Итальянский композитор (1685–1757)
Доменико Скарлатти на портрете
Доминго Антонио Веласко (1738)
Джузеппе Доменико Скарлатти, также известный как Доминго или Доменико Скарлатти ; (Неаполь 26 октября 1685 г. - Мадрид, 23 июля 1757 г.) был итальянским композитором. Хронологически он классифицируется в первую очередь как барочный композитор, хотя его музыка оказала влияние на развитие классического стиля. Как и его прославленный отец Алессандро Скарлатти, он сочинял самые разные музыкальные формы, хотя сегодня он известен в основном своими 555 клавишными сонатами. Он провел большую часть своей жизни на службе португальской и испанской королевской семье.
Содержание
- 1 Жизнь и карьера
- 2 Музыка
- 3 Избранная дискография
- 3.1 Полное собрание сочинений
- 3.2 Фортепианные концерты
- 3.3 Фортепианные концерты
- 3.4 Сольные концерты клавесина
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
- 6 Внешние ссылки
Жизнь и карьера
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, Неаполитанском королевстве, принадлежащем Испанская корона. Он родился в 1685 году, в том же году, что и Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Скарлатти был шестым из десяти детей композитора и учителя Алессандро Скарлатти. Его старший брат Пьетро Филиппо также был музыкантом.
Скарлатти сначала учился музыке у своего отца. Другие композиторы, которые могли быть его ранними учителями, включают Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Паскини, все из которых, возможно, повлияли на его музыкальный стиль. Муцио Клементи перевел сонаты Скарлатти в классический стиль, отредактировав то, что, как известно, было их первым изданием. Он был назначен композитором и органистом в королевской капелле в Неаполе в 1701 году. В 1703 году он отредактировал оперу Карло Франческо Поллароло для исполнения в Неаполе. Вскоре после этого отец отправил его в Венецию. После этого о жизни Скарлатти ничего не известно до 1709 года, когда он отправился в Рим и поступил на службу к изгнанной польской королеве Марии Казимире. Именно в Риме он встретил Томаса Розингрейва. Скарлатти уже был опытным клавесинистом : есть история об испытании мастерства с Георгом Фридрихом Генделем во дворце кардинала Оттобони в Риме, где его судили возможно, превосходит Генделя на клавесине, но уступает на органе. Скарлатти был провозглашен «величайшим итальянским композитором клавесинов всех времен». Позже Скарлатти, как известно, с почтением крестился, говоря о мастерстве Генделя. Находясь в Риме, Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. Он был маэстро ди Капелла в соборе Святого Петра с 1715 по 1719 год. В 1719 году он поехал в Лондон, чтобы поставить свою оперу Нарцисо в Королевском театре.
Фрагмент картины
Гаспаре. Траверси, показывающий, как Скарлатти обучает
принцессу Португалии Барбару Согласно Висенте Бикки, папский нунций в то время в Португалии, Доменико Скарлатти прибыл в Лиссабон 29 Ноябрь 1719 г. Там он преподавал музыку португальской принцессе Марии Магдалене Барбаре. Он уехал из Лиссабона 28 января 1727 года в Рим, где женился на Марии Катерине Джентили 6 мая 1728 года. В 1729 году он переехал в Севилью, где пробыл там четыре года. В 1733 году он отправился в Мадрид в качестве музыкального мастера к принцессе Марии Барбаре, которая вышла замуж за испанский королевский дом. Позже принцесса стала королевой Испании. Скарлатти оставался в стране на оставшиеся двадцать пять лет своей жизни и имел там пятерых детей. После смерти первой жены в 1739 году он женился на испанке Анастасии Максарти Шименес. Среди его сочинений во время его пребывания в Мадриде было большинство из 555 клавишных сонат, которыми он наиболее известен.
Скарлатти подружился с кастратом певцом Фаринелли, неаполитанцем, также пользующимся королевским покровительством в Мадриде. Музыковед и клавесинист Ральф Киркпатрик прокомментировал, что переписка Фаринелли предоставляет «большую часть прямой информации о Скарлатти, которая дошла до наших дней». Доменико Скарлатти умер в Мадриде в возрасте 71 года. Его резиденция на улице Calle Leganitos отмечена исторической мемориальной доской, а его потомки все еще живут в Мадриде. Он был похоронен там, в Мадриде, в монастыре, но его могилы больше нет.
Музыка
При его жизни была опубликована лишь часть сочинений Скарлатти; Сам Скарлатти, кажется, руководил публикацией в 1738 году самого известного сборника, его 30 Essercizi («Упражнения»). Они были хорошо восприняты по всей Европе, и их отстаивал выдающийся английский писатель XVIII века, Чарльз Берни.
. Многие сонаты, не опубликованные при жизни Скарлатти, выходили в печати нерегулярно в течение двух с половиной лет. веков с тех пор. Скарлатти привлекал известных поклонников, в том числе Бела Барток, Артуро Бенедетти Микеланджели, Питер-Ян Бельдер, Иоганн Себастьян Бах, Муцио Клементи, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Карл Черни, Франц Лист, Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Клод Дебюсси, Эмиль Гилельс, Фрэнсис Пуленк, Оливье Мессиан, Энрике Гранадос, Марк-Андре Амлен, Владимир Горовиц, Иво Погорелич, Скотт Росс (первый исполнитель, записавший все 555 сонат), Генрих Шенкер, Андраш Шифф и Дмитрий Шостакович.
555 клавишных сонат Скарлатти представляют собой отдельные части, в основном в двоичной форме, и некоторые в ранней форме сонаты, и в основном написаны для клавесина или самых ранних пианофортов. (Четыре для органа и несколько для небольшой инструментальной группы). Некоторые из них демонстрируют гармоничную дерзость в использовании диссонансов, а также нетрадиционные модуляции удаленных клавиш.
Другими отличительными чертами стиля Скарлатти являются следующие:
- Влияние иберийского (португальского) и испанская) народная музыка. Примером может служить использование Скарлатти фригийской лады и других тональных интонаций, более или менее чуждых европейской художественной музыке. Многие фигурации и диссонансы Скарлатти наводят на мысль о гитаре.
- На композиции Скарлатти повлияла испанская гитара, что можно увидеть в нотах, которые воспроизводятся быстро и повторно.
- Формальный прием в каждая половина сонаты ведет к ключевой точке, которую Киркпатрик назвал «сутью» и которая иногда подчеркивается паузой или ферматой. До ключевого слова сонаты Скарлатти часто содержат их основное тематическое разнообразие, а после ключевого слова в музыке больше используются повторяющиеся фигурации, поскольку они модулируются от тональности дома (в первой половине) или обратно к тональности дома (во второй половине).
- Скарлатти играл в стиле галанта.
Киркпатрик выпустил издание сонат в 1953 году, и теперь почти всегда используется нумерация из этого издания - Kk. или К. номер. Раньше обычно использовалась нумерация из издания 1906 года, составленного неаполитанским пианистом Алессандро Лонго (L. numbers). Нумерация Киркпатрика хронологическая, в то время как порядок Лонго является результатом его произвольной группировки сонат в «сюиты». В 1967 году итальянский музыковед Джорджо Пестелли опубликовал исправленный каталог (с использованием чисел P.), в котором исправлены, по его мнению, некоторые анахронизмы. Хотя точные даты написания этих сохранившихся сонат неизвестны, Киркпатрик заключает, что все они, возможно, были написаны в конце карьеры Скарлатти (после 1735 года), причем большинство, возможно, датируется шестидесяти седьмым днем рождения композитора.
Помимо множества сонат, Скарлатти сочинил ряд опер и кантат, симфоний и литургических пьес. Среди известных работ - Stabat Mater 1715 года и Salve Regina 1757 года, которое считается его последним сочинением.
Избранная дискография
Полное собрание сочинений
- L'Œuvre pour clavier, Скотт Росс (1988, 34 компакт-диска Erato / Radio Франция ) OCLC 725539860, 935869199
- Доменико Скарлатти: Полные сонаты, Ричард Лестер, клавесин и фортепьяно (2001–2005 гг., 39 компакт-дисков в 7 томах Nimbus Records NI 1725 / NI 1741) OCLC 1071943740.
- Клавишные сонаты, Эмилия Фадини, Оттавио Дантоне, Серджио Вартоло, Марко Фаролфи, Энрико Байано..., клавесин, фортепиано, орган (1999–2012, 12 компакт-дисков Страдивари) - в процессе
- Клавиатура Сонаты, Питер-Ян Бельдер, арфишорд и фортепиано (2012, 36 компакт-дисков Brilliant Classics )
- Сонаты для клавишных, Карло Гранте, фортепиано Bösendorfer Imperial (2009–2020, 35 Компакт-диски в 6 томах Музыка и искусство)
- Клавишные сонаты, разные пианисты (1994–2019, 22 компакт-диска Naxos ) - в процессе
Фортепианные концерты
- 2 сонаты: Соната K 9 и Соната К. 380 - Дину Липа tti, фортепиано (20 февраля и 27 сентября 1947 г., EMI / 12 CD Hänssler PH17011)
- 4 сонаты: Соната К. 1, Соната К. 87, Соната К. 193 и Соната К. 386 - Клара Хаскил, фортепиано (? 1947, BBC / «Inédits Haskil» Tahra TAH 389 / TAH 4025)
- 11 сонат: Соната К. 1, Соната К. 35, Соната К. 87, Соната К. 132, Соната К. 193, Соната К. 247, Соната К. 322, Соната К. 386, Соната К. 437, Соната К. 515, Соната К. 519 - Клара Хаскил, фортепиано (октябрь 1951, Вестминстер / DG 471 214-2)
- 3 сонаты: Соната К. 87, Соната К. 193 и Соната К. 386 - Клара Хаскил, фортепиано (октябрь 1951 г., Филипс )
- Сиенское пианофорте: 6 сонат Скарлатти (и 3 сонаты Моцарта ) - Charles Rosen, Siena piano (1955, Counterpoint / Esoteric / Everest Records CPT 53000)
- 37 фортепианных сонат: Владимир Горовиц (1946–1981, «Полные записи» RCA и CBS / Sony Classical)
- 33 сонаты: Кристиан Захариас, фортепиано (1979, 1981, 1984, EMI)
- 18 сонат: Мария Типо, фортепиано (27–28 ноября 1987 г., EMI CDC 7 49078 2) OCLC 840330787
- 15 сонат: Иво Погорелич, фортепиано (сентябрь 1991 г., DG ) OCLC 823888417
- Скарлатти: Сонаты для клавишных: Михаил Плетнев, фортепиано (октябрь 1994, Virgin Classics 5181862) OCLC 607181242
- 16 сонат: Кристиан Захария, фортепиано (1995, EMI)
- 20 сонат: Валери Трайон, фортепиано (18 и 28 сентября 1999 г., Appian Publications Recordings [APR]) OCLC 48744435
- 14 сонат: Кристиан Захариас, фортепиано (июнь 2002 г., MDG 34011622)
- 18 сонат: Рача Ародаки, фортепиано (17–21 июля 2005 г., Zig-Zag Territoires ) OCLC 232578921
- Скарлатти: Сонаты для фортепиано: Евгений Судбин, фортепиано (2005, BIS )
- Неаполь, 1685: 17 сонат: Оливье Каве, фортепиано (2008, Outhere Music / Æon)
- Сонаты: Элис Адер, фортепиано (2010, Fuga Libera )
- 42 сонаты: Микеланджело Карбонара, фортепиано (12–14 мая 2009 г., 2CD Brilliant Classics ) OCLC 971734568
- Александр Тарауд joue Scarlatti: 18 сонат (30 августа / 3 сентября 2010, Богородица Кла ssics ) OCLC 898257762
- Скарлатти: 18 сонат: Евгений Судбин, фортепиано (2016, BIS ) OCLC 1085343249
- Скарлатти: 52 сонаты: Лукас Дебарг, фортепиано (2019, Sony Music )
Концерты для фортепиано
- Соната для тарелки, 1742, Франческо Сера, клавесин и фортепиано (7–9 марта 2000 г.), Март 2001 г., октябрь 2002 г., 3 CD Tactus) OCLC 50303672
- Sonatas '', Серджио Чиомей, клавесин и фортепиано (28 февраля 2000 г., 2–3 февраля 2001 г., Challenge Классика) OCLC 53062819
- Сонаты - новое изобретение Марии Барбары, Алин Зильберайч, фортепиано по мотивам Кристофори (2005, Амбронай)
Сольные концерты клавесина
- '' Сонаты для клавесина, Ванда Ландовска (1934, 1939, 1940, EMI )
- Сонаты для клавишных '', Фернандо Валенти (1950-е, Вестминстер / 3 Диски Millenium MCA Universal, переизданы. 1998) OCLC 15057725, 224281078
- Клавишные сонаты '', Фернандо Валенти (1951–1955, 11 компакт-дисков Pristine Audio, переиздан. 2006) OCLC 933509681
- 60 сонат для клавесина '', Ральф Киркпатрик (1954, CBS SL 221/2 CD Urania, переиздание 54 сонат в 2004 году)
- «Сонаты для клавесина», Лучано Сгриззи, клавесин (1964, Accord)
- 21 соната для клавесина », Ральф Киркпатрик (1966, 1971, Archiv Produktion, переиздан в 2004 г.)
- 10 сонат, Густав Леонхардт (1970, Deutsche Harmonia Mundi)
- 16 сонат для клавесина, (1971, Turnabout )
- Sonates pour clavecin, Blandine Verlet (1975, Philips )
- Sonates pour clavecin, Blandine Verlet (1976, Philips )
- 14 сонат для клавесина, Густав Леонхард (1979, Seon / Sony)
- Сонаты для клавесина - Колин Тилни, клавесин Винченцио 1782 г. (август 1979 г., L'Oiseau-Lyre / Decca)
- Сонаты для клавесина '', Тревор Пинн ок (1981, CRD Records; переиздан в 1995 г.) OCLC 225749151
- Сонаты, Тревор Пиннок (1987, Архив )
- 12 сонат, Колин Тилни (1988, Дориан)
- Les plus belles sonates, Скотт Росс (1988, Erato / Radio France )
- Trente Sonates, Rafael Puyana (1988, 2CD Harmonia Mundi )
- 16 сонат, Тон Купман (1988, Capriccio)
- Сонаты, Андреас Стаер (декабрь 1990 г., 26–28 октября 1991 г., 2 компакт-диска Deutsche Harmonia Mundi) OCLC 312175196, 762606993
- Сонаты, Боб ван Асперен (май 1991 г., «Reflexe» EMI) OCLC 492478134
- 22 сонаты, Pierre Hantaï (июнь 1992, Astrée E 8502)
- Кошачья фуга и сонаты для клавесина, Элейн Компароне (27–28 августа 1992 г., Лиричорд) OCLC 705343159
- Сонаты, Андреас Стаер (декабрь 1995 г., Тельдек ) OCLC 224634640
- Sonates inédites, Fandango, (1994, Erato / Warner Classics )
- Scarlatti High and Low - 16 dernières sona tes pour clavecin, Colin Tilney (1995, Music Arts)
- 18 сонат для клавесина (1996, Klavier) OCLC 811245528
- 15 сонат для клавесина, Christophe Rousset (1998, Decca )
- 27 сонат, (2002, Satirino)
- Sonates, Pierre Hantaï (2002, 2004, 2005, 2016, 2017, 2019 6 компакт-дисков) / SACD Mirare)
- Сонаты, Элейн Торнбург (2005, 2 компакт-диска Lyrichord) OCLC 705343168
- 13 сонат для клавесина '', (май 2001, Intrada) OCLC 718410762
- Duende (17 сонат), Skip Sempé (с, второй клавесин) (2006, Paradizo)
- Essercizi per gravicembalo, Kenneth Weiss (2007, Satirino)
- Доменико Скарлатти - clavecin Migliai 1763, (2012, Clavecin.com)
- Сонаты и Фанданго, (2016, Hortus 129)
- Continuum - Scarlatti Ligeti, 12 сонат - (декабрь 2017, SACD 399)
- 16 сонат - Жан Рондо (2018, SACD Erato )
- Zones, Лиллиан Гордис (июнь 201 9, Paraty PTY 919180)
Примечания
Ссылки
- Киркпатрик, Ральф (1953). Доменико Скарлатти. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02708-0.
- Доменико Скарлатти. Шестьдесят сонат в двух томах, отредактированных в хронологическом порядке на основе рукописей и самых ранних печатных источников с предисловием Ральфа Киркпатрика, Нью-Йорк, Г. Ширмер, 1953.
- Д. Скарлатти. Сонаты, в 11 томах, под ред. Кеннет Гилберт по венецианским рукописям, Париж, Хойгель, сб. «Le Pupitre», с 1975 по 1984 год.
- Доменико Скарлатти. Полное собрание сочинений для клавиатуры, в факсимиле из рукописей (Парма) и печатных источников, ред. Ральф Киркпатрик, Нью-Йорк, Johnson Reprint Corporation, 1971.
- Скарлатти, Доменико. Соната per cembalo del Cavalier Dn. Доменико Скарлатти. Полное факсимиле Венецианской рукописи в 15 т. Archivum Musicum: Monumenta Musicae Revocata, 1 / I-XV. Флоренция, 1985–1992 гг.
- Яньес Наварро, Селестино: «Обрас де Доменико Скарлатти, Антонио Солер и Мануэль Бласко де Небра en un manuscrito misceláneo de tecla del Archivo de Música de las Catedrales de Zaragoza Musical», в Ануарио 2012. Т. 77. С. 45–102. [1]
- Яньес Наварро, Селестино: Nuevas aportaciones para el estudio de las sonatas де Доменико Скарлатти. Los manuscritos del Archivo de música de las Catedrales de Сарагоса. Докторская диссертация Тесиса, Автономный университет Барселоны, 2015. [2]
Внешние ссылки
| На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Доменико Скарлатти. |