Трио-соната

редактировать
Музыкальный жанр, популярный в эпоху барокко

Трио-соната - это типичный жанр состоит из нескольких частей, с двумя инструментами мелодии и континуо. Возникшая в начале 17 века, трио-соната была излюбленным сочетанием камерных ансамблей в эпоху барокко.

Содержание
  • 1 Базовая структура
  • 2 Композиторы, композиции и варианты форматов
    • 2.1 Арканджело Корелли
    • 2.2 Иоганн Себастьян Бах
    • 2.3 Другие композиторы
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Дополнительная литература
Основная структура

Трио-соната обычно состояла из трех частей, двух скрипок и континуо. Однако две скрипки можно было заменить парами флейт, записывающих устройств или гобоев. Третья часть, бассо континуо, состоит из двух компонентов. Во-первых, это басовая партия, которая обычно дублировалась басовой виолой, виолоной, виолончелью или фаготом. Во-вторых, он включает в себя инструмент, создающий гармонию, например небольшой орган, клавесин или теорбо. (Бассо) континуо может исполняться двумя или более исполнителями; виолончелист играет на басовой партии, а клавесинист или органист - на гармонии. Поскольку обычно партию континуо играют два человека, обычно всего четыре игрока. Отсюда и название второго сборника Генри Перселла «Десять сонат в четырех частях» (1697); его первая публикация «Соннаты из III частей» (1683 г.) также включала отдельные части для виолончели и клавишного инструмента. Примерно с середины 17 века появились два различных типа сонат: соната da camera (камерная соната) и sonata da chiesa (церковная соната).

Композиторы., композиции и варианты форматов

Жанр возник как инструментальная адаптация трехчастной фактуры, распространенной в итальянской вокальной музыке конца XVI века. Самые ранние опубликованные трио-сонаты появились в Венеции (Salamone Rossi Il primo libro delle sinfonie e gagliarde, 1607) и в Милане (Джованни Паоло Чима, Соната a tre для скрипки, корнета и континуо в сборнике Concerti ecclesiastici, 1610).

Арканджело Корелли

Итальянский композитор Арканджело Корелли был одним из самых влиятельных композиторов трио-сонаты. Опубликованы трио-сонаты Корелли:

Дополнительный сборник Трио-сонат для двух скрипок, виолончели и органа был опубликован как «Op. Post». в Амстердаме, в 1714 году. Трио Корелли послужило образцом для других композиторов вплоть до 18 века.

Иоганн Себастьян Бах

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах - еще один выдающийся композитор сонаты для трио. но он был известен тем, что избегал традиционной структуры сонаты. Обычно он играл три партии менее чем на трех инструментах. Одну партию можно сыграть на скрипке, а две другие - на клавиатуре, или все три партии можно сыграть на органе.

Трио-сонаты Баха включают:

Другие композиторы

  • Томазо Альбинони, 12 сонат da chiesa Op. 1, двенадцать балетов и тре, соч. 3, шесть сонат с камерой в составе соч. 8, шесть неопубликованных трио-сонат соч. 11, и еще шесть трио-сонат без номера опуса в рукописи в Вене, Österreichische Nationalbibliothek, Musiksammlung.
  • Карл Филипп Эмануэль Бах написал по меньшей мере 44 трио-сонаты, в том числе одну для флейты, альта и фортепиано, сказал мировая премьера которого была дана Обществом забытой музыки в Нью-Йоркской публичной библиотеке 30 января 1949 года. Его самая известная работа в этом жанре - программный Трио ("Sanguineus und Melancholicus"), до минор, сочиненный в 1749 году и изданный в Нюрнберге в 1751 году, существует в двух версиях: одна для облигато клавиатуры и скрипки, другая для двух скрипок и континуо.
  • Уильям Бойс, 12 трио-сонат для двух скрипок и континуо (1747).
  • Дитерих Букстехуде, соч. 1, шесть сонат и соч. 2, семь сонат, партитура для скрипки, альта да гамба и бассо континуо. Это были единственные работы Букстехуде, опубликованные при его жизни. Хотя фактура реального трио действительно возникает время от времени, на самом деле это сонатная композиция для скрипки и альта да гамба, а континуо часто является упрощением партии гамбы. Однако в рукописи сохранились четыре настоящие трио-сонаты Букстехуде, две для двух скрипок, альта да гамба и континуо до и соль мажор (BuxWV 266 и 271), одна для двух скрипок и континуо для двух скрипок и континуо фа мажор (BuxWV 270, фрагментарно) и одна для альта да гамба, альта и континуо ре мажор (BuxWV 267).
  • Франсуа Куперен опубликовал ряд трио-сонат: Le Parnasse, ou L'apothéose de Corelli, grande sonade en trio, для двух скрипок и континуо (Париж, 1724); Концертный инструментальный композиционный материал на основе бессмертной памяти несравненного месье де Люлли для двух скрипок (двух флейт или других неуказанных инструментов) и континуо (Париж, 1725 г.); и сборник Les Nations: sonades et suites de simphonies en trio, для двух скрипок и континуо (Париж, 1726 г.), состоящий из La Françoise [La pucelle], L'Espagnole [La visionnaire], L'impériale и La Piemontoise [ L'astrée]. Кроме того, в рукописи сохранились две трио-сонаты: La Steinquerque и La superbe, обе для двух скрипок и континуо.
  • Иоганн Готлиб Гольдберг, ученик И. С. Баха, сочинил не менее шести трио-сонат. Четыре из них предназначены для двух скрипок и континуо, одна из которых раньше приписывалась И. С. Баху как [партитур ]. Две трио-сонаты для флейты, скрипки и континуо перечислены в каталоге Breitkopf, но пропали без вести.
  • Георг Фридрих Гендель, трио-сонаты Opp. 2 и 5, все в форме сонаты да кьеза. Приписывание Генделю набора трио для двух гобоев и континуо ложно, а подлинность трех трио HWV 393, 394 и 395 сомнительна или сомнительна. Трио-соната фа-фа для двух магнитофонов и континуо, HWV 405, кажется аутентичной.
  • Жак-Мартен Хоттетер, Сонаты en trio pour les flûtes traversières et abes, виолончель, hautbois, соч. 3 (1712).
  • Пьетро Антонио Локателли, шесть трио-сонат, соч. 5, для двух скрипок или двух траверс и континуо (1736).
  • Иоганн Пахельбель, Musikalische Ergötzung («Музыкальное наслаждение»), содержащий шесть сюит для двух скрипок и бассо континуо, каждая из которых начинается с сонатой, за которой следует череда танцев. Для партий скрипки используется настройка scordatura. Сонаты бывают двух типов. №№ 1 и 3 помечены как «Аллегро» и являются фугеттами. Остальные четыре являются частями адажио и похожи на французские увертюры, в двух частях.
  • Генри Перселл, Двенадцать сонат из трех частей, 1683 год, десять сонат в четырех частях, 1697 год, но обе Наборы рассчитываются для двух скрипок, бас-виолы и органа или клавесина. С точки зрения стиля, трио-сонаты Перселла консервативны и созданы по образцу итальянцев старшего поколения (Джованни Легренци, Лелио Колиста и Джованни Баттиста Витали ), а не Корелли или Джованни Баттиста Бассани.
  • Готфрид Генрих Штельцель, более 25 сохранившихся трио-сонат, включая две для сольного органа. Другие для континуо (иногда обозначаемого как клавесин) и различных комбинаций флейты (ей), скрипки (ей), гобоев или неуказанных инструментов.
  • Георг Филипп Телеман, около 100 трио-сонат в TWV 42. Самые ранние сонаты наиболее ярко демонстрируют стиль Корелли, в то время как более поздние произведения предвосхищают стили середины века Empfindsamkeit и galant или смешивают итальянский, французский и польский стили
  • Антонио Вивальди., 12 трио-сонат на камеру, соч. 1, две трио-сонаты, смешанные с сольными сонатами в соч. 5 и тринадцать неопубликованных троек. Еще одна трио-соната, RV 80, соль мажор, для двух флейт и континуо, приписывается Вивальди, но, вероятно, является ложной.
  • Ян Дисмас Зеленка, [партитура ], ZWV 181, составленный примерно в 1721–1722 гг.
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
  • Allsop, Peter. 1992. Итальянская "Трио" Соната: от истоков до Корелли. Оксфордские монографии по музыке. Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816229-4.
  • Апель, Вилли. 1990. Итальянская скрипичная музыка семнадцатого века, под редакцией Томаса Бинкли. Блумингтон: Издательство Индианского университета. ISBN 0-253-30683-3.
  • Дефант, Кристина. 1985. Kammermusik und Stylus phantasticus: Studien zu Dietrich Buxtehudes Triosonaten. Europäische Hochschulschriften / Европейские университетские исследования / Études Universitaires Européennes. Франкфурт: Питер Ланг. ISBN 9783820485141.
  • Дюрр, Альфред (ред.). 1987. Восемь коротких прелюдий и фуг BWV 553–560: Приписывается Иоганну Себастьяну Баху. Кассель: Бэренрайтер. BA 6497. ISMN 9790006480098.
  • Хогвуд, Кристофер. 1979. Трио-соната. Музыкальные гиды BBC. Лондон: Британская радиовещательная корпорация. ISBN 0-563-17095-6.
  • Камиен, Роджер. 2008. Музыка признательности, шестое краткое издание. Бостон: Макгроу-Хилл. ISBN 978-0073326375 (аннотированное инструкторское издание); ISBN 9780073265452 (студенческое издание)
  • Мангсен, Сандра. 2001. "Трио-соната". Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
  • Шенк, Эрих. 2005. Die Triosonate. Das Musikwerk, eine Beispielsammlung zur Musikgeschichte, Neuausgabe 20. Laaber: Laaber Verlag. ISBN 3-89007-623-8.
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:44:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте