Соната для фортепиано № 21 | |
---|---|
автора Людвиг ван Бетховен | |
Портрет Людвига ван Бетховен (ок. 1804 - 1805) | |
Другое имя | Вальдштейн |
Ключ | До мажор |
Опус | Op. 53 |
Форма | Соната для фортепиано |
Сочинение | 1804 |
Посвящение | Граф Фердинанд Эрнст Габриэль фон Вальдштейн |
Движения | Три |
Бетховен Соната для фортепиано № 21 до до мажор, соч. 53, известная как Вальдштейн, является одной из трех наиболее известных сонат его среднего периода (две другие - Аппассионата, соч. 57 и Les Adieux, Op. 81a ). Завершенная летом 1804 года и превосходящая по размаху предыдущие фортепианные сонаты Бетховена, «Вальдштейн» является ключевым ранним произведением Бетховенского «Героического» десятилетия (1803–1812) и задает грандиозный стандарт фортепианной композиции.
Название сонаты происходит от посвящения Бетховена своему близкому другу и покровителю графу Фердинанду Эрнсту Габриэлю фон Вальдштейну из Вены. Как и Трио эрцгерцогов (одно из многих произведений, посвященных эрцгерцогу Рудольфу ), оно названо в честь Вальдштейна, хотя другие произведения посвящены ему. Он также известен как L'Aurora (Рассвет) по-итальянски из-за звучности вступительных аккордов третьей части, которые, как считается, вызывают в воображении образ рассвета.
Считается одной из величайших и наиболее технически сложных фортепианных сонат Бетховена. Первая часть рондо требует одновременной педальной трели, высокой мелодии и быстрого бега левой рукой , в то время как его код глиссандо октавы, написанные в диалоге между руками, заставляют даже продвинутых исполнителей играть в упрощенной версии, так как это более требовательно к игре более тяжелое действие современного фортепиано, чем на инструменте начала 19 века.
Среднее исполнение всего Waldstein длится около двадцати пяти минут.
В Waldstein есть три частей :
Первая и последняя части сонаты являются наиболее существенными, на исполнение каждой требуется около 11 минут.
Первая часть - это в форме сонаты : повторяется изложение с двумя тематическими группами, раздел развитие, перепросмотр и кодой.
Движение открывается повторяющимися паниссимо аккордами в прямолинейном, но тревожном ритме, лишенном мелодии для двух тактов :
Затем она быстро нарастает, после чего следует трех нот в среднем регистре и четырех нот в верхнем. Затем эта фраза повторяется, начиная с B ♭ мажор - a весь тон нижний - прием, который Бетховен использовал также для открытия Сонаты №16 солью. Майор (соч. 31 № 1). После половинной каденции до доминанты (соль мажор ), вступительная фраза возвращается снова, но на этот раз в вариации тремоло. Вторая группа субъектов, обозначенная dolce, представляет собой аккордовую тему в ми мажоре, медиантной тональности. Модуляция к медианте для второй предметной области - еще одна особенность, разделяемая этой сонатой и Сонатой № 16. Бетховен будет использовать тот же сдвиг снова в более поздних работах (например, в Сонате Hammerklavier ).
Для перепросмотра Бетховен переводит вторую тему в мажор, быстро превращаясь в минор, а затем обратно в до мажор для код.
Introduzione - это короткое адажио в . 8времени, которое служит введением к третьей части. Это заменило более раннюю, более длинную среднюю часть, позже опубликованную как Andante Favori, WoO 57. Музыка постепенно становится более взволнованной, прежде чем утихает, переходя в рондо.
Рондо начинается с мелодии пианиссимо, сыгранной скрещенными руками, которая вскоре возвращает фортиссимо, дерзко быстрые гаммы в левой руке и непрерывную трель на доминирующий справа, как описано выше. Вторая тема, серия рваных аккордов в триолях, вскоре прерывается бурным отрывом ля минор, предвещающим центральный эпизод.
Музыка возвращается к C мажор и сладкая тема повторяются, за ними следует серия стаккато октав в до минор, которые отмечают начало центрального эпизода, одного из немногих случаев, когда такое мелодическое изменение Как видно, тактика повторяется в более крупных произведениях, таких как Концерт для фортепиано с оркестром. Вскоре октавы сопровождаются кружащимися триолями в левой, а затем в правой руке. Музыка становится все более напряженной и в конечном итоге достигает каденции до минор. Следующий раздел возвращает вступительную тему в аккордах и развивает ее дальше: она появляется в ля мажор (221–224 такта), затем фа минор (225–228), а затем Ре мажор (229–232); он фрагментируется на более короткие фразы (233–238), а затем переходит в тихую часть с 7-м мажором арпеджио, возвращаясь после долгой драмы к сыгранной теме до мажор fortissimo.
Вновь появляется вторая тема, за которой следует еще одна характерная длинная линия красивой танцевальной музыки. Другая серия аккордов фортиссимо объявляет короткую, нежную партию пианиссимо: движение, кажется, затихает, но затем неожиданно переходит в виртуозную престиссимо коду, которая играет с различными темами движения, заканчивая торжествующим порывом величия.
На Викискладе есть материалы, связанные с Сонатой для фортепиано № 21 (Бетховен). |