Последний законченный фортепианный концерт Бетховена.
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 in E ♭ мажор, Op. 73, Людвиг ван Бетховен, широко известный как Императорский концерт, был его последним законченным фортепианным концертом. Он был написан между 1809 и 1811 годами в Вене и был посвящен эрцгерцогу Рудольфу, покровителю и ученику Бетховена. Первое выступление состоялось 13 января 1811 года во дворце принца Йозефа Лобковица в Вене с эрцгерцогом Рудольфом в качестве солиста, за которым последовал публичный концерт 28 ноября 1811 года в Gewandhaus в Лейпциге под управлением Иоганн Филипп Христиан Шульц, солист Фридрих Шнайдер. 12 февраля 1812 года Карл Черни, другой ученик Бетховена, представил венский дебют этого произведения.
Эпитет Императора для этого концерта не принадлежал Бетховену, а был придуман Иоганном Баптистом Крамером, английским издателем концерта. Его продолжительность составляет примерно сорок минут.
Содержание
- 1 Инструменты
- 2 движения
- 2.1 I. Allegro
- 2.2 II. Adagio un poco mosso
- 2.3 III. Рондо: Аллегро
- 3 Известные записи
- 4 Примечания и ссылки
- 5 Внешние ссылки
Инструменты
Концерт записан для соло фортепиано, двух флейты, два гобоя, два кларнета in B ♭ (кларнет I играет в A в части 2), два фагота, два рожка, две трубы, литавры в E ♭ и B ♭ и струны. Во второй части 2-я флейта, 2-й кларнет, трубы и литавры - тасет.
Движения
Концерт разделен на три части :
- Аллегро in E ♭ major
- Adagio un poco mosso in си мажор
- Рондо : Аллегро ми ♭ мажор
I. Allegro
- Музыкальные партитуры временно отключены.
Первая часть начинается с сольного фортепиано, разворачивающего серию виртуозных произнесений, перемежающихся решительными громкими аккордами всего оркестра. За этим следует энергичная, непрестанно продвигающая основная тема, претерпевая сложную тематическую трансформацию, с вторичной темой из тонических и доминирующими нотами и аккордами. Когда фортепиано входит с первой темой, пояснительный материал повторяется с вариациями, виртуозными формами и измененными гармониями. Вторая тема входит в необычную тональность си минор перед переходом к си мажор и, наконец, к ожидаемой тональности си ♭ мажор несколькими тактами позже.
После начального расцвета, движение следует трехтемной сонатной структуре Бетховена для концерта. Оркестровая экспозиция представляет собой двухтематическую сонатную экспозицию, но вторая экспозиция с фортепиано вводит триумфальную виртуозную третью тему, которая принадлежит исключительно сольному инструменту, фирменному знаку концертов Бетховена. Кода развивает открытую первую тему, наращивая интенсивность перед завершением финального кульминационного момента в тонике E ♭ мажор.
II. Adagio un poco mosso
- Музыкальные партитуры временно отключены.
Вторая часть си-мажор образует тихий ноктюрн для сольного фортепиано, приглушенных струнных и духовых инструментов, которые разговаривают с сольным фортепиано. Третья часть начинается без перерыва, когда в одиночной фаготе нота B понижается полутон до B ♭, доминанты тонической клавиши E ♭. Конец второй части был написан, чтобы встроить непосредственно в третью.
III. Рондо: Аллегро
- Музыкальные партитуры временно отключены.
Последняя часть концерта - это семичастная форма рондо (ABACABA). Соло на фортепиано вводит основную тему до того, как весь оркестр подтверждает заявление солиста. B-часть рондо начинается с фортепианной гаммы, прежде чем оркестр снова откликнется. C-секция намного длиннее, она представляет тему из A-секции в трех разных тональностях до того, как фортепиано исполнит отрывок из арпеджио. Однако вместо того, чтобы закончиться сильным входом оркестра, трель, заканчивающая каденцию, затихает до тех пор, пока вновь не появится вступительная тема, которую играет сначала фортепиано, а затем оркестр. В последнем разделе тема претерпевает вариации, прежде чем концерт завершится короткой каденцией и мощным оркестровым откликом.
Известные записи
- В акустическую эпоху, в сентябре 1912 года Франк Ла Форж записал движение адажио с неназванным оркестром; запись была выпущена как Victor 55030-A.
- Фредерик Ламонд сделал первую полную запись Концерта Императора в 1922 году с Королевским Альберт-Холлом оркестром под управлением Юджина Гуссенса.
- В январе 1927 года Вильгельм Бакхаус записал Императорский концерт с Королевским Альберт-Холлом оркестром под управлением Лэндона Рональда. Backhaus делал стереозаписи всех пяти концертов с Гансом Шмидт-Иссерштедтом и Венской филармонией в конце 1950-х.
- В марте 1927 года Игнац Фридман записал Концерт Императора с Новым Королевским залом Оркестром Генри Вудом, но эта запись больше не существует.
- В начале 1930-х Артур Шнабель записал все пять концертов Бетховена под сэром Малькольмом Сарджентом, а Лондонский симфонический оркестр.
- Эдвин Фишер записал их с Карлом Бёмом в 1939 и Вильгельм Фуртвенглер в 1951 году.
- Йозеф Хофманн записал его с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Ганса Ланге 12 мая 1940 года.
- Артур Рубинштейн записал это три раза, с Йозефом Крипсом, Эрихом Лейнсдорфом и Даниэлем Баренбоймом.
- Вальтером Гизекингом и Артуром Ротером сделал стереофоническую магнитофонную запись в 1944 или 1945 годах для немецкого радио. Это была одна из самых ранних магнитных лент с высокой точностью воспроизведения, а также одна из самых ранних стерео записей и была одной из примерно 300 таких записей, сделанных во время войны. Однако известно, что выжили только трое. Во время тихих проходов слышна стрельба из зенитных орудий.
- Владимир Горовиц записал это на живом выступлении в 1952 году в Карнеги-холл с Фрицем Райнером и RCA Victor Symphony Orchestra.
- Вильгельм Кемпфф записал его с Полом ван Кемпеном в 1953 году и с Фердинандом Лейтнером в 1961 году.
- Рудольф Серкин записал это четыре раза: в 1941 году с Бруно Уолтером и Нью-Йоркским филармоническим оркестром ; в 1953 г. с Юджином Орманди и Филадельфийским оркестром ; в 1962 году Леонард Бернстайн дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а в 1981 году с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сейджи Одзава.
- Бернштейн записал живое исполнение концерта в сентябре 1989, незадолго до смерти, с Кристианом Цимерманом и Венской филармонией. Выступление было снято и выпущено на DVD.
- Леон Флейшер записал все фортепианные концерты Бетховена с Джорджем Сзеллом и Кливлендским оркестром с 1959 по 1961 год.
- Даниэль Баренбойм записал все пять фортепианных концертов и Хоровую фантазию с Отто Клемперером и оркестром Новой филармонии в 1968 году. В 2012 году он снова записал все пять концертов с собой как солистом и дирижером.
- Владимир Ашкенази записал все фортепианные концерты Бетховена трижды: в 1971–1972 годах с Георгом Шолти и Чикагским симфоническим оркестром, в 1983 году с Зубин Мета и Венский филармонический оркестр, а в 1986–1987 годах, дирижируя Кливлендским оркестром.
- , Клаудио Аррау записал его четыре раза: с Альсео Галлиера в 1958 году, Бернард Хайтинк в 1964 году и дважды с сэром Колином Дэвисом, сначала с Королевским оркестром Концертгебау, а затем с Staatskapell e Дрезден.
- Гленн Гулд записал этот концерт с Леопольдом Стоковски (единственная запись, когда-либо сделанная вместе), используя несколько нетрадиционные фразы и темпи, что было типично для интерпретаций Гулда. Гулд также записал его с Карелом Анчерлом.
- Маурицио Поллини дважды записал пять фортепианных концертов для Deutsche Grammophon. Сначала с Карлом Бёмом и Ойгеном Йохумом (в первых двух концертах) и Венской филармонией, а затем с Клаудио Аббадо и Берлинская филармония.
- Альфред Брендель записал все фортепианные концерты Бетховена как минимум трижды за свою карьеру.
- Фридрих Гульда записал все фортепианные концерты Бетховена с Хорстом Штайном и Венский филармонический с 1971 по 1973 год.
- Пол Льюис записал все пять фортепианных концертов Бетховена с Симфоническим оркестром BBC с дирижером Иржи. Белоглавек.
- Алисия де Ларроча записала его дважды, сначала в 1978 году с Зубином Мета и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, а затем записала все фортепианные концерты Бетховена с Риккардо. Шайи и Симфонический оркестр Берлинского радио в 1983-84 гг.)
- Мюррей Перахиа записал все пять фортепианных концертов Бетховена с Королевским оркестром Концертгебау под дирижером. tor Бернар Хейтинк, 1988.
- Ричард Гуд записал пять концертов Бетховена с Будапештским фестивальным оркестром под управлением Ивана Фишера в 2005 году.
- Элен Гримо записала живое исполнение в декабре 2006 года с Владимиром Юровски и Государственной капеллой Дрездена.
- В 2012 году норвежский пианист Лейф Уве Андснес записал все пять фортепианных концертов Бетховена. в альбоме «Путешествие Бетховена» с Камерным оркестром Малера
Примечания и ссылки
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
| На Викискладе есть материалы, связанные с Концерт для фортепиано № 5 (Бетховен). |