Форма рондо сонаты - это музыкальная форма, часто используемая в эпоху классической музыки. Как следует из названия, это смесь сонаты форма и форма рондо.
Для объяснения формы рондо сонаты сначала требуется предварительное освещение формы рондо и формы сонаты.
Форма рондо включает в себя многократное использование темы, заданной в тональности тоники, с эпизодами, каждый из которых включает новую тему, переходя между репети например:
A B A C A D A...
Иногда раздел A немного меняется. Эпизоды (B, C, D и т. Д.) Обычно в тональности, отличной от тоники.
Движение сонатной формы разделено на части.
Он может начинаться с вступления, которое обычно медленнее, чем оставшаяся часть движения. Первый обязательный раздел - это экспозиция, цель которой - представить основной тематический материал движения. Это принимает форму одной или двух тем или групп тем, вторая из которых обычно находится в связанной клавише. Часто это доминирующий в движениях в мажорной тональности или относительный мажорный в движениях в минорной тональности. Две группы связаны через модулирующий переход, или мостовой переход. Экспозиция может заканчиваться короткой codetta и / или заключительной темой, а также может повторяться. В следующем разделе разработка существующий тематический материал может быть представлен в новых гармонических и текстурных контекстах и / или может быть введен совершенно новый материал. Развитие переходит в перепросмотр, где все темы или тематические группы из экспозиции теперь представлены в тонической клавише .
[A B '] exp [C "] dev [AB] резюме
В обозначении одинарный штрих (') означает «в доминирующем» и двойном штрихе («) означает« в удаленных ключах ».
Изредка сонатная форма включает «эпизодическое развитие», в котором используется преимущественно новый тематический материал. Два примера - первые части Моцарта сонаты для фортепиано K. 330 и фортепианной сонаты Бетховена Op. 14, вып. 1. Эпизодическое развитие часто используется в форме сонатного рондо, к которой мы сейчас и обратимся.
Самая простая форма сонатного рондо - это сонатная форма, которая повторяет вступительный материал в тонике как начало развивающего раздела.
[A B '] exp [AC "] dev [AB] recap
При добавлении этого дополнительного появления A форма выглядит следующим образом: off как AB'AC "AB, отсюда чередование A с" другим "материалом, характеризующим рондо. Обратите внимание, что если развитие является эпизодическим развитием, то C "будет новым тематическим материалом - таким образом увеличивая сходство формы рондо сонаты с настоящим рондо.
Моцарт иногда использовался вариантный тип формы сонатного рондо, в котором переставляются темы перепросмотра: вступительные такты появляются снова довольно поздно, после того, как была воспроизведена большая часть музыки экспозиции, но до последней последовательности тем (" Codetta "), который завершает раздел. Таким образом:
[AB 'Codetta] exp [AC"] dev [BA Codetta] резюме
Целью Моцарта было, возможно, создать ощущение разнообразия, не возвращая главную тему через такие регулярные промежутки времени. Он использовал эту форму в финалах своих фортепианных квартетов и в ряде своих фортепианных концертов.
Часто обычная сонатная форма включает код :
[A B '] exp [C "] dev [AB] recap [D] coda
Эта более длинная версия сонатной формы имеет аналог в форме сонатного рондо. Если кодировка начинается с вступительного материала, то у нас есть еще один экземпляр A:
[A B '] exp [AC " ] dev [AB] резюме [AD]coda
Таким образом: AB'AC "ABAD. Пример - последняя часть Бетховена " Патетическая "соната, Op. 13.
Также возможно описать форму рондо сонаты, начав с формы рондо и описав, как она трансформируется, чтобы быть более похожей на сонату Для этого объяснения см. рондо.
Катберт Гирдлстон, предположивший в своих «Моцарт и его фортепианные концерты», что форма сонатного рондо также частично происходит от танцев en rondeau Жан-Фа. ilippe Rameau, среди прочего, структурной проработкой, возможно, нововведением Моцарта.
Форма Sonata rondo почти исключительно используется в финалах мульти- Движение произведения считается несколько расслабленной и дискурсивной формой. Таким образом, она не подходит для вступительной части (как правило, самой плотной в музыкальном плане и наиболее интеллектуальной части в классическом произведении). Это, как исключение, используется в первой части Анданте фортепианной сонаты ре мажор Гайдна Hob. XVI: 51. Вот некоторые части, написанные в форме сонатного рондо: