Соната для фортепиано си минор (Лист)

редактировать
Композиция для фортепиано Ференца Листа Часть страницы 11 из оригинальной нотной рукописи сонаты.

Соната для фортепиано си минор (немецкий : Klaviersonate h-moll), S.178, является соната для соло фортепиано Ференца Листа. Он был завершен в 1853 году и опубликован в 1854 году с посвящением Роберту Шуману.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Прием
  • 2 Музыка
    • 2.1 Анализ
    • 2.2 Аранжировки
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
История

Лист отметил в рукописи сонаты, что она была завершена 2 февраля 1853 года, но он написал более раннюю версию к 1849 году. К этому моменту карьера Листа как странствующего виртуоза почти полностью пошла на убыль, поскольку Каролин цу Сайн-Витгенштейн повлияла на его жизнь как композитора, а не исполнителя Почти пятью годами ранее. Жизнь Листа началась в Веймаре, и он вёл комфортный образ жизни, сочинял и иногда выступал исключительно по своему выбору, а не по необходимости.

Соната была посвящена Роберту Шуману, в обмен на посвящение Шуманом своей Фантазии до мажор, соч. 17 (опубликовано 1839 г.) Листу. Копия произведения прибыла в дом Шумана в мае 1854 г., когда он поступил в санаторий Эндених. Жена Шумана Клара, опытная пианистка и композитор сама по себе, Сонату не исполняла; по словам ученого Алана Уокера, она нашла это «просто слепым шумом».

Прием

Соната была опубликована компанией Breitkopf Härtel в 1854 году и впервые исполнена 27 января., 1857 г. в Берлине, автор Ганс фон Бюлов. На него напал Эдуард Ханслик, который сказал: «Всякому, кто слышал это и находит его красивым, уже не помочь». Иоганнес Брамс, по общему мнению, заснул, когда Лист выполнял произведение в 1853 году, и это критиковал также пианист и композитор Антон Рубинштейн. Однако Соната вызвала энтузиазм у Рихарда Вагнера после частного исполнения пьесы Карла Клиндворта 5 апреля 1855 года. Отто Гумпрехт из немецкой газеты Nationalzeitung назвал это «приглашением к шипению и топанию». Соната потребовалось много времени, чтобы стать обычным явлением в концертном репертуаре из-за ее технической сложности и негативного восприятия из-за ее статуса «новой» музыки. Однако к началу двадцатого века это произведение стало вершиной репертуара Листа и с тех пор является популярным и широко анализируемым произведением.

Музыка

Никакое другое произведение произведения Листа привлекла к Сонате си минор столько внимания ученых. Он вызвал широкий спектр расходящихся теорий со стороны тех его поклонников, которые чувствуют себя вынужденными искать скрытые смыслы.

  • Соната - музыкальный портрет легенды о Фаусте, главные герои которой представлены на темы «Фауст», «Гретхен» и «Мефистофель». (Отт, 1981; Whitelaw, 2017)
  • Соната автобиографична; его музыкальные контрасты проистекают из конфликтов внутри самой личности Листа. (Raabe, 1931)
  • Соната о божественном и дьявольском; он основан на Библии и на книге Джона Мильтона Потерянный рай. (Szász, 1984)
  • Соната - это аллегория, действие которой происходит в Эдемском саду ; он посвящен грехопадению человека и содержит темы "Бог", "Люцифер", "Змей", "Адам" и "Ева". (Меррик, 1987)
  • Соната не содержит программных намеков; это часть «выразительной формы», не имеющая смысла вне себя. (Winklhofer, 1980)

Уокер утверждает, что тихий финал Сонаты был запоздалой мыслью; в оригинальной рукописи есть зачеркнутый заключительный раздел, который вместо этого громко завершил бы работу.

стр. 25 рукописи. Большой раздел, перечеркнутый красным, содержит оригинальный громкий финал.

Анализ

Соната разворачивается примерно за 30 минут непрерывной музыки. В то время как отдельные части объединены в одно, все произведение заключено в единую форму сонаты - экспозиция, развитие и перепросмотр. Лист эффективно сочинил сонату внутри сонаты, что является частью уникальности произведения, и он был довольно экономен в своем тематическом материале. На первой странице содержатся три идеи-мотивы, которые составляют основу почти всего последующего, причем идеи трансформируются повсюду.

Некоторые анализы предполагают, что Соната состоит из четырех частей (Newman, 1972), хотя между ними нет разрыва. На четыре части накладывается большая структура сонатной формы, хотя точное начало и окончание традиционных разделов развития и перепросмотра долгое время были предметом споров. Другие заявляют о трехчастной форме (Longyear, 1973), одноточечной (Winklhofer, 1980) и вращательной трехчастной работе с двойной экспозицией и повторением (Whitelaw, 2017).

Первая тема - это нисходящая шкала, отмеченная sotto voce; полный зловещего прибоя. Он снова появляется в решающих точках структуры работы. Это немедленно приводит к резкому, мощному мотиву в октавах. За этим быстро следует удары маркато в левой руке. Начинается диалог с нарастающей энергией, пока не дойдем до благородного материала Grandioso ре мажор. Позже Лист трансформирует мотив «маркато» в лирическую мелодию. Медленная часть, Andante sostenuto, является центральным элементом Сонаты. Это полноценное движение в составной тройной форме включает в себя, в быстрой последовательности, ряд тем, услышанных ранее в Сонате, как раз в силу тематической экономии. Последняя секция перепросмотра запускается движущейся фугато контрапунктного мастерства, что приводит к сжатому возврату вступительного материала. Если задействовать все интеллектуальные ресурсы и полностью использовать технический арсенал пианиста, то именно на этом этапе концентрация исполнителя может ослабнуть. Но эта последняя часть только началась, и пианисту необходимо зарезервировать топливо в баке, если он хочет успешно исполнить сонату. Каждый из разделов представляет собой примеры классических форм, что означает, что это произведение является одним из первых примеров двухфункциональной формы, музыкального произведения, в котором одновременно исполняются две классические формы; один содержит другие. Уже в 1851 году Лист экспериментировал с непрограммируемой формой «четыре части в одном» в расширенном сочинении для фортепиано соло под названием Grosses Concert-Solo. Эта пьеса, которая в 1865 году была опубликована в версии для двух фортепиано под названием Патетический концерт, демонстрирует тематическое отношение как к Сонате, так и к более поздней Симфонии Фауста.

Аранжировки

Камиллы. Сен-Санс, близкий друг Листа, сделал аранжировку Сонаты для двух фортепиано в 1914 году, но она никогда не была опубликована при его жизни из-за проблем с правами. Впервые он был опубликован в 2004 году в Париже под редакцией Сабрины Теллер Ратнер. Согласно письму Сен-Санса Жаку Дюрану от 23 августа 1914 года, о двух фортепианной аранжировке Лист объявил, но так и не реализовал.

Существует чрезвычайно трудная версия этой сонаты си минор для скрипки, транскрибированной Ноамом Сиваном и премьера которой состоялась скрипачом Джорой Шмидт в сентябре 2011 года. Она была опубликована Карлом Фишером.

Лео Вайнер сделал оркестровую аранжировку Сонаты в 1955 году. Аранжировка не была опубликована и существует только в рукописном виде. Он был записан в 2006 году оркестром Hochschule für Musik Franz Liszt, Веймар под дирижером Николаса Паске, а в 2009 году оркестром [hu ] этикетка Hungaroton (HCD 32634).

Хайнц Ремхельд оркестровал Сонату, которая звучит в некоторых фильмах 1930-х годов, в том числе Черный кот (1934) с Борисом Карлоффом и Белой Лугоши, Ворон (1935), а также сериалы о Флэше Гордоне (1936) (главы 6–13), Лондонский оборотень (1936) и Марс атакует мир ( 1938).

Оркестрованная версия лирических частей Сонаты появляется в голливудском фильме 1960 года о жизни Листа под названием Песня без конца (начало 1:07).

В фильме 1952 года Ганс Кристиан Андерсен в главной роли Дэнни Кэй есть оркестрованная версия отрывка Сонаты, где сцена из балета «Русалочка "танцуется в конце фильма (примерно с 1:23 мин).

Фредерик Эштон использовал Сонату для своего балета 1963 года Маргарита и Арман, созданного для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева на основе «Дама с камелиями "Александр Дюма, fils. В оригинальных выступлениях использовалась оркестровая транскрипция сонаты Хамфри Сёрла.

Органная транскрипция сонаты была сделана в 1984 году Бернхардом Хаасом.

Также есть транскрипция сонаты для виолончели соло Сделано виолончелистом Иоганном Себастьяном Пэчем в 2013 году. Это было опубликовано Hofmeister Musikverlag в Лейпциге.

Ссылки
Источники
  • Longyear, RM «Соната си минор Листа: прецеденты структурного анализа». Музыкальное обозрение, 34, вып. 3–4 (август – ноябрь 1973 г.): 198–209.
  • Лонгиер Р.М. «Текст фортепианной сонаты си минор Листа». Музыкальный квартал, Vol. 60, No. 3 (Jul., 1974), pp. 435–50.
  • Ott, Bertrand. «Интерпретация Сонаты Листа си минор». JALS: журнал Американского общества Листа, 10 (декабрь 1981): 30–38.
  • Саффл, Майкл. «Соната си минор Листа: еще один взгляд на вопрос о« двойной функции »». JALS: журнал Американского общества Листа, 11 (июнь 1982 г.): 28–39.
  • Szasz, Tibor. «Символы божественного и дьявольского: их раскрытие программы в сонате си минор». Журнал Американского общества Листа, 15 (1984): 39–95.
  • Арнольд, Бен. «Речитатив в сольной фортепианной музыке Листа». JALS: журнал Американского общества Листа, 24 (июль – декабрь 1988 г.): 3–22.
  • Гамильтон, Кеннет. «Лист: Соната си минор». Cambridge University Press 1996.
  • Whitelaw, Bryan. «Соната для фортепиано си минор Ференца Листа: контекст, анализ и герменевтика». Белфаст: Королевский университет Белфаста, 2017.
  • Таннер, Марк. «Сила перформанса как альтернативный аналитический дискурс: соната Листа си минор». Музыка 19 века, 24, вып. 2 (осень 2000 г.): 173–192.
  • Браун, Дэвид. «Новый взгляд на сонату си минор: расшифровка Листа». Музыкальные времена, Vol. 144, No. 1882 (Spring, 2003), pp. 6–15.
  • Уокер, Алан. «Ференц Лист: Веймарские годы, 1848–1861». Итака: Cornell University Press, 1989. ISBN 978-0801497216
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:52:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте