Программная музыка

редактировать

Программная музыка - это тип инструментальной художественной музыки, который пытается воспроизвести внемузыкальный повествование музыкально. Само повествование может быть предложено аудитории через название пьесы или в форме программных заметок, предлагающих образные корреляции с музыкой. Хорошо известным примером является Гектор Берлиоз Фантастическая симфония, инструментальные произведения, в которых рассказывается серия болезненных фантазий о безответной любви чувствительного поэта, включающая убийство, казнь и адские муки.

Кульминацией жанра являются симфонические произведения Рихарда Штрауса, включающие повествования о приключениях Дон Кихота, Тилля Уленшпигеля, семейная жизнь композитора и интерпретация философии Ницше Übermensch. Вслед за Штраусом жанр пришел в упадок, и новые произведения с явно повествовательным содержанием встречаются редко. Тем не менее, этот жанр продолжает оказывать влияние на музыку из фильмов, особенно в тех случаях, когда он опирается на приемы позднего 19 века романтическая музыка.

Этот термин почти исключительно применяется к произведениям в Европейская классическая музыка традиция, особенно те, которые относятся к периоду романтической музыки 19 века, в течение которого эта концепция была популярна, но произведения, соответствующие описанию, долгое время были частью музыки. Этот термин обычно зарезервирован для чисто инструментальных произведений (пьес без певцов и текстов) и не используется, например, для opera или lieder. Одночастные оркестровые произведения программной музыки часто называют симфоническими стихотворениями. Абсолютная музыка, напротив, предназначена для оценки без какой-либо конкретной ссылки на внешний мир.

Содержание

  • 1 Эпоха Возрождения
  • 2 Эпоха барокко и классика
  • 3 Эпоха романтики
  • 4 Эпоха модернизма (конец XIX - начало XX века)
  • 5 Популярная музыка как программная музыка
  • 6 Определение
  • 7 В западном каноне
    • 7.1 Эпохи барокко и классики
    • 7.2 Романтическая эпоха
    • 7.3 Модернистская эпоха
    • 7.4 Опера и балет
    • 7.5 Программная музыка и абстрактные образы
    • 7.6 Популярная музыка
    • 7.7 Саундтрек к фильму
  • 8 Примеры
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Эпоха Возрождения

Композиторы из эпохи Возрождения написал изрядное количество программной музыки, особенно для клавесина, включая такие произведения, как Мартина Пирсона «Падение листьев» и Бэттел Уильяма Берда. Для последнего произведения композитор предоставил такое письменное описание разделов: «Соммоны Солдье, марш футменов, марш конников, трубы, марш Ирише, волынка и трутень, флейта и друм, марш на бой, баттели будь присоединиться, отступить, galliarde для победы ».

Обзор литературы по этому предмету обнаружит несколько источников, ошибочно утверждающих, что странным примером этого является« Le tableau de l »Марина Марэ «Operation de la Taille», описывающая операцию по удалению камней мочевого пузыря.

эпохи барокко и классика

В эпоху барокко «Времена года» Вивальди имеют поэтические надписи в партитуре относится к каждому из времен года, вызывая весну, лето, осень и зиму. В то время как многие кантаты Дж. С. Бах содержат программные элементы, примером откровенной программной музыки является его Каприччио на отъезд любимого брата, BWV 992.

Программная музыка, пожалуй, реже сочинялась в Классическая эпоха. В то время, пожалуй, больше, чем любое другое, музыка достигла драматизма за счет собственных внутренних ресурсов, особенно в произведениях, написанных в форме сонаты. Однако считается, что некоторые из ранних симфоний Йозефа Гайдна могут быть программной музыкой; например, композитор однажды сказал, что одна из его ранних симфоний представляет собой «диалог между Богом и грешником». Неизвестно, о какой из своих симфоний имел в виду Гайдн. Его Симфония № 8 также включает движение под названием «La tempesta», которое представляет бурю. Незначительный композитор классической эпохи Карл Диттерс фон Диттерсдорф написал серию симфоний на основе Овидия Метаморфозы (не путать с двадцатым веком. композитор Бенджамин Бриттен 'Шесть метаморфоз после Овидия ).

Романтическая эпоха

Программная музыка особенно процветала в Романтическую эпоху. Поскольку он может вызвать у слушателя определенный опыт, отличный от сидения перед музыкантом или музыкантами, он связан с чисто романтической идеей Gesamtkunstwerk, описывающей оперы Вагнера как слияние многих искусств (сценография, хореография, поэзия и т. д.), хотя он полагается исключительно на музыкальные аспекты для иллюстрации многогранной художественной концепции, такой как стихотворение или картина. Композиторы считали, что динамика звука, которая стала возможной в романтическом оркестре той эпохи, позволила им сосредоточиться на эмоциях и других нематериальных аспектах жизни гораздо больше, чем в эпоху барокко или классической эпохи.

Людвиг ван Бетховен испытывал определенное нежелание писать программную музыку и сказал о своей симфонии № 6 (Пастораль) 1808 года , что «все произведение можно воспринимать без описания - это больше. выражение чувств, а не тональная живопись »(Бетховен 1905,). Тем не менее, в работе явно присутствуют изображения птичьих криков, журчащего ручья, шторма и так далее. Позже Бетховен вернулся к программной музыке со своей Сонатой для фортепиано соч. 81a, Les Adieux, изображающая отъезд и возвращение его близкого друга, эрцгерцога Рудольфа.

Гектора Берлиоза Фантастическая симфония была музыкальным повествованием гиперболически эмоционального любовная история, главный герой которой - актриса, в которую он был влюблен в то время. Ференц Лист действительно предоставил подробные программы для многих своих фортепианных пьес, и он также был изобретателем термина симфоническая поэма. В 1874 году Модест Мусоргский сочинил для фортепиано серию пьес, описывающих просмотр галереи из десяти картин и рисунков своего друга в его Картинках с выставки, позже оркестрованных многими композиторами, включая Морис Равель. Французский композитор Камиль Сен-Санс написал много коротких программных музыкальных произведений, которые он назвал «Тональные стихи». Его самые известные, вероятно, Пляски жутких и несколько движений из Карнавала животных. Композитор Поль Дюкас, пожалуй, наиболее известен своей тональной поэмой Ученик чародея, основанной на сказке из Гете.

Возможно, наиболее искусный в музыкальном изображении в своей программе. Музыка - немецкий композитор Рихард Штраус. Среди его симфонических поэм Смерть и Преображение (изображающий умирающего человека и его вхождение на небеса), «Дон Хуан» (основанный на древней легенде Дон Хуан ), Веселье Тилля Уленшпигеля Шалости (по эпизодам карьеры легендарного немецкого деятеля Тилля Уленшпигеля ), Дон Кихот (изображающие эпизоды из жизни Мигеля де Сервантеса 'персонаж, Дон Кихот ), Жизнь героя (в котором изображены эпизоды из жизни безымянного героя, который часто принимается за самого Штрауса) и Symphonia Domestica ( в котором показаны эпизоды супружеской жизни композитора, в том числе укладывание ребенка в постель). Сообщается, что Штраус сказал, что музыка может описать что угодно, даже чайную ложку (Gifford 2012) harv error: no target: CITEREFGifford2012 (help ).

Другой композитор программной музыки - Николай Римский-Корсаков, чьи красочные «музыкальные картины» включают «Садко», соч. 5, по русской Былине, о певце, который поет морскому царю, очень известная "Шахерезада ", соч. 35, после развлечений «Арабских ночей» (где героиня изображена на скрипке, а рассказы включают «Синдбад-мореплаватель») и любого количества оркестровых сюит из его опер, в том числе Сказка о царе Салтане (который также содержит «Полет шмеля »), Золотой петушок, Сочельник, Снегурочка и Легенда о невидимом граде Китеже.

В Скандинавии Сибелиус исследовал легенду Калевалы в нескольких стихотворениях, наиболее известными из которых стали Туонельский лебедь.

Одна из самых известных программ, потому что это так и не было окончательно идентифицировано, это секретная немузыкальная идея или тема - "Загадка" - которая лежит в основе Эдварда Элгара Вариации на оригинальную тему (Enigma) 1899 г. Композитор раскрыл его некоторым друзьям, но по его просьбе они так и не обнародовали.

Эпоха модернизма (конец девятнадцатого и начало двадцатого веков)

Отторино Респиги в 1910-х и 1920-х годах сочинил несколько тональных стихотворений, в частности, три произведения, посвященные различным аспектам города Рима. «Планеты » Густава Холста - еще один известный пример. Лирическая сюита Альбана Берга долгие годы считалась абстрактной музыкой, но в 1977 году было обнаружено, что на самом деле она была посвящена Ханне Фукс-Робеттин (Perle 1985, 18). Важные лейтмотивы основаны на мелодической серии A– BH –F, которая является их объединенными инициалами. Последняя часть также содержит постановку стихотворения Шарля Бодлера, подавленное композитором для публикации.

Популярная музыка как программная музыка

Термин «программная музыка» обычно не используется в отношении популярной музыки, хотя у некоторой популярной музыки есть аспекты, общие с программой Музыка. Традиция чисто оркестровой программной музыки продолжается в произведениях для джазового оркестра, особенно в нескольких произведениях Дьюка Эллингтона. Инструментальные пьесы в популярной музыке часто имеют описательное название, которое предполагает, что их можно отнести к категории программной музыки, а несколько инструментальных альбомов полностью посвящены какой-то программной идее (например, China by Vangelis или Песни далекой Земли от Майка Олдфилда ). Некоторые жанры популярной музыки чаще других включают программные элементы; к ним относятся эмбиент, нью-эйдж, космическая музыка, серф-рок, блэк-метал, джаз-фьюжн, прогрессив-рок, арт-рок и различные жанры техно музыки. В Bluegrass есть по крайней мере один выдающийся фрагмент программной музыки под названием Orange Blossom Special.

Прогрессивные рок-группы и музыканты в течение 1970-х, в частности, экспериментировали с программной музыкой, среди которых была работа Раша «Лестница Джейкоба » (1980), которая демонстрирует явное влияние Сметаны («Моя Родина») (1874–1879). Кроме того, песни Раша "Xanadu ", "La Villa Strangiato", "Red Barchetta" и "YYZ" также демонстрируют свой экспериментаторский подход к программной музыке, как и части "2112 ", особенно сцена открытия.

Определение

Композиторы и некоторые теоретики утверждают, что действительно не существует такой вещи, как истинная «абсолютная (ars gratia artis ) музыка» и что музыка всегда, по крайней мере, передает или вызывает эмоции. В то время как непрофессиональные слушатели часто утверждают, что музыка имеет значение (для них), «новые» музыковеды, такие как Сьюзан МакКлари (1999), утверждают, что так так называемые «абстрактные» методы и структуры на самом деле очень политически и социально заряжены, в частности, даже гендерно. Это может быть связано с более общим аргументом против абстракции, таким как аргумент Марка Джонсона о том, что «необходимо... для абстрактного значения... иметь телесную основу» (МакКлэри 1991,). Однако более конкретное определение абсолютной музыки: музыка, написанная без программного намерения или повествования.

Более традиционные слушатели часто резко отвергают эти взгляды, утверждая, что музыка может быть значимой, а также глубоко эмоциональной, но в то же время посвященной самой себе (ноты, темы, клавиши и т. Д.) И не имеющая никакого отношения к ней. политические и социальные конфликты наших дней, но сознательно связанные с немузыкальными идеями, образами или событиями (стихами, произведениями искусства и т. д.)

В западном каноне

Барокко и Классические эпохи

Часть музыки эпохи барокко и классики абсолютна, о чем свидетельствуют названия, которые часто состоят просто из типа композиции, числового обозначения в творчестве композитора, и его ключ. Концерт Баха для двух клавесинов до минор, BWV 1060; Моцарт Соната для фортепиано до мажор, K. 545 и Бетховен Симфония № 7 ля мажор (Opus 92) - все это примеры абсолютной музыки.

Напротив, некоторые композиторы эпохи барокко придумывали названия для своей музыки в стиле, напоминающем стиль романтической программной музыки, называемом раппрезентативным (представительным) стилем. Некоторые из наиболее примечательных примеров были составлены Антонио Вивальди - некоторые из его скрипичных, флейтовых концертов или флейты имеют названия, вдохновленные человеческими аффектами (Il piacere - удовольствие), занятия (La caccia - охота, La pastorella - пастушка) или, прежде всего, аспекты природы и метеоры (Времена года, La notte - ночь, La tempesta di mare - морской шторм). Другой хорошо известный пример - это Соната-репрезентация Генриха Игнаца Бибера (для скрипки и континуо ), в которой в юмористической манере изображены различные животные (соловей, кукушка, кошка).. Тем не менее, можно провести различие между «репрезентативной» музыкой и программной музыкой, собственно говоря, а также между «имитацией» и «репрезентацией». Наконец, возникает вопрос, достаточно ли преднамеренного выразительного характера для того, чтобы считаться «программой». (Scruton 2001).

Романтическая эпоха

Программная музыка была довольно популярна в Романтическую эпоху. Многие основные «классические» произведения однозначно являются программными. музыка, такая как Альпийская симфония Рихарда Штрауса, которая представляет собой музыкальное описание восхождения и спуска с горы, с 22 названиями разделов, такими как «Ночь», «Восход», «У водопада», «В зарослях и кустах на ложном пути», «Встреча на высшем уровне», «Поднимаются туманы» и «Шторм и спуск». Симфония №6 Бетховена явно программная музыка, также с названными движениями и инструментальными изображениями птичьих криков, деревенских танцев и шторма. Его пятнадцатый струнный квартет Opus 132 содержит среднюю часть под названием " Heiliger Dankgesang eines Genesenen an die Gottheit, in der lydischen Tonart »(« Святая песня благодарения Божеству выздоравливающего в лидийской моде »), предлагая некоторым одиторам, что вся работа может быть услышана как тональное воскрешение болезни и восстановление. Некоторые могут критиковать аниматоров Диснея за графическую интерпретацию Токкаты и фуги ре минор Баха, но никто не может отрицать внемузыкальную ассоциацию с «Учеником чародея» Дукаса.

Эпоха модернизма

В конце девятнадцатого и двадцатого веков усиление влияния модернизма и других антиромантических тенденций способствовало падению уважения к программной музыке, но публика продолжала части, такие как изображение паровоза Артуром Онеггером в Pacific 231 (1923). Действительно, неполный оркестровый фрагмент Перси Грейнджера Train Music выполняет ту же функцию. Эта музыка для большого оркестра изображает поезд, движущийся по горам Италии. Эйтор Вилла-Лобос аналогичным образом изобразил сельский паровоз в Поезда Кайпира (1930), который не оттолкнул всех слушателей.

Действительно, в 1920-х годах, особенно в Советском Союзе, возник целый жанр живописной музыки с изображением машин и фабрик. Хорошо известные примеры: Александра Мосолова Iron Foundry (1926–27) и Сергея Прокофьева Le Pas d'acier (Стальной шаг, 1926). Пример из-за пределов Советского Союза - Джордж Антейл Ballet mécanique (1923–24).

Опера и балет

Музыка, созданная для сопровождения балета, часто является программной музыкой, даже если она представлена ​​отдельно как концертное произведение. Аарон Копленд был удивлен, когда слушатель сказал, что когда она слушала Аппалачскую весну, она «могла видеть Аппалачи и чувствовать весну», название было придумано в последнюю минуту, но это это конечно программная музыка. Музыка к фильмам и оркестровка в операх очень часто являются программной музыкой, а некоторые музыкальные композиции из фильмов, такие как Прокофьев на музыку Александра Невского, даже нашли место в классическом концертном репертуаре..

Программная музыка и абстрактные образы

Большая часть программной музыки находится между областью чисто программной и чисто абсолютной, с названиями, которые явно предполагают внемузыкальные ассоциации, но не имеют подробного рассказа, который должны соблюдаться, и никаких музыкальных отрывков, которые можно однозначно идентифицировать с конкретными образами. Примеры: Симфония № 9 Дворжака, «Из Нового Света» или Симфония № 3 Бетховена, Героическая.

Популярная музыка

Потому что Подавляющее большинство западной популярной музыки имеет форму песни, кажется, что самая популярная музыка является программной по своей природе: в ней есть тексты, поэтому она о чем-то другом, а не о самой музыке.

Распространенный термин для обозначения не самой музыки. - вокальная популярная музыка, и, следовательно, для практических целей термин для обозначения абсолютной музыки в популярном контексте, является «инструментальной» или «инструментальной частью».

Хотя дискуссия представляет интерес для многих, для практических целей большинство ученых используйте термин «программная музыка» в более узком смысле, описанном выше.

Саундтрек к фильму

Испытал влияние позднего романтического творчества Николая Римского-Корсакова, Отторино Респиги, Рихарда Штрауса и др. саундтрек к кинофильмам поднялся на знамя программной музыки после появления «звуковых фильмов». Многие композиторы фильмов, в том числе Пол Смит, Эннио Морриконе и Джон Уильямс (чей саундтрек 1977 Звездных войн переопределил музыку к симфоническому фильму) последовали программной модели и закрепили саундтрек к кинофильмам как свой собственный программный жанр. Можно сказать, что сила музыки для графического внушения достигла своего пика в фильме Уолта Диснея 1940 года Фантазия. Дисней также дал нам термин Mickey Mousing, используемый для описания партитур, слишком явно имитирующих движения природы. Музыка Макса Штайнера, например, часто превозносимая за сверхъестественную синхронизацию звукового образа, также подвергалась критике за то, что она слишком "Микки Маус".

Примеры

См. Также

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 07:48:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте