Сезар Франк

редактировать
Бельгийско-французский композитор и органист (1822–1890)

Сезар Франк, фотограф Пьер Пети

Сезар -Огюст-Жан-Гийом-Юбер Франк (10 декабря 1822 - 8 ноября 1890) был композитором, пианистом, органистом и музыкантом. учитель, который работал в Париже в течение своей взрослой жизни.

Он родился в Льеже, на территории нынешней Бельгии (хотя на момент его рождения это было частью Соединенного Королевства Нидерландов. ). Он дал там свои первые концерты в 1834 году, а с 1835 года учился в Париже, где его учителями были Антон Райха. После краткого возвращения в Бельгию и провального приема ранней оратории он переехал в Париж, где женился и начал карьеру учителя и органиста. Он приобрел репутацию выдачи музыкального импровизатора и много путешествовал по Франции, чтобы использовать новые инструменты, созданные Аристидом Кавайе-Коллом.

. В 1858 году он стал органистом в базилике Святой Клотильды в Париже, положение, которое он сохранял на всю оставшуюся жизнь. Он стал профессором Парижской консерватории в 1872 г.; он принял французское гражданство, что требовалось при назначении. Среди его учеников Винсент д'Инди, Эрнест Чоссон, Луи Верн, Шарль Турнемир, Гийом Лекё и Анри Дюпарк. После профессуры Франк написал несколько произведений, вошедших в стандартный классический репертуар, в том числе симфонические, камерные и клавишные.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ребенок и ученик (1822–1842)
    • 1.2 Учитель и органист (1842–1858)
    • 1.3 Титулэр Сент-Клотильда (1858–1872)
    • 1.4 «Пер Франк», профессор консерватории, композитор (1872–1890)
    • 1.5 Болезнь и смерть
  • 2 Музыка
  • 3 Наследие
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Ребенок и студент (1822–1842)

Дом Грэди в Льеже, где родился Франк

Франк родился в Льеж, затем часть Соединенного Королевства Нидерландов (с 1830 года часть Валлония, говорящая Бельгия ) до банка Николаса-Жозефа Франка. клерк, семья которой происходит из германо-бельгийской границы, и Мари-Катрин-Барбе Франк (урожденная Фрингс), которая была из . Хотя молодой Сезар-Огюст, его называли в ранние годы, демонстрировал как рисование, так и музыкальные способности, Николя-Жозеф представлял его молодым вундеркиндом-пианистом-композитором в духе Ференца Листа или Сигизмонда Тальберга, который принесет славу и богатство своей семье. Его отец поступил во Франка в Королевскую консерваторию Льежа, изучая сольфеджио, фортепиано, орган и гармонию с Жозефом Дауссуан-Мехулем и другими преподавателями. Сезар-Огюст дал свои первые концерты в 1834 году, один перед Леопольдом I из недавно образованного Королевства Бельгия.

В 1835 году его отец решил, что пришло время для более широкой аудитории, и привел Сезара-Огюста и его младший брат Джозеф в Париж, чтобы учиться частным образом: контрапункт с Антоном Райхой и фортепиано с Пьером Циммерманом. Оба мужчины также были профессорами Парижской консерватории. Когда примерно десять месяцев спустя Рейха умерла, Николас-Жозеф попытка записать обоих мальчиков в консерваторию. Однако консерватория не принимала иностранцев; Николя-Жозеф был вынужден искать французское гражданство, которое было предоставлено в 1837 году. В это время Николя-Жозеф продвигал концерты и сольные концерты в Париже с участием одного или обоих мальчиков, играющих популярную музыку того периода, что в основном получило хорошие отзывы.

Школьное здание Парижской консерватории, использовалось до 1911 года

Молодой Франк и его брат поступили в консерваторию в 1837 года. Сезар-Огюст продолжил учебу на фортепиано у Циммермана и начал композицию у Эме Леборна. Он получил первую премию по классу фортепиано в конце своего первого года (1838) и постоянно поддерживал этот уровень исполнения. Его работа в контрапункте была менее зрелищной: в период с 1838 по 1840 год он занимал третье, второе и первое место. Он добавил исследования органа с Франсуа Бенуа, которые включали как перформанс, так и импровизацию, заняв второе место в 1841 г. цель участия в конкурсе на Римский приз по составу в следующем году. Однако по причинам, которые не являются явными, он «добровольно» уволился из Консерватории 22 апреля 1842 года.

Его уход, возможно, был по воле отца. В то время как Сезар-Огюст продолжал свое академическое обучение, он, по требованию отца, также преподавал в частном порядке и давал концерты. «Это была тяжелая жизнь для него... и не облегчилась из-за вспыльчивого и даже мстительного поведения его отца...». Концерты в исполнении молодого Франка (некоторые из его братом на скрипке) сначала были хорошо восприняты, но коммерческое продвижение Николя-Жозефа его сыновей больше вызывало недовольство парижских музыкальных журналов и критиков. Признаны технических возможностей Сезара-Огюста как пианиста; его композиторские способности были (вероятно, справедливо на тот момент) недостаточными. Вся ситуация усугублялась тем, что в конце концов превратилось в вражду между Николя-Жозефом и Анри Бланшаром, главным критиком Revue et Gazette musicale, не упустил возможности подвергнуть критике агрессивные притязания отца и отца. издеваться над «царскими» именами старшего сына. Эта враждебность, «несомненно личная», вполне могла побудить Николя-Жозефа, что возвращение в Бельгию было правильным, и в 1842 году «безапелляционный приказ» молодому Франку вынудил последний покинуть консерваторию и сопровождать его.

Учитель и органист (1842–1858)

Нотр-Дам-де-Лорет, Париж

Возвращение в Бельгию длилось менее двух лет. Прибыльных концертов не было; критики были равнодушны или пренебрежительны; протекции со стороны бельгийского двора не последовало (хотя король позже прислал Сезар-Огюсту золотую медаль), и не было никаких денег. Что касается Николя-Жозефа, экскурсия была неудачной, и он вернул своего сына в режим преподавания и семейных концертов в Париже, который Лоуренс Дэвис соответствует строгий и малооплачиваемый. И все же молодой Франк получил долгосрочные выгоды. Именно с этого периода, начиная с его последних лет в консерватории и после его возвращения в Париж, появились его первые зрелые сочинения - трио (фортепиано, скрипка, виолончель); это первая из того, что он считал постоянной работой. Лист увидел их, поддержал и конструктивно критиковал и исполнил их несколько лет спустя в Веймаре. В 1843 году Франк начал работу над своим первым некамерным произведением - ораторией «Рут». Премьера состоялась в 1845 году перед Листом, Мейербером и другими известными музыкальными деятелями, которые дали умеренное одобрение и конструктивную критику. Представление в начале 1846 года встретило общественное безразличие и критическое пренебрежение простотой и простотой оратории. Работа возобновлялась только в 1872 году после значительного пересмотра.

В ответ Сезар-Огюст ушел из общественной жизни в безвестность как учитель и аккомпаниатор, с чем неохотно согласился его отец. Молодой Франк получил заказы в Париже, так и в Орлеане для этой деятельности, а также сочинения песен и небольших произведений. Он использовал несколько композиций, чтобы отметить и укрепить новую Вторую республику 1848 года; публикация некоторые из них с интересом, поскольку Республика уступила место Вторая Империи при Луи-Наполеоне, они вышли из употребления. В 1851 году он попытался поставить оперу «Валет де Ферме» с либретто «ужасающего литературного качества» и наспех набросанной партитурой. Сам Франк сказал в конце своей карьеры, что «это не стоит печатать». В целом, однако, эта безвестность могла успокоить его после его предыдущей жизни в центре внимания: «Франк все еще был в неведении своего призвания». Однако два решающих изменения в эти годы повлияли на его дальнейшую жизнь.

Первым был практически полный разрыв отношений с родителями. Непосредственной причиной была его дружба, а затем любовь к одной из его частных учениц по игре на фортепиано, Эжени-Фелисите-Кэролайн Сейло (1824–1918), родители были членами труппы Комеди-Франсез под сценическим псевдонимом Десмуссо. Он знал ее еще со времен консерватории, и для молодого Франка Фелисите Десмуссо семейный дом стал чем-то вроде убежища от его властного отца. Когда в 1846 году Николя-Жозеф нашел бумаг Сезара-Огюста композицию, посвященную «мадам Ф. Демуссо, в приятных воспоминаниях », он разорвал ее в присутствии последнего. Сезар-Огюст пошел прямо к Демуссо, выписал пьесу по памяти и подарил Фелисите с дарственной строкой. Ухудшились отношения с его отцом, который запретил любые мысли о помолвке и браке. наиболее вероятный исход любого матча его сына. Роль его матери в споре неясна: она либо мягко поддерживала сына, либо полностью оставалась вне конфликта. В воскресенье в июле Сезар-Огюст в последний раз вышел из родительского дома, не имея ничего, кроме того, что мог унести, и переехал к Десмуссо, где его встретили. С этого времени молодой Франк называл себя и подписывал свои документы и работы как Сезар Франк или простой К. Франк. «Он намеревался полностью порвать с отцом и дать понять, что сделал это... Он был полон решимости стать новым человеком, настолько отличным от другого, насколько это возможно».

Аристид Кавай -Колл, ок. 1855

Под дружелюбным, но бдительным взглядом родителей Фелисите он продолжал ухаживать за ней. Как только ему исполнилось 25 лет в 1847 году, он сообщил своему отцу о своем намерении жениться на этой даме, и сделал это 22 февраля 1848 года, в месяц восстания в Париже. Чтобы добраться до церкви, партии пришлось перелезть через баррикады, воздвигнутые революционерами, - при «добровольной помощи повстанцев, установленных за этим импровизированным укреплением», - говорит д'Инди. Старшие Франки были в достаточной мере примирились с этим браком, что они имели место на церемонии и подписали реестр в приходской церкви Сезара Нотр-Дам-де-Лоретт.

Это было второе большое изменение, сделавшее Нотр-Дам Приходская церковь де- Лоретт Франк: его назначение там помощником органиста в 1847 году, первое в череде все более важных и важных органных должностей. Хотя молодой Франк никогда не блистал в Консерватории как органист так, как он был пианистом, он хотел занять место органиста, не в последнюю очередь потому, что это давало стабильный доход. Теперь у него была возможность сопоставить свою преданность римско-католической церкви с обучением навыком, использовать для сопровождения общественного богослужения, а также случайной заменить своего начальника Альфонса Гилбата. На этом посту он завоевал благосклонное внимание аббата Данселя церкви, который в 1851 году переехал в новую церковь Сен-Жан-Сен-Франсуа-о-Марэ (небольшая церковь в районе Марэ ). как curé, а два года спустя пригласил Франка занять должность титулера, то есть основной органиста. Новая церковь Франка располагала прекрасным новым органом (1846) работы Аристида Кавайе-Колля, который прославился как художественно одаренный и новаторский в механике создатель великолепных новых инструментов. «Мой новый орган, - сказал Франк, - это как оркестр!» Импровизационные навыки Франка были теперь очень востребованы, поскольку литургическая практика того времени требует умения брать обычную музыку, исполняемую для мессы или канцелярии, и на ее основе органную музыку. в службу между текстами, спетыми или произнесенными хором или духовенством. Кроме того, игровые способности Франка и его любовь к инструментам Кавай-Колля приводят к его сотрудничеству со строителем, чтобы использовать инструменты последнего. Франк путешествовал по всей Франции, чтобы сыграть старые инструменты или сыграть первые концерты на новых.

Орган Нотр-Дам-де-Лоретт

В то же время произошли революционные изменения в технике исполнения французского органа. Немецкий органист Адольф Гессе (1809–1863), ученик биографа Баха Иоганна Николауса Форкеля, действал в 1844 году в Париже технику педалирования, которая (вместе с педальной доской) в немецком стиле ) сделали возможным исполнение произведений Баха. Это полностью выходило за рамки той игры, которой Франк научился у Бенуа в консерватории; Не было на педальной доске, необходимой для такой работы, и даже собственной великая французская классическая органная традиция, восходящая к периоду Куперенов, в то время была заброшена в пользу искусства импровизации. Выступления Гессе можно было рассматривать просто как короткую сенсацию из-за их ослепительной виртуозности, но ученик Гессе Жак-Николя Леммен (1823–1881) приехал в Париж в 1852 году и снова в 1854 году. Лемменс был тогда профессором в Королевской консерватории Брюсселя, и был не только виртуальным исполнителем Баха, но и разработчиком методов обучения органу, с помощью которых все органисты могли научиться играть с точностью, ясностью и фразировкой легато. Франк выступил в той же программе первого концерта, что и Лемменс в 1854 году, восхищаясь не только классической интерпретацией Баха, но и скоростью и ровностью педальной работы Лемменса. Леон Валлас утверждает, что Франк, пианист до того, как стал органистом, «сам полностью не овладел стилем легато»; Тем не менее, он осознал, что голосом системы стало возможным введение таких техник.

Титулер Сент-Клотильды (1858–1872)

Сезар Франк за пультом, картина Жанны Ронжье, 1885 г. (частная коллекция)

В своих поисках овладения новыми техниками игры на органе он столкнулся с проблемой и стимулировал его третье и последнее изменение в органах. 22 января 1858 года он стал органистом и мэтром капеллы в недавно освященной Сент-Клотильде (с 1896 года Базилика-Сент-Клотильда), где он оставался до своей смерти. Одиннадцать месяцев спустя в приходе был установлен новый инструмент Кавай-Колля с тремя ручными инструментами, после чего он стал титулером, Теодор Дюбуа занял пост хормейстера и помощника органиста. Влияние этого органа на исполнение и композицию Франка переоценить; вместе с его ранним пианистическим опытом это сформировало его музыкальное творчество на всю оставшуюся жизнь. Норберт Дюфурк описал этот инструмент как «безусловно, шедевр конструктора до этого времени». Сам Франк сказал кюре Сент-Клотильд: «Если бы вы только знали, как я люблю этот инструмент... он такой гибкий под моими пальцами и такой послушный всем моим мыслям!». Чтобы подготовиться к возможностям этого органа (включая педаль на тридцать нот), Франк купил у Pleyel et Cie тренировочную педалборд для домашней практики, чтобы улучшить свою технику, а также провести много часов за клавиатурой органа. Красота звука и механические возможности инструмента укрепили его репутацию импровизатора и композитора не только для органной музыки, но и для других жанров. Начали распространяться пьесы для органа, для хора и для фисгармонии, среди которых наиболее заметной Messe à 3 voix (1859). Качество движений в этом произведении, сочиненном на протяжении нескольких лет, неодинаково, но из него исходит одно из самых устойчивых произведений Франка - гимн причастия «Panis angelicus ». Еще более примечательным набор «Шесть пьес для органа», написанный 1860–1862 гг. (Хотя и не опубликованный до 1868 г.). Эти сочинения (посвященные коллегам-органистам и пианистам, его старому мастеру Бенуа и Кавай-Колю) являются частью современного органного репертуара и, по словам Роллина Смита, стали первым крупным вкладом во французскую органную литературу более чем за столетие. «Самая важная органная музыка, написанная со времен Мендельсона ». В состав группы входят два его самых известных органных произведения: «Прелюдия, фуга и вариация», соч. 18 и "Grande Pièce Symphonique ", op. 17.

Орган Сент-Клотильд, Париж

Его растущая репутация как исполнителя и импровизатора продолжала делать Франка очень востребованным на инаугурационных или посвященных концертах или восстановленных органов Кавай-Колля: Новый инструмент Луи Джеймса Альфреда Лефебюра-Вели в Сен-Сюльпис (1862), а затем для органов в Нотр-Дам, Сент-Этьен-дю-Мон и La Trinité ; по некоторым из этих инструментов Франк выступал (сам или с Камиллой Сен-Санс ) в качестве консультанта. В его собственной церкви люди стали приходить послушать импровизацию для мессы и канцелярии. Кроме того, Франк начал давать «органные концерты» или сольные концерты на Сент-Клотильде своих произведений и произведений других композиторов. Возможно, его самый заметный концерт стал результатом посещения воскресной мессы в апреле 1866 года Ференца Листа, который сидел в хоре, чтобы послушать импровизации Франка, а затем сказал: «Как я мог когда-либо забыть человека, который написал эти трио?» На что Франк, как предполагается, пробормотал немного грустно: «Мне кажется, с тех пор я сделал гораздо лучше». Позднее в том же месяце Лист организовал концерт в Сент-Клотильде для продвижения органных произведений Франка, который был хорошо принят слушателями и хорошо освещен в музыкальных журналах. Несмотря на свой комментарий о трио, Франк был рад услышать, что не только Лист, но и Ганс фон Бюлов регулярно приглашал их на концерты в Германии. Франк укрепил свое понимание немецкой органной музыки и того, как ее следует играть, услышав Антона Брукнера в Нотр-Дам в 1869 году. У него появился постоянный кружок учеников, которые были там якобы для изучения органа, но показали возрастающий интерес к композиционным приемам Франка.

Франк продолжал писать сочинения для хора в этот период, но большинство из них никогда не публиковались. Как тогда было принято даже для музыкантов, получивших образование в консерватории, он никогда не был знаком с полифонической музыкой прошлых веков. Франк писал свои литургические произведения в современном стиле, который Дэвис характеризует как «светскую музыку с религиозным уклоном». Тем не менее, ему было предложено приступить к работе (1869 г.) над крупным хоровым произведением Les Béatitud, которое должно было занимать его более десяти лет, задержка отчасти из-за перебоев в работе Franco -Прусская война. Война, как и революция 1848 года, привела к исчезновению многих его учеников либо из-за того, что они покинули Париж, либо из-за того, что были убиты или инвалиды в боях. Он снова написал несколько патриотических произведений, которые в суровые времена не исполнялись. Он и его семья испытали экономические трудности, поскольку его доход упал, а еды и топлива стало не хватать. Консерватория была закрыта на 1870–1871 учебный год. Но в том, как французские музыканты относились к своей музыке, наступала перемена; особенно после войны они искали Ars Gallica, которая явно была бы французской. Этот термин стал девизом недавно основанного Société Nationale de Musique, самым старым членом которого стал Франк; его музыка появилась в первой программе в ноябре 1871 года.

«Отец Франк», профессор консерватории, композитор (1872–1890)

Винсент д'Инди, один из самых известных учеников Франка.

Репутация Франка была теперь достаточно широко известна благодаря его известности как исполнителю, членству в Société и его небольшой, но преданной группе студентов, что, когда Бенуа ушел с должности профессора органа при открытии Парижской консерватории В 1872 году преемником был предложен Франк. Есть некоторая неуверенность в том, кто выдвинул кандидатуру в правительство; в разное время ответственностьбрали на себя Сен-Санс и Теодор Дюбуа, как и Кавай-Коль. Несомненно то, что имя Франка стояло во главе списка кандидатов, и что выдвижение выявило тот смущающий факт, что Франк не был гражданином Франции, что является требованием для назначения. Выяснилось, что Франк не знал, что, когда его отец, Николя-Жозеф, стал натурализованным французским считанином, чтобы записать своих сыновей в консерваторию в качестве студентов, их гражданами только до 21 года, когда они были обязаны объявить их преданность Франции во взрослом возрасте. Франк всегда считал себя французом с момента натурализации отца. Фактически, он неосознанно вернулся к своему бельгийскому гражданству по рождению в его совершеннем возрасте. Франк сразу же прошел процесс натурализации; его первоначальное назначение 1 февраля 1872 года было оформлено в 1873 году.

Многие из его первоначального круга студентов учились или учились в консерватории. Среди наиболее заметных в более поздней жизни были Винсент Д'Инди, Эрнест Шоссон, Луи Верн и Анри Дюпарк. Эта группа становилась все более сплоченной во взаимном уважении и привязанности между учителем и учениками. Д'Инди рассказывает, что каждый новый студент независимо, но единогласно называл своего профессора Пера Франка «отцом Франком». С другой стороны, Франк испытал некоторую напряженность в своей преподавательской жизни: он склонен преподавать композицию так же, как и органное исполнение и импровизацию; его методы преподавания считались бессистемными («Франк никогда не учил с помощью жестких правил или сухих, готовых теорий»), с небрежным отношением к ним текстам и книгам, одобренным Консерваторией; и его популярность некоторых студентов вызвала некоторую зависть среди его коллег-профессоров и некоторые встречные утверждения о предвзятости со стороны этих профессоров среди различных учеников Франка на получение премий, включая Приз Рима. Валлас говорит, что Франк, «с его простым и надежным характером, был неспособен понять... сколько недовольств и более мерзкого толка могло быть даже в консерватории, атмосферу которого он всегда находил благосклонно к нему»

. Мемориальная доска на доме № 95 дю на бульваре Сен-Мишель, где Франк жил с 1865 года до смерти

Теперь он имел возможность тратить время на сочинение произведений, идеи для зарождались. лет. Он прервал свою работу над Les Béatitude, чтобы написать (среди множества более коротких произведений) ораторию Rédemption (1871, исправленная 1874), симфоническую поэму Les Éolides (1876), Trois Pièces для органа (1878) и фортепианный квинтет (1879). В 1879 году наконец-то состоялось первое исполнение Les Béatitude. Как и многие другие крупные премьеры крупных хоровых и оркестровых произведений Франка, оно не увенчалось успехом: произведение было разбито на отдельные части и позволяло сильно исполнять отрывки, а не целиком. Оркестра не было, и те части, которые исполнялись, сопровождались фортепиано. Кроме того, даже д'Инди указывает, что Франк, казалось, был неспособен музыкально выразить зло, контрастирующее с добродетелями, выраженными в Евангелии блаженства : «Это олицетворение идеального зла - если допустимо связать эти термины - было концепцией, настолько чуждой природе Франка, что ему так и не удалось дать ей адекватное выражение ». Получившееся «впечатление однообразия», как выражается Валлас, заставляет даже преданных учеников Франка размышлять о жизнеспособности Les Béatitude как единого произведения.

Франк обнаружил в 1880-х, что он оказался зажат между двумя стилистическими защитниками: его женой Фелисите, которая не заботилась об изменениях в стиле Франка по сравнению с тем, к которой она сначала привыкла; и его ученики, возможно, оказали на своего учителя такое же удивительное влияние, как и он на них. Винсент д'Инди сказал: «Когда [Франк] колебался по поводу выбора той или иной тональной связи или по поводу какого-либо развития, он всегда любил посоветоваться со своими учениками, поделиться с ними своими сомнениями и спросить их мнения». Очередь, один из учеников Франка рассказывает, что мадам Франк заметила (с некоторой долей правды): «Это вы, ученики, вызвали всю враждебность, проявленную к нему.» Кроме того, были некоторые разногласия в Société Nationale, где Сен-Санс все больше больше

Эжен Изаи, которому Франкятил свою Сонату для скрипки

, как именно весь этот беспорядок, возможно, разыгрался в сознании композитора, неизвестно. в этот период появился ряд его более «продвинутых» произведений: симфонические поэмы Le Chasseur maudit (1882) и Les Djinns (1883–1884), Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884), Симфонические вариации (1885) и опера Хульда (1879–85). Многие из них имели равнодушный успех или вообще не имели успеха, по крайней мере, на их первых презентациях при жизни Франка; но Квинтет 1879 года (одна из особенных антипатий Сен-Санса) зарекомендовал себя как произведение, привлекающее внимание и заставляющее задуматься (критики описывали его как «беспокоящую жизнеспособность» и «почти театральную мрачность»).

В 1886 году Франк сочинил скрипичную сонату в качестве свадебного подарка бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Это имело оглушительный успех; Исаи играл ее в Брюсселе, в Париже, и брал ее на гастроли, часто со своим братом Исаи за фортепиано. Его последнее исполнение пьесы произошло в Париже в 1926 году, причем пианистом в этом случае был Ив Нат. Валлас, писавший в середине двадцатого века, говорит, что Соната был самым популярным произведением Франка и по крайней мере во Франции, самым общепринятым произведением во всем репертуаре камерной музыки ».

4 августа 1885 года Франк стал кавалером французского Почетного легиона., Что было сторонники возмутились: д'Инди пишет, что «. Вместо этого цитируется просто «профессор этого органа», проработавший на должности более десяти лет. мнение не сделало подобной ошибки в этом отношении »и цитирует журнал, который обычно использует против Франка, утверждая, что награда« прежде всего актом почтения, выплачи » полученного справедливо, хотя и немного с опозданием, выдающего композитору. Искупление и Les Béatitude ».

Разногласия между семьей Франка и его учениками достигли нового пика, когда Франк опубликовал «Психе» (написано 1886–88), симфоническую поэму, основанную на греческом мифе. Споры (не ограничиваясь непосредственными знакомыми Франка) возникли не из-за музыки, а из-за философских и религиозных значений текста (основанного на поэтическом зарисовке неких Сикарда и Луи де Фурко). Жена и сын Франка сочли произведение слишком чувственным и хотели, чтобы Франк сосредоточился на музыке более широкой и более популярной по привлекательности, «и в целом более коммерческой». Д'Инди, с другой стороны, говорит о его мистическом значении, говоря, что в нем нет «от языческого духа... но, напротив, проникнутской христианской благодатью и чувством...». Интерпретация Д'Инди была описана как обнаруживающая «некоторое смущение, которое почувствовал бы недавно робкий учитель воскресной школы, если бы внезапно попросил его познакомить буйных подростков с Песней Соломона."

. Дальнейшие споры возникли с публикацией книги Единственная симфония Франка - ре минор (1888). Произведение было плохо принято: оркестр консерватории выступил против, публикация «ледяной», критики были сбиты с толку (реакция оценкиировалась от «безоговорочного энтузиазма» до «систематическое пренебрежение»), и многие композиторы Франка не одобряют работу, «которая своим общим стилем» и даже некоторыми деталями »(например, использование английского рожка )» возмутила формалиста правила и привычки более строгих профессионалов и любителей ». Сам Франк, когда его спросили, имеет ли симфония какое-либо основание в поэтической идее, сказал Луи де Серре, ученику, что «нет, это просто музыка, не что касательно, как чистая музыка. "По словам Валласа," Он признался ученикам, что с тех пор больше никогда не будет так писать ".

В 1888 году Франк снова попробовал свои силы в другом опере, Гизель. Он был скорее набросан, чем составлен, и Франк так и не завершил его. был закончен и исполнен в апреле 1890 года. Были и другие недавние успехи, в том числе его собственные выступления в качестве концертного пианиста в Париже и его окрестностях, восторженный прием возрождения Psyché использованные годами ранее и исполнение.

Болезнь и смерть <278, возможно, произведены его учениками.>

В июле 1890 года (не в мае 1890 года, как считалось ранее) Франк ехал в такси, который был сбит телегой, запряженной лошадьми, повредив голову и вызвав короткий обморок. Похоже, немедленных последствий не было; он завершил свою поездку и сам считал ее неважной. Однако ему все чаще приходилось пропускать сначала на концертах и ​​репетициях, а затем бросать уроки в консерватории. Он как можно скорее взял отпуск в Nemours, где надеялся поработать над предложенными органными пьесами, а также над некоторыми заказными работами для фисгармонии. Во время отпуска он смог приступить к обоим проектам.

Хотя Франк не смог завершить сборник фисгармонии, органные пьесы были закончены в августе и сентябре 1890 года. Это хоральные «Труа», которые являются одними из величайших сокровищ органной литературы и составляют постоянную часть оркестра. репертуар сегодня. О них Валлас писал: «Их красота и важность таковы, что их можно по праву рассматривать как своего рода музыкальную последнюю волю и завещание». Более поздний биограф Р. Дж. Стоув писал в аналогичных выражениях: «Чувство того, что Франк прощается на долгое время, очевидно повсюду... Трудно, почти невозможно поверить, что композитор Хоралов сохранил никаких иллюзий относительно его шансов на полное выздоровление. "

Франк начал новый семестр в Консерватории в октябре, но в середине месяца простудился. Это превратилось в плеврит, осложненный перикардитом. После этого его состояние резко ухудшилось, и 8 ноября он скончался. Патологоанатом, писавший в 1970 году, заметил, что, хотя смерть Франка традиционно связывали с травмой на улице, и, возможно, это была связь, респираторная инфекция сама по себе могла привести к смертельной болезни. Учитывая отсутствие в то время антибиотиков, это «не могло считаться необычной картиной пневмонии у мужчины в его седьмом десятилетии». Но впоследствии этот вердикт подвергся сомнению: «никаких сомнений по поводу« непосредственной причины »никогда не высказывали два человека, которых, скорее всего, знали, а именно Франк и его жена; и такие сомнения никогда не высказывались теми, кто находится вне ближайшего окружения Франка и которые имел дело с ним в период с июля по начало ноября 1890 года.... Изнурительная нагрузка Франка, «сжигание свечи с обоих концов» на протяжении десятилетий, вполне могла сама по себе подорвать физическую стойкость, в которой он нуждался, чтобы бороться даже с незначительной травмой ».

Могила Франка на кладбище Монпарнас, с бюстом Огюста Родена.

Похороны Франка прошли в Сент-Клотильде, на ней присутствовало большое количество людей, в том числе Лео Делиб (официально представляющий Консерваторию), Камиль Сен-Санс, Эжен Жигу, Габриэль Форе, Александр Гильман, Шарль -Мари Видор (сменившая Франка на посту профессора органа в Консерватории) и Эдуард Лало. Эммануэль Шабрие sp Окей на месте первоначального захоронения в Монруж. Позже тело Франка было перенесено на его нынешнее место на кладбище Монпарнас в Париже, в гробницу, спроектированную его другом, архитектором Гастоном Редоном. Несколько учеников Франка во главе с Августой Хольмес заказали бронзовый медальон у Огюста Родена, трехчетвертный бюст Франка, который в 1893 году был установлен на стороне гробницы.. В 1904 году памятник Франку работы скульптора Сезара Франка у Органа был установлен на площади Самуэля-Руссо через дорогу от Сент-Клотильды.

Музыка

Во многих произведениях Франка используется «циклическая форма », метод, стремящийся к достижению единства нескольких движений. Это может быть достигнуто путем воспоминания или отзыва более раннего тематического материала в более позднем движении или, как в работе Франка, где все основные темы произведения порождаются зародышевым мотивом. Таким образом, взаимосвязанные основные мелодические сюжеты резюмируются в заключительной части. Использование Франком «циклической формы» лучше всего иллюстрируется его Симфонией ре минор (1888).

Соната ля мажор для скрипки и фортепиано, переложение для флейты и фортепиано 1. Allegretto moderato
2. Аллегро
3. Бен модерато: Речитатив-фантазия
4. Allegretto poco mosso Исполняет Альберт Типтон (флейта) и Мэри Норрис (фортепиано)

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Его музыка часто контрапункционально сложна, с использованием гармонического языка, который прототипически поздний Романтичный, демонстрируя большое влияние. из Ференц Лист и Рихард Вагнер. В своих композициях Франк проявил талант и склонность к частым изящным переливкам тональности. Часто эти модуляторные последовательности, достигаемые с помощью поворотного аккорда или перегиба мелодической фразы, достигаются гармонически удаленными клавишами. Действительно, студенты Франка сообщают, что его наиболее частым увещеванием было всегда «модулировать, модулировать». Модуляторный стиль Франка и его идиоматический метод изменения мелодических фраз - одни из его самых узнаваемых черт.

У Франка были огромные руки, способные удерживать двенадцать белых клавиш на клавиатуре. Это дало ему необычайную гибкость в передаче голоса между внутренними частями в композиции fugal, а также в размере аккордов, которые характерны для большей части его клавишной музыки. О написании скрипичной сонаты было сказано: «Франк, блаженно склонный забывать, он засорял фортепианную партию (особенно последнюю часть) мажорными десятыми аккордами... смертные-пианисты с тех пор были обязаны распространять их, чтобы вообще их играть ».

Ключ к его музыке может быть найден в его личности. Его друзья отмечают, что он был «человеком предельного смирения, простоты, благоговения и трудолюбия». Луи Верн, ученик, позже органист титуляр Нотр-Дама, писал в своих мемуарах, что Франк выказывал «постоянную заботу о достоинстве своего искусства, благородство своей миссии и пылкой искренности. звуков его проповеди... Радостный или меланхоличный, торжественный или мистический, могущественный или бесплотный: Франк был всем, кто был на Святой Клотильде ».

Наследие
Памятник Франку на площади Самуэля-Руссо, 7-й округ.

Необычно для композитора такой важности и репутации, слава Франка во многом основывается на небольшом количестве сочинений, написанных в его более поздние годы, особенно его Симфония ре минор (1886–88), Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885), Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано соло (1884), Соната для скрипки и фортепиано ля мажор (1886), Фортепианный квинтет фа минор (1879) и симфоническая поэма Le Chasseur maudit (1883). Симфония вызвала особенное восхищение и влияние молодого поколения французских композиторов и во многом способствовала возрождению французской симфонической традиции после многих лет упадка. Одна из его самых известных коротких работ - это сеттинг мотета Panis angelicus, который изначально был написан для тенорового соло с органным и струнным аккомпанементом, но также был аранжирован для других голосов и инструментальных комбинаций.

Как органист, он был особенно известен своим мастерством импровизации, и на основе всего двенадцати основных органных произведений Франк широко величайшими композиторами органной музыки после Бах. Его произведения были одними из лучших органных произведений, пришедших из Франции за более чем столетие, и заложили основу французского симфонического органного стиля. В частности, его раннее Grande Pièce Symphonique, 25-минутное произведение, проложило путь к органным симфониям Шарля-Мари Видора, Луи Вьерна, и Марсель Дюпре и его поздние «Тройки хоралов» являются краеугольным камнем органного репертуара, регулярно выступая в концертных программах.

Франк оказал значительное влияние на музыку. Он помог возродить и оживить камерную музыку и развил использование циклических форм. Клод Дебюсси и Морис Равель вспомнили и применили циклическую форму, хотя их представления о музыке больше не были такими, как у Франка. Относительно Franck органиста и композитора на его место во французской музыке, Смит утверждает, что «концепция Сезара Франка в качестве органиста и бесспорным мастером девятнадцатого века французского пронизывает состав органа почти все ссылки на его работы в других средствах массовой информации».

В рамках Промсезон 2017 года симфоническая поэма Les Djinns (навеянная стихотворение Les Djinns Виктор Гуго ) исполнял оркестр Les Siècles с дирижером Франсуа-Ксавье Рот и солистом Седриком Тибергьеном. Трансляции выступления на BBC Radio 3 передала беседа турецкого писателя Элиф Чафак, которая обсуждала фигуру джиннов в Арабская мифология.

См. Также
  • Портал би
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Сезар Франк
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Сезаром Франком.
Викиисточник содержит текст статьи 1920 г. Американской энциклопедии о Сезар Франк.

Последняя правка сделана 2021-05-16 13:38:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте