Фортепианный квинтет

редактировать

Швейцарский фортепианный квинтет: сидят Вилли Реберг (фортепиано) и Риго (альт), стоят Луи Рей (первая скрипка), Эмиль Рей (вторая скрипка) и Адольф Рехберг (виолончель), ок. 1900.

В классической музыке фортепианный квинтет представляет собой произведение камерной музыки, написанное для фортепиано и четырех других инструментов, чаще всего струнный квартет (т.е. две скрипки, альт и виолончель ). Термин также относится к группе музыкантов, играющих фортепианный квинтет. Этот жанр особенно процветал в девятнадцатом веке.

До середины девятнадцатого века большинство фортепианных квинтетов записывались для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабас. После успеха Роберта Шумана Фортепианный квинтет ми ♭ мажор, соч. 44 в 1842 г., когда фортепьяно сочеталось со струнным квартетом, композиторы все чаще использовали инструменты Шумана, и именно эта форма фортепианного квинтета доминировала во второй половине девятнадцатого века и в двадцатом веке.

Среди наиболее известных и наиболее часто исполняемых фортепианных квинтетов, помимо Шумана, есть квинтеты Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Сезара Франка, Антонин Дворжак и Дмитрий Шостакович.

Содержание
  • 1 Фортепианный квинтет до 1842 года
  • 2 Шуман и Романтический фортепианный квинтет
  • 3 ХХ век
  • 4 Список произведений сочинения для фортепианного квинтета
    • 4.1 До 1800
    • 4.2 XIX век
    • 4.3 1900 и после
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
фортепианный квинтет до 1842 г.

В то время как родственные жанры камерной музыки фортепианное трио и фортепианный квартет были созданы в восемнадцатом веке Моцартом и другие, фортепианный квинтет не стал самостоятельным жанром до девятнадцатого века. Его корни уходят в поздний классический период, когда фортепианные концерты иногда переписывались для фортепиано с аккомпанементом струнного квартета.

Хотя Луиджи Боккерини сочинял квинтеты для фортепиано и струнного квартета, до 1842 г. к фортепиано было более распространено присоединение скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Возможно, самыми известными квинтетами для этой комбинации инструментов являются Франца Шуберта «Форель» ля мажор (1819) и Иоганна Непомука Хаммеля Фортепианный квинтет ми-бемоль минор, Op.87 (1802). Другие фортепианные квинтеты с использованием этого инструментария были составлены Яном Ладиславом Дуссеком (1799), Фердинандом Рисом (1817), Иоганном Баптистом Крамером (1825, 1832), ( 1826), Иоганн Питер Пиксис (ок. 1827), Франц Лиммер (1832), Луиза Фарренк (1839, 1840) и Джордж Онслоу (1846, 1848, 1849).

Моцарт (в 1784 году) и Людвиг ван Бетховен (в 1796 году) каждый составил квинтет для фортепиано и духовых инструментов, сочиненный для фортепиано, гобоя, кларнет, валторна и фагот, которые иногда называют фортепианными квинтетами.

Шуман и фортепианный квинтет Романтика
Роберт Шуман, литография Йозефа Крихубера, 1839 год, за три года до создания его фортепианного квинтета.

В середина XIX века, Роберт Шуман Фортепианный квинтет ми ♭ мажор, соч. 44 (1842), сочиненный для фортепиано со струнным квартетом, помог сделать эту комбинацию инструментов стандартной моделью для фортепианного квинтета. Выбор Шумана озвучивания отразил развитие музыкального исполнения и инструментального дизайна.

К середине века струнный квартет считался самым престижным и важным жанром камерной музыки, а достижения в дизайне фортепиано расширили его мощь и динамизм. диапазон. Соединив фортепиано и струнный квартет, фортепианный квинтет Шумана в полной мере использовал выразительные возможности этих сил в сочетании, чередуя разговорные пассажи между пятью инструментами с пассажами, в которых объединенные силы струн концентрируются на фортепиано. В руках Шумана фортепианный квинтет превратился в жанр, «подвешенный между частной и общественной сферами», чередующийся между «квазисимфоническими и, вернее, камерными элементами», - хорошо подходящим для эпохи, когда камерная музыка все чаще исполнялась в больших концертных залах. а не на частных встречах в интимных местах.

Квинтет Шумана помог сформировать фортепианный квинтет как значительный и типично романтический жанр камерной музыки. Он сразу же получил признание и получил широкое распространение. Иоганнеса Брамса, например, убедил Клара Шуман, сыгравшая партию фортепиано в первом публичном исполнении фортепианного квинтета своего мужа, переделала сонату для двух фортепиано как фортепианный квинтет. В результате Фортепианный квинтет фа минор (1864) стал одним из наиболее часто исполняемых произведений этого жанра.

Последующие композиции, такие как Сезар Франк ' s Фортепианный квинтет фа минор (1879) и Антонин Дворжак Фортепианный квинтет №2 ля мажор, соч. 81 (1887) еще больше укрепил жанр как архетипический «инструмент для романтического самовыражения».

20 век

В двадцатом веке репертуар фортепианного квинтета был расширен за счет заметных вкладов композиторы, такие как Бела Барток, Сергей Танеев, Луи Вьерн, Эдвард Элгар, Габриэль Форе и Дмитрий Шостакович. Однако, в отличие от струнного квартета, который оставался важным жанром камерной музыки для музыкальных экспериментов, фортепианный квинтет приобрел «несколько консервативный профиль, далекий от серьезных достижений» в музыкальном выражении.

Список сочинений для фортепиано квинтет

Ниже приводится неполный список произведений для фортепианного квинтета. Все произведения озвучены для фортепиано и струнного квартета, если не указано иное.

До 1800 года

    • Фортепианный квинтет Op. 57 No.2 си мажор, G 414
    • Фортепианный квинтет Op. 57 No.3 ми минор, G 415
    • Фортепианный квинтет Op. 57 No.4 ре минор, G 416
    • Фортепианный квинтет Op. 57 №5 ми мажор, G 417
    • Фортепианный квинтет Op. 57 №6 до мажор, G 418
  • Ян Ладислав Дуссек
    • Фортепианный квинтет фа минор, соч. 41 (для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса; 1799)

XIX век

.

1900 и позже

  • Томас Адес
    • Фортепианный квинтет (2000)
  • Сэмюэл Адлер
    • Фортепианный квинтет (1999)
  • Мигель дель Агила
    • Часы, для фортепиано и струнный квартет (1998)
    • Charango Capriccioso, для фортепиано и струнного квартета (2006)
    • Concierto en Tango, для фортепиано и струнного квартета (2014)
  • Яннис Ксенакис
    • Акеа {Άκεα} (1986)
  • Ицхак Йедид
    • Фортепианный квинтет «Since My Soul» Любимая ', (2006)
    • Фортепианный квинтет Энрике Гранадос A la Cubana Op.36
    • Квинтет для фортепиано и струнных op.1 (2007–2011)
  • Тео Исаи
    • Фортепианный квинтет си минор, соч. 5 (до 1918 г.)
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бэзил Смоллмен (1994). Фортепианный квартет и квинтет: структура стиля и оценка, Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 0-19-816640-0.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:53:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте