Венгерский композитор Золтан Кодай написал свою Сонату си минор для виолончели соло, соч. 8, в 1915 году. Впервые оно было исполнено в 1918 году и опубликовано в 1921 году.
Это одно из самых значительных произведений для виолончели соло, написанных после «64>Сюиты для виолончели Иоганна Себастьяна Баха.. Он содержит влияния Дебюсси и Бартока, а также интонации и нюансы венгерской народной музыки.
Соната была написана в 1915 году, но ее премьера была отложена из-за Первой мировой войны. Премьера его состоялась 7 мая 1918 года (1885–1954; иногда его называют Эженом де Керпели) в Будапеште. Керпели был виолончелистом квартета Вальдбауэр-Керпели, в котором состоялась премьера первых четырех струнных квартетов Барток. Он был опубликован Universal Edition в Вене в 1921 году.
Сам Кодай предсказал, что «через 25 лет не будет принят ни один виолончелист, который не играл ". В самом деле, менее чем через 40 лет, в 1956 году, соната стала частью конкурса Casals Competition в Мехико. Но пока он должен был заслужить признание. Его исполнение во время своего дебюта в ратуше Нью-Йорка в 1947 году было первым американским исполнением произведения за многие годы.
Сольная соната состоит из трех частей:
Соната для виолончели соло записывалась много раз такими виолончелистами, как Эрлинг Блендал Бенгтссон, Натали Клейн, Рохан де Сарам, Энтони Кук, Гизела Депкат, Пьер Фурнье, Альбан Герхардт, Мэтт Хаймовиц, Франс Хелмерсон, Йо-Йо Ма, Андре Наварра, Зара Нельсова, Трулс Мёрк, Давид Перейра, Янош Старкер, Юлий Туровский, Алиса Вейлерстайн, Колин Карр и Питер Виспелвей.
Янос Старкер впервые сыграл ее для Кодая в возрасте 15 лет в 1939 году, затем снова в 1967 году, незадолго до смерти композитора. Кодай сказал Старкеру: «Если вы исправите ритард в третьей части, это будет библейское представление». Старкер записал его четыре раза (1948, 1950, 1956 и 1970), запись 1948 года с 78 оборотами в минуту выиграла Grand Prix du Disque.
Пьеса упоминается в Samuel Р. Делани Пересечение Эйнштейна. Лоби узнает о своей способности слышать музыку, которая проходит через умы других, когда он играет мелодии, которые он слышит из головы Паука, пастуха драконов: «Ты выбросил это из моей головы?... Ты не мог слышать это. раньше, если я не хожу по кругу и напеваю. И я не могу напевать крещендо из тройных остановок »(59).