София Асгатовна Губайдулина ( Русский : Софи́я Асгáтовна Губайду́лина, татарка : София Әсгать кызы Гобәйдуллина; родился 24 октября 1931 г.) - татарин -русский композитор.
Губайдулина родилась в Чистополь, Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ныне Республика Татарстан ), Российская СФСР, Советский Союз до этнически смешанная семья, состоящая из волжского татарина отца и этнически русской матери. Ее отец, Асгат Масгудович Губайдулин, был инженером, а мать, Федосия Федоровна (урожденная Елхова), была учительницей. Открыв для себя музыку в 5 лет, Губайдулина погрузилась в композиционные идеи. Во время учебы в Детской музыкальной школе у Рувима Полякова Губайдулина открыла духовные идеи через иудаизм и нашла их в произведениях таких композиторов, как Бах, Моцарт и Бетховен. Губайдулина быстро научилась скрывать свои духовные интересы от родителей и других взрослых, поскольку Советский Союз был против любых религиозных идей. Этот ранний опыт с музыкой и духовными идеями заставил ее рассматривать эти две области мысли как концептуально схожие и объясняет ее более позднее стремление писать музыку, выражающую и исследуя духовно основанные концепции. Она изучала композицию и фортепиано в Казанской консерватории, которую окончила в 1954 году. В Москве она продолжила обучение в консерватории у Николая Пейко до 1959 года, а затем в Шебалина до 1963 года. Лауреат Сталинской стипендии. Ее музыку сочли "безответственной" во время учебы в Советской России из-за исследования альтернативных строев. Однако ее поддержал Дмитрий Шостакович, который, оценивая ее последний экзамен, призвал ее продолжить свой путь, несмотря на то, что другие называли это «ошибочным». Ей разрешили выразить свой модернизм в различных музыкальных произведениях, написанных ею для документальных фильмов, в том числе в постановке 1968 года «На подводных самокатах», 70-миллиметровом фильме, снятом в уникальном широкоэкранном формате Кинопанорама. Она также написала музыку к известному российскому мультфильму «Приключения Маугли » (версия Книги джунглей Редьярда Киплинга).
В середине 1970-х годов Губайдулина основала группу импровизаций на народных инструментах «Астрея» с другими композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году она была занесена в черный список «семерки Хренникова » на Шестом съезде Союза советских композиторов за несанкционированное участие в некоторых фестивалях советской музыки на Западе.
Губайдулина стала более известной за рубежом в начале 1980-х благодаря Гидон Кремер, выступавший за ее скрипичный концерт Offertorium. «Она пришла к международной известности в конце 1980-х». Позже она сочинила дань уважения Т. С. Элиот по тексту из «Четырех квартетов» поэта . В 2000 г. Internationale Bachakademie Stuttgart поручила Губайдулиной, наряду с Тан Дуном, Освальдо Голиевым и Вольфгангом Римом, написать произведение для проекта Passion 2000 в память Иоганна Себастьяна Баха. Ее вкладом были страсти по Иоганну. В 2002 году она последовала за этим произведением Johannes-Ostern («Пасха по Иоанну») по заказу Hannover Rundfunk. Эти два произведения вместе образуют «диптих» о смерти и воскресении Христа, ее самом большом произведении на сегодняшний день. Приглашенная Вальтером Финком, она стала 13-м композитором, участвовавшим в ежегодном Komponistenporträt фестиваля Rheingau Musik Festival в 2003 году, и стала первой женщиной-композитором этой серии. Ее работа «Свет в конце» предшествовала Симфонии № 9 Бетховена в выпускных программах 2005 года. В 2007 году ее второй скрипичный концерт In Tempus Praesens был исполнен на Люцернском фестивале Анн-Софи Муттер. Его создание было показано в фильме Яна Шмидт-Гарре «София - Биография скрипичного концерта».
С 1992 года Губайдулина проживает в Гамбурге, Германия. Она является членом музыкальных академий Франкфурта, Гамбурга и Шведской королевской музыкальной академии.
Для Губайдулиной музыка была бегством от социально-политической атмосферы Советской России. По этой причине она связала музыку с человеческим превосходством и мистическим спиритизмом, который проявляется как стремление души человечества найти свое истинное существо, стремление, которое она постоянно пытается уловить в своих произведениях. Эти абстрактные религиозно-мистические ассоциации по-разному конкретизируются в произведениях Губайдулиной. Губайдулина - набожный член Русской православной церкви. Влияние электронной музыки и импровизационных техник проявляется в ее необычном сочетании контрастных элементов, новых инструментов и использовании традиционных русских народных инструментов в ее сольных и камерных произведениях, таких как De profundis для баяна, Et expecto - Соната для баяна, и In croce для виолончели и органа или баяна. кото, традиционный японский инструмент, представлен в ее работе «В тени дерева», в которой один соло-исполнитель исполняет три разных инструмента - кото, бас-кото и Чанг. Песнь Солнца - это концертно-хоровой гибрид для виолончели, посвященный Мстиславу Ростроповичу. Использование минимально возможных регистров на виолончели открывает новые возможности для инструмента, в то время как ограниченное использование хора также добавляет мистической атмосфере к работе.
Еще одно влияние техники импровизации можно найти в ее увлечении ударными инструментами. Она связывает неопределенный характер ударных тембров с мистическим стремлением и потенциальной свободой человеческого превосходства. В интервью современному британскому композитору Ивану Муди Губайдулина объясняет, как перкуссия используется в ее произведениях, чтобы показать спиритизм. Она говорит:
«... ударные звуки окружены акустическим облаком, облаком, которое невозможно проанализировать. Эти инструменты находятся на границе между осязаемой реальностью и подсознанием, потому что у них есть такая акустика. Их чисто физические характеристики, такие как литавры, мембранофоны и т. д. реагируют на вибрацию кожи или прикосновение к дереву. Они входят в нелогичный слой нашего сознания, они находятся на границе между сознанием и подсознанием ".
Она также была озабочена экспериментами с нетрадиционными методами звукоизвлечения и, как уже упоминалось, с необычными комбинациями инструментов, например, Концерт для фагота и низких струнных (1975), Детто-I - Соната для органа и ударных (1978), Сад радости и печали для флейты, арфы и альта (1980) и Descensio для 3 тромбонов, 3 перкуссионистов, арфы, клавесина / Селесты и Селесты / фортепиано (1981).
Губайдулина отмечает, что оба композитора кому она пережила Этим постоянным поклонником являются J.S. Бах и Веберн. Среди немузыкальных влияний, оказавших значительное влияние, можно выделить Карл Юнг (швейцарский мыслитель и основоположник аналитической психологии) и Николай Александрович Бердяев (русский религиозный философ, чьи произведения были запрещены в СССР, но тем не менее найден и изучен композитором).
Глубоко духовный человек, Губайдулина определяет «re-ligio» как re-legato или как восстановление связи между собой и Абсолютом. Она находит эту связь в художественном процессе и разработала ряд музыкальных символов, чтобы выразить свои идеалы. Она делает это с помощью более узких средств интервальных и ритмических взаимоотношений в пределах основного материала своих работ, стремясь раскрыть глубину и мистику звука, а также в более широком масштабе посредством тщательно продуманной архитектуры музыкальной формы.
Для музыки Губайдулиной характерно использование необычных инструментальных сочетаний. В Эрвартунге сочетает ударные (бонго, гуйрос, храмовые блоки, тарелки и там-тамсы и другие), баян и саксофон квартет.
В мелодическом отношении для Губайдулиной характерно частое использование интенсивных хроматических мотивов, а не длинных мелодических фраз. Она часто рассматривает музыкальное пространство как средство достижения единства с божественным - прямую линию, ведущую к Богу, - конкретно проявляющуюся в отсутствии штрихов в пространстве звука. Она достигает этого за счет использования микрохроматизма (то есть четверти тона) и частого глиссанди, демонстрируя отсутствие «шагов» к божественному. Этому представлению способствует ее крайняя дихотомия, характеризующая хроматическое пространство против диатонического пространства, рассматриваемого как символы тьмы против света и человеческого / мирского против божественного / небесного. Кроме того, использование коротких мотивационных сегментов позволяет ей создавать музыкальное повествование, которое, по-видимому, является открытым и несвязным, а не гладким. Наконец, еще одну важную мелодическую технику можно увидеть в ее использовании гармоник. Когда говорят о ее произведении, радуйтесь! Соната для скрипки и виолончели, поясняет Губайдулина,
Возможность для струнных инструментов извлекать высоту тона разной высоты в одном и том же месте на струне может ощущаться в музыке как переход в другой план существования. И это радость.
Радуйтесь! использует гармоники, чтобы представить радость как возвышенное состояние духовной мысли.
Гармонично музыка Губайдулиной противостоит традиционным тональным центрам и триадным структурам в пользу тональных кластеров и интервального дизайна, возникающего из контрапунктного взаимодействия между мелодическими голосами. Например, в Концерте для виолончели «Детто-2» (1972) она отмечает, что имеет место строгий и прогрессивный интерваллический процесс, в котором начальная часть использует последовательно более широкие интервалы, которые сужаются к последней части.
Ритмически, Губайдулина. придает большое значение тому факту, что временные соотношения не должны ограничиваться локальной конфигурацией; скорее, темпоральность музыкальной формы должна быть определяющей чертой ритмического характера. Как Джерард МакБерни заявляет:
В разговоре она очень старается подчеркнуть, что она не может принять идею (часто возникающую после сериала) ритма или продолжительности как материал пьесы.... Для нее ритм в наши дни является порождающим принципом, как, например, каденция для тональных композиторов классического периода; поэтому он не может быть поверхностным материалом произведения.... [S] он выражает свое нетерпение по поводу Мессиана, чье использование ритмических режимов для создания локальных образов, по ее мнению, ограничивает эффективность ритма как основного формального уровня музыки.
Чтобы С этой целью Губайдулина часто придумывает отношения длительности, чтобы создать временные формы для своих композиций. В частности, она часто использует элементы последовательности Фибоначчи или золотого сечения, в которых каждый последующий элемент равен сумме двух предыдущих элементов (т. Е. 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8 и т. Д.). Эта числовая схема представляет собой сбалансированный характер ее музыки благодаря ощущению умножения клеток между живыми и неживыми субстанциями. Она считает, что эта абстрактная теория является основой ее личного музыкального самовыражения. «Золотое сечение» между разделами всегда ознаменовано каким-либо музыкальным событием, и композитор полностью раскрывает свою фантазию, артикулируя этот момент.
Первая работа, в которой Губайдулина экспериментирует с этой концепцией пропорциональности, - «Восприятие сопрано, баритона и семи струнных инструментов» (1981, ред. 1983–86). 12-я часть, «Montys Tod» («Смерть Монти»), использует ряд Фибоначчи в своей ритмической структуре с количеством четвертных нот в отдельных эпизодах, соответствующих числам из ряда Фибоначчи.
В начале 1980-х она начала использовать последовательность Фибоначчи как способ структурирования формы работы. Последовательность была особенно привлекательной, потому что она обеспечивает основу для композиции, в то же время позволяя форме «дышать». Он играет заметную роль в таких пьесах, как Perception, Im Anfang war der Rhythmus, Quasi hoketus и симфония Stimmen... Verstummen... ). Позже к ее репертуару.
была добавлена серия «Лукас и Евангелист», последовательности, взятые из последовательности Фибоначчи, все фортепианные произведения Губайдулиной относятся к ее более раннему композиторскому периоду и состоит из следующих произведений: «Чакона» (1962), «Соната для фортепиано» (1965), «Музыкальные игрушки» (1968), «Токката-тронката» (1971), «Инвенция» (1974) и фортепианный концерт «Introitus» (1978). Некоторые из названий раскрывают ее интерес к жанрам барокко и влияние И.С. Бах.
Соната для фортепиано посвящена пианисту, которым композитор очень восхищается. Произведение следует классической формальной структуре в трех частях: Allegro (форма сонаты), Adagio и Allegretto. Во всей сонате используются четыре мотива (высоты тона), которые также составляют циклические элементы, на которых построена риторика произведения. Каждому мотиву дано определенное название: «весна», «борьба», «утешение» и «вера».
В первичном тематическом комплексе первой части есть два элемента: (1) тема "свинга", характеризующаяся синкопией и пунктирными ритмами и (2) последовательность аккордов, сопоставляющая малая и мажорная секунда на фоне остинато в левой руке. Более медленная вторичная тема вводит мелодический элемент, связанный с элементом остинато предыдущей темы.
В разделе «Развитие» эти наборы исследуются мелодично, а пунктирная ритмическая фигура приобретает еще большее значение. В резюмировании последовательность аккордов первого тематического комплекса переносится в более высокие регистры, подготавливая код на основе элемента второстепенной темы cantabile, который постепенно расширяется.
Вторая часть переходит в иной выразительный мир. Простая тройная форма с каденцией – AB (каденция ) A, секция B представляет собой акустическое отклонение, поскольку хроматические конфигурации в левой руке, происходящие из секции A, приглушены.
В каденции исполнитель импровизирует в рамках, заданных композитором, предлагая более глубокое исследование секретов звука. Он состоит из двух чередующихся элементов - струн с открытым звучанием, удар пальцами без определения высоты тона и приглушенная артикуляция струн в басовом регистре - разделенных паузами, отмеченными ферматами. Третья часть состоит из 7 эпизодов, в которых происходит непрерывное высвобождение энергии, накопленной во время предыдущего движения.
Два различных аспекта сонаты - движущая сила и медитативное состояние - можно увидеть через архитектуру произведения как изображение креста. Первое движение связано с «горизонтальной» линией, которая символизирует человеческий опыт, а второе движение отражает «вертикальную» линию, которая представляет стремление человека к полной реализации в Божестве. Точка встречи этих двух линий в музыке происходит в конце второй части, и это отражает трансформацию человеческого существа при пересечении этих двух измерений. Третья часть «прославляет вновь обретенную свободу духа».
Губайдулина получила Приз Монако (1987), Премию Франко Аббьяти (1991), Гейдельбергский Künstlerinnenpreis (1991), Государственная премия России (1992), Международная премия имени Кусевицкого (1989 и 1994), Ludwig-Spohr-Preis der Stadt Braunschweig (1995), Kulturpreis des Kreises Pinneberg (1997), Praemium Imperiale в Японии (1998), Sonning Award в Дании (1999), Preis der Stiftung Bibel und Kultur (1999), Goethe-Medaille der Stadt Weimar (2001), Москва «Silenzio» -Preis (2001), Полярная музыкальная премия в Швеции (2002), Большой Крест За заслуги перед Орденом За заслуги перед Федеративной Республикой Германия (2002), Премия Живого Композитора Каннской классической премии 2003 г., Europäischen Kulturpreis (2005 г.), Российская культурная премия "Триумф" (2007 г.), Премия Баха Свободы и Ха. морской город Гамбург (2007 г.) и Почетный приз Московского полка и Международного Совета соотечественников «Земляк года - 2007». В 2011 году она была удостоена почетной степени «Доктор гуманитарных наук» Чикагского университета.
В 2001 году стала почетным профессором Казанской консерватории. В 2005 году она была избрана иностранным почетным членом Американской академии искусств и литературы. В 2009 году она стала почетным доктором Йельского университета.
4 октября 2013 года Губайдулина стала «обладательницей Золотого льва за заслуги перед музыкальной секцией Венецианской биеннале».
Она выиграла BBVA Foundation Frontiers of Премия «Знание» (2016) в категории «Современная музыка». В цитировании жюри высоко оценило «выдающиеся музыкальные и личные качества» русского композитора, «духовность» ее творчества.
27 февраля 2017 года Губайдулина была удостоена звания почетного доктора музыки от Консерватория Новой Англии, в Бостоне.
A более полный список ее музыки к мультипликационным фильмам можно найти на ее профиле на Animator.ru.