24 прелюдии и фуги (Шостакович) - 24 Preludes and Fugues (Shostakovich)

редактировать

24 прелюдии и фуги, соч. 87 от Дмитрий Шостакович представляет собой набор из 24 прелюдий и фуг для фортепиано соло, по одной в каждой из мажор и минор клавиши хроматической гаммы. Цикл был написан в 1950 и 1951 годах, когда Шостакович был в Москве, и его премьера пианистки Татьяны Николаевой в Ленинграде в декабре 1952 года; он был опубликован в том же году. Полная работа занимает около двух с половиной часов. Это один из нескольких примеров музыки, написанной во всех мажорных и / или минорных тональностях.

Содержание

  • 1 Форма и структура
    • 1.1 Связь с Хорошо темперированным клавиром Баха
  • 2 История
  • 3 Фигуры
  • 4 Прием
  • 5 Записи
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Форма и структура

Круг пятых

Каждая часть находится в две части - прелюдия и фуга - различающиеся по темпу, длине и сложности (например, фуга № 13 фа мажор состоит из пяти голосов, а фуга № 9 ми мажор - только в два голоса).

Пьесы исполняются в относительных парах мажор / минор по кругу квинт : первая до мажор и ля минор (прелюдия и фуга №№ 1 и 2), затем до одного диеза (соль мажор, ми минор), двух диезов (ре мажор, си минор) и т. д., заканчивая ре минор (1 бемоль). (Набор из 24 прелюдий Фредерика Шопена, соч. 28, организован таким же образом, как и более ранние наборы прелюдий Джозефа Кристофа Кесслера, Иоганн Непомук Хаммель, и более ранние 24 прелюдии Шостаковича, соч. 34.)

Отношение к «Хорошо темперированному клавиру» Баха

JS. «Хорошо темперированный клавир» Баха, более ранний набор из 48 прелюдий и фуг, широко считается прямым источником вдохновения для цикла Шостаковича, во многом основанного на истории композиции произведения (см. Ниже).

Ссылки и цитаты из цикла Баха встречаются на протяжении всего произведения. Например, Шостакович начинает свою прелюдию до мажор, первую пьесу в цикле, точно такими же нотами, которые Бах использует в своей собственной прелюдии до мажор, BWV 846, которая также начинает «Хорошо темперированный клавир». Точно так же и во вторых фугах композиторов (ля минор для Шостаковича, до минор для Баха) используются очень похожие вступительные ритмы для их сюжетов фуги (две 16-е ноты, за которыми следуют 3 восьмых, дважды подряд). В дополнение к более прямым цитатам, Шостакович также местами имитирует различные типы прелюдий из цикла Баха (и других подобных произведений в стиле барокко). Например, его ля минор прелюдия - это прелюдия фигурации - прелюдия, в которой во всем произведении используется одно и то же положение руки. Примеры этого изобилуют в литературе о клавишных в стиле барокко от таких композиторов, как Иоганн Каспар Фердинанд Фишер, у которого Бах черпал вдохновение для своих собственных прелюдий фигурации (например, до мажор и ре минор).

В большем масштабе вся структура, упорядоченная и упорядоченная, без видимого внемузыкального повествования, в значительной степени является ответом Баху. Однако важно отметить, что в цикле Баха пьесы расположены в параллельных парах мажор / минор, восходящих по хроматической гамме (до мажор, до минор, до мажор, до ♯ минор и др.), Которая отличается от сочинения Шостаковича. 87.

Есть также несколько ссылок и музыкальных идей, взятых из собственного творчества Шостаковича.

История

После Второй мировой войны, Дмитрий Шостакович был самым выдающимся композитором России. Несмотря на то, что он был в немилости Коммунистической партии СССР, его все же отправили за границу в качестве посла культуры. Одна из таких поездок была в Лейпциг в 1950 году на музыкальный фестиваль, посвященный двухсотлетию Дж. Смерть С. Баха. В рамках фестиваля Шостаковича пригласили в состав жюри первого Международного конкурса Иоганна Себастьяна Баха. Одной из участниц конкурса стала 26-летняя Татьяна Николаева из Москвы. Хотя это и не требуется по правилам соревнований, она пришла подготовленной для исполнения любой из 48 прелюдий и фуг из Хорошо темперированного клавира по запросу. Она выиграла золотую медаль.

Вдохновленный соревнованием и впечатленный игрой Николаевой, Шостакович вернулся в Москву и начал сочинять собственный цикл из 24 прелюдий и фуг. Шостакович работал довольно быстро, на написание каждого произведения уходило в среднем всего три дня. По окончании каждого из них он просил Николаеву навестить его в его московской квартире, где он сыграет ей последнее произведение. Полное собрание сочинений было написано в период с 10 октября 1950 года по 25 февраля 1951 года. После завершения Шостакович посвятил произведение Николаевой, которая устроила публичную премьеру в Ленинграде 23 декабря 1952 года. Шостакович записал все произведения без множества исправлений, кроме B минор. прелюдия, которой он был недоволен и заменил начатое изначально.

Пьесы

КлючОписание
1До мажорВ непрерывных аккордах и навязчивой мелодии Шостакович тем не менее вызывает бессмертие первая прелюдия из 48-х. Тон задумчивый, в основном пианиссимо, а гармонический язык во многом принадлежит Шостаковичу. Тон продолжается в фуге; в то время как Бах начинается с четвертой шкалы, у Шостаковича мрачная голая 5-я. В отличие от характерной гармонической сложности прелюдии, фуга написана чистейшим до мажором, без единой случайности.
2Ля минорПрелюдия - это токката в основном для одного голоса, с семикваверами (шестнадцатыми нотами), проходящими в стиле вечного двигателя. За ней следует фуга из трех частей с характерной темой седьмых и acciaccaturas.
3соль мажор. Прелюдия состоит из сопоставления песанте. тема и более легкая более быстрая тема, последняя цитирует мотив из первой части собственной 10-й симфонии Шостаковича. Следующая фуга - единственная, установленная во времени. 8, хотя этот размер также используется в мажорной прелюдии F♯.
4ми минорПрелюдия начинается с восьмой appoggiatura фигурации, заключенной попарно между устойчивым cantus firmus в басу и лирической мелодией в сопрано. На протяжении всей прелюдии, в которой Шостакович пытается подражать фразировке периода барокко, присутствует последовательная фраза legato /half-staccato .

После прелюдии Шостакович, не останавливаясь, сразу переходит к фуге. Фуга - это двойная фуга в четыре голоса с двумя отдельными сюжетами, развитыми в отдельных экспозициях. Первая тема - медленная пошаговая мелодия, состоящая в основном из половинных нот и четвертей, а вторая тема - частичное уменьшение или вариация на первый предмет (восьмые ноты вместо четвертных). Примерно на две трети фуги Шостакович возвращает исходный объект в басу в сочетании со вторым субъектом в сопрано. Фуга ми минор - фуга прогрессивной сложности. Композиция начинается довольно скромно с тихой, консервативной экспозиции, но заканчивается триумфально почти всеми возможными фугальными приемами (обратимый контрапункт, стретто, двойной стретто, уменьшение, аугментация, ретроградная ) в последних барах.

5Ре мажорПрелюдия сохраняет ощущение подвешенности за счет повторяющихся арпеджио аккордов, сыгранных правой рукой для сопровождения простой мелодии, сначала в левой руке, а затем меняются ролями на полпути. Фраза очень выразительна, повсюду разбросаны внезапные ритуалы.

Фуга, отмеченная аллегретто, прекрасно контрастирует с легато-чувством прелюдии с повторяющимися нотами стаккато, составляющими основу фугальной темы. Три голоса развиваются с контрастными пассажами легато на фоне стаккато. Чтобы еще больше добавить причудливой окраски механизма, subito forte и фортепиано смешаны, чтобы придать фуге откровенно бодрый тон.

6Си минорНачинаясь во многом как французская увертюра (пунктирные ритмы), эта прелюдия остается очень тональной. Игра на басу имеет большую часть мелодического содержания - опять же, прием, используемый Бахом в его 48 прелюдиях и фугах.

Следующая фуга начинается с краткого вступления. Затем она продолжается в нежной манере плетения (во многом как фуга C♯ минор из книги I 48 Баха). Большая часть пьесы использует встречную мелодию против фугальных записей.

7МажорПрелюдия A Major - это двухчастное изобретение, которое начинается с тонической педали и веселого, нежного мотива, который почти мог появиться из пера Баха. Удивительно, но фуга вообще не содержит вертикальных диссонансов, вместо этого создается гармоничное движение путем спорадического касания несвязанных клавиш, таких как си ♭ мажор, ре мажор и до мажор.

Трехголосная фуга начинается с изложения основной темы, или предмета, голосом сопрано. В то время как фугальные субъекты обычно используют пошаговое движение, этот объект использует только ноты триады ля мажор . Эта тема затем указывается четвертой ниже в альте, как и следовало ожидать в фуге Барокко. После короткой игры сопрано и альта, бас вводится с постановкой предмета, завершая экспозицию. Модуляторная секция начинается в минорной тональности; краткое возвращение к клавише тоника обеспечивает дыхание спокойствия перед все более неистовой серией модуляции. Это приводит к кульминации в ля мажоре, о чем свидетельствует доминирующая педаль, но это длится всего четыре такта, прежде чем музыка переходит в до мажор. Затем музыка утихает, мягко переходя к перепросмотру, где одиночное высказывание субъекта в тонической тональности завершает пьесу. Эта фуга отличается от остального сета тем, что в ней нет диссонансов.

8F♯ minorКороткий отрывок, очень волнующий по характеру. Стаккато и хроматика добавляют мелодии леденящий душу.
9ми мажорПрелюдия написана на трех нотоносцах, где левая и правая руки по очереди играют на центральном нотоносце. Пьеса, за редким исключением, состоит из унисонных quindicesima мелодий, начинающихся сначала с самой низкой тесситуры фортепиано, а затем с самой высокой. Смешанные метры загадывают контур простых мелодий, а ближе к середине голос альта с сопровождающими аккордами придает разнообразию унисонной мелодии.

Фуга в. 4времени - это неистовая беготня с быстрыми нотами и отметинами стаккато. Только два голоса развиваются с возрастающим растяжением в середине, достигая кульминации в конце, когда два голоса соединяются в унисон, как и раньше в прелюдии, но только с октавным разделением.

10C♯ minorПрелюдия начинается мягко и довольно просто, отмечена указателем semplice. Эта пьеса имеет четко выраженную гомофоническую текстуру, при этом правая рука доминирует в мелодии. Однако вскоре левая рука берет на себя мелодию, и произведение становится более драматичным. Это приводит к небольшой кульминации, а затем плавно переходит в очень тихую часть си минор. Затем возвращается основная мелодия в сопровождении устойчивой трели в верхнем голосе. Затем произведение завершается еще несколькими повторениями темы.
11си мажор
12G♯ минорПрелюдия - это пассакалия, форма, которую Шостакович ранее использовал в третьей части своего Концерта для скрипки № 1 in Ля минор (соч.77). Мотив пассакальи противопоставлен одной простой мелодии. Напротив, четырехчастная фуга в. 4- ритмически авантюрная и сложная композиция, которая работает как кульминация первой части всего цикла.
13F♯ majorПятиголосная фуга.
14E ♭ минорОктавное тремоло занимает видное место в прелюдии. Фуга плавная, с удивительно небольшим количеством диссонансов, контрастирующих с напряженной прелюдией.
15Ре мажорПрелюдия - это резкий вальс, типичный для Шостаковича. Вступительная тема напоминает «Мы желаем вам счастливого Рождества ». Это можно объяснить датой сочинения (20 декабря). Vivace fugue - это проявление силы хроматического и атонального письма. Тема содержит 11 из 12 доступных полутонов.
16B ♭ минор
17A ♭ мажор
18фа минор
19E ♭ мажор
20до минор
21B ♭ мажорВ прелюдии правая рука непрерывно поток шестнадцатых нот, установленных против четвертых и восьмых нот в левой руке. Фуга живая, отмеченная allegro non-troppo.
22соль минор
23фа мажор
24ре минорЭта длинная двойная фуга разделяет ключевую подпись и несколько особенностей с последней фугой из книги Баха Искусство Фуга. Первая тема (на которую намекают в прелюдии) вводится тихо, но фуга ускоряется, когда вводится вторая тема, и сильные заключительные ноты завершают пьесу.

Прием

Перед премьерой произведения Шостакович в частном порядке исполнил первую половину цикла до Союза композиторов (как это было типично для новых произведений в советское время) 31 марта. 1951. Группа выразила большое неудовольствие по поводу диссонанса в некоторых фугах. Также возражали против фуги в советской музыке, потому что она считалась слишком западной и архаичной.

Многие считают это произведение (например, музыкальный критик Алекс Росс, музыковед Таня Урсова и др.) Сочинением «другого Шостаковича» или сочинением »для письменного стола. ящик стола." По словам Росса, композитор использовал камерные формы в тот период для передачи своих самых личных композиций, которые не подходили для использования или утверждения советским правительством. Это произведение входит в эту группу вместе с несколькими струнными квартетами.

Записи

Шостакович записал 18 из 24 произведений на пяти сессиях звукозаписи в 1951–1952, 1956 и 1958 годах (EMI ). Он никогда не записывал номера 9, 10, 11, 15, 19 или 21, но он записал номера 1, 4, 5, 6, 13, 14, 18, 23 и 24 дважды, сделав запись для EMI.

Татьяна Николаева записывала полные комплекты четыре раза: в 1962, 1987 (оба изначально выпущены Мелодия ), 1990 (Hyperion Records ) и в 1992 году в виде видеосъемки (Medici Arts). Записи 1962 и 1987 годов были переизданы на нескольких лейблах. Она также записала номера 1, 7 и 15 в 1952–1953 гг.

Примечательные полные записи были сделаны Роджером Вудвордом (1975), Китом Джарреттом (ECM Records 1991), Владимир Ашкенази (Decca Records 1996–1998) и Константин Щербаков (Naxos Records 1999). Святослав Рихтер никогда не играл на концертах все произведения, но сделал заметные записи 15 номеров. Канадский пианист Дэвид Джалберт также записал пьесу для ATMA Classique в 2008 году.

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-18 02:42:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте