Оливье Мессиан

редактировать
Французский композитор, органист и орнитолог (1908–1992)

Пожилой, лысеющий мужчина с зачесанными волосами назад, в костюме. Он смотрит в камеру. Оливье Мессиан в 1986 году

Оливье Эжен Проспер Шарль Мессиан (UK :,US :, французский: ; 10 декабря 1908 г. - 27 апреля 1992 г.) был французским композитором, органистом и орнитологом, одним из композиторов 20 века. Его музыка ритмически сложна; гармонично и использует мелодически он использует систему, которую он назвал режимами ограниченной транспозиции, которую он абстрагировал от системных материалов, порожденных его ранними композициями и импровизацией. Он писал музыку для камерных ансамблей и оркестра, вокала, а также для сольного органа и фортепиано, а также экспериментировал с использованием новых электронных инструментов, разработанных в Европе еще при его жизни.

Он много путешествовал и писал произведения, различные различные влияния, начиная от японской музыки, пейзажи Брайс-Каньона в Юте и жизни Св. Франциск Ассизский. Он сказал, что воспринимал цвета, когда слышал выступ музыкальные аккорды (явление, известное как синестезия в его буквальном проявлении); По его словам, сочетания этих цветов были важны в его композиционном процессе. В течение короткого периода времени Мессиан экспериментировал с параметрами, используя «тотальным сериализмом», в этой области его часто называют новатором. Его стиль впитал в себя многие мировые музыкальные влияния, такие как индонезийский гамелан (настроенная перкуссия часто занимает видное место в его оркестровых произведениях).

Мессиан поступил в Парижскую консерваторию в возрасте 11 лет, и его преподавали Поль Дюкас, Морис Эммануэль, Шарль-Мари. Видор и Марсель Дюпре и другие. В 1931 году он был назначен органистом в Эглиз де ла Сент-Трините, Париж, и занимал этот пост до своей смерти. Он преподавал в Schola Cantorum de Paris в течение 1930-х годов. При падении Франции в 1940 году Мессиан время взят в плен, за это он составил свой Quatuor pour la fin du temps («Квартет конца времен») для четырех доступных инструментов - фортепиано, скрипки, виолончели и кларнета. Впервые пьеса была исполнена Мессианом и другими заключенными перед аудиторией из сокамерников и тюремных охранников. Он был назначен профессором гармонии вскоре после его освобождения в 1941 году и профессором композиции в 1966 году в Парижской консерватории; эти должности он занимал до выхода на пенсию в 1978 году. Среди его многих выдающихся учеников Яннис Ксенакис, Джордж Бенджамин, Александр Гёр, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Мён- Вун Чанг и Ивонн Лориод, ставшая его второй женой.

Он нашел пение птиц увлекательным, записывая песни птиц по всему миру и включив в свою музыку транскрипции пения птиц. Его новаторское цветное использование, его концепция использования между временем и музыкой, а также пения птиц - вот те черты, которые делают музыку Мессиана особенной.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Молодежь и учеба
    • 1.2 La Trinité, La jeune France и война Мессиана
    • 1.3 Тристан и сериализм
    • 1.4 Птичья песня и 1960-е
    • 1.5 Преображение, Каньоны, Святой Франциск и не только
  • 2 Музыка
    • 2.1 Западные художественные влияния
    • 2.2 Цвет
    • 2.3 Симметрия
      • 2.3.1 Время
      • 2.3.2 Шаг
    • 2.4 Время и ритм
    • 2.5 Гармония
    • 2.6 Птичья песня
    • 2.7 Сериализм
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Фильмы
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Прослушивание

Биография

Молодежь и учеба

Студийный портрет. Стоит молодой человек, скрестив руки; у него темные волосы, он одет в темный эдвардианский костюм, белую рубашку с закругленными воротниками и темный галстук. Справа от него на деревянной скамье сидит молодая женщина; у нее темные длины средней длины, на ней белая блузка и длинная белая юбка. Она держит молодого светловолосого мальчика в легкой тунике с расклешкой юбкой и вышивкой на шее, темных сапогах и коротких носках. В правой руке он держит трость. Пустая банка из-под краски лежит на боку у его ног. На заднем плане - колоннада и облака в классическом романтическом стиле. Мессиан с матерью и отцом в 1910 году

Оливье-Эжен-Проспер-Шарль Мессиан родился 10 декабря 1908 года в Авиньон, Франция, в литературную семью. Он был старшим из двух сыновей Сесиль Соваж, поэтессы, и Пьера Мессиана, учителя английского языка с фермы около Вервик-Зюд, который перевел пьесы Уильяма Шекспира на французском языке.. Мать Мессиана опубликовала серию стихотворений «L'âme en bourgeon» («Будущая душа»), последний главу «Tandis que la terre tourne» («Когда Земля вращается»), в которых говорится о ее нерожденном сыне. Позже Мессиан сказал, что эта последовательность стихов глубоко повлияла на него, и он назвал ее проро для его будущей артистической карьеры.

В разгар Первой мировой войны Пьер Мессиан записался в армию, и Сесиль забрала их двух мальчиков, чтобы жить с братом. в Гренобле. Там Мессиан увлекся драмой, он читал Шекспира своему брату с помощью самодельного игрушечного театра с полупрозрачными задними из старых целлофановых оберток. В это время он также принял римско-католическую верующих. Позже Мессиан почувствовал себя как дома в Альпах Дофине, где у него был построен дом к югу от Гренобля, где он сочинил большую часть своей музыки.

Он брал уроки игры на фортепиано, уже преподавая сам играть. Его интересовала недавняя музыка французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля, и он попросил оперные вокальные партии партии партитур в качестве рождественских подарков. Он также копил, чтобы купить партитуры, и одним из них был Эдвард Григ Пер Гюнт, чьи «прекрасные норвежские мелодические строки со вкусом народной песни... дали мне любовь к мелодии. "Примерно в это же время он начал сочинять. В 1918 году он вернулся с войны, и семья переехала в Нант. Он продолжал уроки музыки; один из его учителей, Жеан де Гибон, дал ему партитуру из оперы Дебюсси Пеллеас и Мелизанда, которую Мессиан назвал «ударом молнии» и «вероятно, самым решающим на меня». В следующем году Пьер Мессиан получил должность преподавателя в Париже.>в 1919 году, в возрасте 11 лет.

Группа из десяти юношей и трех девушек в платьях начала 20 века окружает пожилого мужчину с седеющими волосами и бородой. Справа некоторые из группы склоняются над столом с открытыми нотами. В класс композиции Поля Дюка в Парижской консерватории, 1929. Мессиан сидит крайним справа; В центре стоит Дюкас.

В консерватории Мессиан добился отличных академических успехов. в возрасте 15 лет, он был удостоен второй премии по гармонии, обучаясь этому предмету у профессора Жана Галлона. В 1925 году он получил первую премию по игре на фортепиано с аккомпанементом, а в 1926 году получил первую премию по игре фуга. риса Эммануэля он получил вторую премию по истории музыки в 1928 году. Пример Эммануэля пробудил интерес к древнегреческим ритмам и экзотическим ладам. Проявив импровизационные навыки игры на фортепиано, Мессиан изучал орган у Марселя Дюпре. Мессиан получил первую премию по игре на органе и импровизации в 1929 году. После года изучения композиции у Шарля-Мари Видора осенью 1927 года он поступил в класс только что назначенного Поля Дюка. Мать Мессиана умерла от туберкулёза незадолго до начала урока. Несмотря на свое горе, он возобновил учебу, и в 1930 году Мессиан получил первую премию по композиции.

Еще был студентом, он написал свои первые опубликованные произведения - свои восемь Прелюдий для фортепиано (более ранние Le banquet céleste было опубликовано). Они демонстрируют использование Мессианом своих ограниченных приложений и палиндромных (Мессиан назвал эти не ретроградными ритмами ). Его публичный дебют состоялся в 1931 году с оркестровой сюитой Les offrandes oubliées. В том же году он впервые услышал группу гамелана, пробудившую у него интерес к использованию настроенных ударных.

La Trinité, La jeune France и война Мессиана

Церковь XIX века во французском стиле, из светлого камня, с центральной башней с закругленной вершиной и меньшими башнями, расположенными сзади слева и справа. Église de la Sainte-Trinité, Париж, где Мессиан был титулярным органистом в течение 61 года

Осенью 1927 года Мессиан поступил на курсы органа Дюпре. Позже Дюпре писал, что Мессиан, никогда не видевший органной консоли, сидел спокойно в течение часа, пока Дюпре объяснял и затем демонстрировал инструмент, а вернулся через неделю, чтобы сыграть Иоганна Себастьяна Баха Фантазию до минор на впечатляющем уровне. С 1929 года Мессиан регулярно заменяет Эглиз де ла Сент-Трините в Париже органиста Шарля Куфа, который в то время был болен. Пост стал вакантным в 1931 году, когда умер Куеф, и Дюпре, Шарль Турнемир и Видор среди других поддержали кандидатуру Мессиана. Его официальное заявление включало рекомендательное письмо от Видора. Назначение было подтверждено в 1931 году, и он оставался органистом церкви более шестидесяти лет. Он также занял пост в Schola Cantorum de Paris в начале 1930-х годов. В 1932 году он написал Apparition de l'église éternelle для органа.

Он женился на скрипачке и композиторе Клэр Дельбос также в 1932 году. Их брак вдохновил его на оба произведения для исполнения («Темы и вариации для скрипки и фортепиано в год, когда они поженились») и для написания произведений, посвященных их семейному счастью, включая цикл песен Стихи для Ми в 1936 году, который он организовал в 1937 году. Ми - ласковое прозвище Мессиана для его жены. В 1937 году у них родился сын Паскаль. Брак обернулся трагедией, когда Дельбос потеряла память после операции в конце Второй мировой войны. Она провела остаток своей жизни в психиатрических больницах.

В 1936 году вместе с Андре Жоливе, Даниэлем-Лесуром и Ивом Бодрие, Мессиан сформировал группу La jeune France («Молодая Франция»). Их манифест безоговорочно атаковал легкомыслие, преобладающее в современной парижской музыке, и отверг «Le coq et l'arlequin» Жана Кокто 1918 года в пользу «живой музыки, имеющей импульс импульсности, щедрости и искренней добросовестности». Карьера Мессиана вскоре вышла из этой полемической фазы.

Оливье Мессиан в 1937 году

В ответ на заказ на произведение для сопровождения световодных шоу на Сене во время Парижской выставки, в 1937 году Мессиан применил его интерес к использованию ondes Martenot, электронный инструмент, при составлении Fêtes des belles eaux для ансамбля из шести человек. Он включил партию для инструмента в несколько своих сочинений. В этот период он сочинил несколько сочинений для многодетального органа. Он аранжировал свою оркестровую сюиту L'ascension («Вознесение») для органа, заменив третью часть оркестровой версии совершенно новой частью Transports de joie d'une âme devant la gloire du Christ qui est la sienne («Экстаз души перед славой Христа, которая принадлежит душе ») (Об этом звуке слушайте ). Он также содержит обширные циклы La Nativité du Seigneur («Рождество Господне») и Les corps glorieux («Славные тела»).

В разгар Второй мировой войны. Мессиан был призван во французскую армию. Из-за плохого зрения он был зачислен в качестве помощника врача, а не действующего бойца. Он был схвачен в Вердене, доставлен в Герлиц в мае 1940 года и заключен в Шталаг VIII-A. Среди своих сокамерников он встретил скрипача, виолончелиста и кларнетиста. Он написал для них трио, которые постепенно включаются в свой Quatuor pour la fin du temps («Квартет конца времен»). Квартет впервые был исполнен в январе 1941 года перед аудиторией заключенных и тюремных охранников, когда композитор сыграл на пианино в плохом состоянии в холодных условиях. Таким образом, вынужденный самоанализ и размышления о лагерной жизни принесли свои плоды в один из признанных шедевров классической музыки ХХ века. «Конец времени» в названии отсылает к Апокалипсису, а также к тому, как Мессиан с помощью ритма и гармонии использовал время совершенно иначе, чем его предшественники и современники.

Идея Европейского центра образования и культуры «Место встречи Music Messiaen» на территории Stalag VIII-A для детей и молодежи, художников, музыкантов и всех жителей региона, возникшая в декабре 2004 года, была предоставлена ​​при участии Мессиана. вдова как совместный проект муниципальных округов Германии и Польши, который был окончательно завершен в 2014 году.

Тристан и сериализм

Вскоре после освобождения из Герлица в мае 1941 года Мессиан был назначен профессор гармонии в Парижской консерватории, где он преподавал до выхода на пенсию в 1978 году. Он составил свой мюзикл Technique de mon langage («Техника моего музыкального языка»), опубликованный в 1944 году, в котором он цитирует набор примеров из своей музыки, в частности Квартет. Хотя ему было только за тридцать, ученики описывают его как выдающего учителя. Среди его первых учеников были композиторы Пьер Булез и Карел Гойвертс. Среди других учеников были Карлхайнц Штокхаузен в 1952 г., Александр Гёр в 1956–57, Тристан Мурай в 1967–72 и Джордж Бенджамин в конце 1970-х. Греческий композитор Яннис Ксенакис был передан ему в 1951 году; Мессиан обвинал Ксенакиса использовать в области математики и архитектуры его знания в области математики и архитектуры.

В 1943 году Мессиан написал Visions de l'Amen («Видения аминь») для двух фортепиано. для Ивонн Лориод и его самого. Vingt regards sur l'enfant-Jésus («Двадцать взглядов на Иисуса»). Опять же для Лориода он написал Trois petites liturgies de la présence Divine для женского хора и оркестра, включает сложную сольную фортепианную партию.

Через два года после Visions de l'Amen Мессиан написал цикл песен Harawi, первое из трех произведений, вдохновленных легендой о Тристане и Изольде. Вторая из этих работ в области спины была создана по заказу Сергея Кусевицкого. Мессиан заявлено, что комиссия не уточняла продолжительность работы или размер оркестра. Это была десятичастная Турангалила-Симфония. Это не обычная симфония, а, скорее, расширенное размышление о радости человеческого сообщества и любви. Он не содержит сексуальной вины, присущей Тристану и Изольде Рихарда Вагнера, потому что Мессиан считал, что сексуальная любовь - это божественный дар. Третьей пьесой, вдохновленной мифом о Тристане, были речаты Cinq для двенадцати певцов без сопровождения, описанные Мессианом как находящиеся под следующими alba из трубадуров. Мессиан посетил Соединенные Штаты в 1949 году, где его музыкой дирижировали Кусевицкий и Леопольд Стокски. Его «Турангалила-симфония» впервые была исполнена в США в 1949 году под управлением Леонарда Бернстайна.

Мессиана, который преподавал анализ в Парижской консерватории. В 1947 году он преподавал (и выступал с Лориодом) две недели в Будапеште. В 1949 году он преподавал в Тэнглвуде. С лета 1949 г. он преподавал в классах летней музыкальной школы в Дармштадте. Хотя он не использовал технику двенадцати тонов, после трех лет обучения анализу двенадцатитонных партитур, включая работы Арнольда Шенберга, он экспериментировал со способами создания гамм из других элементов. (включая продолжительность, артикуляцию и динамику) аналогично хроматической шкале тона. Результатом этих нововведений стал «Mode de valeurs et d'intensités» для фортепиано (из Quatre études de rythme ), который был ошибочно описан как первое произведение «тотального сериализма ». Влияние на самых первых европейских композиторов-сериалов, включая Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена. В этот период он также экспериментировал с musique concrète, музыкой для записанных звуков. 306>

Когда в 1952 году Мессиана попросили предоставить образец для тестирования флейтистов Парижской консерватории, он сочинил пьесу «Мерль нуар для флейты и фортепиано», хотя он давно был очарован пением птиц, и птицы появлялись в некоторых из его ранних работ (например, La Nativité, Quatuor и Vingt regards), пьеса для флейты была полностью основана на песне черный дрозда.

Он вывел это развитие на новый уровень в своей оркестровой работе 1953 года Réveil des oiseaux - ее материал почти полностью с остоит из птичьего пения, которое можно услышать с полуночи до полудня в Юре. С этого периода Мессианил пение птиц во все свои композиции и написал несколько произведений, для которых птицы являются названием, так и предметом (например, сборник из тринадцати пьес для фортепиано Catalog d'oiseaux, завершенный в 1958 году. и La fauvette des jardins 1971 г.). Поль Гриффитс заметил, что Мессиан был более сознательным орнитологом, чем любой предыдущий композитор, и более музыкальным наблюдателем пения птиц, чем любой предыдущий орнитолог.

Маленькая птичка, сидящая на ветке дерева с ограничениями. Низ птицы светлый, спина и крылья темно-коричневые. Клюв темно-коричневый. садовая камышевка предоставила название и большую часть материала для «La fauvette des jardins» Мессиана.

Первая жена Мессиана умерла в 1959 году после продолжительной болезни, а в 1961 году он женился на Лориоде. Он начал много путешествовать, посещать музыкальные мероприятия, искать и записывать песни более экзотических птиц в дикой природе. Лориод помогала своему мужу детально изучать пение птиц во время прогулки с ним, делая магнитофонные записи для дальнейшего использования. В 1962 году он посетил Японию, где Гагаку и театр Но вдохновили оркестровые «зарисовки» sept haïkaï, представленные стилизованные имитации японских инструментов.

В музыке Мессиана к этому времени отстаивал, среди прочего, Пьер Булез, который запрограммировал первые на своих концертах мюзикла Domaine и на фестивале Донауэшинген. Выполненные работы включали Réveil des oiseaux, Chronochromie (заказанный для фестиваля 1960 года) и Couleurs de la cité céleste. Последняя пьеса является результатом заказа композиции для трех тромбонов и трех ксилофонов ; Мессиан добавил к этому еще больше медных духовых, духовых, ударных и фортепиано и определил ксилофон, ксилоримба и маримба, а не три ксилофона. Другое произведение этого периода, Et exspecto resurrectionem mortuorum, было заказано в память о погибших во время двух мировых войн и было исполнено сначала в частном порядке в Сент-Шапель, затем публично в Шартрском соборе с Шарлем де Голлем в аудитории.

Его репутация как композитора продолжала расти, и в 1959 году он был назначен офицером Légion d'honneur. В 1966 году он был официально назначен профессором композиции в Парижской консерватории, хотя фактически преподавал композицию в течение многих лет. Другие награды включали избрание в Institut de France в 1967 г. и Академию изящных искусств в 1968 г., Премию Эразма в 1971 г., присуждение Королевское филармоническое общество Золотая медаль и Музыкальная премия Эрнста фон Сименса в 1975 году, Премия Соннинга (высшая музыкальная награда Дании) в 1977 году, Приз Вольфа in Arts в 1982 г. и вручение Круа де Командор бельгийского Ордена Короны в 1980 г.

Преображение, каньоны, Святой Франциск и не только

Следующим произведением Мессиана было масштабное произведение Преображение Собора Сеньора Иисуса Христа. Композиция занимала его с 1965 по 1969 год, и в его состав входили 100-голосный десятичастный хор, семь сольных инструментов и большой оркестр. Его четырнадцать движений представляют собой размышления над историей Преображения Христа . Вскоре после его завершения Мессиан получил заказ от Алисы Талли за работу, посвященную США. двухсотлетие. Он организовал визит в США весной 1972 года и был вдохновлен Брайс-Каньоном в Юте, где он наблюдал отличительные цвета каньона и пение птиц. Результатом стала оркестровая пьеса сдвенадцатью частями Des canyons aux étoiles..., впервые исполненная в 1974 году в Нью-Йорке.

ondes Martenot, электронный инструмент, для которого Мессиан включил партию в несколько сочинений: оркестр его оперы Сен-Франсуа д'Ассиз включает три из них

В 1971 году его попросили сочинить пьесу для Парижской оперы.. Неохотно взявшись за такой крупный проект, в 1975 году его уговорили принять заказ и начать работу над своим Сен-Франсуа д'Ассиз. Композиция была интенсивной (он же написал свое либретто ) и занимала его с 1975 по 1979 год; оркестровка проводилась с 1979 по 1983 год. Мессиан предпочитал описывать финальное произведение как «спектакль», а не оперу. Впервые она была исполнена в 1983 году. Некоторые комментаторы в то время думали, что операционная система станет его прощальной песней (временами так считал сам Мессиан), но он продолжал сочинять. В 1984 году он опубликовал крупный сборник органных произведений Livre du Saint Sacrement; Среди других произведений - пьесы для фортепиано соло и сочинения для фортепиано с оркестром.

Летом 1978 года Мессиан ушел из консерватории. В 1987 году ему было присвоено высшее звание Почетного легиона, Гран-Круа. Операция помешала его участию в праздновании его 70-летия в 1978 году, но в 1988 году в честь 80-летия Мессиана было дано полное выступление в Лондоне. Королевский фестивальный зал Св. Франсуа, который композитор посетил, и публикация Эрато семнадцати компакт-дисков с музыкой Мессиана, включая диск композитора в беседе с Клод Самуэль.

, несмотря на сильную боль в конце жизни (потребовавшую повторную операцию на спине)), он смог выполнить заказ Нью-Йоркского филармонического оркестра Эклер сюр l'au-delà..., премьера которого состоялась через шесть месяцев после его смерти. Он умер в Париже 27 апреля 1992 года.

Просматривая свои бумаги, Лориод обнаружил, что в последние месяцы своей жизни он сочинял концерт четырем музыкантам, которому он был особенно благодарен, а именно: виолончелистке Мстиславу Ростроповичу, бобу Хайнцу Холлигеру и флейтистке Катерине Кантин (отсюда и название Concert à quatre). Четыре из пяти запланированных перемещений были практически завершены; Ивонн Лориод взяла на себя оркестровку второй половины первой части и всей четвертой по совету Джорджа Бенджамина. Его премьера состоялась в сентябре 1994 года.

Музыка

Музыка Мессиана была как выходящая за рамки западной описательной традиции, хотя и выросла из этой традиции и находясь под ее местной. Большая часть его результатов отрицает западные условности поступательного движения, развития и диатонического гармонического разрешения. Отчасти это связано с симметрией его техники - например, режимы ограниченных допусков не допускают обычных каденций, встречающихся в западной классической музыке.

A page from a printed musical score. The tempo marking is "Presque vif", and the orchestration is for wind, strings and percussion instruments. Пример 1. Страница из экзотических произведений Уазо. Он иллюстрирует использование Мессианом древних и экзотических ритмов (в ударных в нижней части партитуры «Asclepiad » и «Sapphic » - древнегреческие ритмы, а Nibçankalila - деци-тала. От Шарргадевы). Это также показывает точность Мессиана в записи пения птиц: идентифицированные здесь птицы - это смеющийся дрозд (garralaxe à huppe blanche) в медных и духовых инструментах., а иволга (troupiale des vergers) играла на ксилофоне.

Его юношеская любовь к сказочному элементу Шекспира стала прообразом его поздних проявлений католической литургии. Мессиан не интересовался такими аспектами богословия, как грех ; скорее он сосредоточился на теологии радости, божественной любви и искупления.

Мессиан постоянно развивал новые техники композиции, всегда интегрируя их в свой существующий музыкальный стиль; его работы все еще сохраняют использование последних улучшенных транспозиций. Для многих комментаторов это постоянное развитие сделало каждую крупную работу, начиная с Quatuor, сознательное обобщение всего, что Мессиан сочинил к тому времени. Простыми примерами являются внедрение коммуникативного языка в медитации, изобретение нового ударного инструмента (геофон ) для Des canyons aux etoiles..., и свобода от какой-либо свободы. синхронизации с основным пульсом отдельных частей в некоторых эпизодах пения птиц в «Св. Франсуа Ассизского ».

Помимо открытия новых техник, Мессиан изучал и впитывал иностранную музыку, в том числе древнегреческие ритмы, индуистские ритмы (он столкнулся со списком Шарангадевы из 120 ритмических единиц, деко-талей), балийский и явный гамелан, пение птиц и японская музыка (см. Пример 1, в он он древнегреческие и индуистские ритмы.

В то время он показал важную роль в академическом исследовании своих методов (он показал два трактата : последний из пяти томов был практически завершен на момент его смерти и был опубликован посмертно), и сам был мастером музыки ана лизис, он считал определение и изучение техник достижения интеллектуальных эстетических и эмоциональных целей.

Мессиан написал большую часть музыки для фортепиан. образом, Мессиан утверждал, что музыкальное произведение должно оцениваться по трем критериям: оно должно быть интересным, красивым для прослушивания и должно быть трогать слушателя. о. Несмотря на то, что он сам был выдающимся пианистом, ему, несомненно, помогали потрясающая фортепианная техника Ивонн Лориод и ее способность передавать сложные ритмы и ритмические комбинации; в своих фортепианных произведениях, начиная с Visions de l'Amen, он имел в виду ее. Мессиан сказал: «Я могу сделать себе величайшие эксцентричности, потому что для нее все возможно».

Западное художественное влияние

Развитие французской музыки оказало большое влияние на Мессиана, особенно музыка Клода Дебюсси и его использование шкалы полных тонов (которую Мессиан называл Режимом 1 в своих режимах ограниченной транспозиции). Мессиан редко использовал полнотонную шкалу в своих композициях, потому что, по его словам, после Дебюсси и Дюка «нечего было добавить», но все используемые им лады одинаково симметричны.

Мессиан очень восхищался музыкой Игоря Стравинского, использование особого ритма в более ранних произведениях, таких как Весна священная, и его использование оркестровой музыки. цвет. На него также повлияло оркестровое великолепие Эйтора Вилья-Лобоса, который жил в Париже в 1920-х годах и давал там знаменитые концерты. Среди клавишников Мессиан выделил Жан-Филиппа Рамо, Доменико Скарлатти, Фредерика Шопена, Дебюсси и Исаака Альбениса. Он любил музыку Модеста Мусоргского и включал различные модификации, что он называл «M-образным» мелодическим мотивом из Бориса Годунова Мусоргского, хотя он модифицировал последний интервал в этом мотиве из совершенный четвертый до тритона (Пример 3).

Мессиан испытал дальнейшее влияние сюрреализм, как видно из названий некоторых из фортепианных прелюдий (Un reflet dans le vent..., «Отражение на ветру») и в некоторых изображений его стихов (он публиковал стихи как предисловия к определенным произведениям, например Les offrandes oubliées).

Цвет

Цвет лежит в основе музыки Мессиана. Он считал, что такие термины, как «тональный », «модальный » и «серийный», вводят в заблуждение для аналитического удобства. Для него не было ни модальных, ни тональных, ни серийных композиций, только музыка с цветом или без цвета. Он сказал, что Клаудио Монтеверди, Моцарт, Шопен, Рихард Вагнер, Мусоргский и Стравинский - все писали ярко окрашенную музыку.

В некоторых партитурах Мессиана он отмечал цвет в музыке (особенно в Couleurs de la cité céleste и Des canyons aux étoiles...) - цель состоит в том, чтобы помочь дирижеру в интерпретации, а не указать, какие цвета должен испытать слушатель. Важность цвета связана с синестезией Мессиана, которая, по его словам, заставляла его ощущать цвета, когда он слышал или представлял музыку (он сказал, что не воспринимает цвета визуально). В своем многотомном трактате по теории музыки «Traité de Rrythme, de couleur, et d'ornithologie» («Трактат о ритме, цвете и пении птиц») Мессиан описал цвета определенных аккордов. Его описания оцениваются от простых («золото и коричневый») до очень подробных («сине-фиолетовые камни, усыпанные маленькими серыми кубиками, кобальтово-синий, глубокий берлинский синий, подчеркнутый немного фиолетово-пурпурным, золотым, красным и т. Рубин и звезды» Сине-фиолетовый преобладает ").

Когда его спросили, какое влияние Мессиан оказал на композиторов, Джордж Бенджамин сказал:" Я думаю, что чистый... цвет имеет был был настолько влиятельным,... вместо того, чтобы быть декоративным, [Мессиан показал, что цвет] мог быть структурным, фундаментальным,... основным языком музыки ».

Симметрия

Многие из композиционных техников Мессиана использовали симметрию времени и высоты звука.

Время

A fragment of printed piano music in 3/4 time, the upper stave is marked "ppp" and "expressif", the lower is marked "mf". Пример 2. Первый такт фортепианной прелюдии, Мгновенные настройки. самый р анних своих работ Мессиан использовал не ретроградные (палиндромные) ритмы (Пример 2). Иногда он сочетает ритмы с гармоническими элементами таким образом, если бы процесс повторялся бесконечно, музыка в конечном итоге проходила через все возможные перестановки и возвращалась к своей исходной точке. Для Мессиана в этом заключалась «прелесть невозможности» этих процессов. Он когда-либо представлял бы любой такой процесс, как позволяющий передавать слушателям взгляды на что-то вечное. В первой части Quatuor pour la fin du temps фортепьяно и виолончель вместе пейзаж ранним примером.

Pitch

Мессиан использовал режимы, которые он назвал режимами ограниченной транспозиции. Они выделяются как группы нот, которые могут быть транспонированы только на полтона ограниченное количество раз. Например, полнотонная шкала (режим 1 Мессиана) существует только в двух транспозициях: C – D – E – F♯ – G♯ – A♯ и D ♭ –E ♭ –F – G – A – B. Мессиан отвел эти лады от гармонии своих импровизаций и ранних работ. Музыка, написанная с использованием этих режимов, избегает традиционных диатонических гармонических последовательностей, поскольку, например, режим 2 Мессиана (идентичный октатонической шкале, используемой также другими композиторами) разрешает именно доминирующие септаккорды, тонизирующие режим не содержит.

Время и ритм

Фрагмент нотной нотной записи с одним нотным станом и без нот. Пример 3. Отрывок из Танца будущего, для нескольких звуков из Quatuor pour la fin du temps. Он иллюстрирует использование Мессианом аддитивных ритмов - в этом примере добавление непарных полутрясений (шестнадцатая нота ) к лежащему в основе дрожащему импульсу (восьмая нота ) и удлинение финальной дрожи за счет добавления из точки. Он иллюстрирует использование того, что Мессиан называл мотивом Бориса М (последние пять нот отрывка).

Помимо использования нереверсивного ритма и индуистских decî-tâlas, Мессиан также сочинял «добавочные» "ритмы. Это включает в себя небольшое удлинение отдельных нот или интерполяцию короткой ноты в другой обычный ритм (см. Пример 3), или сокращение или удлинение каждой ноты ритма на ту же продолжительность (добавление полуквавера к каждой ноте в ритме при ее повторе, для пример). Это привело к тому, что Мессиан использовал ритмические ячейки, которые нерегулярно чередуются между двумя и тремя единицами, процесс, который также происходит в «Весне священной» Стравинского, которым восхищался Мессиан.

Фактор, который способствует развитию Мессиана. Прерывание общепринятого восприятия времени в его музыке - это чрезвычайно медленные темпы, которые он часто указывает (пятая часть Louange à l'eternité de Jésus из Quatuor фактически получила обозначение темпа бесконечности). Мессиан также использовал концепцию «хроматических длительностей», например, в его Soixante-quatre durées из Livre d'orgue (Об этом звуке слушать ), который построен, по словам Мессиана, «64 хроматических длительности от 1 до 64 демисемиквавера [тридцать секундные ноты] - вложены в группы по 4 человека, от концов к центру, вперед и назад попеременно - рассматриваются как ретроградный канон. Все люди наполняются пением птиц ».

Гармония

A fragment of printed piano music, labelled with the French word Loriot. The music is marked Bien modéré with a tempo of 100 quaver (quarter-note) beats per minute, "san sourd" on the upper stave and "coulé, doré" on the lower. Пример 4. Песня золотой иволги из Le loriot, часть Catalog d'oiseaux. Пение птиц, играемое левой рукой пианиста (отмеченное на нижнем нотоносце), обеспечивает основные ноты, а более тихие гармонии, сыгранные правой рукой (на верхнем нотоносце), изменяют их тембр.

В дополнение к гармоничному использованию звука В режимах ограниченной транспозиции он назвал гармонический ряд как физический феномен, который придает аккордам контекст, который, по его мнению, отсутствует в чисто последовательной музыке. Примером гармонического использования Мессианом этого явления, которое он назвал «резонансом», являются последние два такта его первой фортепианной прелюдии, La colombe («Голубь»): аккорд построен из гармоник основной основной ноты E.

В связи с этим использованием резонанса, Мессиан также сочинял музыку, в которой самая низкая или основная нота сочетается с более высокими нотами или аккордами, играемыми намного тише. Эти более высокие ноты, далекие от того, чтобы восприниматься как обычная гармония, функционируют как гармоники, которые изменяют тембр основной ноты, как смесь стопов на органе. Примером может служить песня золотой иволги в Le loriot из Catalog d'oiseaux для фортепиано соло (Пример 4).

В использовании обычных диатонических аккордов Мессиан часто выходил за рамки их исторически обыденных коннотаций (например, его частое использование добавил шестой аккорд в качестве разрешения ).

Птичья песня

Пение птиц очаровывало Мессиана с раннего возраста, и в этом он нашел поддержку со стороны своего учителя Дукаса, который, как сообщается, призывал своих учеников «слушать птиц». Мессиан включил стилизованное пение птиц в некоторые из своих графических сочинений (включая L'abîme d'oiseaux из Quatuor pour la fin du temps), интегрируя их в свой звуковой мир с помощью таких приемов, как режим ограниченного транспозиции и окраски аккордов, и с «Le réveil des oiseaux». »Этот процесс достижения зрелости, целое произведение было построено из пения птиц: по сути, это припев для оркестра.» То же самое можно сказать и о «Эподе», пятиминутной шестой Chronochromie, которая указывает на восемь скрипок, каждую каждую. из которых играет свое пение птиц. Мессиан записал виды птиц с помощью музыки в партитуре (примеры 1 и 4). Произведения - это не простые транскрипции; даже произведения с чисто птичьими названиями, такие как Catalog d'oiseaux и Fauvette des jardins, представьте себе поэмы в тонах, передающие пейзаж, его краски и атмосферу.

Сериализм

Для некоторых композиций Мессиан создал гаммы продолжительности, атаки и тембра, аналогичные хроматической шкале высоты тона. Он выразил недовольство исторической важностью, придаваемой одной из этих работ, Mode de valeurs et d'intensités, музыковедами, намеревающимся приписать ему изобретение «тотального сериализма».

Позже Мессиан представил то, что он назвал «коммуникативный язык», «музыкальный алфавит» для кодирования предложений. Впервые он применил эту технику в своих «Медитациях на мистере Святой Трините» для органа; где «алфавит» включает мотивы для понятий «иметь», «быть» и «Бог», а в предложениях закодированы характерные фрагменты из сочинений Св. Фома Аквинский.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Баннистер, Питер (2013). «Оливье Мессиан (1908–1992)». В Андерсоне, Кристофер С. (ред.). Органная музыка ХХ века. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781136497902.
  • Бенитес, Винсент П. (2008). Оливье Мессиан: Справочник по исследованиям и информации. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-97372-4.
  • Брун, Зиглинд (2007). Размышления Мессиана о завете и воплощении: музыкальные символы веры в двух великих фортепианных циклах 1940-х годов. Хиллсдейл, штат Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 978-1-57647-129-6.
  • Брун, Зиглинд (2008a). Мессианское толкование святости и троицы. Отголоски средневекового богословия в оратории, органной медитации и опере. Хиллсдейл, штат Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 978-1-57647-139-5.
  • Брун, Зиглинд (2008b). Исследования Мессиана любви и смерти. Музыкально-поэтическое значение в трилогии Тристана и трех связанных песенных циклах. Хиллсдейл, штат Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 978-1-57647-136-4.
  • Дингл, Кристофер (2007). Жизнь Мессиана. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-63547-9.
  • Дингл, Кристофер (2013). Последние произведения Мессиана. Берлингтон, ВТ: Ashgate. ISBN 9780754606338.
  • Дингл, Кристофер; Симеоне, Найджел, ред. (2007). Оливье Мессиан: музыка, искусство и литература. Олдершот: Ашгейт. ISBN 978-0-7546-5297-7.
  • Гиллок, Джон (2009). Исполнение органной музыки Мессиана: 66 мастер-классов. Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-35373-3.
  • Гриффитс, Пол (1985). Оливье Мессиан и музыка времени. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-1813-5.
  • Гриффитс, Пол (2001). «Мессиан, Оливье (Эжен Проспер Шарль)». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove. Oxford Music Online (второе изд.). Лондон: Macmillan Publishers. doi : 10.1093 / gmo / 9781561592630.article.18497.
  • Гриффитс, Пол ; Николс, Роджер (2002). «Мессиан, Оливье (Эжен Проспер Шарль)». В Латаме (ред.). Оксфордский компаньон музыки (новое изд.). Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198662129.
  • Хеллер, Карин (2010). «Оливье Мессиан и кардинал Жан-Мари Люстигер». В Шентоне, Эндрю (ред.). Мессиан-теолог. Фарнем: Ашгейт. ISBN 9780754666400.
  • Хилл, Питер, изд. (1995). Спутник Мессиана. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-17033-1.
  • Хилл, Питер ; Симеоне, Найджел (2005). Мессиан. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10907-5.
  • Хилл, Питер ; Симеоне, Найджел, ред. (2007). Оливье Мессиан: oiseaux exotiques. Олдершот: Ашгейт. ISBN 9780754656302.
  • Крафт, Дэвид (2013). Пение птиц в музыке Оливье Мессиана. Лондон: Arosa Press. ISBN 978-1477517796.
  • Матосян, Нурица (1986). Ксенакис. Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 1-871082-17-X.
  • Попл, Энтони (1998). Мессиан: Quatuor pour la fin du temps. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521585385.
  • Ришин, Ребекка (2003). На конец времен: История квартета Мессиана. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-4136-6.
  • Сэмюэл, Клод (тр. Э. Томас Гласов) (1994). Оливье Мессиан: Музыка и цвет: Беседы с Клодом Самуэлем. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-67-5.
  • Шентон, Эндрю (2008). Система знаков Оливье Мессиана: примечания к пониманию его музыки. Олдершот: Ашгейт. ISBN 978-0-7546-6168-9.
  • Шентон, Эндрю (2010). Мессиан Богослов. Олдершот: Ашгейт. ISBN 978-0-7546-6640-0.
  • Шерлоу Джонсон, Роберт (1975). Мессиан. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-02812-0.
  • Симеоне, Найджел (2009). «Un oeuvre simple, solennelle...». В Шентоне, Эндрю (ред.). Мессиан-теолог. Фарнем: Ашгейт. ISBN 9780754666400.

Дополнительная литература

  • Баггеч, Мелоди Энн (1998). Английский перевод книги Оливье Мессиана «Traite de Rythme, de Couleur, et d'Ornithologie» Норман: Университет Оклахомы.
  • Баркер, Томас (2012). «Социальная и эстетическая ситуация религиозной музыки Оливье Мессиана: Симфония Турангалилы». Международный обзор эстетики и социологии музыки 43/1: 53–70.
  • Бенитес, Винсент П. (2000). «Творческое наследие: Мессиан как учитель анализа». Симпозиум музыки колледжа. 40 (2000): 117–39. JSTOR 40374403.
  • Бенитес, Винсент П. (2001). «Организация презентаций и драматический дизайн в Сен-Франсуа д'Ассизе Оливье Мессиан». Доктор философии, Блумингтон: Университет Индианы.
  • Бенитес, Винсент П. (2002). «Одновременный контраст и аддитивный дизайн в опере Оливье Мессиана« Сен-Франсуа д'Ассиз »». Теория музыки онлайн 8.2 (август 2002 г.). Теория музыки онлайн
  • Бенитес, Винсент П. (2004). «Аспекты гармонии в поздней музыке Мессиана: исследование аккордов транспонированных инверсий на той же басовой ноте». Журнал музыковедческих исследований 23, вып. 2: 187–226.
  • Бенитес, Винсент П. (2004). «Повествование о духовном путешествии Святого Франциска: референтные структуры питча и символические образы в« Святом Франсуа Ассизском »Оливье Мессиана». В Познанских исследованиях оперы под редакцией Мацея Яблонски, 363–411.
  • Бенитес, Винсент П. (2008). «Мессиан как импровизатор». Голландский журнал теории музыки 13, вып. 2 (май 2008 г.): 129–44.
  • Бенитес, Винсент П. (2009). «Переосмысление Мессиана как сериалиста». Музыкальный анализ 28, №№ 2–3 (2009): 267–99 (опубликовано 21 апреля 2011 г.)
  • Бенитес, Винсент П. (2010). «Мессиан и Аквинский». В Мессиане Богослове, под редакцией Эндрю Шентона, 101–26. Олдершот: Ашгейт.
  • Бойвин, Жан (1993). "Класс Мессиан: Историческое воссоздание, влияние". Кандидат наук. дисс. Монреаль: Политехническая школа, Монреаль.
  • Босуэлл-Курк, Лилиза (2001). «Религиозные произведения Оливье Мессиана во время войны и их неоднозначный прием во Франции (1941–1946)». Кандидат наук. дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
  • Брюн, Зиглинд (2007). Размышления Мессиана о завете и воплощении: музыкальные символы веры в двух великих фортепианных циклах 1940-х годов. Хиллсдейл, штат Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 978-1-57647-129-6.
  • Брун, Зиглинд (7 июля 2008 г.). Мессианское толкование святости и троицы: отголоски средневекового богословия в оратории, органных медитаций и опере. Размерность и разнообразие, нет. 10. (1-е изд.). Хиллсдейл, штат Нью-Йорк: Pendragon Press. п. 229. ISBN 978-1576471395. OCLC 227191541.
  • Бернс, Джеффри Филлипс (1995). «Пересмотр способов ограниченного транспонирования Мессиана». М.М. дипломная работа, Мэдисон: Университет Висконсин-Мэдисон.
  • Чеонг Вай-Лин (2003). «Аккордные таблицы Мессиана: упорядочивание беспорядка». Темп 57, вып. 226 (октябрь): 2–10.
  • Чеонг Вай-Лин (2008). «Neumes и греческие ритмы: прорыв в пении птиц Мессиана». Acta Musicologica 80, вып. 1: 1–32.
  • Дингл, Кристофер (2013). Заключительные произведения Мессиана. Фарнем, Великобритания: Ashgate. ISBN 9780754606338.
  • Фэллон, Роберт Джозеф (2005). «Мимесис Мессиана: язык и культура стилей птиц». Кандидат наук. дисс. Беркли: Калифорнийский университет, Беркли.
  • Фэллон, Роберт (2008). «Птицы, звери и бомбы в мессе Мессиана времен холодной войны». Журнал музыковедения 26, вып. 2 (Весна): 175–204.
  • Феста, Пол (2008). Боже мой: Мессиан в ухе неверующего. Сан-Франциско: Книги Ничего не запрещайте.
  • Голеа, Антуан (1960). Rencontres avec Olivier Messiaen. Париж: Джульярд.
  • Хардинк, Джейсон М. (2007). «Мессиан и Плэнчант». D.M.A. дисс. Хьюстон: Университет Райса.
  • Харрис, Джозеф Эдвард (2004). "Musique coloree: Синестетическая корреспонденция в творчестве Оливье Мессиана". Кандидат наук. дисс. Эймс: Университет Айовы.
  • Хилл, Мэтью Ричард (1995). «Взгляд Мессиана на тишину как выражение католической веры». D.M.A. дисс. Мэдисон: Университет Висконсина, Мэдисон.
  • Лэйкок, Гэри Энг Йео (2010). «Переоценка музыкального языка Оливье Мессиана с 1917 по 1935 год». Кандидат наук. дисс. Блумингтон: Университет Индианы, 2010.
  • Лукезе, Дайан (1998). "Медленная музыка Оливье Мессиана: взгляд на вечность во времени". Кандидат наук. дисс. Эванстон: Северо-Западный университет
  • МакГиннис, Маргарет Элизабет (2003). «Игра на полях: Мессиан, музыка и внемузыкальное». Кандидат наук. дисс. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.
  • Нельсон, Дэвид Лоуэлл (1992). «Анализ распевных парафраз Оливье Мессиана». 2 тт. Кандидат наук. дисс. Эванстон: Северо-Западный университет
  • Нгим, Алан Джеральд (1997 г.). "Оливье Мессиан как пианист: исследование темпа и ритма на основе его записей Visions de l'amen". D.M.A. дисс. Корал-Гейблс: Университет Майами.
  • Петерсон, Ларри Уэйн (1973). «Мессиан и ритм: теория и практика». Кандидат наук. дисс. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл
  • Пуспита, Амелия (2008). «Влияние балийского гамелана на музыку Оливье Мессиана». D.M.A. дисс. Цинциннати: Университет Цинциннати
  • Реверди, Мишель (1988). L'uvre pour orchester d'Olivier Messiaen. Париж: Альфонс Ледюк. ISBN 2-85689-038-5.
  • Ришин, Ребекка (2006). На конец времен: История квартета Мессиана (Новое изд.). Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-7297-8.
  • Шульц, Роб (2008). «Мелодический контур и не ретроградная структура в пении птиц Оливье Мессиана». Теория музыки Спектр 30, вып. 1 (Весна): 89–137.
  • Шентон, Эндрю (1998). «Невысказанное слово:« коммуникабельный язык »Оливье Мессиана». Кандидат наук. дисс. Кембридж: Гарвардский университет.
  • Шентон, Эндрю (2008). Знаковая система Оливье Мессиана. Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0754661689.
  • Шентон, Эндрю, изд. (2010). Мессиан Богослов. Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0754666400.
  • Шолль, Роберт (2008). Мессианские исследования. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83981-5.
  • Симеоне, Найджел (2004). «'Chez Messiaen, tout est priére': Назначение Мессиана в Trinité». Мюзикл Таймс 145, вып. 1889 (зима): 36–53.
  • Симеоне, Найджел (2008). «Мессиан, Кусевицкий и США». Мюзикл Таймс 149, вып. 1905 (зима): 25–44.
  • Уамсли, Стюарт (1975). Органная музыка Оливье Мессиана (Новое изд.). Париж: Альфонс Ледюк. OCLC 2911308; LCCN 77-457244.
  • Валлийский Ибанез, Дебора (2005). Цвет, тембр и резонанс: изменения в использовании ударных инструментов Оливье Мессиана в период с 1956 по 1965 год. D.M.A. дисс. Корал-Гейблс: Университет Майами
  • Чжэн, Чжун (2004). Этюд сольных фортепианных произведений Мессиана. Кандидат наук. дисс. Гонконг: Китайский университет Гонконга.

Фильмы

  • Явление вечной церкви - фильм Пола Фесты 2006 года об отклике 31 артиста на музыку Мессиана.
  • Мессиан в 80 лет (1988 г.)). Режиссер Сью Кнуссен. Запись в базе данных BFI.
  • Olivier Messiaen et les oiseaux (1973). Режиссеры Мишель Фано и Дениз Туаль.
  • Оливье Мессиан - Хрустальная литургия (2007 [дата выпуска DVD]). Режиссер Оливье Милль.
  • Оливье Мессиан: Работы (1991). DVD, на котором Мессиан исполняет «Импровизации» на органе в Парижской Троицкой церкви.
  • Шоу Саут-Бэнк: Оливье Мессиан: Музыка веры (1985). Режиссер Алан Бенсон. Запись в базе данных BFI.
  • Квартет Конца Времен, с Ансамблем Морского Ансамбля Президента, Фильм Х. Пола Муна

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Оливье Мессиан.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Оливье Мессиан

Прослушивание

Последняя правка сделана 2021-06-01 10:44:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте