Оливье Эжен Проспер Шарль Мессиан (UK :,US :, французский: ; 10 декабря 1908 г. - 27 апреля 1992 г.) был французским композитором, органистом и орнитологом, одним из композиторов 20 века. Его музыка ритмически сложна; гармонично и использует мелодически он использует систему, которую он назвал режимами ограниченной транспозиции, которую он абстрагировал от системных материалов, порожденных его ранними композициями и импровизацией. Он писал музыку для камерных ансамблей и оркестра, вокала, а также для сольного органа и фортепиано, а также экспериментировал с использованием новых электронных инструментов, разработанных в Европе еще при его жизни.
Он много путешествовал и писал произведения, различные различные влияния, начиная от японской музыки, пейзажи Брайс-Каньона в Юте и жизни Св. Франциск Ассизский. Он сказал, что воспринимал цвета, когда слышал выступ музыкальные аккорды (явление, известное как синестезия в его буквальном проявлении); По его словам, сочетания этих цветов были важны в его композиционном процессе. В течение короткого периода времени Мессиан экспериментировал с параметрами, используя «тотальным сериализмом», в этой области его часто называют новатором. Его стиль впитал в себя многие мировые музыкальные влияния, такие как индонезийский гамелан (настроенная перкуссия часто занимает видное место в его оркестровых произведениях).
Мессиан поступил в Парижскую консерваторию в возрасте 11 лет, и его преподавали Поль Дюкас, Морис Эммануэль, Шарль-Мари. Видор и Марсель Дюпре и другие. В 1931 году он был назначен органистом в Эглиз де ла Сент-Трините, Париж, и занимал этот пост до своей смерти. Он преподавал в Schola Cantorum de Paris в течение 1930-х годов. При падении Франции в 1940 году Мессиан время взят в плен, за это он составил свой Quatuor pour la fin du temps («Квартет конца времен») для четырех доступных инструментов - фортепиано, скрипки, виолончели и кларнета. Впервые пьеса была исполнена Мессианом и другими заключенными перед аудиторией из сокамерников и тюремных охранников. Он был назначен профессором гармонии вскоре после его освобождения в 1941 году и профессором композиции в 1966 году в Парижской консерватории; эти должности он занимал до выхода на пенсию в 1978 году. Среди его многих выдающихся учеников Яннис Ксенакис, Джордж Бенджамин, Александр Гёр, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Мён- Вун Чанг и Ивонн Лориод, ставшая его второй женой.
Он нашел пение птиц увлекательным, записывая песни птиц по всему миру и включив в свою музыку транскрипции пения птиц. Его новаторское цветное использование, его концепция использования между временем и музыкой, а также пения птиц - вот те черты, которые делают музыку Мессиана особенной.
Оливье-Эжен-Проспер-Шарль Мессиан родился 10 декабря 1908 года в Авиньон, Франция, в литературную семью. Он был старшим из двух сыновей Сесиль Соваж, поэтессы, и Пьера Мессиана, учителя английского языка с фермы около Вервик-Зюд, который перевел пьесы Уильяма Шекспира на французском языке.. Мать Мессиана опубликовала серию стихотворений «L'âme en bourgeon» («Будущая душа»), последний главу «Tandis que la terre tourne» («Когда Земля вращается»), в которых говорится о ее нерожденном сыне. Позже Мессиан сказал, что эта последовательность стихов глубоко повлияла на него, и он назвал ее проро для его будущей артистической карьеры.
В разгар Первой мировой войны Пьер Мессиан записался в армию, и Сесиль забрала их двух мальчиков, чтобы жить с братом. в Гренобле. Там Мессиан увлекся драмой, он читал Шекспира своему брату с помощью самодельного игрушечного театра с полупрозрачными задними из старых целлофановых оберток. В это время он также принял римско-католическую верующих. Позже Мессиан почувствовал себя как дома в Альпах Дофине, где у него был построен дом к югу от Гренобля, где он сочинил большую часть своей музыки.
Он брал уроки игры на фортепиано, уже преподавая сам играть. Его интересовала недавняя музыка французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля, и он попросил оперные вокальные партии партии партитур в качестве рождественских подарков. Он также копил, чтобы купить партитуры, и одним из них был Эдвард Григ Пер Гюнт, чьи «прекрасные норвежские мелодические строки со вкусом народной песни... дали мне любовь к мелодии. "Примерно в это же время он начал сочинять. В 1918 году он вернулся с войны, и семья переехала в Нант. Он продолжал уроки музыки; один из его учителей, Жеан де Гибон, дал ему партитуру из оперы Дебюсси Пеллеас и Мелизанда, которую Мессиан назвал «ударом молнии» и «вероятно, самым решающим на меня». В следующем году Пьер Мессиан получил должность преподавателя в Париже.>в 1919 году, в возрасте 11 лет.
В консерватории Мессиан добился отличных академических успехов. в возрасте 15 лет, он был удостоен второй премии по гармонии, обучаясь этому предмету у профессора Жана Галлона. В 1925 году он получил первую премию по игре на фортепиано с аккомпанементом, а в 1926 году получил первую премию по игре фуга. риса Эммануэля он получил вторую премию по истории музыки в 1928 году. Пример Эммануэля пробудил интерес к древнегреческим ритмам и экзотическим ладам. Проявив импровизационные навыки игры на фортепиано, Мессиан изучал орган у Марселя Дюпре. Мессиан получил первую премию по игре на органе и импровизации в 1929 году. После года изучения композиции у Шарля-Мари Видора осенью 1927 года он поступил в класс только что назначенного Поля Дюка. Мать Мессиана умерла от туберкулёза незадолго до начала урока. Несмотря на свое горе, он возобновил учебу, и в 1930 году Мессиан получил первую премию по композиции.
Еще был студентом, он написал свои первые опубликованные произведения - свои восемь Прелюдий для фортепиано (более ранние Le banquet céleste было опубликовано). Они демонстрируют использование Мессианом своих ограниченных приложений и палиндромных (Мессиан назвал эти не ретроградными ритмами ). Его публичный дебют состоялся в 1931 году с оркестровой сюитой Les offrandes oubliées. В том же году он впервые услышал группу гамелана, пробудившую у него интерес к использованию настроенных ударных.
Осенью 1927 года Мессиан поступил на курсы органа Дюпре. Позже Дюпре писал, что Мессиан, никогда не видевший органной консоли, сидел спокойно в течение часа, пока Дюпре объяснял и затем демонстрировал инструмент, а вернулся через неделю, чтобы сыграть Иоганна Себастьяна Баха Фантазию до минор на впечатляющем уровне. С 1929 года Мессиан регулярно заменяет Эглиз де ла Сент-Трините в Париже органиста Шарля Куфа, который в то время был болен. Пост стал вакантным в 1931 году, когда умер Куеф, и Дюпре, Шарль Турнемир и Видор среди других поддержали кандидатуру Мессиана. Его официальное заявление включало рекомендательное письмо от Видора. Назначение было подтверждено в 1931 году, и он оставался органистом церкви более шестидесяти лет. Он также занял пост в Schola Cantorum de Paris в начале 1930-х годов. В 1932 году он написал Apparition de l'église éternelle для органа.
Он женился на скрипачке и композиторе Клэр Дельбос также в 1932 году. Их брак вдохновил его на оба произведения для исполнения («Темы и вариации для скрипки и фортепиано в год, когда они поженились») и для написания произведений, посвященных их семейному счастью, включая цикл песен Стихи для Ми в 1936 году, который он организовал в 1937 году. Ми - ласковое прозвище Мессиана для его жены. В 1937 году у них родился сын Паскаль. Брак обернулся трагедией, когда Дельбос потеряла память после операции в конце Второй мировой войны. Она провела остаток своей жизни в психиатрических больницах.
В 1936 году вместе с Андре Жоливе, Даниэлем-Лесуром и Ивом Бодрие, Мессиан сформировал группу La jeune France («Молодая Франция»). Их манифест безоговорочно атаковал легкомыслие, преобладающее в современной парижской музыке, и отверг «Le coq et l'arlequin» Жана Кокто 1918 года в пользу «живой музыки, имеющей импульс импульсности, щедрости и искренней добросовестности». Карьера Мессиана вскоре вышла из этой полемической фазы.
В ответ на заказ на произведение для сопровождения световодных шоу на Сене во время Парижской выставки, в 1937 году Мессиан применил его интерес к использованию ondes Martenot, электронный инструмент, при составлении Fêtes des belles eaux для ансамбля из шести человек. Он включил партию для инструмента в несколько своих сочинений. В этот период он сочинил несколько сочинений для многодетального органа. Он аранжировал свою оркестровую сюиту L'ascension («Вознесение») для органа, заменив третью часть оркестровой версии совершенно новой частью Transports de joie d'une âme devant la gloire du Christ qui est la sienne («Экстаз души перед славой Христа, которая принадлежит душе ») ( слушайте ). Он также содержит обширные циклы La Nativité du Seigneur («Рождество Господне») и Les corps glorieux («Славные тела»).
В разгар Второй мировой войны. Мессиан был призван во французскую армию. Из-за плохого зрения он был зачислен в качестве помощника врача, а не действующего бойца. Он был схвачен в Вердене, доставлен в Герлиц в мае 1940 года и заключен в Шталаг VIII-A. Среди своих сокамерников он встретил скрипача, виолончелиста и кларнетиста. Он написал для них трио, которые постепенно включаются в свой Quatuor pour la fin du temps («Квартет конца времен»). Квартет впервые был исполнен в январе 1941 года перед аудиторией заключенных и тюремных охранников, когда композитор сыграл на пианино в плохом состоянии в холодных условиях. Таким образом, вынужденный самоанализ и размышления о лагерной жизни принесли свои плоды в один из признанных шедевров классической музыки ХХ века. «Конец времени» в названии отсылает к Апокалипсису, а также к тому, как Мессиан с помощью ритма и гармонии использовал время совершенно иначе, чем его предшественники и современники.
Идея Европейского центра образования и культуры «Место встречи Music Messiaen» на территории Stalag VIII-A для детей и молодежи, художников, музыкантов и всех жителей региона, возникшая в декабре 2004 года, была предоставлена при участии Мессиана. вдова как совместный проект муниципальных округов Германии и Польши, который был окончательно завершен в 2014 году.
Вскоре после освобождения из Герлица в мае 1941 года Мессиан был назначен профессор гармонии в Парижской консерватории, где он преподавал до выхода на пенсию в 1978 году. Он составил свой мюзикл Technique de mon langage («Техника моего музыкального языка»), опубликованный в 1944 году, в котором он цитирует набор примеров из своей музыки, в частности Квартет. Хотя ему было только за тридцать, ученики описывают его как выдающего учителя. Среди его первых учеников были композиторы Пьер Булез и Карел Гойвертс. Среди других учеников были Карлхайнц Штокхаузен в 1952 г., Александр Гёр в 1956–57, Тристан Мурай в 1967–72 и Джордж Бенджамин в конце 1970-х. Греческий композитор Яннис Ксенакис был передан ему в 1951 году; Мессиан обвинал Ксенакиса использовать в области математики и архитектуры его знания в области математики и архитектуры.
В 1943 году Мессиан написал Visions de l'Amen («Видения аминь») для двух фортепиано. для Ивонн Лориод и его самого. Vingt regards sur l'enfant-Jésus («Двадцать взглядов на Иисуса»). Опять же для Лориода он написал Trois petites liturgies de la présence Divine для женского хора и оркестра, включает сложную сольную фортепианную партию.
Через два года после Visions de l'Amen Мессиан написал цикл песен Harawi, первое из трех произведений, вдохновленных легендой о Тристане и Изольде. Вторая из этих работ в области спины была создана по заказу Сергея Кусевицкого. Мессиан заявлено, что комиссия не уточняла продолжительность работы или размер оркестра. Это была десятичастная Турангалила-Симфония. Это не обычная симфония, а, скорее, расширенное размышление о радости человеческого сообщества и любви. Он не содержит сексуальной вины, присущей Тристану и Изольде Рихарда Вагнера, потому что Мессиан считал, что сексуальная любовь - это божественный дар. Третьей пьесой, вдохновленной мифом о Тристане, были речаты Cinq для двенадцати певцов без сопровождения, описанные Мессианом как находящиеся под следующими alba из трубадуров. Мессиан посетил Соединенные Штаты в 1949 году, где его музыкой дирижировали Кусевицкий и Леопольд Стокски. Его «Турангалила-симфония» впервые была исполнена в США в 1949 году под управлением Леонарда Бернстайна.
Мессиана, который преподавал анализ в Парижской консерватории. В 1947 году он преподавал (и выступал с Лориодом) две недели в Будапеште. В 1949 году он преподавал в Тэнглвуде. С лета 1949 г. он преподавал в классах летней музыкальной школы в Дармштадте. Хотя он не использовал технику двенадцати тонов, после трех лет обучения анализу двенадцатитонных партитур, включая работы Арнольда Шенберга, он экспериментировал со способами создания гамм из других элементов. (включая продолжительность, артикуляцию и динамику) аналогично хроматической шкале тона. Результатом этих нововведений стал «Mode de valeurs et d'intensités» для фортепиано (из Quatre études de rythme ), который был ошибочно описан как первое произведение «тотального сериализма ». Влияние на самых первых европейских композиторов-сериалов, включая Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена. В этот период он также экспериментировал с musique concrète, музыкой для записанных звуков. 306>
Когда в 1952 году Мессиана попросили предоставить образец для тестирования флейтистов Парижской консерватории, он сочинил пьесу «Мерль нуар для флейты и фортепиано», хотя он давно был очарован пением птиц, и птицы появлялись в некоторых из его ранних работ (например, La Nativité, Quatuor и Vingt regards), пьеса для флейты была полностью основана на песне черный дрозда.
Он вывел это развитие на новый уровень в своей оркестровой работе 1953 года Réveil des oiseaux - ее материал почти полностью с остоит из птичьего пения, которое можно услышать с полуночи до полудня в Юре. С этого периода Мессианил пение птиц во все свои композиции и написал несколько произведений, для которых птицы являются названием, так и предметом (например, сборник из тринадцати пьес для фортепиано Catalog d'oiseaux, завершенный в 1958 году. и La fauvette des jardins 1971 г.). Поль Гриффитс заметил, что Мессиан был более сознательным орнитологом, чем любой предыдущий композитор, и более музыкальным наблюдателем пения птиц, чем любой предыдущий орнитолог.
Первая жена Мессиана умерла в 1959 году после продолжительной болезни, а в 1961 году он женился на Лориоде. Он начал много путешествовать, посещать музыкальные мероприятия, искать и записывать песни более экзотических птиц в дикой природе. Лориод помогала своему мужу детально изучать пение птиц во время прогулки с ним, делая магнитофонные записи для дальнейшего использования. В 1962 году он посетил Японию, где Гагаку и театр Но вдохновили оркестровые «зарисовки» sept haïkaï, представленные стилизованные имитации японских инструментов.
В музыке Мессиана к этому времени отстаивал, среди прочего, Пьер Булез, который запрограммировал первые на своих концертах мюзикла Domaine и на фестивале Донауэшинген. Выполненные работы включали Réveil des oiseaux, Chronochromie (заказанный для фестиваля 1960 года) и Couleurs de la cité céleste. Последняя пьеса является результатом заказа композиции для трех тромбонов и трех ксилофонов ; Мессиан добавил к этому еще больше медных духовых, духовых, ударных и фортепиано и определил ксилофон, ксилоримба и маримба, а не три ксилофона. Другое произведение этого периода, Et exspecto resurrectionem mortuorum, было заказано в память о погибших во время двух мировых войн и было исполнено сначала в частном порядке в Сент-Шапель, затем публично в Шартрском соборе с Шарлем де Голлем в аудитории.
Его репутация как композитора продолжала расти, и в 1959 году он был назначен офицером Légion d'honneur. В 1966 году он был официально назначен профессором композиции в Парижской консерватории, хотя фактически преподавал композицию в течение многих лет. Другие награды включали избрание в Institut de France в 1967 г. и Академию изящных искусств в 1968 г., Премию Эразма в 1971 г., присуждение Королевское филармоническое общество Золотая медаль и Музыкальная премия Эрнста фон Сименса в 1975 году, Премия Соннинга (высшая музыкальная награда Дании) в 1977 году, Приз Вольфа in Arts в 1982 г. и вручение Круа де Командор бельгийского Ордена Короны в 1980 г.
Следующим произведением Мессиана было масштабное произведение Преображение Собора Сеньора Иисуса Христа. Композиция занимала его с 1965 по 1969 год, и в его состав входили 100-голосный десятичастный хор, семь сольных инструментов и большой оркестр. Его четырнадцать движений представляют собой размышления над историей Преображения Христа . Вскоре после его завершения Мессиан получил заказ от Алисы Талли за работу, посвященную США. двухсотлетие. Он организовал визит в США весной 1972 года и был вдохновлен Брайс-Каньоном в Юте, где он наблюдал отличительные цвета каньона и пение птиц. Результатом стала оркестровая пьеса сдвенадцатью частями Des canyons aux étoiles..., впервые исполненная в 1974 году в Нью-Йорке.
В 1971 году его попросили сочинить пьесу для Парижской оперы.. Неохотно взявшись за такой крупный проект, в 1975 году его уговорили принять заказ и начать работу над своим Сен-Франсуа д'Ассиз. Композиция была интенсивной (он же написал свое либретто ) и занимала его с 1975 по 1979 год; оркестровка проводилась с 1979 по 1983 год. Мессиан предпочитал описывать финальное произведение как «спектакль», а не оперу. Впервые она была исполнена в 1983 году. Некоторые комментаторы в то время думали, что операционная система станет его прощальной песней (временами так считал сам Мессиан), но он продолжал сочинять. В 1984 году он опубликовал крупный сборник органных произведений Livre du Saint Sacrement; Среди других произведений - пьесы для фортепиано соло и сочинения для фортепиано с оркестром.
Летом 1978 года Мессиан ушел из консерватории. В 1987 году ему было присвоено высшее звание Почетного легиона, Гран-Круа. Операция помешала его участию в праздновании его 70-летия в 1978 году, но в 1988 году в честь 80-летия Мессиана было дано полное выступление в Лондоне. Королевский фестивальный зал Св. Франсуа, который композитор посетил, и публикация Эрато семнадцати компакт-дисков с музыкой Мессиана, включая диск композитора в беседе с Клод Самуэль.
, несмотря на сильную боль в конце жизни (потребовавшую повторную операцию на спине)), он смог выполнить заказ Нью-Йоркского филармонического оркестра Эклер сюр l'au-delà..., премьера которого состоялась через шесть месяцев после его смерти. Он умер в Париже 27 апреля 1992 года.
Просматривая свои бумаги, Лориод обнаружил, что в последние месяцы своей жизни он сочинял концерт четырем музыкантам, которому он был особенно благодарен, а именно: виолончелистке Мстиславу Ростроповичу, бобу Хайнцу Холлигеру и флейтистке Катерине Кантин (отсюда и название Concert à quatre). Четыре из пяти запланированных перемещений были практически завершены; Ивонн Лориод взяла на себя оркестровку второй половины первой части и всей четвертой по совету Джорджа Бенджамина. Его премьера состоялась в сентябре 1994 года.
Музыка Мессиана была как выходящая за рамки западной описательной традиции, хотя и выросла из этой традиции и находясь под ее местной. Большая часть его результатов отрицает западные условности поступательного движения, развития и диатонического гармонического разрешения. Отчасти это связано с симметрией его техники - например, режимы ограниченных допусков не допускают обычных каденций, встречающихся в западной классической музыке.
Его юношеская любовь к сказочному элементу Шекспира стала прообразом его поздних проявлений католической литургии. Мессиан не интересовался такими аспектами богословия, как грех ; скорее он сосредоточился на теологии радости, божественной любви и искупления.
Мессиан постоянно развивал новые техники композиции, всегда интегрируя их в свой существующий музыкальный стиль; его работы все еще сохраняют использование последних улучшенных транспозиций. Для многих комментаторов это постоянное развитие сделало каждую крупную работу, начиная с Quatuor, сознательное обобщение всего, что Мессиан сочинил к тому времени. Простыми примерами являются внедрение коммуникативного языка в медитации, изобретение нового ударного инструмента (геофон ) для Des canyons aux etoiles..., и свобода от какой-либо свободы. синхронизации с основным пульсом отдельных частей в некоторых эпизодах пения птиц в «Св. Франсуа Ассизского ».
Помимо открытия новых техник, Мессиан изучал и впитывал иностранную музыку, в том числе древнегреческие ритмы, индуистские ритмы (он столкнулся со списком Шарангадевы из 120 ритмических единиц, деко-талей), балийский и явный гамелан, пение птиц и японская музыка (см. Пример 1, в он он древнегреческие и индуистские ритмы.
В то время он показал важную роль в академическом исследовании своих методов (он показал два трактата : последний из пяти томов был практически завершен на момент его смерти и был опубликован посмертно), и сам был мастером музыки ана лизис, он считал определение и изучение техник достижения интеллектуальных эстетических и эмоциональных целей.
Мессиан написал большую часть музыки для фортепиан. образом, Мессиан утверждал, что музыкальное произведение должно оцениваться по трем критериям: оно должно быть интересным, красивым для прослушивания и должно быть трогать слушателя. о. Несмотря на то, что он сам был выдающимся пианистом, ему, несомненно, помогали потрясающая фортепианная техника Ивонн Лориод и ее способность передавать сложные ритмы и ритмические комбинации; в своих фортепианных произведениях, начиная с Visions de l'Amen, он имел в виду ее. Мессиан сказал: «Я могу сделать себе величайшие эксцентричности, потому что для нее все возможно».
Развитие французской музыки оказало большое влияние на Мессиана, особенно музыка Клода Дебюсси и его использование шкалы полных тонов (которую Мессиан называл Режимом 1 в своих режимах ограниченной транспозиции). Мессиан редко использовал полнотонную шкалу в своих композициях, потому что, по его словам, после Дебюсси и Дюка «нечего было добавить», но все используемые им лады одинаково симметричны.
Мессиан очень восхищался музыкой Игоря Стравинского, использование особого ритма в более ранних произведениях, таких как Весна священная, и его использование оркестровой музыки. цвет. На него также повлияло оркестровое великолепие Эйтора Вилья-Лобоса, который жил в Париже в 1920-х годах и давал там знаменитые концерты. Среди клавишников Мессиан выделил Жан-Филиппа Рамо, Доменико Скарлатти, Фредерика Шопена, Дебюсси и Исаака Альбениса. Он любил музыку Модеста Мусоргского и включал различные модификации, что он называл «M-образным» мелодическим мотивом из Бориса Годунова Мусоргского, хотя он модифицировал последний интервал в этом мотиве из совершенный четвертый до тритона (Пример 3).
Мессиан испытал дальнейшее влияние сюрреализм, как видно из названий некоторых из фортепианных прелюдий (Un reflet dans le vent..., «Отражение на ветру») и в некоторых изображений его стихов (он публиковал стихи как предисловия к определенным произведениям, например Les offrandes oubliées).
Цвет лежит в основе музыки Мессиана. Он считал, что такие термины, как «тональный », «модальный » и «серийный», вводят в заблуждение для аналитического удобства. Для него не было ни модальных, ни тональных, ни серийных композиций, только музыка с цветом или без цвета. Он сказал, что Клаудио Монтеверди, Моцарт, Шопен, Рихард Вагнер, Мусоргский и Стравинский - все писали ярко окрашенную музыку.
В некоторых партитурах Мессиана он отмечал цвет в музыке (особенно в Couleurs de la cité céleste и Des canyons aux étoiles...) - цель состоит в том, чтобы помочь дирижеру в интерпретации, а не указать, какие цвета должен испытать слушатель. Важность цвета связана с синестезией Мессиана, которая, по его словам, заставляла его ощущать цвета, когда он слышал или представлял музыку (он сказал, что не воспринимает цвета визуально). В своем многотомном трактате по теории музыки «Traité de Rrythme, de couleur, et d'ornithologie» («Трактат о ритме, цвете и пении птиц») Мессиан описал цвета определенных аккордов. Его описания оцениваются от простых («золото и коричневый») до очень подробных («сине-фиолетовые камни, усыпанные маленькими серыми кубиками, кобальтово-синий, глубокий берлинский синий, подчеркнутый немного фиолетово-пурпурным, золотым, красным и т. Рубин и звезды» Сине-фиолетовый преобладает ").
Когда его спросили, какое влияние Мессиан оказал на композиторов, Джордж Бенджамин сказал:" Я думаю, что чистый... цвет имеет был был настолько влиятельным,... вместо того, чтобы быть декоративным, [Мессиан показал, что цвет] мог быть структурным, фундаментальным,... основным языком музыки ».
Многие из композиционных техников Мессиана использовали симметрию времени и высоты звука.
Мессиан использовал режимы, которые он назвал режимами ограниченной транспозиции. Они выделяются как группы нот, которые могут быть транспонированы только на полтона ограниченное количество раз. Например, полнотонная шкала (режим 1 Мессиана) существует только в двух транспозициях: C – D – E – F♯ – G♯ – A♯ и D ♭ –E ♭ –F – G – A – B. Мессиан отвел эти лады от гармонии своих импровизаций и ранних работ. Музыка, написанная с использованием этих режимов, избегает традиционных диатонических гармонических последовательностей, поскольку, например, режим 2 Мессиана (идентичный октатонической шкале, используемой также другими композиторами) разрешает именно доминирующие септаккорды, тонизирующие режим не содержит.
Помимо использования нереверсивного ритма и индуистских decî-tâlas, Мессиан также сочинял «добавочные» "ритмы. Это включает в себя небольшое удлинение отдельных нот или интерполяцию короткой ноты в другой обычный ритм (см. Пример 3), или сокращение или удлинение каждой ноты ритма на ту же продолжительность (добавление полуквавера к каждой ноте в ритме при ее повторе, для пример). Это привело к тому, что Мессиан использовал ритмические ячейки, которые нерегулярно чередуются между двумя и тремя единицами, процесс, который также происходит в «Весне священной» Стравинского, которым восхищался Мессиан.
Фактор, который способствует развитию Мессиана. Прерывание общепринятого восприятия времени в его музыке - это чрезвычайно медленные темпы, которые он часто указывает (пятая часть Louange à l'eternité de Jésus из Quatuor фактически получила обозначение темпа бесконечности). Мессиан также использовал концепцию «хроматических длительностей», например, в его Soixante-quatre durées из Livre d'orgue ( слушать ), который построен, по словам Мессиана, «64 хроматических длительности от 1 до 64 демисемиквавера [тридцать секундные ноты] - вложены в группы по 4 человека, от концов к центру, вперед и назад попеременно - рассматриваются как ретроградный канон. Все люди наполняются пением птиц ».
В дополнение к гармоничному использованию звука В режимах ограниченной транспозиции он назвал гармонический ряд как физический феномен, который придает аккордам контекст, который, по его мнению, отсутствует в чисто последовательной музыке. Примером гармонического использования Мессианом этого явления, которое он назвал «резонансом», являются последние два такта его первой фортепианной прелюдии, La colombe («Голубь»): аккорд построен из гармоник основной основной ноты E.
В связи с этим использованием резонанса, Мессиан также сочинял музыку, в которой самая низкая или основная нота сочетается с более высокими нотами или аккордами, играемыми намного тише. Эти более высокие ноты, далекие от того, чтобы восприниматься как обычная гармония, функционируют как гармоники, которые изменяют тембр основной ноты, как смесь стопов на органе. Примером может служить песня золотой иволги в Le loriot из Catalog d'oiseaux для фортепиано соло (Пример 4).
В использовании обычных диатонических аккордов Мессиан часто выходил за рамки их исторически обыденных коннотаций (например, его частое использование добавил шестой аккорд в качестве разрешения ).
Пение птиц очаровывало Мессиана с раннего возраста, и в этом он нашел поддержку со стороны своего учителя Дукаса, который, как сообщается, призывал своих учеников «слушать птиц». Мессиан включил стилизованное пение птиц в некоторые из своих графических сочинений (включая L'abîme d'oiseaux из Quatuor pour la fin du temps), интегрируя их в свой звуковой мир с помощью таких приемов, как режим ограниченного транспозиции и окраски аккордов, и с «Le réveil des oiseaux». »Этот процесс достижения зрелости, целое произведение было построено из пения птиц: по сути, это припев для оркестра.» То же самое можно сказать и о «Эподе», пятиминутной шестой Chronochromie, которая указывает на восемь скрипок, каждую каждую. из которых играет свое пение птиц. Мессиан записал виды птиц с помощью музыки в партитуре (примеры 1 и 4). Произведения - это не простые транскрипции; даже произведения с чисто птичьими названиями, такие как Catalog d'oiseaux и Fauvette des jardins, представьте себе поэмы в тонах, передающие пейзаж, его краски и атмосферу.
Для некоторых композиций Мессиан создал гаммы продолжительности, атаки и тембра, аналогичные хроматической шкале высоты тона. Он выразил недовольство исторической важностью, придаваемой одной из этих работ, Mode de valeurs et d'intensités, музыковедами, намеревающимся приписать ему изобретение «тотального сериализма».
Позже Мессиан представил то, что он назвал «коммуникативный язык», «музыкальный алфавит» для кодирования предложений. Впервые он применил эту технику в своих «Медитациях на мистере Святой Трините» для органа; где «алфавит» включает мотивы для понятий «иметь», «быть» и «Бог», а в предложениях закодированы характерные фрагменты из сочинений Св. Фома Аквинский.
![]() | На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Оливье Мессиан. |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Оливье Мессиан |