Дмитрий Шостакович написал свою Симфонию № 4 до минор, Opus 43, в период с сентября 1935 года по май 1936 года, отказавшись от некоторых предварительных набросков. В январе 1936 года, в середине этого периода, « Правда» - по прямому указанию Иосифа Сталина - опубликовала редакционную статью « Путаница вместо музыки », осуждающую композитора и направленную против его оперы « Леди Макбет из Мценска». Несмотря на эту атаку и несмотря на гнетущий политический климат того времени Шостакович завершил симфонию и запланировал ее премьеру на декабрь 1936 года в Ленинграде. После начала репетиций руководство оркестра отменило выступление, заявив, что Шостакович отозвал произведение. Возможно, он согласился отозвать его, чтобы освободить должностных лиц оркестра от ответственности. Премьера симфонии состоялась 30 декабря 1961 года в исполнении оркестра Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина.
В этой работе Шостакович использует огромный оркестр, для которого требуется более сотни музыкантов. Он оценивается по следующим инструментам:
|
|
Симфония состоит из трех частей :
Большинство представлений симфонии длятся немногим более часа.
Шостакович начал Четвертую симфонию в сентябре 1935 года. Его вторая и третья симфонии, завершенные в 1927 и 1929 годах, были патриотическими произведениями с хоровыми финалами, но новая партитура была другой. Ближе к концу 1935 года он сказал интервьюеру: «Я не боюсь трудностей. Возможно, легче и, безусловно, безопаснее идти проторенной дорогой, но это также скучно, неинтересно и бесполезно».
Шостакович отказался от эскизов к симфонии несколькими месяцами ранее и начал заново. 28 января 1936 года, когда он был примерно на полпути к работе над симфонией, « Правда» напечатала неподписанную редакционную статью под названием «Путаница вместо музыки», в которой его международно-успешная опера « Леди Макбет из Мценска» вызывала особенно жестокое осуждение. Тот факт, что передовая статья не была подписана, свидетельствовало о том, что она отражала официальную позицию партии. Долгое время ходили слухи, что Сталин прямо приказал эту атаку после того, как посетил представление оперы, и ушел из дома после первого действия.
В ближайшие две с половиной недели « Правда» опубликовала еще две статьи в том же духе. 3 февраля его балет «Светлый ручей» подвергся критике «Балетная ложь», а 13 февраля вышел «Чистый и простой язык в искусстве». Хотя эта последняя статья технически была редакционной критикой Шостаковича за « формализм », она появилась в разделе «Обзор прессы». Сталин под прикрытием ЦК мог выделить Шостаковича, потому что сюжет и музыка Леди Макбет приводили его в ярость, опера противоречила предполагаемому Сталиным социальному и культурному направлению развития нации в тот период, или он возмущался признанием Шостаковича и того, и другого. в СССР и на Западе.
Несмотря на эту критику, Шостакович продолжил работу над симфонией, хотя одновременно отказался разрешить концертное исполнение последнего акта Леди Макбет. Он объяснил другу, «Публика, конечно, будут аплодировать, это считается хорошим тоном, чтобы быть в оппозиции, а потом будет еще одна статья с заголовком вроде« Неисправимый формалиста».
Закончив партитуру, Шостакович явно не знал, что делать дальше. Его новая симфония не подражать стиль Николай Мясковского «s соцреалистической шестнадцатой симфонии, авиаторов, или Шебалины » песенной симфонии s героев Перекопа и содержали ничего задабривающего вообще в нем, будучи зачата до Правды атак. Показ новой симфонии друзьям не помог. Один испуганно спросил, какой, по мнению Шостаковича, будет реакция « Правды». Шостакович вскочил с рояля, нахмурился и резко ответил: «Я пишу не для« Правды », а для себя».
Несмотря на все более репрессивную политическую атмосферу, Шостакович продолжал планировать премьеру симфонии, запланированную Ленинградским филармоническим оркестром на 11 декабря 1936 года под управлением музыкального руководителя оркестра Фрица Стидри, венского музыканта, работающего в Советском Союзе с 1933 года. Композитор также играл. партитура для фортепиано Отто Клемперера, который с энтузиазмом откликнулся и планировал провести первое исполнение симфонии за пределами СССР.
После ряда репетиций, которые оставили без энтузиазма ни дирижер, ни музыканты, Шостакович встретился в офисе с несколькими представителями Союза композиторов и Коммунистической партии, а также с директором филармонии И. М. Рензиным. Ему сообщили, что представление 11 декабря отменяется и что он должен сделать объявление и дать объяснения. Непосредственное участие композитора неизвестна, но газета Советского искусство ( Совы искусство) опубликовала уведомление, что Шостакович попросил премьер симфонии отменить «на то основании, что это никоим образом не соответствует его нынешним творческим убеждениям и представляет для него давно устаревшая творческая фаза », что она страдала« грандиозоманией »и он планировал ее переработать.
Спустя десятилетия Исаак Гликман, который был личным секретарем Шостаковича в 1930-х годах и близким другом, представил другую версию. Он написал, что партийные чиновники оказали давление на Рензина, чтобы он отменил запланированное представление, и Рензин, не желая брать на себя ответственность за решение программы, вместо этого в частном порядке убедил Шостаковича отозвать симфонию.
Рукописная партитура Четвертой симфонии была утеряна во время Второй мировой войны. Используя оркестровые партии, уцелевшие после репетиций 1936 года, Шостакович выпустил версию для двух фортепиано тиражом 300 экземпляров в Москве в 1946 году. Шостакович начал рассматривать спектакль только после того, как смерть Сталина в 1953 году изменила культурный климат в Советском Союзе. Он не вносил никаких изменений. Дирижер Кирилл Кондрашин провел премьеру оркестровой версии 30 декабря 1961 года с оркестром Московской филармонии. Первое выступление за пределами СССР состоялось на Эдинбургском фестивале 1962 года с оркестром филармонии под управлением Геннадия Рождественского 7 сентября 1962 года.
Советские критики были взволнованы перспективой найти главное недостающее звено в творчестве Шостаковича, но воздерживались от ценностных сравнений. Обычно они твердо помещали Четвертую симфонию в ее хронологический контекст и исследовали ее значение как промежуточный пункт на пути к более традиционной Пятой симфонии. Западные критики были более откровенно осуждающими, особенно с учетом того, что Четвертая премьера состоялась всего через три дня после Двенадцатой симфонии в Эдинбурге. Критический успех Четвертого в сочетании с критическим пренебрежением к Двенадцатому привели к предположению, что творческие способности Шостаковича пошли на убыль.
Симфония находится под сильным влиянием Густава Малера, музыку которого Шостакович внимательно изучал с Иваном Соллертинским в течение предшествующих десяти лет. (Друзья вспомнили, как в то время видели Седьмую симфонию Малера на рояле Шостаковича.) Продолжительность, размер оркестра, стиль и диапазон оркестровки, а также периодическое использование «банального» мелодического материала в сочетании с более возвышенным, даже «благородным». интеллектуальный "материал", все исходят от Малера.
Помимо всей второй части, в начале третьей части появляется один из наиболее малеровских моментов - похоронный марш, напоминающий многие аналогичные отрывки из произведений австрийца. Еще одна такая точка возникает около начала глубоко задумчивой кодировки, которая следует за последней вспышкой полного оркестра, с нисходящей идеей полутона в деревянных духовых инструментах, четко указывающей на прогрессию аккордов от ля до ля минор, которая характеризует большую часть шестой партии Малера. Симфония.
* = первая запись, сделанная исполнителями, устроившими премьеру (1) = проверка западной премьеры на Эдинбургском фестивале 1962 года (2) = первая и вторая из двух записей, сделанных близким другом и коллегой композитора (3) = единственная запись, сделанная сыном композитора (4) = первая западная студийная запись Источник: arkivmusic.com (рекомендуемые записи выбраны на основе отзывов критиков)
Запись 1998 года, сделанная LPO и Ростроповичем, и запись 2004 года, проведенная Каэтано, включают исполнение сохранившихся оригинальных эскизов первой части Четвертой симфонии.