Струнный квартет представляет собой музыкальный ансамбль, состоящий из четырех струнных игроков: два скрипичных игроков, на альте - плеер и виолончелиста. Это также музыкальная композиция, написанная для исполнения такой группой. Струнный квартет - один из самых ярких камерных ансамблей классической музыки ; большинство крупных композиторов, начиная с середины 18 века, писали струнные квартеты.
Струнный квартет в его нынешнем виде был разработан австрийским композитором Йозефом Гайдном, чьи произведения в 1750-х годах создали ансамбль как группу из четырех более или менее равноправных партнеров. Со времен Гайдна струнный квартет считался престижной формой; написание для четырех инструментов с в целом схожими характеристиками ограничивает и испытывает композитора. Композиция струнного квартета процветала в классическую эпоху, и Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт написали по несколько из них. Многие композиторы-романтики и композиторы начала двадцатого века сочинили струнные квартеты, в том числе Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Антонин Дворжак, Леош Яначек и Клод Дебюсси. Позже в 19 веке в составлении струнных квартетов наступило небольшое затишье, но в 20 веке оно возродилось, когда Вторая венская школа, Бела Барток, Дмитрий Шостакович, Милтон Бэббит и Эллиот Картер создали высоко оцененные образцы этого жанра. и это остается важной и изысканной музыкальной формой.
Стандартная структура струнного квартета, установленная в классическую эпоху, состоит из четырех частей, с первой частью в форме сонаты, Аллегро, в тональной тональности; медленное движение в соответствующей тональности, за которым следуют Менуэт и Трио; и четвертая часть часто находится в форме рондо или форме рондо сонаты, в тонической тональности.
Некоторые ансамбли струнных квартетов играют вместе в течение многих лет и становятся известными и продвигаются как единое целое, подобно инструментальным солистам или оркестру.
Струнный квартет в исполнении. Слева направо - скрипка 1, скрипка 2, альт, виолончель Партитура струнного квартета ( квартальная гармония из струнного квартета № 1 Шенберга). Играть ( помощь информация ) Струнный квартет в исполнении. Слева направо - скрипка 1, скрипка 2, виолончель, альтРанняя история струнного квартета во многом является историей развития жанра австрийским композитором Йозефом Гайдном. Были примеры дивертисмента для двух скрипок соло, альта и виолончели венских композиторов Георга Кристофа Вагензейля и Игнаца Хольцбауэра ; и издавна существовала традиция исполнять оркестровые произведения от одного инструмента к другому. Британский музыковед Дэвид Вин Джонс ссылается на широко распространенную практику, когда четыре игрока, по одному за партией, исполняют произведения, написанные для струнного оркестра, такие как дивертисменты и серенады, причем до XIX века в струнном озвучивании не было отдельной (пятой) партии контрабаса. Однако эти композиторы не проявили интереса к изучению развития струнного квартета как медиума.
Истоки струнного квартета можно проследить до сонаты трио в стиле барокко, в которой два сольных инструмента исполняются с секцией континуо, состоящей из басового инструмента (такого как виолончель) и клавишных. Очень ранний пример - четырехчастная соната для струнного ансамбля итальянского композитора Грегорио Аллегри, которую можно считать важным прототипом. К началу 18 века композиторы часто добавляли третьего солиста; Более того, стало обычным опускать часть клавиатуры, позволяя виолончели поддерживать только басовую партию. Таким образом, когда Алессандро Скарлатти написал набор из шести произведений под названием Sonata à Quattro per due Violini, Violetta [viola], e Violoncello senza Cembalo (Соната для четырех инструментов: двух скрипок, альта и виолончели без клавесина), это было естественной эволюцией от существующая традиция.
Гайдн отвечает за струнный квартет в его ныне принятой форме. Хотя он не изобрел комбинацию двух скрипок, альта и виолончели, предыдущие появления в камерной музыке были более вероятными из-за обстоятельств, а не сознательного замысла. Струнный квартет не пользовался признанным статусом ансамбля, как две скрипки с бассо континуо - так называемая «трио-соната» - более ста лет. Даже сочинение первых струнных квартетов Гайдна было обусловлено скорее случаем, чем художественным императивом. В течение 1750-х годов, когда молодой композитор все еще работал в основном учителем и скрипачом в Вене, его иногда приглашали провести время в соседнем замке в Вайнциерле любящего музыку австрийского дворянина Карла Йозефа Вебера, Эдлера фон Фюрнберга. Там он играл камерную музыку в специальном ансамбле, состоящем из стюарда Фюрнберга, священника и местного виолончелиста, и когда барон попросил новую музыку для группы, родились первые струнные квартеты Гайдна. Неясно, попали ли какие-либо из этих произведений в два набора, опубликованные в середине 1760-х годов и известные как Opp.1 и 2 Гайдна (Op.0 - это квартет, включенный в некоторые ранние издания Op.1, и были заново открыты только в 1930-х годах), но кажется разумным предположить, что они были, по крайней мере, похожи по своему характеру.
Ранний биограф Гайдна Георг Август Гризингер рассказывает эту историю так:
Следующее чисто случайное обстоятельство заставило его попытать счастья в составе квартетов. У барона Фюрнберга было место в Вайнциерле, в нескольких сценах от Вены, и он время от времени приглашал своего пастора, своего менеджера Гайдна и Альбрехтсбергера (брата прославленного контрапунтиста Альбрехтсбергера ), чтобы немного послушать музыку. Фюрнберг попросил Гайдна сочинить что-нибудь, что могло бы быть исполнено этими четырьмя любителями. Гайдн, которому тогда было восемнадцать, поддержал это предложение и создал свой первый квартет, который, как сразу выяснилось, получил такое всеобщее одобрение, что Гайдн набрался храбрости и продолжил работу в этой форме.
Примерно в это же время Гайдн написал еще девять квартетов. Эти работы были опубликованы как его соч. 1 и соч. 2; один квартет остался неопубликованным, а некоторые из ранних «квартетов» на самом деле являются симфониями, в которых отсутствуют духовые партии. Они состоят из пяти частей и имеют форму: быстрое движение, менуэт и трио I, медленное движение, менуэт и трио II и быстрый финал. Как отмечает Людвиг Финчер, стилистически они основаны на австрийской традиции дивертисмента.
После этих первых усилий Гайдн не возвращался в струнный квартет в течение нескольких лет, но когда он это сделал, это стало значительным шагом в развитии жанра. В последующие годы Гайдн начал свою карьеру капельмейстера у принцев Эстерхази, для которых он должен был сочинить многочисленные симфонии и десятки трио для скрипки, альта и любопытного басового инструмента под названием баритон (которого играет сам принц Николаус Эстерхази ). Возможности для экспериментов, которые предлагали Гайдну в обоих этих жанрах, возможно, помогли ему в поисках более продвинутого квартетного стиля, обнаруженного в восемнадцати произведениях, опубликованных в начале 1770-х годов как Opp.9, 17 и 20. Они написаны в устоявшейся форме. как стандарт как для Гайдна, так и для других композиторов. Четко составленные как декорации, эти квартеты имеют четырехчастную компоновку, включающую в себя широко продуманные первые части с умеренным темпом и, в большей мере, демократичную и разговорную игру частей, сплоченное тематическое развитие и умелое, хотя зачастую и скромное, использование музыкальных инструментов. контрапункт. В частности, убедительная реализация прогрессивных целей набора Op.20 1772 года делает их первой крупной вершиной в истории струнного квартета. Конечно, они предложили своему времени современные модели, которым они будут следовать в течение большей части десятилетия; юный Моцарт в своих ранних квартетах был среди композиторов, которые пытались имитировать многие из их характеристик, вплоть до жизненно важных фуг, с помощью которых Гайдн стремился придать больший архитектурный вес финалам сочинений. 2, 5 и 6.
После Op.20 становится все труднее указать на аналогичные крупные скачки в развитии струнного квартета в руках Гайдна, хотя и не из-за отсутствия изобретательности или применения со стороны композитора. Как выразился Дональд Тови : «С Op.20 историческое развитие квартетов Гайдна достигает своей цели; и дальнейший прогресс - это не прогресс в каком-либо историческом смысле, а просто разница между одним шедевром и другим».
О том, что струнные квартеты Гайдна уже были «классикой», которая определила жанр к 1801 году, можно судить по публикации Игнаца Плейеля в Париже «полной» серии в том же году, а об эволюции квартета как средства публичного выступления можно судить по десятке Плейеля. -томный набор миниатюрных партитур, предназначенный для слушателей, а не игроков - ранние образцы этого жанра музыкального издательства. Со времен Гайдна струнный квартет был престижным и считался одним из настоящих экзаменов композиторского искусства. Это может быть отчасти потому, что палитра звука более ограничена, чем в оркестровой музыке, заставляя музыку стоять больше сама по себе, а не полагаться на тональный цвет ; или из по сути своей контрапунктной тенденции в музыке, написанной для четырех одинаковых инструментов.
Расцвет квартетной композиции наступил в классическую эпоху. Моцарт, Бетховен и Шуберт составили по несколько квартетов: «Бетховену особенно приписывают развитие жанра экспериментальным и динамичным образом, особенно в его более поздних сериях квартетов, написанных в 1820-х годах вплоть до его смерти. Их формы и идеи вдохновляли и продолжают вдохновлять музыкантов и композиторов, таких как Рихард Вагнер и Бела Барток ». Последние музыкальные желание Шуберта было услышать квартет Бетховена в C ♯ минор, соч. 131, что он сделал 14 ноября 1828 года, всего за пять дней до смерти. Слушая более раннее выступление этого квартета, Шуберт заметил: «Что нам остается писать после этого?» Вагнер, размышляя о соч. В первой части 131 говорилось, что она «раскрывает самые меланхоличные чувства, выраженные в музыке». Из последних квартетов Бетховен назвал свой любимый сочинением соч. 131, которую он считал своей самой совершенной единственной работой.
Шесть струнных квартетов Мендельсона охватывают весь диапазон его карьеры с 1828 по 1847 год; Все три струнных квартета Шумана были написаны в 1842 году и посвящены Мендельсону, квартеты которого Шуман изучал в процессе подготовки, наряду с квартетами Гайдна, Моцарта и Бетховена. Несколько композиторов эпохи романтизма написали только один квартет, в то время как Антонин Дворжак написал 14. В современную эпоху струнный квартет сыграл ключевую роль в развитии Арнольда Шенберга (который первым добавил сопрано в свой струнный квартет № 2. ), В особенности Бела Барток и Дмитрия Шостаковича. После Второй мировой войны некоторые композиторы, такие как Оливье Мессиан, подвергли сомнению актуальность струнного квартета и избегали их сочинения. Однако, начиная с 1960-х годов, многие композиторы вновь проявили интерес к этому жанру. Во время своего пребывания на посту Мастера Королевы музыки, Питер Максвелл Дэвис выпустил набор из десяти озаглавленных Наксос квартетов (в комиссию от Naxos записей ) с 2001 по 2007 Маргарет Джонс Уайлс в составе более 50 струнных квартетов. Дэвид Мэтьюз написал одиннадцать, а Робин Холлоуэй - пять квартетов и шесть квартеттини.
Произведение для четырех исполнителей на струнных инструментах может быть любой формы. Квартеты, написанные в классический период, обычно имеют четыре части с крупномасштабной структурой, подобной структуре симфонии :
Взаимное расположение медленной части и менуэта гибкое. Например, в шести квартетах Моцарта, посвященных Гайдну, три имеют менуэт, за которым следует медленная часть, а три имеют медленную часть перед менуэтом.
Существенные модификации типичной структуры уже присутствовали в поздних квартетах Бетховена, и, несмотря на некоторые заметные примеры обратного, композиторы, писавшие в двадцатом веке, все чаще отказывались от этой структуры. Четвертый и пятый струнные квартеты Бартока, написанные в 1930-х годах, представляют собой пятичастные произведения, симметричные относительно центральной части. А заключительный квартет Шостаковича, написанный в 1970-х годах, состоит из шести медленных частей.
Многие другие камерные группы можно рассматривать как модификации струнного квартета:
Дальнейшие расширения также были получены такими как строки октетов по Мендельсон. Примечательно, что Шенберг включил сопрано в последние две части своего второго струнного квартета, сочиненного в 1908 году. Этому инструменту добавления голоса следуют Мильо, Гинастера, Фернихау, Дэвис, Ильхан Мимароглу и многие другие. Другой вариант традиционного струнного квартета - это электрический струнный квартет с исполнителями на электрических инструментах.
Некоторые из наиболее заметных произведений для струнного квартета включают:
В то время как отдельные исполнители на струнных инструментах часто объединяются в отдельные струнные квартеты, другие продолжают играть вместе в течение многих лет в ансамблях, которые могут быть названы в честь первого скрипача (например, квартет Такача ), композитора (например, квартет Бородина ) или места. (например, Будапештский квартет ). Созданные квартеты могут претерпеть изменения в составе, сохраняя при этом свое первоначальное название.