Missa solemnis | |
---|---|
Людвиг ван Бетховен | |
In Портрет Бетховена Джозефа Карла Стилера, композитор изображен работающим над Missa solemnis. | |
Ключ | Ре мажор |
Каталог | Op. 123 |
Текст | Массовый обыкновенный |
Язык | Латинский |
Посвящение | Рудольф Австрийский |
Выполнено | 7 апреля 1824 г. (1824-04-07): Санкт-Петербург |
Озвучивание |
|
The Missa solemnis in Ре мажор, Op. 123, это торжественная месса, составленная Людвигом ван Бетховеном с 1819 по 1823 год. Впервые она была исполнена 7 апреля 1824 года в Санкт-Петербурге, Россия, под покровительством покровителя Бетховена князя Николая Голицына ; Незавершенное исполнение было дано в Вене 7 мая 1824 года, когда композитор дирижировал «Kyrie», «Credo» и «Agnus Dei». Это обычно считается одним из высших достижений композитора и, наряду с мессой си минор Баха, одним из наиболее значительных массовых установок периода общей практики.
Написанная примерно в то же время, что и его Девятая симфония, это вторая постановка Бетховена мессы после его мессы до мажор, соч. 86. Работа была посвящена эрцгерцогу Австрийскому Рудольфу, архиепископу Ольмютца, главному покровителю, а также ученику и другу Бетховена. На экземпляре, подаренном Рудольфу, была надпись «Фон Герцен — Möge es wieder — Zu Herzen gehn!». («Из сердца - пусть оно вернется в сердце!»)
Подобно многим массам, Missa solemnis Бетховена состоит из пяти частей:
Месса оценивается для квартета вокальных солистов, солидного хора и всего оркестра, и каждый раз иногда используется в виртуозном, текстурном и мелодическом качестве. Оркестр состоит из 2 флейт ; 2 гобоя, 2 кларнета (в A, C и B ♭); 2 фаготы ; контрафагот ; 4 рога (в D, E ♭, B basso, E и G); 2 трубы (D, B ♭ и C); альт, тенор и бас тромбон ; литавры ; орган континуо ; струнные (скрипки I и II, альты, виолончели и басы ); сопрано, альт, тенор и бас солисты; и смешанный хор.
Сочинение отражает характерное для Бетховена пренебрежение к исполнителю, и в некоторых местах оно требовательно как технически, так и физически, с множеством внезапных изменений динамики, метра и темпа. Это постоянно, начиная с вступления Kyrie, где слоги Ky-ri передаются либо forte, либо с sforzando, но последнее e - фортепиано. Как отмечалось выше, повторение фуги Et vitam venturi особенно утомительно, поскольку оно тонко отличается от предыдущих утверждений темы и контртемы и выполняется примерно в два раза быстрее. Оркестровые партии также включают в себя множество сложных разделов, в том числе соло скрипки в Sanctus и некоторые из наиболее сложных произведений в репертуаре для фагота и контрафагота.
Типичное исполнение всего произведения работает От 80 до 85 минут. Сложность произведения в сочетании с требованиями к полноценному оркестру, крупному хору и высококвалифицированным солистам, как вокальным, так и инструментальным, означает, что оно не часто исполняется любительскими или полупрофессиональными ансамблями.
Некоторые критики обеспокоены тем, что, как сказал Теодор В. Адорно, «в Missa solemnis есть что-то особенное». Во многих смыслах это нетипичное произведение даже для Бетховена. Отсутствует постоянное исследование тем в процессе разработки, что является одной из отличительных черт Бетховена. Массивные фуги в конце «Глории» и «Кредо» согласовывают его с работами его позднего периода, но его одновременный интерес к теме и вариациям формы отсутствует. Вместо этого Missa представляет собой непрерывный музыкальный рассказ, почти без повторов, особенно в Gloria и Credo, двух самых длинных частях. Этот стиль, как заметил Адорно, близок к обработке имитационных тем, которые можно найти у фламандских мастеров, таких как Жоскен де Пре и Иоганн Окегем, но неясно, был ли Бетховен сознательно подражают их методам, чтобы соответствовать специфическим требованиям Мессы. Дональд Тови соединил Бетховена с более ранней традицией иным образом:
Даже Бах или Гендель не могут показать большего чувства пространства и звучности. Нет ни одного более раннего хорового произведения, которое так близко подошло бы к восстановлению некоторых утерянных секретов стиля Палестрины. Нет ни хорового, ни оркестрового сочинения, ранее или позже, которое демонстрирует более захватывающее чувство индивидуального цвета каждого аккорда, каждой позиции и каждой удвоенной трети или диссонанс.