Мстислав Ростропович

редактировать
В этом именовании восточнославянской, то отчество является Леопольдович и фамилия является Ростропович. Архив РИАН 438589 Мстислав Ростропович.jpg

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927 - 27 апреля 2007) был советским и российским виолончелистом и дирижером. Многие считают его величайшим виолончелистом 20 века. В дополнение к его интерпретациям и технике, он был хорошо известен как вдохновением, так и созданием новых произведений, которые расширили репертуар виолончели больше, чем любой виолончелист до или после. Он вдохновлял и премьера более 100 штук, образуя давние дружеские и художественные партнерства с композиторами включая Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Дютийё, Лютославский, Оливье Мессиан, Берио, Кшиштофа Пендерецкого, Шнитке, Норберт Морэ, Андреас Макриса, Леонард Бернштейн, Арам Хачатурян и Бенджамин Бриттен.

Ростропович получил международное признание как стойкий защитник прав человека и был удостоен награды Международной лиги прав человека в 1974 году. Был женат на сопрано Галине Вишневской, имел двух дочерей Ольгу и Елену Ростропович.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Ранние годы
  • 2 Первые концерты
  • Променад 3 августа 1968 года
  • 4 Изгнание
  • 5 Дальнейшая карьера
  • 6 Более поздняя жизнь
  • 7 Рост
  • 8 Награды и признание
    • 8.1 Российская Федерация и СССР
    • 8.2 Другие государственные награды
    • 8.3 Почетное гражданство
    • 8.4 Почетные степени
    • 8.5 Конкурсные награды
    • 8.6 Другие награды
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Дальнейшее чтение
  • 13 Внешние ссылки
Ранние годы
Дом в Баку, где родился Ростропович

Мстислав Ростропович родился в Баку, Азербайджанская ССР, в семье, переехавшей из Оренбурга : Леопольда Витольдовича Ростроповича  [ ru ], известного виолончелиста, бывшего ученика Пабло Казальса, и Софии Николаевны Федотовой-Ростропович, талантливой пианистки. Отец Мстислава (1892–1942) родился в Воронеже в семье Витольда Ростроповича  [ ru ], композитора польского дворянского происхождения, и Матильды Ростропович, урожденной Пуле белорусского происхождения. Польская часть его семьи носила герб Богории, который находился в фамильном дворце в Скотниках.

Мать Мстислава София русско-еврейского происхождения была дочерью музыкантов. Ее старшая сестра Надежда вышла замуж за виолончелиста Семена Козолупова, который по браку приходился Ростроповичу дядей.

Ростропович вырос в Баку и провел там свою юность. Во время Второй мировой войны его семья переехала обратно в Оренбург, а затем в 1943 году в Москву. В четыре года Ростропович вместе с мамой научился игре на фортепиано. Он начал играть на виолончели в возрасте 10 лет вместе со своим отцом.

В 1943 году в возрасте 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где учился игре на виолончели с дядей Семеном Козолуповым и игре на фортепиано, дирижировании и композиции у Виссариона Шебалина. Среди его учителей был и Дмитрий Шостакович. В 1945 году он стал известен как виолончелист, выиграв золотую медаль на первом в Советском Союзе конкурсе молодых музыкантов. В 1948 году он окончил консерваторию, а в 1956 году стал профессором по классу виолончели.

Первые концерты

Ростропович дал свой первый концерт виолончели в 1942 году. Он получил первую премию на международных музыкальных премиях в Праге и Будапеште в 1947, 1949 и 1950 годах. В 1950 году в возрасте 23 лет он был удостоен того, что тогда считалось высшей наградой в Советском Союзе. Союз, Сталинская премия. В то время Ростропович был уже хорошо известен в своей стране и, активно занимаясь сольной карьерой, преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории и Московской консерватории. В 1955 году он женился на Галине Вишневской, ведущей сопрано на сцене Большого театра.

У Ростроповича были рабочие отношения с советскими композиторами той эпохи. В 1949 году Сергей Прокофьев написал Сонату для виолончели до мажор, соч. 119, для 22-летнего Ростроповича, впервые выступившего со Святославом Рихтером в 1950 году. Прокофьев также посвятил ему свой Симфонический концерт ; Премьера состоялась в 1952 году. После смерти композитора Ростропович и Дмитрий Кабалевский завершили « Концертино для виолончели» Прокофьева. Дмитрий Шостакович написал свой первый и второй концерты для виолончели для Ростроповича, которые также дали свои первые выступления.

Мстислав Ростропович и Бенджамин Бриттен в 1964 году

Его международная карьера началась в 1963 году в Льежской консерватории (с Кириллом Кондрашиным ) и в 1964 году в Западной Германии.

Ростропович совершил несколько турне по Западной Европе и встретился с несколькими композиторами, в том числе с Бенджамином Бриттеном, который посвятил Ростроповичу свою сонату для виолончели, три сольные сюиты и симфонию для виолончели. Ростропович дал свои первые выступления, и у них была очевидная особая близость - семья Ростроповича описала его как «всегда улыбающегося» при обсуждении «Бена», и на смертном одре он, как говорили, не выражал страха, как он и Бриттен, он верят, воссоединятся на Небесах. Бриттен был также известен как пианист и вместе они записали, среди других работ, Шуберт «s Соната для Arpeggione и фортепиано ля минор. Его дочь утверждала, что эта запись тронула ее отца до слез радости даже на смертном одре.

У Ростроповича также было давнее творческое сотрудничество с Анри Дютийё ( Tout un monde lointain... для виолончели с оркестром, Trois strophes sur le nom de Sacher для виолончели соло), Витольдом Лютославским ( Концерт для виолончели, Захер-вариация для виолончели соло), Кшиштоф Пендерецкий (концерт для виолончели № 2, Ларго для виолончели с оркестром, Пер Слава для виолончели соло, секстет для фортепиано, кларнета, валторны, скрипки, альта и виолончели), Лучано Берио ( Ritorno degli snovidenia для виолончели и тридцати инструментов, Les mots sont allés... для виолончели соло), а также Оливье Мессиана ( Четвертый концерт для фортепиано, виолончели, гобоя, флейты и оркестра).

Ростропович брал частные уроки дирижирования у Льва Гинзбурга и впервые выступил публично в Горьком в ноябре 1962 года, исполнив четыре антракта из « Леди Макбет» Мценского уезда и оркестровку Шостаковича « Песни и пляски смерти» Мусоргского с пением Вишневской. В 1967 году по приглашению директора Большого театра Михаила Чулаки он дирижировал оперой Чайковского « Евгений Онегин» в Большом театре, высвободив тем самым свою страсть как к роли дирижера, так и к опере.

Променад за август 1968 года

Ростропович играл на Променаде в ночь на 21 августа 1968 года. Он играл с Советским государственным симфоническим оркестром - это было его дебютное выступление на Променаде. Программа включала чешский композитор Антонин Дворжак «s Концерт для виолончели си минор и состоялся в тот же день, что Варшавский договор вторгся в Чехословакию, чтобы положить конец Александр Дубчек » s Пражская весна. После выступления, которому предшествовали крики и демонстрации, оркестр и солистка были встречены аплодисментами публики. Ростропович встал и поднял дирижерскую партитуру Дворжака в знак солидарности с родиной композитора и городом Прагой.

Изгнание
Ростропович играет Дюпора Страдивари в Белом доме в 1978 году.

Ростропович боролся за искусство без границ, свободу слова и демократические ценности, что привело к преследованиям со стороны советского режима. Ранний пример был в 1948 году, когда он был студентом Московской консерватории. В ответ на декрет от 10 февраля 1948 г. о так называемых композиторах-формалистах, его учитель Дмитрий Шостакович был уволен с профессорских должностей в Ленинграде и Москве; 21-летний Ростропович бросил консерваторию в знак протеста. Ростропович также переправил на Запад рукопись Симфонии № 13 Шостаковича, подчеркнув безразличие Советского Союза к резне в Бабьем Яру.

В 1970 году Ростропович приютил Александра Солженицына, которому в противном случае было бы некуда идти, в собственном доме. Его дружба с Солженицыным и его поддержка диссидентов привели к официальному позору в начале 1970-х годов. В результате Ростроповичу было запрещено гастролировать за границей, как и его жене, сопрано Галине Вишневской, а его выступления в Москве были сокращены, как и его выступления в таких крупных городах, как Ленинград и Киев.

Ростропович покинул Советский Союз в 1974 году с женой и детьми и поселился в Соединенных Штатах. Ему запретили гастролировать по родине с зарубежными оркестрами, а в 1977 году советское руководство дало указание музыкантам из советского блока не участвовать в организованном им международном конкурсе. В 1978 году Ростропович был лишен советского гражданства из-за его публичного противодействия ограничениям культурной свободы Советским Союзом. Он не вернется в Советский Союз до 1990 года.

Дальнейшая карьера

17 декабря 1988 года Ростропович дал специальный концерт в Барбакан-холле в Лондоне после того, как отложил поездку в Индию для участия в программе помощи пострадавшим от землетрясения в Армении. Мероприятие было частью инициативы « Музыканты для Армении», которая должна была собрать более 450 000 долларов США из пожертвований по всему миру, включая подарки от музыкантов, доходы от концертов, а также права на фильмы и запись. Принц Чарльз и принцесса Уэльская посетили концерт в распроданном концертном зале на 2026 мест.

7 февраля 1989 года Армянское общество помощи и Техническая помощь добровольцев (VTA) организовали концерт виолончели для жертв Спитакского землетрясения. Концерт для виолончели преимущественно с Мстиславом Ростроповичем в интерпретации своего любимого и лучшего репертуара для виолончели, включая Концерт Дворжака для виолончели си минор; Концерт для виолончели с оркестром до и ре Гайдна; Симфония-концерт Прокофьева; два виолончельных концерта Шостаковича и др. Вечер с Ростроповичем повысил осведомленность и помог сотням пострадавших от землетрясения накормить их столы. Концерт проходил в Центре Кеннеди, и его посетило более 2300 человек.

Мстислав Ростропович с женой Галиной Вишневской в 1965 году. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович с дочерьми дома, 1 февраля 1959 г. Мстислав Ростропович, 18 сентября 1959 г. Мстислав Ростропович, главный дирижер Национального симфонического оркестра США, приветствует публику в Большом зале Консерватории им. П.И. Чайковского в Москве, 13 февраля 1990 г. Мстислав Ростропович и его поклонники в Москве Ростропович и Александр Солженицыны на праздновании 80-летия Солженицына, 17 декабря 1998 г. Фестиваль виолончели в Кронбергской академии

С 1977 по 1994 год он был музыкальным руководителем и дирижером Национального симфонического оркестра США в Вашингтоне, округ Колумбия, одновременно выступая с некоторыми из самых известных музыкантов, такими как Марта Аргерих, Святослав Рихтер и Владимир Горовиц. Он также был директором и основателем Бакинского международного фестиваля Мстислава Ростроповича и регулярно выступал на Альдебургском фестивале в Великобритании.

Мемориал в Кронберге

Его импровизированное выступление во время падения Берлинской стены по мере развития событий стало известно по всему миру. Его советское гражданство было восстановлено в 1990 году. Когда в августе 1991 года в репортажах о танках на улицах Москвы, Ростропович ответил характерно смелым, стремительным и патриотическим жестом: он купил билет на самолет в Японию на остановившийся рейс. в Москве, уговорился выйти из аэропорта и пошел к Борису Ельцину в надежде, что его слава может повлиять на вероятность появления танков. Ростропович поддерживал Ельцина во время конституционного кризиса 1993 года и дирижировал Национальным симфоническим оркестром в красных тонах. Квадрат в разгар разгона.

В 1993 году он сыграл важную роль в основании Кронбергской академии и был ее покровителем до самой своей смерти. Он поручил Родиону Щедрину сочинить оперу « Лолита» и дирижировал ее премьерой в 1994 году в Шведской Королевской опере. Ростропович получил множество международных наград, в том числе Французского Почетного легиона и почетных докторских степеней многих международных университетов. Он был активистом, борющимся за свободу слова в искусстве и политике. Посол ЮНЕСКО, он поддерживал множество образовательных и культурных проектов. Ростропович несколько раз выступал в Мадриде и был близким другом королевы Испании Софии.

Вместе с женой Галиной Вишневской он основал Фонд Ростроповича-Вишневской, общественную некоммерческую организацию 501 (c) (3), базирующуюся в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1991 году с целью улучшения здоровья и будущего детей в бывшем Советском Союзе. Ростропович Дом - музей открылся 4 марта 2002 года в городе Баку. Пара иногда бывала в Азербайджане. Ростропович также провел мастер-классы по игре на виолончели в Азербайджанской государственной консерватории. Вместе они составили ценную коллекцию произведений искусства. В сентябре 2007 года, когда она должна была быть продана на аукционе Сотбис в Лондоне и разогнана, российский миллиардер Алишер Усманов выступил и договорился о покупке всех 450 лотов, чтобы сохранить коллекцию и привезти ее в Россию как памятник память великого виолончелиста. Christie's сообщил, что покупатель заплатил "существенно большую" сумму, чем предполагалось до продажи в размере 20 миллионов фунтов стерлингов.

В 2006 году он снялся в документальном фильме Александра Сокурова « Элегия жизни: Ростропович, Вишневская».

Более поздняя жизнь

Состояние здоровья Ростроповича ухудшилось в 2006 году, когда газета Chicago Tribune сообщила о слухах о неуточненной операции в Женеве и последующем лечении язвы с обострением. Президент России Владимир Путин посетил Ростроповича, чтобы обсудить детали празднования, которое Кремль планировал на 27 марта 2007 года, 80-летие Ростроповича. Ростропович присутствовал на празднике, но, как сообщается, был в плохом состоянии.

Хотя последний дом Ростроповича находился в Париже, он имел резиденции в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Лозанне и Джорданвилле, штат Нью-Йорк. В конце января 2007 года Ростропович был госпитализирован в парижскую больницу, но затем решил вылететь в Москву, где ему оказывали медицинскую помощь. 6 февраля 2007 года 79-летний Ростропович был госпитализирован в московскую больницу. «Он просто плохо себя чувствует», - сказала секретарь Ростроповича в Москве Наталья Долежале. На вопрос, есть ли серьезные основания для беспокойства по поводу его здоровья, она ответила: «Нет, сейчас нет никаких причин». Она отказалась указать характер его болезни. В Кремле заявили, что президент Путин посетил музыканта в понедельник в больнице, что вызвало предположения, что он находится в тяжелом состоянии. По словам Долежале, в ходе визита обсуждались мероприятия по празднованию 80-летия Ростроповича. 27 марта 2007 года Путин выступил с похвалой Ростроповича.

7 апреля 2007 года он повторно поступил в Российский онкологический научный центр им. Блохина, где проходил лечение от рака кишечника. Он умер 27 апреля.

28 апреля тело Ростроповича лежало в открытом гробу в Московской консерватории, где он когда-то учился подростком, а затем было перевезено в храм Христа Спасителя. Тысячи скорбящих, в том числе Путин, попрощались. Королева Испании София, первая леди Франции Бернадетт Ширак и президент Азербайджана Ильхам Алиев, где родился Ростропович, а также Наина Ельцина, вдова Бориса Ельцина, были среди присутствующих на похоронах 29 апреля. Затем Ростроповича похоронили на Новодевичьем кладбище, на том же кладбище, где четырьмя днями ранее был похоронен его друг Борис Ельцин.

Рост

Ростропович оказал огромное влияние на молодое поколение виолончелистов. Многие открыто признали себя в долгу перед его примером. В Daily Telegraph, Джулиан Ллойд Уэббер назвал его « вероятно, величайшим виолончелистом всех времен.»

Ростропович либо введены в эксплуатацию или был получателем составов многих композиторов включая Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Бриттена, Дютийё, Оливье Мессиана, Андре Жоливе, Лютославский, Лучано Берио, Кшиштоф Пендерецкий, Леонард Бернстайн, Шнитке, Арам Хачатурян, Astor Пьяццолла, Андреас Макрис, София Губайдулина, Артур Блисс, Колин Мэтьюз и Лопес Граса. Его заказы на новые произведения расширили репертуар виолончели больше, чем у любого предыдущего виолончелиста: он дал премьеру 117 произведений.

Ростропович также хорошо известен своими интерпретациями стандартных репертуарных произведений, в том числе Концерта Дворжака для виолончели си минор.

Ростропович с BACH.Bow в 1999 г.

В период с 1997 по 2001 год он принимал непосредственное участие в разработке и тестировании BACH.Bow, изогнутого смычка, созданного виолончелистом Майклом Бахом. В 2001 году он пригласил Майкла Баха на презентацию своей книги BACH.Bow to Paris (7-й Concours de violoncelle Rostropovitch ). В июле 2011 года город Москва объявил о планах установить памятник Ростроповичу на центральной площади, и памятник был открыт в марте 2012 года.

Кроме того, он отличался особой щедростью. Сэйдзи Одзава рассказывает анекдот: узнав о смерти маленькой дочери своего друга, борца сумо Чиёнофудзи, Ростропович без предупреждения вылетел в Токио, взяв 1+1 / +2 - часовой ездытакси к дому Chiyonofuji и играл его Bach Сарабанда снаружи, как его жест сочувствия,затем вернулся в такси и вернулся в аэропортчтобы лететь обратно в Европу.

Ростропович включен в Российско-американскую палату славы Конгресса русских американцев, которая посвящена русским иммигрантам, внесшим выдающийся вклад в американскую науку и культуру.

Мемориальная доска на доме, где проживал азербайджанский и русский виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович в Баку
Награды и признание

Ростропович за свою жизнь получил около 50 наград, в том числе:

Российская Федерация и СССР

Другие государственные награды

Почетное гражданство

Почетные степени

Конкурсные награды

Другие награды

Примечания
использованная литература
Источники
  • Уилсон, Элизабет, Мстислав Ростропович: виолончелист, педагог, легенда. Лондон: Faber amp; Faber, 2007. ISBN   978-0-571-22051-9.
дальнейшее чтение
  • Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Россия, музыка и свобода. Беседы с Клодом Самуэлем, Amadeus Press, Портленд (1995), ISBN   0-931340-76-4
  • Ростроспектив. Zum Leben und Werk von Mstislaw Rostropowitsch. О жизни и достижениях Мстислава Ростроповича, Александра Ивашкина и Йозефа Эрлейна, Internationale Kammermusik-Akademie Kronberg, Schweinfurt: Maier (1997), ISBN   3-926300-30-2
  • Внутри студии звукозаписи. Работа с Каллас, Ростроповичем, Доминго и классической элитой, Питером Андри, с Робином Стрингером и Тони Локантро, The Scarecrow Press, Lanham MD (2008). ISBN   978-0-8108-6026-1
внешние ссылки
Награды и достижения
Предшественник Ричард Гуд и Ричард Штольцман Премия Грэмми за лучшее исполнение камерной музыки 1984 Преемник Джульярдского струнного квартета
Последняя правка сделана 2023-04-13 07:36:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте