Токката

редактировать
Первая страница книги Дж. С. Баха Токката и фуга ре минор, BWV 565

Токката (от итальянского toccare, буквально «касаться», где «токката» - действие прикосновения) - виртуозное музыкальное произведение, обычно для клавиатура или щипковый струнный инструмент с быстрым движением пальца исполненные или иным образом виртуозные пассажи или отрывки с имитационными или фугальными интермедиями или без них, как правило, подчеркивающие ловкость пальцев исполнителя. Реже название применяется к произведениям для нескольких инструментов (ярким примером является открытие оперы Клаудио Монтеверди L'Orfeo ).

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ренессанс
    • 1.2 Барокко
    • 1.3 После барокко
  • 2 Литература
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
История

Ренессанс

Форма впервые появилась в конце Ренессанса период. Он возник в северной Италии. Несколько публикаций 1590-х годов включают токкаты таких композиторов, как Клаудио Меруло, Андреа и Джованни Габриэли, Адриано Банкиери и Луццаско Луццаски. Это клавишные сочинения, в которых одна рука, а потом другая исполняет виртуозные партии и блестящие каскадные пассажи под аккордовое сопровождение в другой руке. Среди композиторов, работавших в Венеции в то время, был молодой Ганс Лео Хасслер, который учился у Габриэли; он привез бланк с собой в Германию. Это было в Германии, где оно пережило свое высшее развитие, кульминацией которого стало творчество Иоганна Себастьяна Баха более чем через сто лет.

Барокко

Токката и Фуга ре минор, BWV 565 Композитор Иоганн Себастьян Бах, MIDI исполнение загружено Аштаром Мойрой
Токката ре мажор, BWV 912 Композитор Иоганн Себастьян Бах, исполняет на фортепиано Рэндольф Хокансон
Токката ми минор Композитор Иоганн Пахельбель, исполняет в церкви орган в Трубшахене, Швейцария Бургхарда Фишера
Токката фа мажор Составлено Иоганном Пахельбелем, исполнено на церковном органе в Трубшахене, Швейцария Бургардом Фишером
Токката Составлено Джироламо Фрескобальди в исполнении Сильвии Кинд на клавесине того же типа, что и Ванда Ландовска
Токката Композитор Алессандро Скарлатти в исполнении Сильвии Кинд на клавесин того типа, который использовал Ванда Ландовска

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Токката барокко, начинающаяся с Джироламо Фрескобальди, более секционна и увеличена по длине, интенсивности и виртуозности по сравнению с версией эпохи Возрождения, достигая высот экстравагантности эквивалентен подавляющему количеству деталей, замеченных в архитектуре того периода. Часто в нем были быстрые пробежки и арпеджио, чередующиеся с аккордовыми или фугальными партиями. Иногда не хватало постоянного темпа и почти всегда чувствовалось импровизационное.

Среди других барочных композиторов токкат в период до Баха: Иоганн Пахельбель, Микеланджело Росси, Иоганн Якоб Фробергер, Ян Питерсоон Свелинк, Алессандро Скарлатти и Дитерих Букстехуде.

Токкаты Баха являются одними из самых известных примеров этой формы, а его Токката и Фуга ре минор, BWV 565 - одно из самых популярных сочинений для органа сегодня, хотя его авторство оспаривается некоторыми авторитетами. Его токкаты для органа - это импровизационные композиции, за которыми часто следует самостоятельная фуга. В таких случаях токката используется вместо обычно более стабильного prelude. Токкаты Баха для клавесина - это многосекционные произведения, в состав которых входит фугальное письмо.

После эпохи барокко

После периода барокко токкаты встречаются реже. Однако есть несколько ярких примеров. Из романтического периода, Роберт Шуман и Ференц Лист каждый написал по токкате для фортепиано. Амбициозная Токката до мажор Шумана считается одним из самых технически сложных произведений в репертуаре и выдающимся представителем жанра 1800-х годов. Токката Листа - это очень короткое и строгое сочинение позднего периода его творчества, которое фактически является токкатой только по названию. Токкаты меньшего размера иногда называют «токкатинами»: современник Листа и хорошо известный в свое время виртуоз Шарль-Валентин Алкан сочинил краткую токкатину как свою последнюю опубликованную работу (соч. 75).

С начала 20 века, Прокофьев и Арам Хачатурян каждый написал токкату для соло фортепиано, как и сделал Французские композиторы Морис Равель в составе Le Tombeau de Couperin, Жюль Массне, Клод Дебюсси в своей сюите Pour le piano, а также "Jardins sous la pluie" (что является токкатой, но не по названию), Пьера Санкана и Токката Йорка Боуэна, соч. 155. Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал четыре токкаты для фортепиано соло, а Моисес Молейро написал два. Фортепианная сюита № 2 Джорджа Энеску, соч. 10, открывается токкатой. Первая часть Бенджамина Бриттена Фортепианный концерт - это токката, как и первая часть второго фортепианного концерта Николая Метнера.

Форма токката имела большое значение во французской романтической органной школе, основу которой положил Жак-Николя Лемменс своими фанфарами. Токкаты в этом стиле обычно состоят из быстрых последовательностей аккордов в сочетании с мощной мелодией (часто играемой на педали). Наиболее известные примеры - финальная часть Симфонии № 5 Шарля-Мари Видора и финал Симфонии № 1 Луи Верна..

Совсем недавно Джон Раттер написал Токкату в 7, названной так из-за ее размера. Токката иногда появляется в произведениях для полного оркестра ; Ярким примером является последняя часть Восьмой симфонии из Ральфа Воана Уильямса. Что касается токкаты, написанной для струнных инструментов, последняя часть Джона Адамса 'Концерт для скрипки называется «Toccare», что, возможно, указывает на происхождение слова токката; и первая часть (Schnelle halbe) пятой части Kammermusik Пауля Хиндемита (концерт для альта) написана как токката. Другой современный композитор, написавший много токкат, - это Эмма Лу Димер. Помимо нескольких токкат для органа, она написала три для фортепиано (одна, написанная в 1979 году, часто играет), одну для хора флейты, одну для скрипки и фортепиано, одну для литавры соло и одну для ударных шестималлетных молотков. Русский джаз композитор Николай Капустин сочинил две токкатины; один в составе его «Восьми концертных этюдов», соч. 40 и еще один Opus 36. Евгений Кисин написал очень вдохновленную джазовую токкату как часть своего Opus 1 Four Piano Pieces.

Литература

Роберт Браунинг использовал мотив или концепцию токкаты Бальдассаре Галуппи, чтобы вызвать мысли о человеческой быстротечности в своей поэме «Токката Галуппи »(хотя Галуппи на самом деле не написал ни одной пьесы с названием« Токката »).

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 05:05:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте