![]() | |
Духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | духовой инструмент |
Классификация Хорнбостела – Сакса | 422.211.2-71. (Одинарный язычок аэрофон с клавишами) |
Диапазон игры | |
![]() ![]() | |
Сопутствующие инструменты | |
Семейство кларнетов | |
Дополнительные статьи или информация | |
|
бас-кларнет - это музыкальный инструмент из семейства кларнет. Как и более распространенное сопрано B ♭ кларнет, оно обычно строится в B ♭ (что означает, что это транспонирующий инструмент, на котором написанное C звучит как B ♭), но играет ноты на октаву ниже сопрано B кларнета. Басовые кларнеты в других тональностях, особенно C и A, также существуют, но очень редки (в отличие от обычного кларнета A, который довольно часто встречается в классической музыке). Бас-кларнеты регулярно выступают в оркестрах, духовых ансамблях / концертных оркестрах, иногда в марширующих оркестрах и иногда играют сольные роли в современной музыке и, в частности, в джазе.
Бас-кларнетист называют того, кто играет на бас-кларнете.
Большинство современных бас-кларнетов являются прямыми с небольшим перевернутым металлическим колоколом серебристого цвета и изогнутой металлической шеей. Ранние образцы различались по форме, некоторые из них имели сдвоенное тело, что делало их похожими на фаготы. Бас-кларнет довольно тяжелый и поддерживается либо шейным ремнем, либо регулируемым штифтом, прикрепленным к его корпусу. В то время как Адольф Сакс имитировал его перевернутый металлический колокол в своем дизайне более крупных саксофонов, эти два инструмента принципиально отличаются. Корпуса бас-кларнета чаще всего изготавливаются из гренадил (африканское черное дерево) или (чаще для студенческих инструментов) пластмассы, в то время как саксофоны обычно изготавливаются из металла. (Металлические басовые кларнеты существуют, но встречаются редко.) Что более важно, все кларнеты имеют отверстие , которое в основном имеет одинаковый диаметр вдоль корпуса. Этот цилиндрический канал отличается от конического саксофона и придает кларнету его характерный тон, вызывая перегруз на двенадцатую по сравнению с октавой саксофона.
Большинство современных бас-кларнетов, как и другие кларнеты в семействе, имеют систему Бёма клавиш и аппликатуры. Однако бас-кларнеты также производятся в Германии с системой клавиш Oehler, которая в США чаще всего известна как «немецкая» система, поскольку она широко используется в Германии и Австрии, а также Восточная Европа и Турция; басовые кларнеты, произведенные на основе предшественника системы Oehler, системы Альберта, все еще используются, особенно в этих областях.
Большинство современных бас-кларнетов системы Boehm имеют «удлинительную» клавишу, позволяющую им играть на (написанной) E. Эта клавиша была изначально добавлен, чтобы обеспечить легкое транспонирование партий для относительно редкого басового кларнета с тональной тональностью A, но теперь он находит значительное применение в концертных оркестрах и другой литературе. Существенная разница между клавиатурой сопрано и бас-кларнета заключается в том, что клавишная панель играет левыми - указательный палец руки с отверстием, которое может быть открыто для некоторых высоких нот. s позволяет использовать "полуотверстие" аппликатуры, позволяющую играть на инструменте ноты в более высоких регистрах. Кроме того, более старые басовые кларнеты имеют две клавиши регистра, одна для среднего D♯ и ниже, другая для среднего E и выше. Более новые модели обычно имеют механизм автоматической регистрации ключа, когда одна клавиша большого пальца левой руки управляет двумя вентиляционными отверстиями. В зависимости от того, находится ли безымянный палец правой руки (используемый в аппликатуре для среднего D♯ и ниже) вниз или вверх, открывается нижнее или верхнее вентиляционное отверстие.
Многие профессиональные или продвинутые модели бас-кларнета простираются до нижнего C (звучание B ♭, идентично нижнему B фагота ), на две октавы ниже среднего C. высота тона этой ноты - B ♭ под второй линией бухгалтерской книги под бас-нотоносцем или B ♭ 1 в научной записи высоты тона. Эти три самых нижних полутона воспроизводятся с помощью дополнительных клавиш, управляемых большим пальцем правой руки, некоторые из них часто дублируются в группах клавиш мизинца левой или правой руки. В целом инструмент звучит на октаву ниже, чем кларнет сопрано B.
Как и для всех духовых инструментов, верхний предел диапазона зависит от качества инструмента и навыков кларнетиста. По словам Абера и Лерстада, которые определяют аппликатуру до C 7 (звучание B ♭ 5), самая высокая нота, обычно встречающаяся в современной сольной литературе, - это E ниже этой (звучание D 5, буква D выше высоких частот C). Это дает бас-кларнету диапазон использования до четырех октав, что довольно близко к диапазону фагота; действительно, многие бас-кларнетисты исполняют произведения, изначально предназначенные для фагота или виолончели, из-за обилия литературы по этим двум инструментам и нехватки сольных произведений для бас-кларнета.
Бас-кларнет регулярно использовался для озвучивания оркестра и концертного оркестра с середины 19 века, становясь все более распространенным во время середина и вторая половина 20 века. Бас-кларнет не всегда требуется в оркестровой музыке, но почти всегда требуется в музыке концертной группы. В последние годы репертуар сольной литературы для бас-кларнета также растет, включая сочинения для одного инструмента или в сопровождении фортепиано, оркестра или другого ансамбля. Он также используется в хорах кларнетов, марширующих оркестрах и в озвучивании фильмов, а также играет постоянную роль в джазе.
Бас Кларнет имеет привлекательный, богатый, землистый тон, совершенно отличный от других инструментов в его диапазоне, опираясь на и усиливая качества нижнего диапазона сопрано и альта.
Возможно, самые ранние сольные пассажи для бас-кларнета - действительно, одна из самых ранних частей для инструмента - встречаются в опере Меркаданте 1834 года «Эмма Антиохия» в длинное соло представляет сцену Эммы во втором акте (Меркаданте на самом деле указал глицибарифоно для этой части). Двумя годами позже, Джакомо Мейербер написал важное соло для бас-кларнета в четвертом акте своей оперы Les Huguenots.
Французский композитор Гектор Берлиоз был одним из первых романтиков, использовавших бас-кларнет в своих крупномасштабных произведениях, таких как Grande symphonie funèbre et triomphale, Op. 15 (1840 г.), Te Deum, Op. 22 (1849 г.), и опера Les Troyens, Op. 29 (1863 г.). Среди более поздних французских композиторов, которые использовали этот инструмент, были Морис Равель, который написал виртуозные партии для бас-кларнета в своем балете Дафнис и Хлоя (1912), La valse ( 1920), и его оркестровка Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» (1924).
В операх Рихарда Вагнера также широко используется бас-кларнет, начиная с Тангейзера (1845). Он полностью включил инструмент в духовую секцию как сольный и вспомогательный инструмент. Вагнер был первым, кто использовал темный, мрачный тон инструмента для выражения печали и меланхолии. Вагнер был почти полностью ответственен за то, чтобы инструмент стал постоянным членом оперного оркестра. Инструмент играет важную роль в Тристан и Изольда (1859), в операх Кольцо нибелунгов (1876) и Парсифаль (1882).
Примерно в это же время венгерский пианист и композитор Ференц Лист написал важные части для инструмента в своих симфонических стихотворениях Ce qu'on entend sur la montagne (What One Hears on the Mountain), Тассо и его Симфония Данте. Джузеппе Верди последовал его примеру, использовав его в Аиде (1870), Форза дель судьбы, Доне Карло и Фальстафе. Следуя по стопам Верди, Джакомо Пуччини, композитор Богема, Тоска и Мадам Баттерфляй, использовал бас-кларнет во всех своих произведениях. оперы, начиная с Эдгара в 1889 году. Русский композитор Петр Ильич Чайковский написал несколько ярких соло для инструмента в своем последнем балете Щелкунчик.
Поздние романтики использовали бас-кларнет часто в своих произведениях. Во всех симфониях Густава Малера инструмент занимает видное место и часто содержит длинные соло для инструмента, особенно в его Симфонии № 6 ля минор. Рихард Штраус писал для инструмента все свои симфонические поэмы, кроме Дон Хуан, и инструмент разделял внимание с теноровой тубой в его тональной поэме 1898 года Дон Кихот, соч. 35. Штраус писал для инструмента так же, как для небольших кларнетов, и партии часто включают игру в очень высоких регистрах, например, в «Также Sprach Zarathustra», соч. 30.
Композиторы Второй венской школы, Арнольд Шенберг, Антон Веберн и Альбан Берг, часто оказываемые в фаворе. инструмент над фаготом, ближайший родственник инструмента по дальности. Русские композиторы Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев использовали низкие концертные C и B ♭ (эквивалентные двум нижним нотам фагота) во многих своих композициях, и необходим инструмент с расширенным диапазоном для таких произведений, как Симфонии Шостаковича № 4, 7, 8, 11 и Симфониетта Леоша Яначека. Во всех этих произведениях используется темный, мощный нижний диапазон инструмента.
Прокофьев написал партии для инструмента в симфониях №№ 2–7 и в балете «Ромео и Джульетта». Сергей Рахманинов очень эффектно использовал этот инструмент в своих Симфониях № 2 и 3 и в своей симфонической поэме Остров мертвых. Игорь Стравинский также писал сложные партии для инструмента на протяжении всей своей карьеры, наиболее заметно в своих балетах Жар-птица (1910), Петрушка (1911) и Весна священная (1913).
У бас-кларнета есть соло в начале третьей части Ферде Грофе Grand Canyon Suite.
В дуэте «A Boy Like That "из West Side Story (1957), Леонард Бернстайн набрал очки за" чернильные звуки трех басовых кларнетов ".
Ранний минималист Стив В книге Райха Музыка для 18 музыкантов (1976) говорится о двух басовых кларнетах, которые заметно выделяются в нижнем регистре. При почти перкуссионном использовании эффект глубоких, отрывистых повторов, играемых под статичный ритмический гул, создает ощущение медленно меняющихся циклов.
Многие современные композиторы используют бас вместе с контра-альтом и контрабасовыми кларнетами., например, Эса-Пекка Салонен в его Концерте для фортепиано. Огромное количество литературы можно найти в ансамбле духовых инструментов, в котором всегда есть партия для инструмента.
Есть несколько основных сольных пьес для бас-кларнета, в том числе:
.
Существует ограниченное количество Камерный репертуар для бас-кларнета и других инструментов, в частности сюита Леоша Яначека Млади (Молодежь) и Карлхайнца Штокхаузена Контра-пункт.
Оно только в 1950-х годах исполнители классической музыки начали использовать бас-кларнет в качестве основного инструмента. Пионером был чешский исполнитель Йозеф Хорак (1931–2005), который, как считается, впервые исполнил сольный концерт на бас-кларнете 23 марта 1955 года. Это стало поворотным моментом. когда инструмент впервые стал рассматриваться как инструмент солиста.
Поскольку репертуар сольной музыки для бас-кларнета был довольно небольшим, большинство солистов бас-кларнета специализируются на новой музыке, а также аранжируют произведения, написанные для других инструментов более ранних эпох (например, Бах Сюиты для виолончели ). Начиная с Хорака, многие музыканты заказывали произведения для этого инструмента, и, следовательно, в настоящее время существует репертуар из сотен сольных произведений, многие из которых написаны известными международными композиторами, такими как Брайан Фернейхо и Дэвид Ланг. Помимо Хорака, к другим специалистам-исполнителям относятся Анри Бок (Нидерланды), его ученик Луис Афонсо (Бразилия), Деннис Смайли (США), Томми Лундберг. (Швеция), Гарри Спарнай (Нидерланды, который работал с такими известными композиторами, как Лучано Берио, Яннис Ксенакис и Мортон Фельдман ), Джейсон Алдер, Эван Зипорин (США) и Майкл Ловенштерн (США); последние двое также являются композиторами.
В октябре 2005 года в Роттердаме, Нидерланды, состоялась Первая Всемирная конвенция бас-кларнета, на которой Хорак был почетным гостем и сыграл на одном из многих концертов ведущего баса. кларнетисты со всего мира (включая всех вышеупомянутых исполнителей, а также многих других).
Существует как минимум два профессиональных квартета бас-кларнетов. Бас-кларнет-квартет Рокко Паризи - итальянская группа, репертуар которой включает транскрипции музыки Россини, Паганини и Пьяццоллы. Эдмунд Уэллс - это название квартета бас-кларнетов из Сан-Франциско. Их репертуар включает оригинальную "тяжелую камерную музыку" и транскрипции мадригалов, мелодий буги-вуги, и песен хэви-метала. Двое из участников Эдмунда Уэллса также выступают в составе дуэта бас-кларнетов Sqwonk.
Хотя бас-кларнет редко звучал в ранних джазовых композициях, Соло на бас-кларнете Уилбура Свитмана можно услышать на его записи 1924 года "Battleship Kate", а соло на бас-кларнете Омера Симеона можно услышать в записи 1926 года "Someday Sweetheart" "от Джелли Ролл Мортон и его Red Hot Peppers. Вдобавок Бенни Гудман записывал с этим инструментом несколько раз в начале своей карьеры.
Гарри Карни, баритон-саксофонист Дюка Эллингтона в течение 47 лет играл на бас-кларнете в некоторых аранжировках Эллингтона, впервые записавшись с ним в "Saddest Tale" в 1934. Он был солистом многих записей Эллингтона, в том числе 27 наименований на бас-кларнете.
Первым джазовым альбомом, на котором лидер играл исключительно на бас-кларнете, был Great Ideas of Western Mann (1957).) Херби Манна, более известного как флейтист. Однако авангардный музыкант Эрик Долфи (1928–1964) был первым крупным джазовым солистом, игравшим на этом инструменте, и сформировал большую часть словарного запаса и техник, используемых более поздними исполнителями. В своих соло он использовал весь диапазон инструмента. Бенни Мопин появился в конце 1960-х как основной игрок на этом инструменте, сыграв на основополагающей пластинке Майлза Дэвиса Bitches Brew, а также на нескольких записях с Группа Херби Хэнкока Мвандиши. Его стиль напоминает стиль Долфи в использовании передовых гармоний.
Хотя бас-кларнет часто используется со времен Долфи, его обычно используют саксофонист или кларнетист в качестве второго или третьего инструмента; к таким музыкантам относятся Дэвид Мюррей, Маркус Миллер, Джон Сурман, Джон Гилмор, Боб Минцер, Джон Колтрейн (которому мать Долфи оставила некоторые инструменты Долфи, включая бас-кларнет), Брайан Ландрус, Джеймс Картер, Стив Бакли, Энди Бискин, Дон Байрон, Джулиан Сигел, Гюнтер Хэмпел, Мишель Портал и Крис Поттер. Очень немногие исполнители использовали этот инструмент исключительно, но среди них есть бас-кларнетист из Берлина Руди Махалл и французские бас-кларнетисты Луи Склавис и Дени Колин. Клезмерский кларнетист Гиора Фейдман известен своеобразным использованием бас-кларнета в некоторых клезмерских и джазовых мелодиях.
Есть несколько инструментов, которые можно считать первым бас-кларнетом. Вероятно, самым ранним из них является инструмент в форме дульциана из Музея Каролино Августа в Зальцбурге. Он неполный, без крючка или мундштука, и, кажется, датируется первой половиной восемнадцатого века. Его широкое цилиндрическое отверстие и аппликатура позволяют предположить, что это был chalumeau или кларнет в диапазоне низких частот. Четыре анонимных басовых chalumeaux или кларнета, очевидно датируемые восемнадцатым веком и имеющие от одной до шести клавиш, также являются одними из самых ранних примеров, и один, в частности, предположительно датируется периодом до 1750 года. Однако подлинность по крайней мере одного из эти инструменты были подвергнуты сомнению.
В Мюнхенском городском музее есть инструмент, сделанный ок. 1770 г. Майрхоферы из Пассау, которым часто приписывают изобретение бассет-рожка. Он напоминает ранние серповидные бассет-рожки, но имеет больший диаметр и длиннее, играет в низком B ♭. Вопрос о том, следует ли считать это низким бассет-рожком или бас-кларнетом, остается вопросом мнения. Во всяком случае, никаких дальнейших работ в этом направлении не проводилось.
В газетной статье 1772 года описывается инструмент под названием «бас-трубка», изобретенный Дж. Лоттом в Париже в 1772 году. Этот инструмент не сохранился, и о нем очень мало известно. Эту статью часто цитировали как самую раннюю запись о бас-кларнете, но недавно было высказано предположение, что бассет-трубка на самом деле была бассет-рожком.
The Klarinetten-Bass Генрих Грензер, г. 1793 г., имел сложенную форму, похожую на фагот, с увеличенным радиусом действия и, по-видимому, предназначался для замены фагота в военных оркестрах. Дефонтенель из Лизье построил бас-кларнет в 1807 году, форма которого была похожа на форму более позднего саксофона. У него было тринадцать клавиш, тогда как у большинства кларнетов-сопрано их было меньше.
Дополнительные конструкции были разработаны многими другими производителями, включая Дюма де Сомьера (который называл свой инструмент «Basse guerrière») в 1807 году; Никола Папалини, гр. 1810 г. (необычный узор в виде ряда извилистых кривых, вырезанных из дерева); Джордж Кэтлин из Хартфорда, Коннектикут ("боевой дух") ок. 1810; Сотермейстер Лиона («Basse-orgue») в 1812 году; Готлиб Штрейтвольф в 1828 году; и Каттерино Каттерини («глицибарифоно») в 1830-х годах. Эти последние четыре и несколько других того же периода имели складчатую форму, напоминающую фагот, и большинство из них имели расширенный диапазон. Инструмент с прямым корпусом без расширенного диапазона был изготовлен в 1832 году Исааком Дакоста и Огюстом Баффе.
Наконец, Адольф Сакс, бельгийский производитель музыкальных инструментов, разработал дизайн прямолинейная форма бас-кларнета в 1838 году. Опыт Сакса в акустике привел к тому, что он добавил такие особенности, как точно расположенные, большие отверстия для звука и второе регистровое отверстие. Его инструмент добился большого успеха и с тех пор стал основой для всех дизайнов бас-кларнета.
Инструмент, на котором Антон Штадлер впервые сыграл Моцарта концерт для кларнета, изначально назывался Bass-Klarinette, но не был бас-кларнетом в современный смысл; с конца восемнадцатого века этот инструмент назывался бассет-кларнет.
Оркестровая музыка для бас-кларнета написана с использованием одной из четырех систем:
Иногда встречается музыка, написанная для бас-кларнета в A, например. в операх Вагнера и Малера или Рахманинова симфонии; эта музыка также имеет тенденцию быть написана в басовом ключе, хотя и не всегда (например, Ravel 's La Valse ). Судя по всему, бас-кларнеты в A когда-то производились немецкими и французскими производителями, хотя историческая запись не совсем ясна, где и когда такое производство началось и закончилось. Поскольку инструменты с тональной тональностью A были недоступны для воспроизведения уже написанной музыки, басовые кларнеты, выпущенные после 1900 года, были оснащены клавишей расширения Low E ♭, позволяющей легко транспонировать такие партии.
До второй половины 20-го века не выпускалось новых бас-кларнетов с тональностью A. В течение короткого периода, начиная с конца 1970-х годов, бас-кларнет с тональностью стиля Бема и тональной тональностью A (и тонкой настройкой на низкий E ♭, хотя оригинальные партии редко опускаются ниже написанного low E) снова производился Selmer Paris. Несмотря на то, что такие инструменты были полностью функциональными, они были дорогими и являлись значительной физической нагрузкой для музыканта, которому на репетиции и выступления приходилось носить с собой два тяжелых басовых кларнета. По этим двум причинам было продано несколько современных бас-кларнетов класса A. В какой-то момент после 1980-х Селмер прекратил производство бас-кларнета в A, хотя образцы все еще доступны на заводском складе.
Очень немногие современные музыканты владеют бас-кларнетом в A; поэтому эти партии играются на инструменте B ♭, транспонируя их на полутон ниже.
![]() | Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Bass Clarinet. |