в 13 веке), а затем как полифоническая музыка (в 14 веке). Примечательно, что обе вокальные формы рондо почти исчезли из репертуара к началу XVI века.
A | B | A | C | A | B ' | A | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мажорная тональность | I | V | I | VI, IV или. параллельный минор | I | I | I |
Минор тональности | I | III. или V | I | VI или IV | I | I | I |
В форме рондо основная тема (иногда называемая «воздерживаться») чередуется с одной или несколькими контрастирующими темами, обычно называемыми «эпизодами», но иногда также называемыми «отступлениями» или «двустишиями». Возможные модели в классическом периоде включают: ABA, ABACA или ABACABA. Иногда их называют «первое рондо», «второе рондо» и «третье рондо» соответственно. Первое рондо отличается от трехчастной формы песни главным образом тем, что по крайней мере одна из тем является песенной формой сама по себе, но различие в мелодическом и ритмическом содержании тем в рондо форма обычно больше, чем в форме песни, и аккомпанементная фигура в частях рондо (в отличие от формы песни) обычно контрастна. Количество тем может варьироваться от части к части, и повторяющийся элемент иногда приукрашивается и / или укорачивается, чтобы обеспечить вариацию. Возможно, самый известный пример формы рондо - это «Für Elise » Бетховена, рондо ABACA.
Однако характер повторов в балетной музыке 18-го века, то есть в музыке, предназначенной специально для танцев, а не для прослушивания, часто непредсказуем. Поучительный пример - балет pasticcio pantomime Le peintre amoureux de son modèle (около 1760-х годов), сохранившийся в рукописи Феррера (F-Po Res. 68). Например, последний contredanse générale был взят из книги Ж.-П. Les fêtes d'Hébé Рамо, который должен был исполняться «en rondeau», имеет структуру повторения AA [BBACCA] × 4 (то есть после начального AA последовательность BBACCA повторяется четыре раза).
Предшественником рондо в стиле барокко было риторнелло. Форма Риторнелло использовалась в быстрых частях барочных концертов и во многих барочных вокальных и хоровых произведениях. ripieno (tutti ) играет главную тему риторнелло, а солисты исполняют промежуточные эпизоды. Как типично для игры в стиле барокко континуо, в разделах tutti солисты также играют в составе ансамбля; в то время как в сольных секциях большинство оставшихся инструментов в ансамбле может останавливаться, чтобы обеспечить некоторую прозрачность солиста (-ам), или могут использоваться редко (в любом случае соло полностью сопровождается или акцентируется клавесином или тому подобное, вместе с виолончелью да гамба или подобным). Хотя форма рондо похожа на форму риторнелло, она отличается тем, что риторнелло возвращает тему или основную тему фрагментами и в разных тональностях, но рондо возвращает свою тему полностью и в том же ключе. Седрик Торп Дэви, однако, является одним из авторов, который считает, что форма ritornello является предком не формы рондо, а классической формы Concerto (которая также встречается как форма, во многих ариях классической эпохи.)
Обычным расширением формы рондо является объединение ее с формой сонаты, чтобы создать форму рондо сонаты. Здесь вторая тема действует аналогично второй группе тем в сонатной форме, появляясь сначала в тональности, отличной от тоники, а затем повторяется в тонической тональности. В отличие от сонатной формы, нет необходимости в тематическом развитии, за исключением, возможно, кода. Последняя часть Патетической сонаты Бетховена является примером рондо сонаты.
Основная тема сонаты-рондо, заключительной части Патетической сонаты БетховенаРондо как тип персонажа (в отличие от формы) относится к быстрой и живой музыке - обычно Allegro. Многие классические рондо включают музыку популярного или народного характера. Музыка, обозначенная как «рондо», обычно подчиняется и форме, и характеру. С другой стороны, есть много примеров более медленных, рефлексивных работ, которые являются рондо по форме, но не по характеру; они включают Моцарта Рондо ля минор, K. 511 (помечено Анданте ).
Термин и, возможно, формальный принцип, возможно, произошли от средневековой поэтической формы рондо, которая содержит повторы двустишия, разделенные более длинными частями поэзии. (Арнольд Шенберг оспорил это заявление о происхождении в эссе в разделе Стиль и идея, отметив, что «если музыкальное рондо действительно должно было быть смоделировано на основе поэтической формы, это могло быть только так очень поверхностно ".) Однако с музыкальной точки зрения было предпочтительнее, чтобы термин рондо был зарезервирован для вокальной музыкальной формы, в то время как термин рондо (или даже рондо) был зарезервирован для инструментальной музыкальной формы.
Известный оперный вокальный жанр конца 18 века, называвшийся в то время под тем же именем, но сегодня отличающийся в английском и немецком письме термином «rondò » с разными акцентами. состоит из двух частей, медленно-быстро.