Андре Жоливе (произносится ; 8 августа 1905 г. - 20 декабря 1974 г.) был французским композитором. Известный своей преданностью французской культуре и музыкальной мысли, Жоливе опирался на свой интерес к акустике и атональности, а также к древним и современным музыкальным влияниям, в частности на инструментах, использовавшихся в древние времена. Он сочинял самые разные формы для самых разных ансамблей.
Андре Жоливе родился 8 августа 1905 года на улице Версиньи на Монмартре, Париж, в семье Виктора-Эрнеста Жоливе и Мадлен Перо. ; его отец художник, его мать пианистка. У Жоливе проявился интерес к искусству в раннем возрасте, он начал брать уроки рисования и игры на виолончели в возрасте 14 лет. Однако родители посоветовали ему стать учителем, ходить в педагогический колледж и преподавать. начальная школа в Париже (три года между ними служат в вооруженных силах ). Однако один из его учителей считал, что у Жоливе есть будущее в музыке, настоятельно рекомендовал ему заниматься композицией и познакомил его с Полем Ле Флемом, первым учителем Жоливе по композиции. Ле Флем дал Жоливе прочную основу в классических формах гармонии и контрапункта. Услышав свой первый концерт Арнольда Шёнберга, Жоливе заинтересовался атональной музыкой, а затем по рекомендации Ле Флема стал единственным европейским учеником Эдгара Вареза, который передал свои знания музыкальная акустика, атональная музыка, звуковые массы и оркестровка. В 1936 году Жоливе стал соучредителем группы La jeune France вместе с композиторами Оливье Мессианом, Даниэлем-Лесур и Ивом Бодрие, которые пытались восстановить более человечную и менее абстрактную форму композиции. La Jeune France возникла из авангардного общества камерной музыки La Spirale, созданного Жоливе, Мессианом и Лесуром в предыдущем году.
Жоливе дважды женился на скрипке Мартине Барбиллион в 1929 году; у них родилась дочь Франсуаза-Мартин (1930–2004). В 1933 году он женился на Хильде Гуйги (также пишется как Гиг) (1906–1996), и у них было трое детей: Пьер-Ален (1935–2005), Кристин (1940 г.р.) и Мерри (1943 г. р.).
Жоливе умер в Париже в 1974 году в возрасте 69 лет, оставив незаконченной свою оперу «Солдат инконну». Похоронен на кладбище Монмартр рядом с композитором Анри Соге (секция 27, у могилы Гектора Берлиоза ).
Эстетические идеалы Жоливе претерпели множество изменений на протяжении его карьеры. Его первоначальным желанием в подростковом возрасте было писать музыку для театра, которая вдохновила его первые композиции, в том числе музыку для балета. Клод Дебюсси, Поль Дюкас и Морис Равель стали его следующими влияниями после того, как он услышал концерт их работ в 1919 году; он написал несколько пьес для фортепиано во время обучения, чтобы стать учителем, прежде чем пойти учиться у Ле Флем. Шенберг и Варез были ярко проявлены в его первый период зрелости как композитор, в течение которого его стиль в значительной степени опирался на атональность и модернистские идеи. Mana (1933), начало его «волшебного периода», представлял собой произведение из шести частей для фортепиано, каждая из которых названа в честь одного из шести предметов, которые Варез оставил с ним перед переездом в Соединенные Штаты. Намерение Жоливе как композитора на протяжении всей своей карьеры состояло в том, чтобы «вернуть музыке ее первоначальный, древний смысл, когда это было магическое, заклинательное выражение религиозных верований человеческих групп». Мана, даже как одна из его первых зрелых работ, является отражением этого; Жоливе считал скульптуры предметами фетиша. Его более поздние произведения продолжали искать оригинальные значения музыки и ее способность к эмоциональному, ритуальному и праздничному выражению.
В 1945 году он опубликовал статью, в которой заявлял, что «истинная французская музыка ничем не обязана Стравинскому », хотя оба композитора в своей работе в значительной степени опирались на темы старинной музыки; Жоливе и «Женя Франция» отвергли неоклассицизм в пользу менее механического и прогрессивного, а вместо этого более духовного стиля композиции. Позже, во время Второй мировой войны, Жоливе перешел от атональности к более тональному и лиричному стилю композиции. После нескольких лет работы в этом более упрощенном стиле, в течение которых он написал комическую оперу Dolorès, или Le miracle de la femme laide (1942) и балет Guignol et Pandore (1943), он пришел к компромиссу между этим и его более ранняя более экспериментальная работа. Первая соната для фортепиано, написанная в 1945 году, демонстрирует элементы обоих этих стилей.
Наконец, осознав свои юношеские амбиции писать для театра, Жоливе в 1945 году стал музыкальным руководителем Комеди Франсез и занимал эту должность до 1959. Там он сочинял пьесы Мольер, Расин, Софокл, Шекспир и Клодель, всего написано 14 произведений. Он также продолжал сочинять для концертного зала, часто вдохновленный его частыми путешествиями по миру, адаптируя тексты и музыку из Египта, Ближнего Востока, Африки и Азии в свой отчетливо французский стиль.
В 1950-х и 1960-х годах Жоливе написал несколько концертов для различных инструментов, включая трубу, фортепиано, флейту, арфа, фагот, ударные, виолончель и скрипка. Все эти произведения, хоть и высоко оцененные, требуют от исполнителей виртуозного технического мастерства. Жоливе также является одним из немногих композиторов, написавших для ondes Martenot, раннего электронного инструмента, завершившего концерт для него в 1947 году, через 19 лет после изобретения инструмента. Жоливе основал Музыкальный центр французского гуманизма в Экс-ан-Прованс в 1959 году, а в 1961 году пошел преподавать композицию в Парижской консерватории.