Александр Солженицын

редактировать
Русский писатель и историк

Александр Солженицын
Солженицын в 1974 году Солженицын в 1974 году
Родное имяАлександр Исаевич Солженицын
РодилсяСолженицын Александр Исаевич. (1918-12-11) 11 декабря 1918. Кисловодск, Терская область, РСФСР
Умер3 августа 2008 (2008-08-03) (89 лет). Москва, Россия
Род занятий
  • Писатель
  • ессаист
  • историк
Гражданство
Alma materРостовский государственный университет
Известные труды
Знаменитые награды
Супруги
  • Наталья Алексеевна Решетовская (м. 1940; раздел 1952; м. 1957 г.; див. 1972)
  • Наталья Дмитриевна Светлова ​​(m.1973) ​
Дети
Сайт
Солженицын.ru

Александр Исаевич Солженицын (11 декабря 1918 г. - 3 августа 2008 г.) - русский писатель, философ, историк, новеллист и политический заключенный. Солженицын был откровенным критиком Советского Союза и коммунизма и помог повысить осведомленность всего мира о системе советских ГУЛАГ исправительно-трудовых лагерей.

После службы в Красной Армии во время Второй мировой войны он был приговорен к восьми годам заключения в трудовом лагере, а затем ссылке во внутренней ссылке за критику Иосифа Сталина в частном письме. Ему разрешили опубликовать в Советском Союзе только одно произведение - роман Один день из жизни Ивана Денисовича (1962). Хотя реформы, принесенные Никитой Хрущевым освободили его из ссылки в 1956 году, публикации Cancer Ward (1968), август 1914 года, (1971) и Архипелаг ГУЛАГ (1973) за пределами Советского Союза разозлил власти, и Солженицын потерял советское гражданство в 1974 году. Его отправили самолетом в Западную Германию, а в 1976 году он переехал с семьей в Соединенные Штаты, где продолжил написать. Незадолго до распада Советского Союза его гражданство было восстановлено в 1990 году, а четыре года спустя он вернулся в Россию, где оставался до своей смерти в 2008 году.

Он был удостоен награды 1970 Нобелевская премия по литературе «За этическую силу, с которой он преследовал неотъемлемые традиции русской литературы». Его Архипелаг ГУЛАГ был очень влиятельной работой, которая «стала прямым вызовом Советскому государству» и была продана десятками миллионов копий.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Вторая мировая война
    • 1.3 Заключение
    • 1.4 Браки и дети
    • 1.5 После тюрьмы
    • 1.6 Более поздние годы в Советском Союзе
    • 1.7 Изгнание из Советского Союза
    • 1.8 На Западе
    • 1.9 Возвращение в Россию
    • 1.10 Смерть
  • 2 Взгляды на историю и политику
    • 2.1 «Люди забыли Бога»
    • 2.2 О России и евреях
    • 2.3 О постсоветской России
    • 2.4 Критика Запада
    • 2.5 Критика коммунизма
    • 2.6 Голодомор
    • 2.7 Русский национализм
  • 3 Наследие
    • 3.1 В популярных СМИ
      • 3.1.1 Телевизионные документальные фильмы о Солженицыне
  • 4 Опубликованные работы и выступления
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
    • 8.1 Биографии
    • 8.2 Справочные материалы
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы

Солженицын родился в Кисловодске, РСФСР (ныне в г. Ставропольский край, Россия). Его мать Таисия Захаровна (урожденная Щербак) была украинкой, а отец русского происхождения. Ее отец, начав скромный рост, стал богатым землевладельцем, приобретя большое имение на Кубани в северных предгорьях Кавказа. Во время Первой мировой войны Таисия уехала учиться в Москву. Там она познакомилась и вышла замуж за Исаакия Семеновича Солженицына, молодого офицера Императорской Российской Армии казачьего происхождения и уроженца Кавказского региона. Семейное прошлое его родителей ярко воплощено в первых главах августа 1914 года и в более поздних романах Красное колесо.

В 1918 году Таисия забеременела Александром. 15 июня, вскоре после подтверждения ее беременности, Исаакий погиб в результате несчастного случая на охоте. Александра воспитывала овдовевшая мать и тетя в скромных условиях. Первые годы его жизни совпали с гражданской войной в России. К 1930 году семейная собственность была преобразована в колхоз. Позже Солженицын вспоминал, что его мать боролась за выживание и что им приходилось держать в секрете происхождение его отца в старой императорской армии. Его образованная мать (которая никогда больше не выходила замуж) поощряла его литературные и научные знания и воспитывала его в русской православной вере; она умерла в 1944 году.

Еще в 1936 году Солженицын начал разработку персонажей и концепций запланированного эпического произведения о Первой мировой войне и русской революции. В конечном итоге это привело к роману «Август 1914 года»; некоторые главы, которые он написал тогда, сохранились до наших дней. Солженицын изучал математику и физику в Ростовском государственном университете. В то же время он посещал заочные курсы Московского института философии, литературы и истории, в то время сильно идеологические по своему охвату. Как он сам ясно дает понять, он не подвергал сомнению государственную идеологию или превосходство Советского Союза, пока не провел время в лагерях.

Вторая мировая война

Солженицын в качестве офицера красной Армия в 1943 году

Во время войны Солженицын служил командиром дальномерной батареи в Красной Армии, участвовал в крупных действиях на фронте, и был дважды украшен. Он был награжден Орденом Красной Звезды 8 июля 1944 г. за зондирование двух немецких артиллерийских батарей и пристрелку их контрбатарейным огнем, что привело к их уничтожению.

Опубликован ряд статей. в конце его жизни, включая ранний незавершенный роман «Любите революцию!», запишите его военный опыт и растущие сомнения в моральных основах советского режима.

Во время службы артиллерийским офицером в Восточной Пруссии, Солженицын стал свидетелем военных преступлений против местного немецкого гражданского населения со стороны советских военнослужащих. О зверствах Солженицын писал: «Вам хорошо известно, что мы приехали в Германию, чтобы отомстить» за зверства нацистов, совершенные в Советском Союзе. У мирных жителей и стариков отняли скудное имущество, женщин и девочек изнасиловали. Несколько лет спустя, в исправительно-трудовом лагере, он выучил наизусть стихотворение «Прусские ночи » о женщине, изнасилованной до смерти в Восточной Пруссии. В этом стихотворении, описывающем групповое изнасилование польской женщины, которую красноармейцы ошибочно приняли за немку, рассказчик от первого лица комментирует события с сарказмом и сарказмом. ссылается на ответственность официальных советских писателей, таких как Илья Эренбург.

В Архипелаг ГУЛАГ Солженицын писал: «Ничто так не способствует пробуждению в нас всеведения, как настойчивые мысли о собственном. проступки, ошибки, ошибки. После сложных циклов таких размышлений на протяжении многих лет, всякий раз, когда я упоминал бессердечие наших высокопоставленных бюрократов, жестокость наших палачей, я вспоминал себя в погонах моего капитана и передовым маршем моей батареи через Восточную Пруссию, охваченный огнем, и я говорю: «Так было ли нам лучше?»

Тюремное заключение

В феврале 1945 года, во время службы в Восточной Пруссии, СМЕРШ арестовал Солженицына за уничижительные комментарии в частные письма другу, Николаю Виткевичу, о ведении войны Иосифом Сталиным, которого он называл «Хозяином » («начальник») и «Балабосом» (идиш перевод иврита баал ха-баит для «хозяина дома»). Он также вел переговоры с тем же другом о необходимости новой организации для замены советского режима.

Его обвинили в антисоветской пропаганде по статье 58 параграф 10 советского уголовного закона. Кодекса и о «создании враждебной организации» согласно п. 11. Солженицын был доставлен в тюрьму на Лубянке в Москве, где его допросили. 9 мая 1945 года было объявлено, что Германия капитулировала, и вся Москва разразилась торжествами с фейерверками и прожекторами, освещающими небо, в честь победы в Великой Отечественной войне. Из своей камеры на Лубянке Солженицын вспоминал: «Над мордой нашего окна, и из всех остальных камер Лубянки, и из всех окон московских тюрем мы тоже, бывшие военнопленные и бывшие фронтовики. солдаты смотрели на московское небо, украшенное фейерверками и пересеченное лучами прожекторов. В наших камерах не было ни ликования, ни объятий, ни поцелуев для нас. Эта победа была не нашей ». 7 июля 1945 года заочно приговорен особым советом НКВД к восьми годам заключения в трудовом лагере. В то время это был обычный приговор за большинство преступлений по статье 58.

Первая часть наказания Солженицына отбыта в нескольких трудовых лагерях; "средняя фаза", как он позже называл ее, была проведена в шарашке (специальный научно-исследовательский центр Министерства государственной безопасности), где он встретил Льва Копелева, на котором он основал образ Льва Рубина в своей книге Круг первый, опубликованной в самоцензурированной или «искаженной» версии на Западе в 1968 году (английский перевод полной версии был в конечном итоге опубликован Harper Perennial в октябре 2009 г.). В 1950 году его отправили в «Особый лагерь» для политзаключенных. Во время заключения в лагере в городе Экибастуз в Казахстане он работал горняком, каменщиком, мастером литейного производства. Его переживания в Экибастузе легли в основу книги Один день из жизни Ивана Денисовича. Один из его товарищей по политическим заключенным, Ион Морару, вспоминает, что Солженицын некоторое время писал в Экибастузе. Там Солженицыну удалили опухоль. В то время его рак не был диагностирован.

В марте 1953 года, по окончании срока наказания, Солженицын был отправлен в ссылку на всю жизнь в село Бирлик Байдибекского района Южно-Казахстанской области Казахстана (Кок-терекский сельский округ).. Его недиагностированный рак распространялся до тех пор, пока к концу года он не был близок к смерти. В 1954 году ему разрешили лечиться в больнице Ташкента, где его опухоль пошла на ремиссию. Его переживания там легли в основу его романа Раковая палата, а также нашли отражение в рассказе «Правая рука». Именно в течение этого десятилетия заключения и ссылки Солженицын оставил марксизм и развил философские и религиозные позиции своей дальнейшей жизни, постепенно став философски настроенным православным христианином в результате своего опыта в тюрьме и лагеря. Он раскаивался в некоторых своих действиях в качестве капитана Красной Армии и в тюрьме сравнивал себя с преступниками ГУЛАГа. Его трансформация подробно описана в четвертой части книги Архипелаг ГУЛАГ («Душа и колючая проволока»). Повествовательная поэма «Тропа» (написанная без пера и бумаги в тюрьме и лагерях между 1947 и 1952 гг.) И 28 стихотворений, написанных в тюрьме, исправительно-трудовом лагере и ссылке, также являются важным материалом для понимания интеллектуальной и духовной одиссеи Солженицына во время этого период. Эти «ранние» произведения, в значительной степени неизвестные на Западе, были впервые опубликованы на русском языке в 1999 г., а выдержки из них - на английском языке в 2006 г.

Браки и дети

7 апреля 1940 г., когда в университете Солженицын женился на Наталье Алексеевне Решетовской. У них было чуть больше года супружеской жизни, прежде чем он пошел в армию, а затем в ГУЛАГ. Они развелись в 1952 году, за год до его освобождения, потому что жены узников ГУЛАГа потеряли работу или вид на жительство. После окончания изгнания они снова поженились в 1957 году, второй раз развелись в 1972 году.

В следующем году Солженицын женился на своей второй жене, Наталье Дмитриевне Светловой, математике, у которой был сын от недолгого предыдущего брака.. У него и Светловой (1939 г.р.) было трое сыновей: Ермолай (1970), Игнат (1972) и Степан (1973). Приемный сын Солженицына Дмитрий Турин умер 18 марта 1994 года в возрасте 32 лет в своем доме в Нью-Йорке.

После тюрьмы

После Тайной речи Хрущева в 1956 году, Солженицын был освобожден из ссылки и реабилитирован. После возвращения из ссылки Солженицын, преподавая днем ​​в средней школе, проводил ночи, тайно занимаясь писательской деятельностью. В своей речи о вручении Нобелевской премии он написал, что «в течение всех лет до 1961 года я не только был убежден, что никогда не увижу ни одной своей напечатанной строчки за всю свою жизнь, но и почти не осмелился позволить кому-либо из моих близких знакомых. читать все, что написал, потому что боялся, что об этом станет известно ».

В 1960 году в возрасте 42 лет он обратился к Александру Твардовскому, поэту и главному редактору журнала« Новый мир », с рукописью Один день из жизни Ивана Денисовича. Он был опубликован в отредактированном виде в 1962 году с явного одобрения Никиты Хрущева, который защищал его в президиуме Политбюро на слушаниях по вопросу о том, разрешать ли его публикацию, и добавил: «В каждом из них есть сталинист. ты, во мне даже сталинист. Мы должны искоренить это зло ». Книга быстро разошлась и сразу стала хитом. В 1960-е годы, когда было широко известно, что он пишет «Раковые палаты», он одновременно писал «Архипелаг ГУЛАГ». Во время правления Хрущева в школах Советского Союза изучали «Один день из жизни Ивана Денисовича», а также еще три коротких произведения Солженицына, в том числе его рассказ «Дом Матрены », опубликованный в 1963 году. будет последней из его работ, опубликованных в Советском Союзе до 1990 года.

«Один день из жизни Ивана Денисовича» привлек внимание Запада к советской системе тюремного труда. Он произвел такую ​​же сенсацию в Советском Союзе, как и на Западе - не только своим поразительным реализмом и откровенностью, но и потому, что это было первое крупное произведение советской литературы с 1920-х годов на политически окрашенную тему, написанное А. беспартийный, действительно человек, побывавший в Сибири за «клеветническую речь» о вождях, и тем не менее ее публикация была официально разрешена. В этом смысле публикация повести Солженицына была почти неслыханным случаем свободного, безудержного обсуждения политики в литературе. Большинство советских читателей понимали это, но после того, как Хрущев был отстранен от власти в 1964 году, время для таких грубых разоблачительных работ подошло к концу.

Более поздние годы в Советском Союзе

Каждый раз, когда мы говорим о Солженицын как враг советского режима, это как раз совпало с некоторыми важными [международными] событиями, и мы откладываем принятие решения.

Андрей Кириленко, член Политбюро

Солженицын. предпринял безуспешную попытку с помощью Твардовского легально опубликовать в Советском Союзе его роман «Раковый корпус». Для этого требовалось одобрение Союза писателей. Хотя кое-кто это оценил, публикации в конечном итоге отказали в публикации, если только ее не нужно было отредактировать и очистить от подозрительных заявлений и антисоветских инсинуаций.

После смещения Хрущева в 1964 году культурный климат снова стал более репрессивным. Публикация произведений Солженицына быстро прекратилась; как писатель он стал не человеком, и к 1965 году КГБ изъял некоторые из его бумаг, в том числе рукопись «В круге первом». Тем временем Солженицын продолжал тайно и лихорадочно работать над самым известным из всех его произведений - «Архипелагом ГУЛАГ». Захватив рукопись его романа сначала привел его в отчаяние и испуг, но постепенно он понял, что это освободило его от претензий и атрибутов «официально признанного» писателя, чего-то, что было почти второй натурой, но постепенно становилось все более и более неактуально.

После того, как КГБ конфисковало материалы Солженицына в Москве, в 1965–67, подготовительные проекты Архипелаг ГУЛАГ были превращены в законченную машинопись, скрытую в домах его друзей в Эстонская Советская Социалистическая Республика. Александр Солженицын подружился с Арнольдом Суси, юристом и бывшим министром образования Эстонии в камере Лубянки. После завершения подлинный рукописный шрифт Солженицына хранился в Эстонии от КГБ дочерью Арнольда Суси Хели Суси до распада Советского Союза.

В 1969 году Солженицын был изгнан из Союза писателей. В 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе. В то время он не мог получить премию лично в Стокгольме, так как боялся, что его не пустят обратно в Советский Союз. Вместо этого ему было предложено получить приз на специальной церемонии в посольстве Швеции в Москве. Шведское правительство отказалось принять это решение, потому что такая церемония и последующее освещение в СМИ могли расстроить Советский Союз и нанести ущерб шведско-советским отношениям. Вместо этого Солженицын получил свою премию на церемонии в 1974 году после того, как его выслали из Советского Союза.

«Архипелаг ГУЛАГ» составлялся с 1958 по 1967 год. Это был трехтомный труд из семи частей, посвященный советской системе лагерей для военнопленных. Книга основана на опыте Солженицына и показаниях 256 бывших заключенных, а также на собственном исследовании Солженицына по истории российской пенитенциарной системы. В нем обсуждается происхождение системы с момента основания коммунистического режима, когда Владимир Ленин несет ответственность, подробно описываются процедуры допроса, транспортировка заключенных, культура военнопленных, восстания и восстания заключенных, а также практика внутренней ссылки. По словам историка ГУЛАГа Энн Эпплбаум, богатый и разнообразный авторский голос Архипелага ГУЛАГ, его уникальное сочетание личных свидетельств, философского анализа и исторических исследований, а также безжалостное обвинение коммунистической идеологии сделали его одним из самых влиятельные книги 20 века. «Архипелаг ГУЛАГ» продано более тридцати миллионов копий на тридцати пяти языках.

Солженицын (справа) и его давний друг Мстислав Ростропович (слева) на праздновании 80-летия Солженицына

8 августа 1971 года КГБ якобы предприняли попытку убить Солженицына с помощью неизвестного химического агента (скорее всего, рицин ) экспериментальным методом доставки на основе геля. После этой попытки он серьезно заболел, но он выжил.

Хотя «Архипелаг ГУЛАГ» не публиковался в Советском Союзе, он подвергся резкой критике со стороны контролируемой партией советской прессы. В редакционной статье Правды от 14 января 1974 г. Солженицын обвинялся в поддержке «гитлеровцев» и «оправдании преступлений банд власовцев и бандеровцев ». Согласно редакционной статье, Солженицын «задыхался от патологической ненависти к стране, где он родился и вырос, к социалистическому строю и к советским людям».

В этот период его приютил виолончелист Мстислав Ростропович, который сильно пострадал за свою поддержку Солженицына и в конечном итоге сам был вынужден бежать.

Изгнание из Советского Союза

При обсуждении вариантов ведения дел вместе с Солженицыным члены Политбюро сочли его арест и заключение в тюрьму, а также высылку в капиталистическую страну, готовую принять его. Под руководством начальника КГБ Юрия Андропова и после заявления канцлера Западной Германии Вилли Брандта о том, что Солженицын может свободно жить и работать в Западной Германии, было решено: выслать писателя прямо в эту страну.

На Западе

Солженицын с Генрихом Бёллем в [de ], Западная Германия, 1974

12 В феврале 1974 года Солженицын был арестован и на следующий день депортирован из Советского Союза в Франкфурт, Западная Германия, и лишен советского гражданства. КГБ нашло рукопись первой части «Архипелага ГУЛАГ». Военному атташе США Уильяму Одому удалось тайно вывезти значительную часть архива Солженицына, в том числе членский билет автора Союза писателей и его военное свидетельство о Второй мировой войне. Солженицын отдал должное роли Одома в своих мемуарах «Невидимые союзники» (1995).

В Западной Германии Солженицын жил в доме Генриха Бёлля в [de ]. Затем он переехал в Цюрих, Швейцария, прежде чем Стэнфордский университет пригласил его остаться в Соединенных Штатах, чтобы «облегчить вашу работу и разместить вас и вашу семью». Он останавливался в Hoover Tower, части Hoover Institution, прежде чем переехать в Кавендиш, штат Вермонт, в 1976 году. Ему была присвоена почетная литературная степень от Гарвардский университет в 1978 г. и 8 июня 1978 г. он выступил с приветственной речью, осуждая, среди прочего, прессу, бездуховность и традиционные ценности, а также антропоцентризм западной культуры.

19 сентября 1974 года Юрий Андропов одобрил крупномасштабную операцию по дискредитации Солженицына и его семьи и прекратил его связи с советскими диссидентами. План был согласован Владимиром Крючковым, Филиппом Бобковым и Григоренко (начальниками Первого, Второго и Пятого управлений КГБ). В операции участвовали резиденции в Женеве, Лондоне, Париже, Риме и других городах Европы. Среди других активных мер, по крайней мере, три агента СтБ стали переводчиками и секретарями Солженицына (один из них перевел стихотворение Прусские ночи ), информируя КГБ обо всех контактах Солженицына <37.>

КГБ также спонсировал серию враждебных книг о Солженицыне, в первую очередь «мемуары, опубликованные под именем его первой жены Натальи Решетовской, но, вероятно, в основном написанные Сервисом», по словам историка Кристофера Эндрю. Андропов также отдал приказ создать «атмосферу недоверия и подозрительности между Пауком и окружающими его людьми», подпитывая его слухами о том, что все его окружение - агенты КГБ, и всячески обманывая его. Помимо прочего, писатель постоянно получал конверты с фотографиями автомобильных аварий, операций на головном мозге и другими устрашающими иллюстрациями. После преследований КГБ в Цюрихе Солженицын поселился в Кавендише, штат Вермонт, сократил связь с другими людьми и окружил свою собственность забором из колючей проволоки. Его влияние и моральный авторитет на Западе уменьшались по мере того, как он становился все более изолированным и критически относился к западному индивидуализму. Эксперты КГБ и КПСС в конце концов пришли к выводу, что он оттолкнул американских слушателей своими «реакционными взглядами и непримиримой критикой образа жизни США», поэтому никаких дальнейших активных мер не требуется <37.>

В течение следующих 17 лет Солженицын работал над своей театрализованной историей русской революции 1917 года, Красного колеса. К 1992 году было завершено четыре «узла» (части), и он также написал несколько более коротких работ.

Несмотря на то, что Солженицын провел в Соединенных Штатах почти два десятилетия, он не стал свободно говорить по-английски. Однако он читал англоязычную литературу с подросткового возраста, поощряемый матерью. Что еще более важно, ему не нравилась идея стать медиа-звездой и смягчить свои идеи или способы разговора, чтобы они соответствовали телевидению. Предупреждения Солженицына об опасности коммунистической агрессии и об ослаблении моральных устоев Запада в целом были хорошо восприняты в западных консервативных кругах (например, сотрудники администрации Форда Ричард Чейни и Дональд Рамсфелд выступали за Солженицын поручил ему поговорить напрямую с президентом Джеральдом Фордом о советской угрозе) до и параллельно с ужесточением внешней политики, проводимой президентом США Рональдом Рейганом. В то же время либералы и секуляристы стали все более критически относиться к тому, что они считали его реакционным предпочтением русского национализма и русского православия. религия.

Солженицын также резко критиковал то, что он считал уродством и духовной бессодержательностью доминирующей поп-культуры современного Запада, включая телевидение и большую часть популярной музыки: «... человеческая душа жаждет вещей выше, теплее и чище, чем те, которые предлагаются сегодняшними массовыми жизненными привычками... телевизионным ступором и невыносимой музыкой ». Несмотря на свою критику «слабости» Запада, Солженицын всегда ясно давал понять, что восхищается политической свободой, которая была одной из непреходящих сильных сторон западных демократических обществ. В своей важной речи, произнесенной в Международной академии философии в Лихтенштейне 14 сентября 1993 года, Солженицын умолял Запад «не терять из виду свои собственные ценности, свою исторически уникальную стабильность гражданской жизни в условиях верховенства закона - стабильность, достигнутую тяжелым трудом. который дает независимость и пространство каждому частному лицу ».

В серии писем, речей и интервью после своего возвращения в родную Россию в 1994 году Солженицын говорил о своем восхищении местным самоуправлением, которое у него было был свидетелем из первых рук в Швейцарии и Новой Англии. Он «хвалил» разумный и уверенный процесс массовой демократии, при котором местное население решает большинство своих проблем самостоятельно, не дожидаясь решений вышестоящих властей ». Патриотизм Солженицына был обращен внутрь себя.. Он призвал Россию «отказаться от всех безумных фантазий об иностранном завоевании и начать мирный долгий-долгий период восстановления сил», как он выразился в интервью Би-би-си с Янисом Сапицом в 1979 году.

Возвращение в Россию

Александр Солженицын выглядывает из поезда во Владивостоке, лето 1994 года, перед тем как отправиться в путешествие по России. Солженицын вернулся в Россию после почти 20 лет в изгнании.

В 1990 году его советское гражданство было восстановлено, а в 1994 году он вернулся в Россию со своей женой Натальей, которая стала гражданкой США. Их сыновья остались в США (позже в Россию вернулся его старший сын Ермолай). С тех пор и до самой смерти он жил с женой на даче на западе Москвы между дачами, когда-то занятыми советскими лидерами Михаилом Сусловым и Константином Черненко. Стойкий сторонник традиционной русской культуры, Солженицын выразил разочарование в постсоветской России в таких работах, как «Восстановление России», и призвал к созданию сильной президентской республики, уравновешенной энергичными институтами местного самоуправления. Последнее останется его главной политической темой. Солженицын также опубликовал восемь рассказов, состоящих из двух частей, серию созерцательных «миниатюр» или стихотворений в прозе и литературные воспоминания о годах его жизни на Западе «Зерно между жерновами», переведенные и выпущенные в виде двух произведений в рамках Инициатива Солженицына Института Кеннана. Первая, Между двумя жерновами, Книга 1: Очерки изгнания (1974-1978), была переведена Питером Константином и опубликована в октябре 2018 года, вторая, Книга 2: Изгнание в Америке (1978-1994), переведена Клэр Китсон и Мелани. Мура и опубликовано в октябре 2020 года.

Вернувшись в Россию, Солженицын вел телевизионную программу ток-шоу. В конечном итоге его формат состоял в том, что Солженицын произносил 15-минутный монолог дважды в месяц; он был прекращен в 1995 году. Солженицын стал сторонником Владимира Путина, который сказал, что разделяет критический взгляд Солженицына на русскую революцию.

Все сыновья Солженицына стали гражданами США. Один, Игнат, пианист и дирижер. Ермолай работает в московском офисе McKinsey Company, консультационной фирмы по менеджменту, где он является старшим партнером.

Смерть

Президент России Дмитрий Медведев и Многие российские общественные деятели присутствовали на похоронах Солженицына, 6 августа 2008 г.

Солженицын скончался от сердечной недостаточности под Москвой 3 августа 2008 г. в возрасте 89 лет. Отпевание прошло в Донском монастыре, Москва. 6 августа 2008 г. Он был похоронен в тот же день в монастыре в выбранном им месте. Российские и мировые лидеры почтили память Солженицына после его смерти.

Взгляды на историю и политику

«Люди забыли Бога»

Что касается атеизма, Солженицын заявил:

Более полувека назад, когда я был еще ребенком, я вспоминаю, как несколько стариков предлагали следующее объяснение великим бедствиям, постигшим Россию: «Люди забыли Бога; вот почему все это произошло». С тех пор я провел почти 50 лет, работая над историей нашей революции; в процессе я прочитал сотни книг, собрал сотни личных свидетельств и уже внес восемь своих томов в усилия по расчистке завалов, оставленных этим потрясением. Но если бы меня сегодня попросили сформулировать как можно более кратко основную причину разрушительной революции, поглотившей около 60 миллионов наших людей, я бы не смог выразить это точнее, чем повторить: «Люди забыли Бога; вот почему все это произошло ».

О России и евреях

Нафтали Френкель (крайний справа) и глава ГУЛАГа Матвей Берман (в центре) на Беломорско-Балтийском канале работает, июль 1932 г.

Офицер ОГПУ Нафтали Френкель, которого Солженицын идентифицировал как «турецкого еврея, родившегося в Константинополе», изображается как сыгравший важную роль в организации работы в ГУЛАГ. Солженицын утверждал, что Френкель был «нервом Архипелага». В своем эссе 1974 года «Покаяние и самоограничение в жизни народов» Солженицын призвал «русских язычников» и евреев взять на себя моральную ответственность за «отступников» из обеих общин, которые с энтузиазмом создали марксистско-ленинский полицейский штат после Октябрьской революции. В обзоре романа Солженицына «Август 1914» от 13 ноября 1985 г. в The New York Times американский еврейский историк Ричард Пайпс написал: «В каждой культуре есть свой собственный бренд. антисемитизм. В случае с Солженицыным это не расовая принадлежность. Это не имеет ничего общего с кровью. Он определенно не расист; вопрос в основе своей религиозный и культурный. Он имеет некоторое сходство с Федором Достоевским, который был пылким христианином, патриотом и ярым антисемитом. Солженицын, несомненно, находится в тисках российского крайне правого взгляда на революцию, который заключается в том, что это было дело рук евреев ".

В своей книге 1998 года Россия в Крах, Солженицын раскритиковал одержимость российских крайне правых антисемитскими и антимасонскими теориями заговора.

евреями Холокостом выжившим Эли Визель писал, что Солженицын был «слишком умен, слишком честный, слишком смелый, слишком великий писатель », чтобы быть антисемитом.

В 2001 г. Еницын опубликовал двухтомный труд по истории российско-еврейских отношений (Двести лет вместе 2001, 2002). Книга вызвала новые обвинения в антисемитизме. Сходство между двумя столетиями вместе и антисемитским эссе под названием «Евреи в СССР и в будущей России», приписываемым Солженицыну, привело к выводу, что он стоит за антисемитскими отрывками. Сам Солженицын утверждал, что эссе состоит из рукописей, украденных у него, а затем обработанных сорок лет назад. По словам историка Семена Резника, текстологический анализ подтвердил авторство Солженицына.

В постсоветской России

Солженицын с Владимиром Путиным

В некоторых из его более поздних политических В таких работах, как «Восстановление России» (1990) и «Россия в коллапсе» (1998), Солженицын критиковал олигархические эксцессы новой российской демократии, одновременно выступая против любой ностальгии по советскому коммунизму. Он защищал умеренный и самокритичный патриотизм (в отличие от крайнего национализма ), призывал местное самоуправление к свободной России и выражал озабоченность судьбой 25 миллионов этнических русских в "" ближнее зарубежье "бывшего Советского Союза.

Солженицын отказался принять высшую награду России, Орден Святого Андрея, в 1998 году. Позднее Солженицын сказал: «В 1998 году это была самая низкая точка страны, когда люди были в нищете;... Ельцин объявил меня высшим государственным орденом. Я ответил, что не могу получить награду от правительства, которое привело Россию в такое тяжелое положение ". В интервью 2003 года Джозефу Пирсу Солженицын сказал: «Мы выходим из коммунизма самым неудачным и неудобным способом. Было бы трудно разработать путь выхода из коммунизма хуже, чем тот, который был

В интервью 2007 года для Der Spiegel Солженицын выразил разочарование тем, что «смешение слов советского и русского», против которого он так часто выступал в 1970-х годах, не ушел из жизни на Западе, в бывших социалистических странах или в бывших советских республиках. Старшее политическое поколение в коммунистических странах не готово к покаянию, в то время как новое поколение с радостью выражает недовольство и обвинения, рассматривая нынешнюю Москву [как] удобную мишень. Они ведут себя так, как будто героически освободили себя и ведут новую жизнь сейчас, в то время как Москва остается коммунистической. Тем не менее, я осмеливаюсь [на ] надеюсь, что эта нездоровая фаза скоро закончится, что все народы, у которых Пройдя через коммунизм, я пойму, что коммунизм виноват в горьких страницах их истории ».

20 сентября 2000 года Солженицын встретился с новоизбранным президентом России Владимиром Путиным. В 2008 году Солженицын похвалил Путин сказал, что Россия заново открыла для себя, что значит быть русским. Солженицын также похвалил президента России Дмитрия Медведева как «хорошего молодого человека», способного принять вызовы, с которыми сталкивается Россия.

Критика Запада

Оказавшись в Соединенных Штатах, Солженицын резко критиковал Запад. В своей вступительной речи в Гарвардском университете в 1978 году Солженицын сказал: «Но члены США антивоенное движение оказалось причастным к предательству дальневосточных народов, геноциду и страданиям, которым сегодня подверглись 30 миллионов человек. Слышат ли эти убежденные пацифисты стоны оттуда? »

Солженицын критиковал союзников за то, что они не открыли новый фронт против нацистской Германии на западе в начале мировой войны. II. Это привело к советскому господству и контролю над народами Восточной Европы. Солженицын утверждал, что западные демократии, по-видимому, мало заботятся о том, сколько человек погибло на Востоке, если они могут быстро и безболезненно положить конец войне на Западе. В своей вступительной речи в Гарвардском университете в 1978 году он назвал Соединенные Штаты духовно слабыми и погрязшими в вульгарном материализме. Американцы, по его словам, говоря по-русски через переводчика, страдали от " «упадок мужества» и «отсутствие мужественности». По его словам, немногие были готовы умереть за свои идеалы. Он осудил как правительство Соединенных Штатов, так и американское общество за его «поспешную» капитуляцию в войне во Вьетнаме Он критиковал музыку страны как невыносимую и обратился к его беспрепятственной прессе, обвинив его в нарушении конфиденциальности. Он сказал, что Запад ошибся, оценивая другие цивилизации своей собственной моделью. Обвиняя советское общество в отрицании справедливого правового обращения с людьми, он также обвинял Запад в том, что он слишком законнический: «Общество, основанное на букве закона и никогда не достигающее более высоких уровней, очень редко пользуется преимуществами высокого уровня человеческого возможности ". Солженицын также утверждал, что Запад ошибся, «отрицая автономный характер [русской культуры] и поэтому никогда не понимал его».

Солженицын критически относился к расширению НАТО на восток к границам России. В 2006 году Солженицын обвинил НАТО в попытке поставить Россию под свой контроль; он утверждал, что это было заметно из-за его «идеологической поддержки« цветных революций »и парадоксального навязывания интересов Северной Атлантики Центральной Азии». В интервью 2006 года Der Spiegel он заявил: «Это было особенно болезненно в случае с Украиной, страной, близость которой к России определяется буквально миллионами семейных уз между нашими народами, родственниками, живущими по разные стороны национальной границей. Одним ударом эти семьи могут быть разорваны новой разделительной линией, границей военного блока ».

Солженицын раскритиковал вторжение в Ирак в 2003 году и обвинил Соединенными Штатами «оккупации» Косово, Афганистана и Ирака.

Критика коммунизма

Памятник Александру Солженицыну в Москве Памятник, посвященный Солженицыну в Бродница в Польше

Солженицын подчеркнул значительно более деспотический характер советского тоталитарного режима по сравнению с Российской Империей Дом Романовых. Он утверждал, что в Имперской России не практиковалась настоящая цензура в стиле советского Главлита, что политических заключенных обычно не принуждали в трудовые лагеря, и что количество политических заключенных и ссыльных составляла лишь одна десятитысячная от всех в Советском Союзе. Он отметил, что царская тайная полиция, или охрана, присутствовала только в трех крупнейших городах, а не в Российской Императорской Армии.

Памятная серебряная монета достоинством 2 рубля с образ Александра Солженицына

Незадолго до своего возвращения в Россию Солженицын произнес речь в Ле-Люк-сюр-Булонь, посвященная 200-летию Вандейского восстания. Во время своего выступления Солженицын сравнил ленинских большевиков с партией якобинцев времен Французской революции. Он также сравнил вендейских повстанцев с русскими, украинскими и казачьими крестьянами, восставшими против большевиков, говоря, что оба они были безжалостно уничтожены революционным деспотизмом. Однако он заметил, что, хотя французское царство террора закончилось свержением якобинцев и казнью Максимилиана Робеспьера, его советский эквивалент продолжал ускоряться. до хрущевской оттепели 1950-х гг.

Согласно Солженицыну, русские не были правящей нацией в Советском Союзе. Он считал, что вся традиционная культура всех этнических групп в равной степени угнеталась в пользу атеизма и марксизма-ленинизма. Русская культура подвергалась даже большему подавлению, чем любая другая культура в Советском Союзе, поскольку режим боялся этнических восстаний среди русских христиан больше, чем среди любой другой национальности. Следовательно, утверждал Солженицын, русский национализм и православная церковь должны рассматриваться не как угроза со стороны Запада, а скорее как союзники.

В «Восстановлении России», эссе, впервые опубликованное в 1990 году в Комсомольской правде Солженицын призывал Советский Союз предоставить независимость всем неславянским республикам, которые, по его утверждению, подрывают российский народ, и призвал создание нового славянского государства, объединившего Россию, Украину, Беларусь и части Казахстана, которые он считал русифицированными.

Голодомор

30 июня 1975 г. Солженицын выступил перед AFL – CIO в Вашингтоне, округ Колумбия, в котором он упомянул, как система, созданная большевиками в 1917 г. вызвали десятки проблем в Советском Союзе. Он описал, как эта система была ответственна за Голодомор : «Это была система, которая в мирное время искусственно создавала голод, в результате которого в 1932 и 1933 годах на Украине погибло 6 миллионов человек». После этого он заявил, что «они погибли на самом краю Европы. А Европа этого даже не заметила. Мир этого даже не заметил - 6 миллионов человек!» Вопреки этому более раннему утверждению, Солженицын 2 апреля 2008 г. высказал мнение в Известиях, что голод 1930-х годов на Украине ничем не отличался от российского голода 1921 года, поскольку оба были вызваны безжалостным ограблением крестьяне по большевистским хлебозаготовкам. Он утверждал, что «провокационные крики о« геноциде »зародились в умах украинских шовинистов десятилетия спустя, которые также яростно настроены против« москалей ». Писатель предупредил, что у заявления о геноциде есть свои шансы быть принятым Западом из-за общего западного незнания истории России и Украины.

Русский национализм

Солженицын был ярым националистом, утверждая, что советская культура "подавляла" традиционную русскую и украинскую культуру, и призывал к созданию единого славянского государства, включающего Россию, Украину и Беларусь, и был ярым противником независимости Украины. Он также придерживался ряда панславянских и даже монархических взглядов. По словам Уильяма Харрисона, «его исторические произведения проникнуты стремлением к идеализированной царской эпохе, когда, казалось бы, все было радужно. Он искал убежища в мечтательном прошлом, где, как он считал, построено единое славянское государство (Российская империя). на православных основах предоставили идеологическую альтернативу западному индивидуалистическому либерализму ».

Наследие

Центр Александра Солженицына в Вустере, Массачусетс, продвигает автора и размещает официальный англоязычный сайт, посвященный ему.

В популярных СМИ

Солженицын является героем песни «Mother Russia (Renaissance song) » британской прогрессив-рок группы Renaissance (группа).

Философия Солженицына играет ключевую роль в фильме 2012 года Облачный Атлас, где персонаж, ранее остававшийся в неведении и подчиненном, получил незаконное образование и показан читающим и цитирующим его работы.

Телевизионные документальные фильмы о Солженицын

В октябре 1983 г., Frenc h литературный журналист Бернард Пивот дал часовое телеинтервью с Солженицыным в своем сельском доме в Вермонте, США. Солженицын обсудил свое творчество, эволюцию своего языка и стиля, свою семью и свои взгляды на будущее - и заявил о своем желании вернуться в Россию при жизни, а не только для того, чтобы увидеть, как его книги в конечном итоге будут напечатаны там. Ранее в том же году у Солженицына несколько раз брали интервью у двух британских журналистов, Бернарда Левина и Малкольма Маггериджа.

. В 1998 году российский режиссер Александр Сокуров снял четырехкратный фильм. часть телевизионного документального фильма Беседы с Солженицыным (Диалоги с Солженицыным ). Документальный фильм, снятый в доме Солженицына, отражает его повседневную жизнь и его размышления о русской истории и литературе.

В декабре 2009 года российский канал Россия К транслировал документальный фильм французского телевидения L'Histoire Secrète de l'Archipel du Goulag (Тайная история архипелага ГУЛАГ), составленная Жаном Крепу и Николасом Милетичем и переведенная на русский язык под названием Тайная история «Архипелага ГУЛАГ» (Тайная история «Архипелага ГУЛАГ»). Документальный фильм освещает события, связанные с созданием и публикацией Архипелага ГУЛАГ.

Опубликованные работы и выступления

Примечания

Ссылки

Источники

Внешнее видео
значок видео Презентация Д.М. Томаса об Александре Солженицыне: век его жизни, 19 февраля 1998 г., C-SPAN
  • Ericson, Edward E. Jr.; Климофф, Алексис (2008). Душа и колючая проволока: знакомство с Солженицыным. Книги ISI. ISBN 978-1-933859-57-6.
  • Эриксон, Эдвард Э. младший; Махони, Дэниел Дж, ред. (2009). Читатель Солженицына: новые и важные сочинения, 1947–2005. ISI Books.
  • Криза, Элиза (2014) Александр Солженицын: икона холодной войны, автор ГУЛАГа, русский националист? Исследование западного восприятия его литературных произведений, исторических интерпретаций и политических идей. Штутгарт: Ibidem Press. ISBN 978-3-8382-0589-2
  • Муди, Кристофер (1973). Солженицын. Эдинбург: Оливер и Бойд. ISBN 978-0-05-002600-7.
  • Скаммелл, Майкл (1986). Солженицын: Биография. Лондон: Паладин. ISBN 978-0-586-08538-7.
  • Томас, Д.М. (1998). Александр Солженицын: век его жизни. Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина. ISBN 978-0-312-18036-2.

Дополнительная литература

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Александр Солженицын
Викимедиа У Commons есть средства массовой информации, связанные с Александром Солженицыным.
Последняя правка сделана 2021-06-10 20:09:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте