Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Бетховен)

редактировать
Последний законченный фортепианный концерт Бетховена.

Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор
No. 5 (Император)
Людвиг ван Бетховен
Beethoven Mähler 1815.jpg Бетховен в 1815 году, изображаемый Йозефом Уиллибрордом Мелером
КаталогOp. 73
Составлено1809 ( 1809) –11
Посвящениеэрцгерцогу Рудольфу
Совершено28 ноября 1811 г. (1811-11-28): Гевандхаус, Лейпциг
Движения

Концерт для фортепиано с оркестром № 5 in E ♭ мажор, Op. 73, Людвиг ван Бетховен, широко известный как Императорский концерт, был его последним законченным фортепианным концертом. Он был написан между 1809 и 1811 годами в Вене и был посвящен эрцгерцогу Рудольфу, покровителю и ученику Бетховена. Первое выступление состоялось 13 января 1811 года во дворце принца Йозефа Лобковица в Вене с эрцгерцогом Рудольфом в качестве солиста, за которым последовал публичный концерт 28 ноября 1811 года в Gewandhaus в Лейпциге под управлением Иоганн Филипп Христиан Шульц, солист Фридрих Шнайдер. 12 февраля 1812 года Карл Черни, другой ученик Бетховена, представил венский дебют этого произведения.

Эпитет Императора для этого концерта не принадлежал Бетховену, а был придуман Иоганном Баптистом Крамером, английским издателем концерта. Его продолжительность составляет примерно сорок минут.

Содержание

  • 1 Инструменты
  • 2 движения
    • 2.1 I. Allegro
    • 2.2 II. Adagio un poco mosso
    • 2.3 III. Рондо: Аллегро
  • 3 Известные записи
  • 4 Примечания и ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Инструменты

Концерт записан для соло фортепиано, двух флейты, два гобоя, два кларнета in B ♭ (кларнет I играет в A в части 2), два фагота, два рожка, две трубы, литавры в E ♭ и B ♭ и струны. Во второй части 2-я флейта, 2-й кларнет, трубы и литавры - тасет.

Движения

1. Аллегро
2. Adagio un poco mosso
3. Рондо: Аллегро Урсула Оппенс, фортепиано; Симфонический оркестр DuPage; из Musopen

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Концерт разделен на три части :

  1. Аллегро in E ♭ major
  2. Adagio un poco mosso in си мажор
  3. Рондо : Аллегро ми ♭ мажор

I. Allegro

Музыкальные партитуры временно отключены.

Первая часть начинается с сольного фортепиано, разворачивающего серию виртуозных произнесений, перемежающихся решительными громкими аккордами всего оркестра. За этим следует энергичная, непрестанно продвигающая основная тема, претерпевая сложную тематическую трансформацию, с вторичной темой из тонических и доминирующими нотами и аккордами. Когда фортепиано входит с первой темой, пояснительный материал повторяется с вариациями, виртуозными формами и измененными гармониями. Вторая тема входит в необычную тональность си минор перед переходом к си мажор и, наконец, к ожидаемой тональности си ♭ мажор несколькими тактами позже.

После начального расцвета, движение следует трехтемной сонатной структуре Бетховена для концерта. Оркестровая экспозиция представляет собой двухтематическую сонатную экспозицию, но вторая экспозиция с фортепиано вводит триумфальную виртуозную третью тему, которая принадлежит исключительно сольному инструменту, фирменному знаку концертов Бетховена. Кода развивает открытую первую тему, наращивая интенсивность перед завершением финального кульминационного момента в тонике E ♭ мажор.

II. Adagio un poco mosso

Музыкальные партитуры временно отключены.

Вторая часть си-мажор образует тихий ноктюрн для сольного фортепиано, приглушенных струнных и духовых инструментов, которые разговаривают с сольным фортепиано. Третья часть начинается без перерыва, когда в одиночной фаготе нота B понижается полутон до B ♭, доминанты тонической клавиши E ♭. Конец второй части был написан, чтобы встроить непосредственно в третью.

III. Рондо: Аллегро

Музыкальные партитуры временно отключены.

Последняя часть концерта - это семичастная форма рондо (ABACABA). Соло на фортепиано вводит основную тему до того, как весь оркестр подтверждает заявление солиста. B-часть рондо начинается с фортепианной гаммы, прежде чем оркестр снова откликнется. C-секция намного длиннее, она представляет тему из A-секции в трех разных тональностях до того, как фортепиано исполнит отрывок из арпеджио. Однако вместо того, чтобы закончиться сильным входом оркестра, трель, заканчивающая каденцию, затихает до тех пор, пока вновь не появится вступительная тема, которую играет сначала фортепиано, а затем оркестр. В последнем разделе тема претерпевает вариации, прежде чем концерт завершится короткой каденцией и мощным оркестровым откликом.

Известные записи

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Концерт для фортепиано № 5 (Бетховен).
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:51:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте