Луи Верн | |
---|---|
Vierne c. 1910 г. | |
Родился | Луи Виктор Жюль Вьерн ( 1870-10-08)8 октября 1870 г. Пуатье, Франция |
Умер | 2 июня 1937 г. (1937-06-02)(66 лет) Париж, Франция |
Занятие | |
Работает | Список сочинений |
Луи Виктор Жюль Верн (8 октября 1870 - 2 июня 1937) был французским органистом и композитором. Как органист Собора Парижской Богоматери с 1900 года до своей смерти, он сосредоточился на органной музыке, включая шесть органных симфоний и Messe solennelle для хора и двух органов. Он гастролировал по Европе и США в качестве концертного органиста. Среди его учеников были Надя Буланже и Морис Дуруфле.
Луи Верн родился в Пуатье 8 октября 1870 года в семье учителя Анри-Альфреда Верна (1828–1886), ставшего журналистом. Он был главным редактором Journal de la Vienne в Пуатье, где познакомился со своей будущей женой Мари-Жозефин Жерваз. У пары было четверо детей. Луи родился почти слепым из-за врожденной катаракты. Его необычный дар к музыке был обнаружен рано. Когда ему было всего два года, он впервые услышал пианино: пианист сыграл ему колыбельную Шуберта, а когда он закончил, юный Луи тут же начал подбирать ноты колыбельной на пианино. С 1873 года его отец работал в « Парижском журнале», переехав с семьей в Париж. В шесть лет Луи перенес иридэктомию обоих глаз. Тогда он смог различать фигуры и людей и мог читать большие буквы. Он брал уроки игры на фортепиано у мадам Госсет в Лилле, где его отец работал в Мемориале Лилля. Она расшифровала музыку на больших посохах. Он также выучил шрифт Брайля.
В 1880 году семья вернулась в Париж, где его отец работал в нескольких газетах, включая Le Figaro. Вьерн изучал фортепиано с Луи Шпехт, учитель слепых в Национальном институте де Jeunes Aveugles (Национальный институт молодых слепых). Он был впечатлен игрой Сезара Франка на органе в 1881 году:
Орган сыграл загадочную прелюдию, совершенно непохожую на то, что я слышал в Лилле; Я был потрясен и почти пришел в восторг.... Я не мог сдержать слез. Я ничего не знал; Я ничего не понял; но мой инстинкт был сильно поколеблен этой выразительной музыкой, эхом разносящейся через каждую пору.
Верн был принят в институт в 1881 году. Франк порекомендовал ему изучить орган, и Верн начал уроки у Луи Лебеля и Адольфа Марти. Он изучал гармонию в частном порядке с Франком и посещал занятия в Парижской консерватории, принятой на дневное отделение в 1890 году. Когда Франк умер 8 ноября 1890 года, его сменил Шарль-Мари Видор. Вьерн стал его ассистентом по классу органа и органистом в Сен-Сюльпис. Вьерн был удостоен первой премии Консерватории по классу органа в 1894 году. Он оставался ассистентом Видора по классу органа, а с 1896 года - его преемника Александра Гильмана.
В июле 1898 года Верн был крестным отцом при крещении, а Берта Арлетта Таскин - крестной матерью. Она родилась в 1880 году, пела контральто и работала со своим отцом, баритоном и преподавателем консерватории Эмилем-Александром Таскеном. Вьерн сделал ей предложение 18 июля, и они поженились 20 апреля 1899 года. Видор был органистом на церковной церемонии 22 апреля в Сен-Сюльпис. Их первый сын Жак родился 6 марта 1900 года.
21 мая 1900 года Вьерн выиграл конкурс на должность титулярного органиста в Соборе Парижской Богоматери. 11 сентября он вместе с женой дал сольный концерт в рамках всемирной выставки Exposition Universelle. Он занимал этот пост до своей смерти в 1937 году. Хотя он занимал один из самых престижных органных постов во Франции, орган Нотр-Дам находился в плачевном состоянии на протяжении большей части его владения инструментом. В конце концов он предпринял концертный тур по Северной Америке, чтобы собрать деньги на его восстановление. Тур, который включал крупные концерты на знаменитом органе Ванамакера в Филадельфии и его младшем родственном инструменте, органе Ванамакер Аудиториум в Нью-Йорке, был очень успешным, хотя поездка его физически истощила.
Когда мать Вьерна умерла 25 марта 1902 года, он переехал в большую квартиру на Rue ses Saints-Pères. Второй сын Андре родился 6 января 1903 года, а дочь Коллетт родилась 5 января 1907 года. В 1906 году в результате уличного происшествия в Париже он сильно сломал ногу, и на какое-то время было решено, что его нога нужно будет ампутировать. Нога была спасена, но его восстановление и задача полностью переучить технику педалирования заняли полгода.
Верн получил развод 4 августа 1909 года, сославшись на измену своей жены. Пока она стала опекуном младших детей, Жак остался со своим отцом.
Вьерн преподавал в Консерватории в качестве ассистента девятнадцать лет, среди его учеников были Жозеф Бонне, Надя Буланже, Марсель Дюпре и Анри Муле. Он ожидал, что станет преемником Гильмана на посту руководителя класса органа, но вместо этого был назначен Эжен Жигу, которому в 1926 году сменил Дюпре. Вьерн преподавал в Schola cantorum с 1912 года. Его ученики всегда описывали его как доброго, терпеливого и вдохновляющего учителя. Среди его учеников были Огюстен Бари, Эдвард Шиппен Барнс, Лили Буланже, Андре Флери, Исадор Фрид, Анри Гагнебен, Гастон Литаиз, Эдуард Миньян, Эмиль Пуайо, Адриан Ружье, Александр Шрайнер и Жорж-Эмиль Танге. Летом 1913 года он был награжден двумя медалями Салона музыкантов.
Во время мировой войны 1914 года его сын Жак, еще несовершеннолетний, хотел пойти в армию и подписал необходимое разрешение. Верн отправился в Швейцарию в 1916 году для лечения глаукомы, ожидая, что будет отсутствовать всего четыре месяца, с заместителем органиста Дюпре в Нотр-Дам, но из-за осложнений он вернулся через четыре года. В мае 1917 года Жака перевели водителем в 44-й полк. Он покончил жизнь самоубийством 12 ноября 1917 года в Просне на Марне. Вьерн написал Фортепианный квинтет, соч. 42, в память. Его брат Рене погиб на фронте 29 мая 1918 года, его помнят в « Солитьюде», стихотворении для фортепиано.
Вьерн вернулся в Париж в 1920 году. Год спустя он встретил Мадлен Ришепен, молодую певицу, для которой он написал стихи Бодлера ( Poème d'amour), которые они исполнили вместе на концертах. В июне 1922 года он гастролировал по Швейцарии, Италии и Германии. В 1924 году он гастролировал по Англии и Шотландии, играл в Лионе и Брюсселе. В 1927 году он предпринял трехмесячный тур по США с Ричепином. В 1928 году они провели лето в замке в Анжере, где он сочинил Les Angélus, оркестровал « Поэма любви», премьера которой состоялась в Париже 1 марта 1930 года, и начал свою лирическую драму « Антигона». После смерти Винсента д'Инди и последовавших за этим конфликтов в 1931 году он покинул Schola cantorum и перешел в школу Сезара Франка.
Правительство Франции сделало Вьерна кавалером Почетного легиона в 1931 году.
2 июня 1937 года Вьерн дал свой 1750-й органный концерт в Нотр-Даме. Он завершил основной концерт, который, по словам публики, показал ему всю его мощь («так же, как он когда-либо играл»), сыграв «Stele pour un enfant défunt» из своего « Триптика», соч. 58. Заключительный раздел должен был состоять из двух импровизаций на представленные темы. Он прочитал первую тему шрифтом Брайля, затем выбрал остановки, которые он будет использовать для импровизации. Он внезапно качнулся вперед и упал со скамейки, когда его нога ударилась о низкую педаль «Е» органа. Он потерял сознание, когда единственная нота эхом разнеслась по церкви. Таким образом, он осуществил свою часто высказываемую мечту всей жизни - умереть за консолью большого органа Собора Парижской Богоматери. Морис Дуруфле, другой крупный французский органист и композитор, был рядом с ним в момент его смерти.
У Вьерна был элегантный, чистый стиль письма, который превыше всего уважал форму. Его гармонический язык был романтически богат, но не таким сентиментальным или театральным, как у его раннего наставника Сезара Франка. Как и все великие французские органисты конца века, музыка Вьерна была очень идиоматичной для выбранного им инструмента и вдохновляла большинство великих парижских композиторов-органистов, последовавших за ним.
Его работа для органа включает в себя шесть органных симфоний, 24 пьесы-фантазии (в том числе его знаменитый Вестминстерский Карильон ), Vingt-quatre pièces en style libre и другие произведения. Есть также несколько камерных произведений ( сонаты для скрипки и виолончели, фортепианный квинтет и струнный квартет, например), вокально-хоровая музыка и Симфония ля минор для оркестра.