Франц Шуберт

редактировать
Австрийский композитор XIX века

Картина маслом Франца Шуберта Вильгельма Августа Ридера (1875), сделанный по собственному акварельному портрету 1825 года Подпись написана чернилами плавным шрифтом

Франц Петер Шуберт (немецкий: ; 31 января 1797 - 19 ноября 1828) был австрийским композитором поздняя классическая и ранняя романтическая эпохи. Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт оставил после себя обширное творчество, в том числе более 600 светских вокальных произведений (в основном lieder ), семь полных симфоний, священных. музыка, оперы, музыкальные произведения и большое количество фортепиано и камерная музыка. Среди его основных работ: Фортепианный квинтет ля мажор, D. 667 (Форелевый квинтет), Симфония № 8 си минор, D. 759 (Незаконченная симфония), «Великая» симфония № 9 до мажор, D. 944, Струнный квинтет (D. 956), три последние фортепианные сонаты (D. 958 –960), опера Fierrabras (D. 796), музыкальное сопровождение к пьесе Rosamunde (D. 797) и песенные циклы Die schöne Müllerin (Д. 795) и Винтеррайз (Д. 911).

Шуберт родился в пригороде Химмельпфортгрунд в Вены. Необычные музыкальные способности Шуберта проявлялись с раннего возраста. Его отец дал ему первые уроки игры на скрипке, а старший брат дал ему уроки игры на фортепиано, но вскоре Шуберт превысил их способности. В 1808 году, в возрасте одиннадцати лет, он поступил в школу Stadtkonvikt, где познакомился с оркестровой музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена <156.>. Он покинул Stadtkonvikt в конце 1813 года и вернулся домой, чтобы жить с отцом, где он начал учиться, чтобы стать школьным учителем. Несмотря на это, он продолжил обучение композиции у Антонио Сальери и по-прежнему плодотворно сочинял. В 1821 году Шуберт был принят в Gesellschaft der Musikfreunde в качестве действующего члена, что помогло укрепить его имя среди жителей Вены. В марте 1828 года он дал концерт своих собственных произведений, получивший признание критиков, единственный раз в своей карьере. Он умер восемь месяцев спустя в возрасте 31 года, что официально приписывается брюшному тифу, но некоторые историки считают, что это сифилис.

. Оценка музыки Шуберта при его жизни ограничивалась относительно небольшой круг поклонников в Вене, но интерес к его творчеству значительно возрос в течение десятилетий после его смерти. Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Ференц Лист, Иоганнес Брамс и другие композиторы 19-го века открыли и отстаивали его произведения. Сегодня Шуберт входит в число величайших композиторов западной классической музыки, и его музыка продолжает оставаться популярной.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы и образование
    • 1.2 Учитель в школе своего отца
    • 1.3 Поддержка друзей
    • 1.4 Музыкальная зрелость
    • 1.5 Последние годы и шедевры
    • 1.6 Последняя болезнь и смерть
  • 2 Музыка
    • 2.1 Стиль
      • 2.1.1 Инструментальная музыка, сценические произведения и церковная музыка
      • 2.1.2 Лидерские и художественные песни
    • 2.2 Публикация - каталог
      • 2.2.1 Полные издания
      • 2.2.2 Немецкий каталог
      • 2.2.3 Проблемы с нумерацией
  • 3 Признание
    • 3.1 Дань другим музыкантам
    • 3.2 Поминовение
    • 3.3 В кино и на телевидении
  • 4 Сноски
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Источники
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Записи
    • 6.2 Ноты

Биография

Ранняя жизнь и образование

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в Himmelpfortgrund (ныне часть Alsergrund ), Вена, Эрцгерцогство Австрии, и крестился в Католическая церковь на следующий день. Он был двенадцатым ребенком Франца Теодора Флориана Шуберта (1763–1830) и Марии Элизабет Катарины Вьетц (1756–1812). Ближайшие предки Шуберта происходили из провинции Цукмантель в Австрийской Силезии. Его отец, сын моравского крестьянина, был известным приходским школьным учителем, а его школа в Лихтенталедевятом районе Вены ) было много учеников. Он приехал в Вену из Цукмантеля в 1784 году и через два года был назначен школьным учителем. Его мать была дочерью силезского мастера слесаря ​​ и до замужества работала горничной в венской семье. Из четырнадцати детей Франца Теодора и Елизаветы (один из них внебрачный, родился в 1783 году) девять умерли в младенчестве.

Дом, в котором родился Шуберт, сегодня Nußdorfer Straße 54

В возрасте пяти лет Шуберт начал получать регулярные инструкции от своего отца, а через год был зачислен в школу своего отца. Хотя точно не известно, когда Шуберт получил свое первое музыкальное образование, ему давал уроки игры на фортепиано его брат Игнац, но они длились очень недолго, поскольку Шуберт превзошел его в течение нескольких месяцев. Позже Игнац вспоминал:

Я был поражен, когда через несколько месяцев после того, как мы начали, Франц сказал мне, что он не нуждается в дальнейших инструкциях от меня и что в будущем он пойдет своим путем. И, по правде говоря, его успехи за короткий период были настолько велики, что я был вынужден признать в нем мастера, который полностью дистанцировался и лишил меня, и которого я отчаялся догнать.

Его отец дал ему первые уроки игры на скрипке, когда ему было восемь лет, и он тренировал его до такой степени, что он мог мастерски играть легкие дуэты. Вскоре после этого Шуберту дал первые уроки вне семьи Михаэль Хольцер, органист и хормейстер местной приходской церкви в Лихтентале. Хольцер часто уверял отца Шуберта со слезами на глазах, что у него никогда не было такого ученика, как Шуберт, и что уроки, возможно, в основном состояли из разговоров и выражений восхищения. Хольцер дал юному Шуберту обучение игре на фортепиано и органе, а также фигурному басу. Однако, по словам Хольцера, он не давал ему никаких настоящих инструкций, поскольку Шуберт уже знал все, чему он пытался его научить; скорее, он смотрел на Шуберта с «удивлением и молчанием». Мальчику казалось, что больше выиграет от знакомства с дружелюбным учеником столяром, который отвел его на соседний склад пианино, где Шуберт мог попрактиковаться на лучших инструментах. Он также играл на альте в семейном струнном квартете, со своими братьями Фердинандом и Игнацем на первой и второй скрипке и его отцом на виолончели. Шуберт написал свои первые струнные квартеты для этого ансамбля.

Молодой Шуберт впервые привлек внимание Антонио Сальери, тогдашнего ведущего музыкального авторитета Вены, в 1804 году, когда его вокальный талант был признан. В ноябре 1808 года он стал учеником Stadtkonvikt (Императорской семинарии) благодаря стипендии для хора. В Stadtkonvikt он познакомился с увертюрами и симфониями Моцарта, симфониями Йозефа Гайдна и его младшего брата Михаэля Гайдна, а также увертюрами и симфониями о Бетховене, композиторе, которым он очень восхищался. Его знакомство с этими и другими произведениями в сочетании с периодическими посещениями оперы заложило основу для более широкого музыкального образования. Одно важное музыкальное влияние оказали песни Иоганна Рудольфа Цумстега, известного композитора lieder. Не по годам развитый молодой студент «хотел модернизировать» песни Цумстега, как сообщил Йозеф фон Спаун, друг Шуберта. Дружба Шуберта со Спауном началась в Stadtkonvikt и длилась всю его короткую жизнь. В те дни богатый в финансовом отношении Спаун снабжал обедневшего Шуберта большей частью рукописей.

Тем временем гений Шуберта начал проявляться в его сочинениях; Сальери решил начать обучать его частным образом теории музыки и даже композиции. По словам Фердинанда, первым сочинением мальчика для фортепиано было Фантазия в четыре руки ; его первая песня, Klagegesang der Hagar, будет написана годом позже. Шуберту иногда позволяли руководить оркестром Stadtkonvikt, и это был первый оркестр, для которого он писал. Он посвятил большую часть оставшегося времени в Stadtkonvikt сочинению камерной музыки, нескольких песен, пьес для фортепиано и, что еще более амбициозно, литургических хоровых произведений в форме «Salve Regina» (D 27), «Kyrie» (D 31), в дополнение к незаконченному «Октету для духовых» (D 72, как говорят, ознаменовывает смерть его матери в 1812 году), кантата Wer ist groß? для мужских голосов и оркестра (D 110, ко дню рождения его отца в 1813 году) и его первая симфония (D 82).

Учитель в школе своего отца

В В конце 1813 года Шуберт покинул Stadtkonvikt и вернулся домой для обучения учителей в St Anna Normal- hauptschule. В 1814 году он поступил в отцовское училище учителем младших учеников. Более двух лет юный Шуберт перенес тяжелую тяжелую работу; Однако уже тогда были компенсационные интересы. Он продолжал брать частные уроки композиции у Сальери, который дал Шуберту больше технической подготовки, чем любой из его других учителей, прежде чем они расстались в 1817 году.

В 1814 году Шуберт встретил молодого сопрано по имени Тереза ​​Гроб, дочь местного производителя шелка, написала для нее несколько своих литургических произведений (в том числе «Salve Regina» и «Tantum Ergo»); она также была солисткой на премьере его мессы № 1 (D. 105) в сентябре 1814 года. Шуберт хотел жениться на ней, но ему помешал суровый закон о согласии брака 1815 года, требующий честолюбивого жених, чтобы показать, что у него есть средства, чтобы содержать семью. В ноябре 1816 года, после неудачной попытки получить музыкальный пост в Лайбахе (ныне Любляна, Словения ), Шуберт отправил брату Гроба Генриху сборник песен, сохраненных семьей в двадцатом веке.

Одним из самых плодотворных лет Шуберта был 1815 год. Он сочинил более 20 000 музыкальных тактов, более половины из которых были для оркестра, в том числе девять церковных сочинений (несмотря на то, что он агностик ), симфонию., и около 140 Lieder. В том же году он познакомился с Ансельмом Хюттенбреннером и Францем фон Шобером, которые стали его друзьями на всю жизнь. Другой друг, Иоганн Майрхофер, был представлен ему Спаун в 1815 году.

На протяжении 1815 года Шуберт жил со своим отцом дома; его мать умерла в 1812 году. Он продолжал преподавать в школе и давать частные музыкальные инструкции, зарабатывая достаточно денег для своих основных нужд, включая одежду, бумагу для рукописей, ручки и чернила, но почти не оставалось денег на предметы роскоши. Спаун был хорошо осведомлен о том, что Шуберт был недоволен своей жизнью в школе, и был обеспокоен интеллектуальным и музыкальным развитием Шуберта. В мае 1816 года Спаун переехал из своей квартиры на Ландскронгассе (во внутренней части города) в новый дом в пригороде Ландштрассе ; Одним из первых вещей, которые он сделал после того, как поселился в новом доме, было приглашение Шуберта провести с ним несколько дней. Вероятно, это был первый визит Шуберта вдали от дома или школы. несчастий Шуберта в течение его лет, как школьный учитель, возможно, появились первые признаки депрессия, и это виртуальная уверенность, что Шуберт страдал от циклотимия на протяжении всей своей жизни.

В 1989 году музыковед Мейнард Соломон предположил, что Шуберта эротически тянуло к мужчинам, и этот тезис временами подвергался горячим спорам. Музыковед и знаток Шуберта Рита Стеблин сказала, что он «гонялся за женщинами». Теория сексуальности Шуберта или «Шуберт как другой» продолжала влиять на текущую науку.

Поддержка друзей

Значительные изменения произошли в 1816 году. Шобер, студент, из хорошей семьи и немного средств, пригласил Шуберта к себе в комнату в доме его матери. Предложение было особенно удачным, так как Шуберт только что подал неудачную заявку на должность капельмейстера в Laibach, и он также решил не возобновлять преподавательские обязанности в школе своего отца. К концу года он стал гостем в квартире Шобера. Какое-то время он пытался увеличить ресурсы домашнего хозяйства, давая уроки музыки, но вскоре от них отказались, и он посвятил себя композиции. «Я сочиняю каждое утро, а когда готово одно произведение, начинаю другое». В этом году он сосредоточился на оркестровых и хоровых произведениях, хотя он также продолжал писать Lieder. Большая часть этой работы не была опубликована, но рукописи и копии были распространены среди друзей и почитателей.

Карикатура на Иоганна Михаэля Фогля и Франца Шуберта, написанная Францем фон Шобером (1825)

В начале 1817 года Шобер представил Шуберта Иоганну Михаэлю Фоглю, выдающемуся баритону на двадцать лет старше Шуберта. Фогль, для которого Шуберт написал множество песен, стал одним из главных сторонников Шуберта в музыкальных кругах Вены. Шуберт также встретил Йозефа Хюттенбреннера (брата Ансельма), который также сыграл роль в продвижении его музыки. Они, а также увеличивающийся круг друзей и музыкантов стали ответственными за продвижение, сбор и, после его смерти, сохранение его работ.

В конце 1817 года отец Шуберта получил новую должность в школе в Россау, недалеко от Лихтенталя. Шуберт вернулся к своему отцу и неохотно стал там преподавателем. В начале 1818 года он подал заявку на членство в престижном Gesellschaft der Musikfreunde, намереваясь получить допуск в качестве концертмейстера, а также для того, чтобы его музыка, особенно песни, могла исполняться на вечерних концертах. Ему отказали на том основании, что он «не любитель», хотя в то время он работал школьным учителем, а среди членов общества уже были профессиональные музыканты. Однако он начал получать больше внимания в прессе, и первое публичное исполнение светского произведения, увертюра, исполненная в феврале 1818 года, получила похвалу от прессы в Вене и за рубежом.

Шуберт провел лето 1818 г. учителем музыки в семье графа Иоганна Карла Эстерхази в их замке в Желице (ныне Железовце, Словакия). Оплата была относительно хорошей, а его обязанности по обучению игре на фортепиано и пению для двух дочерей были относительно легкими, что позволяло ему с удовольствием сочинять. Шуберт, возможно, написал свой Marche Militaire ре мажор (D. 733 № 1) для Мари и Каролины, в дополнение к другим фортепианным дуэтам. По возвращении из Желица он поселился у своего друга Майрхофера.

В начале 1820-х годов Шуберт был частью сплоченного круга художников и студентов, которые вместе проводили общественные встречи, которые стали известны как Шубертиад. Многие из них проходили в большой квартире Игнаца фон Зоннлайтнера в Гундельгофе (Брандштет 5, Вена). Плотному кругу друзей, которым окружал себя Шуберт, нанесен удар в начале 1820 года. Шуберт и четверо его друзей были арестованы австрийской полицией, которая (после Французской революции и Наполеоновские войны ) были начеку против революционной деятельности и с подозрением относились к любым сборищам молодежи или студентов. Один из друзей Шуберта, Иоганн Сенн, был предан суду, заключен в тюрьму на срок более года, а затем навсегда запрещен въезд в Вену. Остальным четверым, включая Шуберта, был «строгий выговор», в частности, за «оскорбление [должностных лиц] в оскорбительной и непристойной форме». Хотя Шуберт больше никогда не видел Сенна, он все же положил на музыку некоторые из своих стихов «Селиге Вельт» (D. 743) и Schwanengesang (D 744). Этот инцидент, возможно, сыграл роль в ссоре с Майрхофером, с которым он жил в то время.

Шуберт, который был всего лишь немногим более пяти футов ростом, получил прозвище «Шваммерль». друзья, которые Гиббс описывает как переводимые на «Табби» или «Маленький гриб». «Schwamm» в переводе с немецкого (в австрийском и баварском диалектах) означает гриб; окончание «-erl» делает его уменьшительным. Гиббс также утверждает, что он, возможно, время от времени злоупотреблял алкоголем, отмечая, что упоминания о пьянстве Шуберта «... встречаются не только в более поздних отчетах, но и в документах, датируемых его жизнью».

Музыкальная зрелость

Композиции 1819 и 1820 годов показывают заметный прогресс в развитии и зрелости стиля. Незавершенная оратория Лазарь (Д. 689) началась в феврале; позже, среди ряда более мелких произведений, последовал гимн «23-й Псалом» (Д. 706), октет «Gesang der Geister über den Wassern » (Д. 714), Квартетцац до минор (D. 703) и Wanderer Fantasy до мажор для фортепиано (D. 760). В 1820 году были поставлены две оперы Шуберта: Die Zwillingsbrüder (D. 647) появилась в Theater am Kärntnertor 14 июня, а Die Zauberharfe (D. 644) появилась в театре. Театр ан дер Вин 21 августа. До сих пор его более крупные композиции (помимо его масс) были ограничены любительским оркестром в Гундельхофе (Brandstätte 5, Вена), обществом, которое выросло из квартетных вечеринок в его доме. Теперь он начал занимать более видное положение, обращаясь к более широкой публике. Издатели, однако, держались на расстоянии: Антон Диабелли нерешительно соглашался напечатать некоторые из своих работ по заказу. На этих условиях вышли первые семь номеров опусов (все песни); затем комиссия прекратилась, и он начал получать скудные гонорары. Ситуация несколько улучшилась в марте 1821 года, когда Фогль исполнил песню «Der Erlkönig » (D. 328) на концерте, который был очень хорошо принят. В том же месяце Шуберт сочинил вариацию на тему вальса Диабелли (D 718), став одним из пятидесяти композиторов, внесших вклад в публикацию Vaterländischer Künstlerverein.

Акварель Франца Шуберта Вильгельма Августа Ридера (1825)

Постановка двух опер сильнее, чем когда-либо, обратила внимание Шуберта на сцену, где по разным причинам, он был почти полностью неудачным. Всего он приступил к реализации двадцати сценических проектов, каждый из которых был провалом, который быстро забылся. В 1822 году Альфонсо и Эстрелла было отказано, отчасти из-за его либретто (написанного другом Шуберта Францем фон Шобером ). В 1823 году Фьеррабрас (D 796) был отклонен: Доменико Барбая, импресарио придворных театров, в значительной степени потерял интерес к новой немецкой опере из-за популярности Россини и итальянский оперный стиль, а также неудача Карла Марии фон Вебера Euryanthe. Die Verschworenen (Заговорщики, D 787) были запрещены цензором (очевидно, на основании названия), а Розамунде, Фюрстин фон Циперн (D 797) был отозван через две ночи из-за бедности качество пьесы, для которой Шуберт написал эпизодическую музыку.

Несмотря на его оперные неудачи, репутация Шуберта неуклонно росла на других фронтах. В 1821 году Gesellschaft der Musikfreunde наконец приняла его в качестве члена-исполнителя, и количество исполнений его музыки значительно выросло. Эти выступления помогли репутации Шуберта быстро вырасти среди членов Gesellschaft и утвердить его имя среди граждан. Некоторые из членов Gesellschaft, в первую очередь Игнац фон Зоннлайтнер и его сын Леопольд фон Зоннлайтнер, имели значительное влияние на дела общества, и в результате этого, и растущая репутация Шуберта, его произведения были включены в три главных концерта Gesellschaft в 1821 году. В апреле был исполнен один из его квартетов с мужским голосом, а в ноябре его увертюра ми минор (D. 648) получила свою первую публику. производительность; на другом концерте в тот же день, что и премьера Увертюры, была исполнена его песня Der Wanderer (D. 489).

В 1822 году Шуберт познакомился как с Вебером, так и с Бетховен, но в любом случае из этого ничего не вышло: однако, Бетховен, как говорят, несколько раз признавал дары молодого человека. Говорят, что на смертном одре Бетховен заглянул в некоторые работы молодого человека и воскликнул: «Воистину, искра божественного гения живет в этом Шуберте!» Бетховен также, как сообщается, предсказал, что Шуберт «произведет большую сенсацию в мире», и сожалел, что не был более знаком с ним раньше; он хотел посмотреть свои оперы и сочинения для фортепиано, но тяжелая болезнь помешала ему сделать это.

Последние годы и шедевры

Франц Шуберт Йозеф Крихубер (1846)

Несмотря на свою озабоченность сценой, а затем и своими официальными обязанностями, Шуберт в эти годы нашел время для значительного количества сочинений. Он закончил Мессу ля-бемоль мажор, (Д. 678) в 1822 году, а позже в том же году внезапно приступил к работе, которая более решительно, чем почти любая другая в те годы, показала его созревающее личное видение, Симфония си минор, известная как Незаконченная симфония (Д. 759). Причина, по которой он оставил его незавершенным - после того, как два движения и наброски были написаны где-то в третьем - продолжает обсуждаться и писаться, и также примечательно, что он не упомянул об этом никому из своих друзей, хотя, как Брайан Ньюбоулд отмечает, он, должно быть, был взволнован тем, чего добивался. В 1823 году Шуберт написал свой первый крупномасштабный цикл песен, Die schöne Müllerin (D. 795), установив стихи Вильгельма Мюллера. Эта серия вместе с более поздним циклом Winterreise (D. 911, также устанавливающая тексты Мюллера в 1827 году) широко считается одной из вершин Lieder. В течение этого года он также написал песню Du bist die Ruh ' (Ты - покой и мир, Д. 776). В том же году впервые появились симптомы сифилиса.

В 1824 году он написал Вариации ми минор для флейты и фортепиано Trockne Blumen, песню из цикла Die schöne Мюллерин и несколько струнных квартетов. Он также написал Сонату ля минор для арпеджионе и фортепиано (D. 821) в то время, когда было небольшое помешательство на этом инструменте. Весной того же года он написал Октет фа мажор (D. 803), набросок для «Большой симфонии»; а летом вернулся в Жселиз. Там его привлекли венгерские музыкальные идиомы, и он написал Дивертисмент à la hongroise соль минор для фортепианного дуэта (D. 818) и Струнный квартет ля минор Розамунде (Д. 804). Говорят, что он питал безнадежную страсть к своей ученице, графине Кэролайн Эстерхази, но единственной работой, которую он посвятил ей, была его Фантазия фа минор для фортепианного дуэта (D 940). Его друг Эдуард фон Бауэрнфельд написал следующий стих, который, кажется, ссылается на безответные чувства Шуберта:

Влюблен в графиню юной милости,. - ученица Гальта; в безвыходном случае. Молодой Шуберт сдается другому,. И охотно избегал бы такой нежной заботы

Неудачи предыдущих лет были компенсированы процветанием и счастьем 1825 года. Публикации продвигались быстрее, стресс бедность на время уменьшилась, а летом он провел приятный отпуск в Верхней Австрии, где его встретили с энтузиазмом. Именно во время этого тура он спродюсировал цикл из семи песен Fräulein am See, основанный на Вальтере Скотте The Lady of the Lake, включая "Ellens Gesang III". »(« Гимн Богородице ») (Д. 839, соч. 52, № 6); лирика немецкого перевода стихотворения Скотта Адама Шторка теперь часто заменяется полным текстом традиционной римско-католической молитвы Богородица (Аве Мария на латыни), но для которой мелодия Шуберта не является оригиналом настройка. Оригинал открывается только приветствием "Ave Maria", которое также повторяется только в припеве. В 1825 году Шуберт также написал Сонату для фортепиано ля минор (D 845, впервые опубликовано как op.42) и начал Симфонию до мажор (Большая до мажор, D. 944), который был завершен в следующем году.

Портрет Франца Шуберта работы Франца Эйбля (1827)

С 1826 по 1828 год Шуберт постоянно проживал в Вене, за исключением краткого визита в Грац, Австрия, в 1827 году. В 1826 году он посвятил симфонию (D. 944, которая позже стала известна как Большая до мажор) Gesellschaft der Musikfreunde и получил гонорар взамен. Струнный квартет № 14 ре минор (Д. 810) с вариациями на тему Смерть и Дева был написан зимой 1825–1826 гг. И впервые сыграл 25 января 1826 года. Позже в том же году появился Струнный квартет № 15 соль мажор (D 887, впервые опубликовано как op. 161), Рондо си минор для скрипки и фортепиано (D. 895), Rondeau brillant и Соната для фортепиано соль мажор (D 894, впервые опубликовано как Fantasie in G, op. 78). Он также выпустил в 1826 году три шекспировских песни, из которых «Ständchen» (D. 889) и «An Sylvia » (D. 891) якобы были написаны в один и тот же день. первый в таверне, где он прервал послеобеденную прогулку, второй по возвращении в ночлег.

Произведения последних двух лет показывают, что композитор вступает на новую профессиональную и композиционную ступень. Хотя некоторые части личности Шуберта находились под влиянием его друзей, в одиночестве он питал исключительно личное измерение; Именно вне этого измерения он написал свою величайшую музыку. Смерть Бетховена глубоко повлияла на Шуберта и, возможно, подтолкнула Шуберта к достижению новых художественных вершин. В 1827 году Шуберт написал цикл песен Winterreise (D. 911), Фантазию до мажор для скрипки и фортепиано (D. 934, впервые опубликовано как op. Post. 159), Impromptus для фортепиано и два фортепианных трио (первое си-бемоль мажор (Д. 898) и второе ми-бемоль мажор, (Д. 929)); в 1828 году кантата Mirjams Siegesang (Песнь победы Мириам, D 942) на текст Франца Грилпарцера, Месса ми-бемоль мажор (D. 950), Tantum Ergo (D. 962) в той же тональности, струнный квинтет до мажор (D. 956), второй «Бенедикт» к мессе до мажор (D. 961), три заключительные фортепианные сонаты (D. 958, D. 959 и D. 960) и сборник 13 Lieder nach Gedichten von Rellstab und Heine для голоса и фортепиано, также известный как Schwanengesang (Swan-song, D. 957). (Этот сборник включает настройки слов Генриха Гейне, Людвига Реллштаба и Иоганна Габриэля Зайдля. - не соответствует действительности оного цикла, такого как Die schöne Müllerin или Winterreise.) Большая симфония до мажор датируется 1828 годом, но ученые Шуберта считают, что эта симфония была написана в основном в 1825–1826 годах (упоминалось, когда он был в отпуске в Гаштайне в 1825 году - это произведение, когда-то считавшийся утерянным, сейчас он обычно рассматривается как ранняя стадия его симфонии до мажор) и был пересмотрен для предполагаемого исполнения в 1828 году. Оркестр Gesellschaft, как сообщается, прочитал симфонию на репетиции, но никогда не планировал публичное исполнение. Причины остаются неизвестными, хотя возможное объяснение - сложность симфонии. В последние недели жизни он начал делать наброски трех частей для новой Симфонии ре мажор (D 936A); В этой работе он предвосхищает использование Малером гармоник народных песен и голых звуковых ландшафтов. Шуберт выразил желание, если бы он пережил свою последнюю болезнь, чтобы и дальше развивать свои знания о гармонии и контрапункте, и фактически назначил встречи на уроки с мастером контрапункта Саймоном Зехтером.

26 марта 1828 года, в годовщину После смерти Бетховена Шуберт впервые в своей карьере дал публичный концерт своих произведений. Концерт имел успех в общественном и финансовом плане, даже несмотря на то, что он был омрачен первым появлением Никколо Паганини в Вене вскоре после этого.

Очки Шуберта

Последняя болезнь и смерть

Мемориал в Церковь Кальвариенберга, Херналс Место первой гробницы Шуберта в Веринг

В разгар этой творческой деятельности его здоровье ухудшилось. К концу 1820-х годов здоровье Шуберта ухудшалось, и он признался некоторым друзьям, что опасается, что находится при смерти. В конце лета 1828 года он посетил врача Эрнста Ринну, который, возможно, подтвердил подозрения Шуберта о том, что он неизлечимо болен и скоро умрет. Некоторые из его симптомов совпадали с симптомами отравления ртутью (ртуть в то время была обычным средством лечения сифилиса, что снова указывает на то, что Шуберт страдал от него). В начале ноября он снова заболел, у него начались головные боли, жар, опухли суставы, рвота. Как правило, он не мог есть твердую пищу, и его состояние ухудшалось. За пять дней до смерти Шуберта его друг, скрипач Карл Хольц, и его струнный квартет посетили его, чтобы сыграть для него. Последнее музыкальное произведение, которое он хотел услышать, было Бетховена, струнный квартет № 14 до-диез минор, соч. 131 ; Хольц прокомментировал: «Король Гармонии послал Короля Песни дружескую заявку на переправу».

Шуберт умер в Вене в возрасте 31 года 19 ноября 1828 года в квартире своего брата Фердинанда. Причина его смерти была официально диагностирована как брюшной тиф, хотя были предложены и другие теории, в том числе третичная стадия сифилиса. Именно недалеко от Бетховена, которым он восхищался всю свою жизнь, Шуберт был похоронен по его собственному желанию на деревенском кладбище Веринг в Вене. Он служил факелоносцем на похоронах Бетховена за год до своей смерти.

В 1872 году в венском городском парке был воздвигнут памятник Францу Шуберту. В 1888 году могилы Шуберта и Бетховена были перенесены в Zentralfriedhof, где теперь их можно найти рядом с могилами Иоганна Штрауса II и Иоганна Брамса. Антон Брукнер присутствовал при обеих эксгумациях, залез в оба гроба и держал в руках почитаемые черепа. Кладбище в Веринге в 1925 году было преобразовано в парк, названный Парком Шуберта, а на месте его бывшей могилы был установлен бюст. Его эпитафия, написанная его другом, поэтом Францем Грилпарцером, гласит: Die Tonkunst Begrub hier einen reichen Besitz, aber noch viel schönere Hoffnungen («Музыкальное искусство похоронило здесь драгоценное сокровище, но еще далеко». более справедливые надежды »).

Музыка

Шуберт был необычайно плодовитым, написав более 1500 работ за свою короткую карьеру. Его композиционный стиль стремительно развивался за его короткую жизнь. Наибольшее количество его сочинений - песен для сольного голоса и фортепиано (примерно 630). Шуберт также написал значительное количество светских произведений для двух или более голосов, а именно партийных песен, припевов и кантат. Он завершил восемь оркестровых увертюр и семь полных симфоний в дополнение к фрагментам шести других. Хотя он не сочинил концертов, он написал три концертного произведения для скрипки с оркестром. Шуберт написал большое количество произведений для фортепиано соло, в том числе одиннадцать неопровержимо завершенных сонат и по крайней мере еще девять в разной степени завершения, множество разных произведений и множество коротких танцев, а также написал большой набор произведений для фортепиано 4. руки. Он также написал более пятидесяти камерных произведений, в том числе отдельные произведения. Священное произведение Шуберта включает семь месс, одну ораторию и один реквием, а также другие массовые движения и множество небольших сочинений. Он выполнил только одиннадцать из двадцати сценических работ.

Стиль

В июле 1947 года австрийский композитор Эрнст Кренек обсудил стиль Шуберта, смущенно признав, что сначала он «разделял» широко распространенное мнение, что Шуберт был удачливым изобретателем приятных мелодий... ему не хватало драматической силы и исследовательского ума, которые отличали таких «настоящих» мастеров, как И.С. Бах или Бетховен ». Кренек писал, что он пришел к совершенно иной оценке после внимательного изучения произведений Шуберта по настоянию своего друга и коллеги-композитора Эдуарда Эрдманна. Кренек указал на фортепианные сонаты как на «убедительное доказательство того, что [Шуберт] был гораздо большим, чем легкомысленный кузнец, который не знал и не заботился о ремесле композиции». По словам Кренека, каждая соната, которая тогда была напечатана, демонстрировала «огромное богатство технической тонкости» и показывала, что Шуберта «далек от того, чтобы вылить свои очаровательные идеи в обычные формы; напротив, он был думающим художником с острым аппетитом к экспериментам.. "

Инструментальная музыка, сценические произведения и церковная музыка

Этот" аппетит к экспериментам "неоднократно проявляется в произведениях Шуберта в самых разных формах и жанрах, включая оперу, литургическую музыка, камерная и сольная фортепианная музыка, симфонические произведения. Возможно, наиболее знакомо то, что его авантюрность отражена в его особенно оригинальном чувстве модуляции; например, вторая часть струнного квинтета (D. 956), которая находится в ми мажоре, имеет центральную часть в далекой тональности фа минор. Он также проявляется в необычном выборе инструментовки, например, в Сонате ля минор для арпеджионе и фортепиано (D. 821) или в нетрадиционной партитуре Форелевого квинтета (D. 667).), который рассчитывается для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, тогда как обычные фортепианные квинтеты оцениваются для фортепиано и струнного квартета.

Соната арпеджионе, D. 821 (версия для виолончели и фортепиано), I. Allegro moderato Ханс Гольдштейн (виолончель) и Клинтон Адамс (фортепиано)
Соната для фортепиано си-бемоль мажор, D. 960, I. Molto moderato Рэндольф Хокансон, фортепиано
Симфония № 8 си минор, D. 759 («Неоконченный») - I. Allegro moderato Симфонический оркестр Фульды и Саймон Шиндлер

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Хотя на Шуберта явно повлияли классические сонатные формы Бетховена и Моцарт, его формальные структуры и его разработки, как правило, производят впечатление более мелодичного развитие, чем гармоническая драма. Это сочетание классической формы и долгой романтической мелодии иногда придает им дискурсивный стиль: его Большая симфония до мажор была описана Робертом Шуманом как бегущая до «небесных глубин».

Lieder and художественные песни

Именно в жанре Lied Шуберт М. нанесите его самый неизгладимый знак. Леон Плантинга отмечает, что «в его более чем шестисотах Lieder он исследовал и расширил возможности жанра, как ни один композитор до него». До влияния Шуберта Лидер был склонен к строфической, слоговой трактовке текста, вызывая в памяти качества народной песни, порожденные романтическим национализмом.

Автограф Die Nebensonnen (Солнечные псы ) из Winterreise

Среди трактовок Шубертом поэзии Гете, его настройки «Gretchen am Spinnrade » (D. 118) и «Der Erlkönig. "(D. 328) особенно поразительны своим драматическим содержанием, дальновидным использованием гармонии и использованием красноречивых графических фигур клавиатуры, таких как изображение прялки и педали на фортепиано в" Гретхен " и яростный и непрерывный галоп в "Erlkönig". Он сочинял музыку на стихи множества поэтов, среди которых Гете, Майрхофер и Шиллер входили в тройку самых популярных, а другие, в том числе Генрих Гейне, Фридрих Рюкерт и Йозеф Фрейхер фон Эйхендорф. Особо следует отметить два его песенных цикла на стихи Вильгельма Мюллера, Die schöne Müllerin и Winterreise, которые помогли установить жанр и его потенциал для музыкального, поэтического и почти оперного драматического повествования. Его последний сборник песен, опубликованный в 1828 году после его смерти, Schwanengesang, также является новаторским вкладом в немецкую литературу, поскольку в нем представлены стихи разных поэтов, а именно Людвиг Реллштаб, Гейне, и Иоганн Габриэль Зайдль. Wiener Theaterzeitung, писавший в то время о Винтеррайзе, отметил, что это было произведение, которое «никто не может петь или слышать, не будучи глубоко тронутым».

Антонин Дворжак писал в 1894 году, что Шуберт: которого он считал одним из поистине великих композиторов, явно оказал влияние на более короткие произведения, особенно Лидер и более короткие фортепианные произведения: «Тенденция романтической школы была к коротким формам, и хотя Вебер помог указать путь, Шуберту принадлежит главная заслуга создания коротких моделей форте пьес для фортепиано, которые предпочтительно культивировала романтическая школа. [...] Шуберт создал новую эпоху с Ложью. [...] Все другие авторы песен пошли по его стопам ».

Публикация - каталог

Интерьер музея на месте рождения Шуберта, Вена, 1914

Когда Шуберт умер, у него было опубликовано около 100 номеров опусов, в основном песен, камерной музыки и небольших фортепианных сочинений. Публикация небольших произведений продолжалась (включая номера опусов до 173 в 1860-х годах, 50 выпусков с песнями, опубликованными Диабелли и десятки первых публикаций Петерс ), но рукописи многих из более длинные работы, о существовании которых не было широко известно, оставались спрятанными в шкафах и картотечных ящиках семьи, друзей и издателей Шуберта. Даже некоторые из друзей Шуберта не знали о полном объеме того, что он написал, и в течение многих лет его признавали главным образом «принцем песни», хотя некоторые из его крупномасштабных усилий были признаны. В 1838 Роберт Шуман во время визита в Вену нашел пыльную рукопись Симфонии до мажор (D. 944) и отнес ее обратно в Лейпциг, где он был исполнен Феликсом Мендельсоном и отмечен в Neue Zeitschrift. Важным шагом на пути к восстановлению забытых произведений стало путешествие в Вену, которое историк музыки Джордж Гроув и композитор Артур Салливан совершили в октябре 1867 года. Путешественники обнаружили рукописи шести симфоний, частей музыки к Розамунде, Мессы № 1 фа мажор (Д. 105) и опер Des Teufels Lustschloss (D. 84), Фернардо (Д. 220), Der vierjährige Posten (Д. 190) и Die Freunde von Salamanka (Д. 326), а также несколько других неназванных работ. Благодаря этим открытиям Гроув и Салливан смогли проинформировать общественность о существовании этих работ; кроме того, они смогли скопировать четвертую и шестую симфонии, музыку, попутную Розамунде, и увертюру к «Фройнде фон Саламанка». Это привело к более широкому общественному интересу к работе Шуберта.

Полные издания

Литография Франца Шуберта Йозефа Крихубера (1846)

С 1884 по 1897 год, Брайткопф Хертель опубликовал Сочинения Франца Шуберта, критическое издание, включающее, среди прочего, вклад Иоганнеса Брамса, редактора первой серии, содержащей восемь симфоний. Публикация Neue Schubert-Ausgabe автора Bärenreiter началась во второй половине 20 века.

Deutsch catalogue

Так как относительно немного Работы Шуберта были опубликованы при его жизни, лишь небольшому количеству из них присвоены номера опусов, и даже в этих случаях последовательность номеров не дает хорошего представления о порядке их написания. Австрийский музыковед Отто Эрих Дойч (1883–1967) известен составлением первого полного каталога произведений Шуберта. Впервые он был опубликован на английском языке в 1951 году (Тематический каталог Шуберта ) и впоследствии переработан для нового издания на немецком языке в 1978 году (Franz Schubert: Thematisches Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge - Franz Schubert : Тематический каталог его произведений в хронологическом порядке).

Проблемы с нумерацией

Довольно рано возникла путаница в нумерации поздних симфоний Шуберта. Последней законченной симфонии Шуберта, Большой до мажор D 944, были присвоены номера 7, 8, 9 и 10, в зависимости от публикации. Точно так же Незаконченный D 759 обозначен числами 7, 8 и 9.

Порядок, который обычно следует для этих поздних симфоний в англоязычных источниках:

Еще большая путаница возникла по поводу нумерации фортепианных сонат с системами нумерации от 15 до 23 сонат.

Признание

Чувство сожаления по поводу потери потенциальных шедевров, вызванной ранней смертью Шуберта в возрасте 31 года, было выражено в эпитафии на его большом надгробии, написанной Гриллпарцером: «Здесь музыка похоронила сокровище, но даже более справедливые надежды. " Некоторые выдающиеся музыканты разделяют схожие взгляды, в том числе пианист Раду Лупу, который сказал: «[Шуберт] - композитор, для которого мне очень жаль, что он умер таким молодым... Незадолго до его смерти, когда он написал свой прекрасный струнный квинтет для двух виолончелей до мажор, он очень скромно сказал, что пытается узнать немного больше о контрапункте, и был совершенно прав. Мы никогда не узнаем, в каком направлении он движется или будет ушел." Однако другие выразили несогласие с этой ранней точкой зрения. Например, Роберт Шуман сказал: «Бессмысленно гадать, чего еще [Шуберт] мог бы достичь. Он сделал достаточно; и пусть почитают тех, кто стремился и достигал того же, что и он», и пианист Андраш Шифф сказал, что «Шуберт прожил очень короткую жизнь, но это была очень концентрированная жизнь. За 31 год он прожил больше, чем другие люди могли бы прожить за 100 лет, и нет необходимости строить предположения о том, что мог бы он написать, если бы прожил еще 50 лет. Это не имеет значения, как и с Моцартом; это два прирожденных гения музыки ».

Шуберт Денкмаль

Винер Шубертбунд, один из Ведущие хоровые общества Вены были основаны в 1863 году, когда проходил Gründerzeit. Schubertbund быстро стал точкой сплочения школьных учителей и других представителей венского среднего класса, которые чувствовали себя все более встревоженными во время Gründerzeit и после паники 1873. В 1872 году состоялось посвящение Schubert Denkmal, подарка городу от ведущего мужского хора Вены, [de ]; на мероприятии выступил хор. Denkmal был разработан австрийским скульптором Карлом Кундманном и расположен в Stadtpark.

Вены. Камерная музыка Шуберта по-прежнему популярна. В обзоре , проведенном радиостанцией ABC Classic FM в 2008 году, камерные произведения Шуберта доминировали в этой области, первое место занял квинтет форели, а струнный квинтет до мажор занял второе место, а Ноттурно ми-бемоль мажор для фортепианного трио занял третье место. Кроме того, еще восемь его камерных произведений вошли в число 100 ранжированных произведений: оба фортепианных трио, Струнный квартет № 14 (Смерть и Дева), Струнный квартет № 15, Арпеджионе Соната, Октет, Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки и Adagio and Rondo Concertante для фортепианного квартета.

The New York Times 'главный музыкальный критик Энтони Томмазини, который поставил Шуберта на четвертое место среди величайших композиторов, писал о нем:

Вы должны любить парня, который умер в 31 год, болен, беден и заброшен, за исключением круга друзей, которые трепетали перед его гением. Только для своих сотен песен - включая преследующий цикл Winterreise, который никогда не ослабит своей цепкой хватки на певцов и публику - Шуберт занимает центральное место в нашей концертной жизни... Первые несколько симфоний Шуберта, возможно, находятся в стадии разработки. Но Незаконченная и особенно Большая Симфония до мажор поражают. Последний прокладывает путь Брукнеру и прообразует Малера.

Дани других музыкантов

Шуберт за фортепиано Густав Климт (1899)

Из с 1830-х по 1870-е годы Ференц Лист переписал и аранжировал ряд произведений Шуберта, в частности, песни. Лист, который сыграл значительную роль в распространении творчества Шуберта после его смерти, сказал, что Шуберт был «самым поэтичным музыкантом из когда-либо живших». Симфонии Шуберта представляли особый интерес для Антонина Дворжака. Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признали влияние Большой симфонии до мажор. Именно Роберт Шуман, увидев рукопись Большой симфонии до мажор в Вене в 1838 году, обратил на нее внимание Мендельсона, который руководил первым исполнением симфонии в сильно сокращенной версии в Лейпциге в 1839 году. 20 века, такие композиторы, как Рихард Штраус, Антон Веберн, Бенджамин Бриттен, Джордж Крамб и Ганс Зендер отстаивали или воздавали должное Шуберту в некоторых своих работах. Бриттен, опытный пианист, аккомпанировал многим песням Шуберта и исполнил много фортепианных сольных и дуэтов.

Немецкая электронная музыкальная группа Kraftwerk имеет инструментальную пьесу под названием Franz Schubert в их альбоме 1977 года Трансъевропейский экспресс.

Памятные даты

Австрийская серебряная монета номиналом 50 шиллингов, 1978: 150-летие со дня его смерти

В 1897 году 100-летие со дня рождения Шуберта было отмечено в музыкальном мире фестивалями и представлениями, посвященными его Музыка. В Вене было десять дней концертов, и император Франц Иосиф произнес речь, в которой признал Шуберта создателем художественной песни и одним из любимых сыновей Австрии Карлсруэ увидел первая постановка его оперы Fierrabras.

В 1928 году в Европе и США была проведена Неделя Шуберта, приуроченная к столетию со дня смерти композитора. Произведения Шуберта исполнялись в церквях, концертных залах и на радиостанциях. Конкурс с призовым фондом в 10 000 долларов и спонсорством Columbia Phonograph Company был проведен для «оригинальных симфонических произведений, представленных как апофеоз лирического гения Шуберта и посвященных его памяти». Победителем стала шестая симфония Курта Аттерберга.

В кино и на телевидении

Шуберт сыграл персонажа в нескольких фильмах, включая Сон Шуберта. весны (1931), Нежно мои песни умоляют (1933), Серенада (1940), Великое пробуждение (1941), Это только любовь (1947), Франц Шуберт (1953), Das Dreimäderlhaus (1958) и Mit meinen heißen Tränen (1986). Музыка Шуберта также использовалась в многочисленных фильмах пост- немой эпохи, в том числе Уолта Диснея Фантазия (1940), в котором Аве Мария (Д. 839); и биографический фильм Carrington (1995), в котором представлена ​​вторая часть струнного квинтета до мажор (D. 956), а также английская версия The Приключения Майло и Отиса (1989), в котором представлены Серенада и Auf dem Wasser zu singen (D. 774).

Жизнь Шуберта освещена в документальном фильме «Франц Петер Шуберт: Величайшая любовь и величайшая скорбь» Кристофера Нупена (1994) и в документальном фильме «Шуберт - Странник» Андраса Шифф и Миша Скорлер (1997), оба созданы для BBC.

Footnotes

Ссылки

Notes

Источники

Работы Отто Эриха Дойча

Отто Эрих Дойч, работавший в первой половине 20-го века, вероятно, был выдающимся исследователем жизни и музыки Шуберта. Помимо каталога работ Шуберта, он собрал и систематизировал большое количество материалов о Шуберте, некоторые из которых до сих пор находятся в печати.

  • Дойч, Отто Эрих ; Уэйкелинг, Дональд Р. (1995). Тематический каталог Шуберта. Courier Dover Publications. ISBN 978-0-486-28685-3.
  • Deutsch, Отто Эрих (1977). Шуберт: документальная биография. Перевод: Блом, Эрик. Da Capo Press. ISBN 978-0-306-77420-1.
  • Deutsch, Otto Erich (1998) [1958]. Шуберт: Воспоминания его друзей. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816436-4.
  • Шуберт, Франц; Deutsch, Отто Эрих (1928). Письма Франца Шуберта и другие сочинения. Перевод Савиле, Венеция. А. А. Кнопф. ISBN 0-8369-5242-1. OCLC 891887.

Стипендия XIX и начала XX века

Современная наука

  • Ботштейн, Леон (1997). «Контексты: музыкальные, политические, культурные». В Гиббсе, Кристофер Х. (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта. Кембриджские товарищи по музыке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4.
  • Браун, А. Питер (2002). Симфонический репертуар. Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-33487-9.
  • Браун, Морис Джон Эдвин (1983). Новая роща Шуберт. Нью-Йорк: W. W. Norton Company. ISBN 0393016838. OCLC 9398015.
  • Денни, Томас А. (1997). «Оперы Шуберта». В Гиббсе, Кристофер Х. (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта. Кембриджские товарищи по музыке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4.
  • Дойч, Отто Эрих ; и другие. (1978). Франц Шуберт, тематические Verzeichnis seiner Werke в chronologischer Folge. Бэренрейтер. ISBN 978-3-7618-0571-8.
  • Эммонс, Ширли ; Льюис, Уилбур Уоткин (2006). Изучение песни: словарь. Oxford University Press, США. ISBN 978-0-19-515202-9.
  • Ивен, Дэвид (2007). Композиторы вчерашнего дня. Ванкувер: читайте книги. ISBN 978-1-4067-5987-7.
  • Гаммонд, Питер (1982). Шуберт. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-46990-5.
  • Гиббс, Кристофер Х. (1997). «Введение: неуловимый Шуберт». В Гиббсе, Кристофер Х. (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта. Кембриджские товарищи по музыке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4.
  • Гиббс, Кристофер Х. (2000). Жизнь Шуберта. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59512-6.
  • Гиббс, Кристофер Х., изд. (1997). Кембриджский компаньон Шуберта. Кембриджские товарищи по музыке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4.
  • Грэмит, Дэвид (1997). «Музыка, развитие и идентичность в кругу Шуберта». В Гиббсе, Кристофер Х. (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта. Кембриджские товарищи по музыке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4.
  • Гриффель, Л. Майкл (1997). «Оркестровая музыка Шуберта». В Гиббсе, Кристофер Х. (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта. Кембриджские товарищи по музыке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4.
  • Хатчингс, Артур (1967). Церковная музыка в девятнадцатом веке. Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0837196957.
  • Лев, Рэй (1947). Франц Шуберт - Соната для фортепиано № 15 до мажор (Незаконченная); Аллегретто до минор - Рэй Лев, Пианист (78 оборотов в минуту). США: Общество концертного зала. Выпуск B3.
  • Лист, Франц; Саттони, Чарльз (переводчик, участник) (1989). Путешествие художника: Lettres D'un Bachelier ès Musique, 1835–1841 гг.. Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-48510-2. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  • McKay, Elizabeth Norman (1996). Franz Schubert : Биография. Oxford University Press. ISBN 978-0-19-816681-8.
  • Ньюбоулд, Брайан (1999). Шуберт: Музыка и человек. University of California Press. ISBN 0-520-21957-0.
  • Плантинга, Леон (1984). Романтическая музыка: история музыкального стиля в Европе девятнадцатого века. Нортон. ISBN 0-393-95196-0.
  • Рид, Джон (15 августа 1997 г.) The Schubert Song Companion. Manchester University Press. ISBN 978-1-901341-00-3.
  • Шенберг, Гарольд С. (1997). Жития великих композиторов. У.В. Нортон. ISBN 978-0-393-03857-6.
  • Шредер, Дэвид (2009). Наш Шуберт: его непреходящее наследие. Scarecrow Press. ISBN 9780810869271.
  • Смит, Джейн Стюарт; Карлсон, Бетти; Шеффер, Фрэнсис А. (1995). Дар музыки: Great Com позеры и их влияние. Издатели хороших новостей. ISBN 978-0-89107-869-2.
  • Стеблин, Рита (1998). «Отношения Шуберта с женщинами: исторический отчет». В Ньюбулде, Брайан (ред.). Schubert Studies. Ashgate. С. 159–182. ISBN 978-1-85928-253-3.
  • Стеблин, Рита (1998). «В защиту науки и архивных исследований: почему братьям Шуберта разрешили жениться». Современное музыковедение. 62 : 7–17.
  • Сваффорд, Ян (1992). Винтажное руководство по классической музыке. Винтажные книги. ISBN 0-679-72805-8.

Нумерация симфоний

Следующие источники иллюстрируют путаницу вокруг нумерации поздних симфоний Шуберта. Неоконченная симфония си минор издается под номерами 7 и 8, как на немецком, так и на английском языках.

  • Шуберт, Франц (1996). Симфония, № 7, D 759, си минор, Неоконченная (на немецком языке). Bärenreiter. OCLC 39794412.Немецкоязычная публикация партитуры Незаконченной симфонии под номером 7.
  • Schubert, Franz (2008). Симфония № 7 си минор D 759 Неоконченная симфония. Эйленбург Аудио + Серия партитур. Эйленбург. ISBN 978-3-7957-6529-3.Публикация на английском языке партитуры Незаконченной симфонии под номером 7.
  • Шуберт, Франц; Райхенбергер, Тереза ​​(1986). Симфония № 8 си минор, D. 759 Неоконченная (Мягкая обложка). ISBN 978-3-7957-6278-0.Публикация на английском языке партитуры Неоконченной симфонии под номером 8.

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Франц Шуберт.

Записи

Ноты

.

Последняя правка сделана 2021-05-21 03:28:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте