Форма рондо соната

редактировать

Форма рондо сонаты - это музыкальная форма, часто используемая в эпоху классической музыки. Как следует из названия, это смесь сонаты форма и форма рондо.

Содержание

  • 1 Структура
  • 2 Вариант «отложенного возвращения» в Моцарте
  • 3 Коды
  • 4 Соната Форма рондо как вариант формы рондо
  • 5 Использование формы рондо сонаты
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература

Структура

Для объяснения формы рондо сонаты сначала требуется предварительное освещение формы рондо и формы сонаты.

Форма рондо включает в себя многократное использование темы, заданной в тональности тоники, с эпизодами, каждый из которых включает новую тему, переходя между репети например:

A B A C A D A...

Иногда раздел A немного меняется. Эпизоды (B, C, D и т. Д.) Обычно в тональности, отличной от тоники.

Движение сонатной формы разделено на части.

Он может начинаться с вступления, которое обычно медленнее, чем оставшаяся часть движения. Первый обязательный раздел - это экспозиция, цель которой - представить основной тематический материал движения. Это принимает форму одной или двух тем или групп тем, вторая из которых обычно находится в связанной клавише. Часто это доминирующий в движениях в мажорной тональности или относительный мажорный в движениях в минорной тональности. Две группы связаны через модулирующий переход, или мостовой переход. Экспозиция может заканчиваться короткой codetta и / или заключительной темой, а также может повторяться. В следующем разделе разработка существующий тематический материал может быть представлен в новых гармонических и текстурных контекстах и ​​/ или может быть введен совершенно новый материал. Развитие переходит в перепросмотр, где все темы или тематические группы из экспозиции теперь представлены в тонической клавише .

[A B '] exp [C "] dev [AB] резюме

В обозначении одинарный штрих (') означает «в доминирующем» и двойном штрихе («) означает« в удаленных ключах ».

Изредка сонатная форма включает «эпизодическое развитие», в котором используется преимущественно новый тематический материал. Два примера - первые части Моцарта сонаты для фортепиано K. 330 и фортепианной сонаты Бетховена Op. 14, вып. 1. Эпизодическое развитие часто используется в форме сонатного рондо, к которой мы сейчас и обратимся.

Самая простая форма сонатного рондо - это сонатная форма, которая повторяет вступительный материал в тонике как начало развивающего раздела.

[A B '] exp [AC "] dev [AB] recap

При добавлении этого дополнительного появления A форма выглядит следующим образом: off как AB'AC "AB, отсюда чередование A с" другим "материалом, характеризующим рондо. Обратите внимание, что если развитие является эпизодическим развитием, то C "будет новым тематическим материалом - таким образом увеличивая сходство формы рондо сонаты с настоящим рондо.

Вариант" отложенного возвращения "у Моцарта

Моцарт иногда использовался вариантный тип формы сонатного рондо, в котором переставляются темы перепросмотра: вступительные такты появляются снова довольно поздно, после того, как была воспроизведена большая часть музыки экспозиции, но до последней последовательности тем (" Codetta "), который завершает раздел. Таким образом:

[AB 'Codetta] exp [AC"] dev [BA Codetta] резюме

Целью Моцарта было, возможно, создать ощущение разнообразия, не возвращая главную тему через такие регулярные промежутки времени. Он использовал эту форму в финалах своих фортепианных квартетов и в ряде своих фортепианных концертов.

Кодов

Часто обычная сонатная форма включает код :

[A B '] exp [C "] dev [AB] recap [D] coda

Эта более длинная версия сонатной формы имеет аналог в форме сонатного рондо. Если кодировка начинается с вступительного материала, то у нас есть еще один экземпляр A:

[A B '] exp [AC " ] dev [AB] резюме [AD]coda

Таким образом: AB'AC "ABAD. Пример - последняя часть Бетховена " Патетическая "соната, Op. 13.

Форма рондо сонаты как вариант формы рондо

Также возможно описать форму рондо сонаты, начав с формы рондо и описав, как она трансформируется, чтобы быть более похожей на сонату Для этого объяснения см. рондо.

Катберт Гирдлстон, предположивший в своих «Моцарт и его фортепианные концерты», что форма сонатного рондо также частично происходит от танцев en rondeau Жан-Фа. ilippe Rameau, среди прочего, структурной проработкой, возможно, нововведением Моцарта.

Использование формы sonata rondo

Форма Sonata rondo почти исключительно используется в финалах мульти- Движение произведения считается несколько расслабленной и дискурсивной формой. Таким образом, она не подходит для вступительной части (как правило, самой плотной в музыкальном плане и наиболее интеллектуальной части в классическом произведении). Это, как исключение, используется в первой части Анданте фортепианной сонаты ре мажор Гайдна Hob. XVI: 51. Вот некоторые части, написанные в форме сонатного рондо:

См. Также

Примечания

  1. ^Для дальнейшего обсуждения см. Rosen (1997, 51).
  2. ^Гердлстон, Катберт Мортон (1964) [1939, 1958]. Моцарт и его фортепианные концерты (переиздание второго издания). Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. С. 48–55. ISBN 0-486-21271-8.
  3. ^Скерцо Шопена No. 4, соч. 54, в этой форме представляет собой отдельную часть.
  4. ^http://www.nonesuch.com/albums/joseph-haydn-piano-music-volume-i
  5. ^ Уайт, Джон Д. (1976). Анализ музыки, стр. 60. ISBN 0-13-033233-X.

Ссылки

Дополнительная литература

  • Розен, Чарльз (1988) [1980]. Сонатные формы (изд. 1988 г.). Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-02658-2.
Последняя правка сделана 2021-06-08 09:43:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте