Струнный квартет представляет собой музыкальный ансамбль, состоящий из четырех струнных игроков: два скрипичных игроков, на альте - плеер и виолончелиста. Это также музыкальная композиция, написанная для исполнения такой группой. Струнный квартет - один из самых ярких камерных ансамблей классической музыки ; большинство крупных композиторов, начиная с середины 18 века, писали струнные квартеты.
Струнный квартет в его нынешнем виде был разработан австрийским композитором Йозефом Гайдном, чьи произведения в 1750-х годах создали ансамбль как группу из четырех более или менее равноправных партнеров. Со времен Гайдна струнный квартет считался престижной формой; написание для четырех инструментов с в целом схожими характеристиками ограничивает и испытывает композитора. Композиция струнного квартета процветала в классическую эпоху, и Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт написали по несколько из них. Многие композиторы-романтики и композиторы начала двадцатого века сочинили струнные квартеты, в том числе Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Антонин Дворжак, Леош Яначек и Клод Дебюсси. Позже в 19 веке в составлении струнных квартетов наступило небольшое затишье, но в 20 веке оно возродилось, когда Вторая венская школа, Бела Барток, Дмитрий Шостакович, Милтон Бэббит и Эллиот Картер создали высоко оцененные образцы этого жанра. и это остается важной и изысканной музыкальной формой.
Стандартная структура струнного квартета, установленная в классическую эпоху, состоит из четырех частей, с первой частью в форме сонаты, Аллегро, в тональной тональности; медленное движение в соответствующей тональности, за которым следуют Менуэт и Трио; и четвертая часть часто находится в форме рондо или форме рондо сонаты, в тонической тональности.
Некоторые ансамбли струнных квартетов играют вместе в течение многих лет и становятся известными и продвигаются как единое целое, подобно инструментальным солистам или оркестру.
Ранняя история струнного квартета во многом является историей развития жанра австрийским композитором Йозефом Гайдном. Были примеры дивертисмента для двух скрипок соло, альта и виолончели венских композиторов Георга Кристофа Вагензейля и Игнаца Хольцбауэра ; и издавна существовала традиция исполнять оркестровые произведения от одного инструмента к другому. Британский музыковед Дэвид Вин Джонс ссылается на широко распространенную практику, когда четыре игрока, по одному за партией, исполняют произведения, написанные для струнного оркестра, такие как дивертисменты и серенады, причем до XIX века в струнном озвучивании не было отдельной (пятой) партии контрабаса. Однако эти композиторы не проявили интереса к изучению развития струнного квартета как медиума.
Истоки струнного квартета можно проследить до сонаты трио в стиле барокко, в которой два сольных инструмента исполняются с секцией континуо, состоящей из басового инструмента (такого как виолончель) и клавишных. Очень ранний пример - четырехчастная соната для струнного ансамбля итальянского композитора Грегорио Аллегри, которую можно считать важным прототипом. К началу 18 века композиторы часто добавляли третьего солиста; Более того, стало обычным опускать часть клавиатуры, позволяя виолончели поддерживать только басовую партию. Таким образом, когда Алессандро Скарлатти написал набор из шести произведений под названием Sonata à Quattro per due Violini, Violetta [viola], e Violoncello senza Cembalo (Соната для четырех инструментов: двух скрипок, альта и виолончели без клавесина), это было естественной эволюцией от существующая традиция.
Гайдн отвечает за струнный квартет в его ныне принятой форме. Хотя он не изобрел комбинацию двух скрипок, альта и виолончели, предыдущие появления в камерной музыке были более вероятными из-за обстоятельств, а не сознательного замысла. Струнный квартет не пользовался признанным статусом ансамбля, как две скрипки с бассо континуо - так называемая «трио-соната» - более ста лет. Даже сочинение первых струнных квартетов Гайдна было обусловлено скорее случаем, чем художественным императивом. В течение 1750-х годов, когда молодой композитор все еще работал в основном учителем и скрипачом в Вене, его иногда приглашали провести время в соседнем замке в Вайнциерле любящего музыку австрийского дворянина Карла Йозефа Вебера, Эдлера фон Фюрнберга. Там он играл камерную музыку в специальном ансамбле, состоящем из стюарда Фюрнберга, священника и местного виолончелиста, и когда барон попросил новую музыку для группы, родились первые струнные квартеты Гайдна. Неясно, попали ли какие-либо из этих произведений в два набора, опубликованные в середине 1760-х годов и известные как Opp.1 и 2 Гайдна (Op.0 - это квартет, включенный в некоторые ранние издания Op.1, и были заново открыты только в 1930-х годах), но кажется разумным предположить, что они были, по крайней мере, похожи по своему характеру.
Ранний биограф Гайдна Георг Август Гризингер рассказывает эту историю так:
Следующее чисто случайное обстоятельство заставило его попытать счастья в составе квартетов. У барона Фюрнберга было место в Вайнциерле, в нескольких сценах от Вены, и он время от времени приглашал своего пастора, своего менеджера Гайдна и Альбрехтсбергера (брата прославленного контрапунтиста Альбрехтсбергера ), чтобы немного послушать музыку. Фюрнберг попросил Гайдна сочинить что-нибудь, что могло бы быть исполнено этими четырьмя любителями. Гайдн, которому тогда было восемнадцать, поддержал это предложение и создал свой первый квартет, который, как сразу выяснилось, получил такое всеобщее одобрение, что Гайдн набрался храбрости и продолжил работу в этой форме.
Примерно в это же время Гайдн написал еще девять квартетов. Эти работы были опубликованы как его соч. 1 и соч. 2; один квартет остался неопубликованным, а некоторые из ранних «квартетов» на самом деле являются симфониями, в которых отсутствуют духовые партии. Они состоят из пяти частей и имеют форму: быстрое движение, менуэт и трио I, медленное движение, менуэт и трио II и быстрый финал. Как отмечает Людвиг Финчер, стилистически они основаны на австрийской традиции дивертисмента.
После этих первых усилий Гайдн не возвращался в струнный квартет в течение нескольких лет, но когда он это сделал, это стало значительным шагом в развитии жанра. В последующие годы Гайдн начал свою карьеру капельмейстера у принцев Эстерхази, для которых он должен был сочинить многочисленные симфонии и десятки трио для скрипки, альта и любопытного басового инструмента под названием баритон (которого играет сам принц Николаус Эстерхази ). Возможности для экспериментов, которые предлагали Гайдну в обоих этих жанрах, возможно, помогли ему в поисках более продвинутого квартетного стиля, обнаруженного в восемнадцати произведениях, опубликованных в начале 1770-х годов как Opp.9, 17 и 20. Они написаны в устоявшейся форме. как стандарт как для Гайдна, так и для других композиторов. Четко составленные как декорации, эти квартеты имеют четырехчастную компоновку, включающую в себя широко продуманные первые части с умеренным темпом и, в большей мере, демократичную и разговорную игру частей, сплоченное тематическое развитие и умелое, хотя зачастую и скромное, использование музыкальных инструментов. контрапункт. В частности, убедительная реализация прогрессивных целей набора Op.20 1772 года делает их первой крупной вершиной в истории струнного квартета. Конечно, они предложили своему времени современные модели, которым они будут следовать в течение большей части десятилетия; юный Моцарт в своих ранних квартетах был среди композиторов, которые пытались имитировать многие из их характеристик, вплоть до жизненно важных фуг, с помощью которых Гайдн стремился придать больший архитектурный вес финалам сочинений. 2, 5 и 6.
После Op.20 становится все труднее указать на аналогичные крупные скачки в развитии струнного квартета в руках Гайдна, хотя и не из-за отсутствия изобретательности или применения со стороны композитора. Как выразился Дональд Тови : «С Op.20 историческое развитие квартетов Гайдна достигает своей цели; и дальнейший прогресс - это не прогресс в каком-либо историческом смысле, а просто разница между одним шедевром и другим».
О том, что струнные квартеты Гайдна уже были «классикой», которая определила жанр к 1801 году, можно судить по публикации Игнаца Плейеля в Париже «полной» серии в том же году, а об эволюции квартета как средства публичного выступления можно судить по десятке Плейеля. -томный набор миниатюрных партитур, предназначенный для слушателей, а не игроков - ранние образцы этого жанра музыкального издательства. Со времен Гайдна струнный квартет был престижным и считался одним из настоящих экзаменов композиторского искусства. Это может быть отчасти потому, что палитра звука более ограничена, чем в оркестровой музыке, заставляя музыку стоять больше сама по себе, а не полагаться на тональный цвет ; или из по сути своей контрапунктной тенденции в музыке, написанной для четырех одинаковых инструментов.
Расцвет квартетной композиции наступил в классическую эпоху. Моцарт, Бетховен и Шуберт составили по несколько квартетов: «Бетховену особенно приписывают развитие жанра экспериментальным и динамичным образом, особенно в его более поздних сериях квартетов, написанных в 1820-х годах вплоть до его смерти. Их формы и идеи вдохновляли и продолжают вдохновлять музыкантов и композиторов, таких как Рихард Вагнер и Бела Барток ». Последние музыкальные желание Шуберта было услышать квартет Бетховена в C ♯ минор, соч. 131, что он сделал 14 ноября 1828 года, всего за пять дней до смерти. Слушая более раннее выступление этого квартета, Шуберт заметил: «Что нам остается писать после этого?» Вагнер, размышляя о соч. В первой части 131 говорилось, что она «раскрывает самые меланхоличные чувства, выраженные в музыке». Из последних квартетов Бетховен назвал свой любимый сочинением соч. 131, которую он считал своей самой совершенной единственной работой.
Шесть струнных квартетов Мендельсона охватывают весь диапазон его карьеры с 1828 по 1847 год; Все три струнных квартета Шумана были написаны в 1842 году и посвящены Мендельсону, квартеты которого Шуман изучал в процессе подготовки, наряду с квартетами Гайдна, Моцарта и Бетховена. Несколько композиторов эпохи романтизма написали только один квартет, в то время как Антонин Дворжак написал 14. В современную эпоху струнный квартет сыграл ключевую роль в развитии Арнольда Шенберга (который первым добавил сопрано в свой струнный квартет № 2. ), В особенности Бела Барток и Дмитрия Шостаковича. После Второй мировой войны некоторые композиторы, такие как Оливье Мессиан, подвергли сомнению актуальность струнного квартета и избегали их сочинения. Однако, начиная с 1960-х годов, многие композиторы вновь проявили интерес к этому жанру. Во время своего пребывания на посту Мастера Королевы музыки, Питер Максвелл Дэвис выпустил набор из десяти озаглавленных Наксос квартетов (в комиссию от Naxos записей ) с 2001 по 2007 Маргарет Джонс Уайлс в составе более 50 струнных квартетов. Дэвид Мэтьюз написал одиннадцать, а Робин Холлоуэй - пять квартетов и шесть квартеттини.
Произведение для четырех исполнителей на струнных инструментах может быть любой формы. Квартеты, написанные в классический период, обычно имеют четыре части с крупномасштабной структурой, подобной структуре симфонии :
Взаимное расположение медленной части и менуэта гибкое. Например, в шести квартетах Моцарта, посвященных Гайдну, три имеют менуэт, за которым следует медленная часть, а три имеют медленную часть перед менуэтом.
Существенные модификации типичной структуры уже присутствовали в поздних квартетах Бетховена, и, несмотря на некоторые заметные примеры обратного, композиторы, писавшие в двадцатом веке, все чаще отказывались от этой структуры. Четвертый и пятый струнные квартеты Бартока, написанные в 1930-х годах, представляют собой пятичастные произведения, симметричные относительно центральной части. А заключительный квартет Шостаковича, написанный в 1970-х годах, состоит из шести медленных частей.
Многие другие камерные группы можно рассматривать как модификации струнного квартета:
Дальнейшие расширения также были получены такими как строки октетов по Мендельсон. Примечательно, что Шенберг включил сопрано в последние две части своего второго струнного квартета, сочиненного в 1908 году. Этому инструменту добавления голоса следуют Мильо, Гинастера, Фернихау, Дэвис, Ильхан Мимароглу и многие другие. Другой вариант традиционного струнного квартета - это электрический струнный квартет с исполнителями на электрических инструментах.
Некоторые из наиболее заметных произведений для струнного квартета включают:
В то время как отдельные исполнители на струнных инструментах часто объединяются в отдельные струнные квартеты, другие продолжают играть вместе в течение многих лет в ансамблях, которые могут быть названы в честь первого скрипача (например, квартет Такача ), композитора (например, квартет Бородина ) или места. (например, Будапештский квартет ). Созданные квартеты могут претерпеть изменения в составе, сохраняя при этом свое первоначальное название.