Ян Дисмас Зеленка

редактировать
Чешский композитор в стиле барокко
Ян Дисмас Зеленка
Родился16 октября 1679 года. Лоужовице pod Blaníkem, Богемия, Священная Римская империя
Умер23 декабря 1745 г. (1745-12-23) (66 лет). Дрезден, Священная Римская Империя
ПроизведенияСписок произведений

Ян Дисмас Зеленка (16 октября 1679 - 23 декабря 1745), крещеный Ян Лукаш Зеленка, а также известный Иоганн Дисмас Зеленка или Йоханнес Лукас Игнатий Дисмас Зеленка, был чешским композитором и музыкантом периода барокко. Его музыку восхищают за гармоничную изобретательность и контрапункт.

Зеленка вырос в Средней Богемии, получил образование в Праге и Вене, а свою профессиональную жизнь провел в Дрездене. Самым большим успехом в его карьере было исполнение обширной композиции Sub olea pacis et palma virtutis в присутствии императора Карла VI вскоре после его коронации на посту короля Богемия в 1723 году.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Музыкальный стиль
  • 3 Повторное открытие
  • 4 Произведения
    • 4.1 Духовная музыка
    • 4.2 Светские произведения
  • 5 Избранная дискография
  • 6 Источники
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь
Мемориальная доска Зеленки в Лоувице-под-Бланикем, Чехия, является работой Мария Учитилова и была установлена ​​в 1984 году. Место рождения Зеленки, Лоуновице-под-Бланикем, ныне Чешская Республика, отмечено мемориалом с мемориальной доской и солнечные часы

Зеленка родилась в Louovice pod Blaníkem (нем. Launiowitz), небольшом торговом городке к юго-востоку от Праги, в Богемии. Он был старшим из восьми детей, рожденных от Мари Магдалены (под девичьей фамилией Гайек) и Иржи Зеленки. Отчество Дисмас, вероятно, является его подтверждением именем. Отец Зеленки Иржи был школьным учителем и органистом в Лоуновицах и, вероятно, был его первым учителем музыки. Больше ничего достоверно не известно о ранних годах Зеленки, но известно, что он получил музыкальное образование в иезуитском колледже Клементинум в Праге и что его инструментом был виолончель. (бас виолончель ). Его первые произведения, вероятно, были написаны в Праге. Его самая ранняя известная работа - школьная драма Via laureta (ZWV 245), написанная в 1704 году, из которой сохранилось только либретто, а музыка утеряна.

В 1709 году в Праге Зеленка служил барону фон Иоганну Хуберту фон Хартигу, прежде чем его назначили скрипачом в королевском оркестре Дрездена. Барон фон Хартиг был известным ценителем музыки и музыкантом-виртуозом. Он переписывался со многими известными итальянскими композиторами и собрал огромную музыкальную библиотеку, к которой Зеленка позже будет иметь доступ, в том числе «Missa Sapientiae» Антонио Лотти. Зеленка скопировала это произведение из собрания Хартига около 1729 года, а позже, в 1730-х годах Иоганн Себастьян Бах приобрел его копию из библиотеки Зеленки. Копия той же мессы Георгия Фридриха Генделя могла быть также приобретена через Зеленку. Умеря в Праге в 1741 году, Зеленка посвятил свою Litaniae Lauretanae «Salus infirmorum» (ZWV 152) своему старому покровителю.

Барон фон Хартиг, возможно, рекомендовал Зеленку Дрезденской Хофкапелле (придворный оркестр) в качестве контрабасиста. В любом случае он поступил на службу при дворе Дрездена с жалованьем в 300 талеров в 1710/11 году. Благоприятные условия для создания музыки придавали импульс его творчеству, особенно в отношении сочинения духовной музыки для католической придворной церкви. Его первой крупной работой в Дрездене была месса, «Missa Sanctae Caeciliae» (ок. 1711). Музыка Зеленки, должно быть, произвела впечатление на суд, потому что всего через несколько месяцев после его приезда в Дрезден его зарплата была увеличена до 350 талеров. Это сделало его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов Hofkapelle. Через три года он был увеличен до 400 талеров.

В 1716 году Зеленка продолжил свое образование в Вене под началом Габсбургов Императорского Капельмейстера Иоганна Йозефа Фукса. Вряд ли он посетил Венецию, как когда-то думали. В саксонском судебном документе 1715 г. записан королевский денежный аванс за поездку в Италию Зеленка с его товарищами-музыкантами и композиторами Пьером (Петером) Габриэлем Буффарденом, Иоганном Кристианом Рихтером и Иоганном Георгом Пизенделем. Новые документы, подтверждающие приезд гобоиста Рихтера и скрипача Пизенделя в Италию, теперь не появились, но ни Зеленка, ни Буффарден не путешествовали с ними.

Вернувшись в Дрезден в 1719 году, он оставался там, за исключением длительного пребывания в Праге в 1722–1717, когда он дирижировал премьерой одного из своих главных светских произведений, Sub olea pacis et palma virtutis conspicua orbi regia Bohemiae Corona (мелодрама о Св. Вацлаве ), во время коронации Карла VI. Находясь в Праге, он сочинил некоторые из своих весьма оригинальных инструментальных произведений, как видно из автографа партитуры Concerto à 8 Concertanti - «Шесть концертов, написанных в спешке в Праге в 1723 году» (ZWV 186, 187, 188, 189).

Вид с правого берега Эльбы на барочный город середины XVIII века Дрезден, резиденцию курфюрста и правителя Саксонии.

В начале 1720-х Зеленка сочинил некоторые из своих лучшие произведения, такие как Responsoria pro hebdomada (ZWV 55) и Lamentations (ZWV 53). Его сочинения до сих пор составляют важную часть репертуара католической придворной церкви. После частых болезней Капельмейстера Иоганна Давида Хайнихена Зеленка постепенно взяла на себя руководство духовной музыкой. В январе 1726 года он начал вносить свои собственные и собранные им произведения в реестр под названием «Инвентариум» (1726–39), один из важнейших документов дрезденской музыки барокко. В июле 1729 года Хайнихен умер, и Зеленка стал исполняющим обязанности капельмейстера, должность, которую он занимал в неофициальном качестве до 1734 года. Этот период известен как Междуцарствие, термин, придуманный профессором Вольфгангом Хорном. Первое произведение, подтверждающее новый статус Зеленки, - это Симфония (ZWV 190, 18 мая 1729 г., ранее известная как Каприччио), которая, как установила Дженис Б. Штокигт, была исполнена на гала-вечере, посвященном дню рождения саксонского курфюрста и поляка. король, Август II Сильный. Официальное издание Königl. Polnischer und Churfürstl. Sächsischer Hoff- und Staats-Calender (Hof- с 1734 г.), в котором перечислены члены и слуги дрезденского двора, перечисляет Зеленку как Contra-Basso Compositeur в изданиях 1731 и 1732 годов; в 1733 году он числится только композитором, что говорит о том, что он больше не играл на контрабасе. Вместо этого, он, скорее всего, руководил музыкой в ​​качестве певца.

Период Междуцарствия породил ряд диковинных теорий о положении Зеленки при дворе Дрездена, и особенно вокруг его петиций от октября / ноября 1733 года о должности капельмейстера. Дело в том, что перед смертью Хайнихена в 1729 году дрезденский двор уже активно искал на место Хайнихена солидного оперного композитора. Это было частью долгосрочного проекта по воссозданию итальянской оперы в Дрездене. В 1724 году при дворе Дрездена начали обучать пять молодых итальянских оперных певцов у одних из лучших учителей вокала в Италии, таких как Никола Порпора, великий композитор и будущий учитель молодых Йозеф Гайдн.. В первую неделю февраля 1730 года молодые певцы, альт-кастрат Доменико Аннибали, кастрат-сопрано Джованни Бинди (также называемый Порпорино), Вентура Роккетти «Вентурини» и сестра-сопрано Мария Роза Негри и Анна Негри были вызваны в Дрезден. Вряд ли есть совпадение, что на той же неделе Иоганну Адольфу Хассе была предложена должность «прима» капельмейстера.

После прибытия пяти молодых певцов в Дрезден в апреле 1730 года, Зеленка сыграли важную роль в их непрерывном образовании. После того, как "композитор итальянской музыки" Джованни Альберто Ристори в конце 1730 года приехал в Москву, Зеленка, как старший композитор при дворе, стал отвечать за поставку светской вокальной музыки для камерных концертов королевский дворец в Дрездене. Именно в этот момент он начал собирать свою увлекательную коллекцию партитур итальянских опер и кантат, которая частично все еще существует в Дрездене и имеет индивидуальный номер собственноручно Зеленки. Это говорит о том, что он составил полный перечень светских произведений, которыми он владел, и, сославшись на номера, которые он присвоил каждой работе, можно было восстановить теперь отсутствующий инвентарь. Это включало ряд арий Хассе, прибывшего в Дрезден в июле 1731 года со своей знаменитой женой Фаустиной Бордони-Хассе, самой блестящей певицей эпохи барокко. Вскоре после своего прибытия Хассе был официально назначен Капельмейстером и, не имеющий аналогов и неоспоримый, сохранял эту должность в течение следующих 32 лет. После исполнения его оперы «Клеофида» в сентябре 1731 года Хассе и Фаустина отправились обратно в Италию, но не раньше, чем были определены будущие аранжировки Hofkapelle, которые позже были приведены в действие. Концертмейстером был официально назначен Пизендель, один из величайших скрипачей эпохи барокко. 28 ноября того же года в оркестр было принято 11 новых музыкантов. В тот же день Зеленке был назначен солидный рост заработной платы на 37,5%, в результате чего его зарплата достигла 550 талеров. Это могло позволить ему купить 24 оперные арии, один дуэт, восемь светских кантат и два священных песнопения в партитуре Антонио Вивальди, музыку, которую он тогда мог использовать как в зале, так и в церкви.

После того, как Август II умер в Варшаве 1 февраля 1733 года, его сын и преемник на посту саксонского курфюрста Фридрих Август быстро двинулся и подписал с Хассе и Фаустиной необычный контракт, который стоил удивительного 6000 талеров ежегодно, а их дорожные расходы также оплачивались судом. В то время Хассе уже был одним из самых известных композиторов Европы, и для дрезденского двора было решающим заручиться услугами его и Фаустины. Подтверждение позиции Хассе видно в либретто к его Сироэ, исполненной в Болонье в мае 1733 года, где композитор был удостоен титула Maestro di Cappella di S.A. R. l’Elettore di Sassonia. В том же месяце Зеленка в письме, написанном настоятелем придворной католической церкви в Дрездене, также был назван избирателем «знатным и виртуозным капельмейстером».

После избрания Фридриха Августа Августом III, королем Польши в октябре 1733 года слуги из всех департаментов Дрезденского двора направили прошения о невыплате зарплаты или повышении по службе. Зеленка была одной из тех, кто подал прошение. Для композитора было естественным желание добиться официального признания со стороны новоизбранного польского короля. В литературе часто создается впечатление, что Зеленка напрямую конкурирует с Хассе за должность капельмейстера, но это недоразумение. Зеленке тогда было совершенно ясно, что его коллега Хассе был и останется старшим капельмейстером. Это привело к тому, что дрезденский двор создал официальную должность церковного композитора (по сути, вице-капельмейстера), которую Зеленка занимал с 1734 года вместе со своим учеником Тобиасом Бузом и, с ноября 1736 года, И.С. Баха, получившего «титульную» должность.

Бах очень уважал Зеленку, и оба композитора знали друг друга, о чем свидетельствует письмо от 13 января 1775 года от его сына К.П.Е. Бах биографу Баха Иоганну Николаусу Форкелю. Зеленка доверяла Баху достаточно, чтобы его старший сын Вильгельм Фридеманн скопировал Аминь из третьего Магнификата Зеленки (ZWV 108) для использования в церкви св. Фомы в Лейпциге, где в последний раз кантором был И.С. Бах. два с половиной десятилетия его жизни.

В дополнение к написанию музыки, Зеленка на протяжении всей своей жизни обучал многих выдающихся музыкантов своего времени, таких как Иоганн Иоахим Кванц (Фридрих Великий, давний придворный флейтист Пруссии. и учитель флейты) и Дж. Г. Роллиг. Среди его близких друзей были такие выдающиеся композиторы, как Георг Филипп Телеман, Иоганн Георг Пизендель и Сильвиус Леопольд Вайс.

Мемориальная доска на Кляйне-Брюдергассе в Дрездене в память о последнем месте жительства Зеленки.

23 декабря 1745 года Зеленка умерла от водянки и была похоронена в сочельник. Он никогда не был женат и не имел детей, а его сочинения и музыкальное наследие были приобретены у его бенефициаров Избирательницей Саксонии и Королевой Польши Марией Жозефой Австрийской. После его смерти это считалось ценным придворным имуществом. Телеман с помощью Писенделя безуспешно пытался опубликовать «Респонсорию» Зеленки. 17 апреля 1756 г. он написал, что «вся рукопись будет храниться при дворе Дрездена под замком, как нечто очень редкое».

Подтвержденного портрета Зеленки нет, но стоит упомянуть черно-белую зеркальную копию известного портрета его старого учителя Фукса, который был передан выкл как изображение Зеленки на нескольких уважаемых сайтах.

Музыкальный стиль

Произведения Зеленки характеризуются очень смелой композиционной структурой с яркой гармонической изобретательностью и сложным контрапунктом. Его произведения часто виртуозны и сложны для исполнения, но всегда свежи и удивительны, с неожиданными поворотами гармонии. В частности, его сочинения для басовых инструментов гораздо более требовательны, чем у других композиторов его эпохи. Его инструментальные произведения, трио-сонаты, каприччи, концерты - образцовые образцы его раннего стиля (1710–1720-е годы). Шесть трио-сонат требуют от исполнителей высокой виртуозности и выразительной чувствительности. Поскольку Зеленка сам играл на виолончели, он был известен тем, что писал быстро движущиеся континуальные партии с драйвом и сложным ритмом.

Зеленка знала музыку в разных регионах Европы. Он писал сложные фуги, витиеватые оперные арии, танцы в стиле галант, барочные речитативы, в стиле Палестрины. хоралы и виртуозные концерты. Музыкальный язык Зеленки наиболее близок к Баховскому, особенно по богатству контрапунктических гармоний и остроумному использованию фугальных тем. Тем не менее, язык Зеленки своеобразен в своих неожиданных гармонических поворотах, одержимости хроматическими гармониями, частым использованием синкопированных и туплетных фигур и необычно длинные фразы, полные разнообразных музыкальных идей. Его иногда считают католическим двойником Баха.

На музыку Зеленки повлияла чешская народная музыка. В этом отношении он продолжает традицию создания специфической чешской национальной музыки, начатую Адамом Михна из Отрадовича и доведенную до своей кульминации Бедржихом Сметаной и Антонином Дворжаком в девятнадцатом веке и Леош Яначек и Богуслав Мартину в двадцатом веке.

Повторное открытие
Мемориал Зеленка на Старом католическом кладбище в Дрездене

Повторное открытие творчества Яна Дисмаса Зеленки приписывается Бедржиху Сметане, который переписал некоторые партитуры из архива в Дрездене и представил одну из оркестровых сюит композитора на фестивалях пражского театра Нового города в 1863 году.

Ошибочно предполагалось, что многие партитуры Зеленки автографы были уничтожены во время бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года. Однако счета хранились не в Католической Хофкирхе, а в подвале Японского дворца к северу от реки Эльбы. Некоторые, конечно, отсутствуют, но это, вероятно, происходило постепенно - и потерянные партитуры представляют лишь небольшую часть его сохранившихся работ.

Интерес к музыке Зеленки начал расти, особенно с конца 1950-х годов. К концу 1960-х - началу 1970-х годов все инструментальные сочинения Зеленки и избранная литургическая музыка были изданы в Чехословакии. Важнейшее возрождение продемонстрировало первое представление избранных произведений чешского дирижера Милана Мунклингера и его ансамбля Ars Rediviva. Это были три трио-сонаты 1958–60 годов, концертная симфония 1963 года и изысканная интерпретация «Lamentationes Jeremiae prophetae» с солистами Карлом Берманом, Неддой Кейси и Тео Альтмейером в 1969 году. С тех пор музыка Зеленки стала широко известной и доступной благодаря записям и вызвала интерес у других музыкантов, таких как Хайнц Холлигер и Рейнхард Гебель.

Более половины произведений Зеленки в настоящее время зарегистрировано, в основном, в Чехии и Германии. К таким записям относятся: Missa Purificationis, Missa Sanctissimae trinitatis, Missa Votiva, Missa Sancti Josephi, а также его светские произведения «Sub olea pacis » и «Il Diamante ", в исполнении преимущественно новых чешских ансамблей с использованием оригинальных инструментов и интерпретационных техник эпохи барокко. Самыми популярными являются Musica Florea, Collegium 1704, Ensemble Inégal и Capella Regia Musicalis.

В честь Яна Дисмаса Зеленка, 1984 г. "" (Podblanický hudební podzim на чешском) был основан и увековечен мемориальной доской на его доме. С тех пор музыка Зеленки регулярно исполняется на его родине и вокруг него.

Произведения

Полные сочинения Зеленки перечислены в оцифрованной базе данных Музыкальной библиотеки Петруччи, а также на сайте Discover Zelenka.

общее количество известных и приписываемых произведений Зеленки, пронумерованных опусами, составляет 249. Духовная вокально-инструментальная музыка находится в центре его сочинений и включает более 20 мессов, четыре обширных оратории и реквиемы, два Magnificats и Te Deum, 13 литаний, множество псалмов, гимны и антифоны. Зеленка также написал ряд чисто инструментальных произведений - шесть трио или квартетных сонат, пять каприччи, одну «Гипокондрию» и другие концерты, увертюры и симфонии.

Духовная музыка.

Из священных произведений Зеленки, вероятно, наиболее ценными являются его мессы, прежде всего его Missa Purificationis (ZWV 16, его последняя месса с медными инструментами) и его последние пять пьес (ZWV 17– 21), обычно называемые сочинениями «большой массы», написанные между 1736 и 1741 годами и считающиеся вершиной композиции Зеленки. Последние три также назывались «Missae ultimae» (Последние мессы). В списке ниже представлены только самые важные священные произведения, которые на сегодняшний день достаточно изучены.

Мессы и реквиемы

  • Missa Sancti Spiritus
  • Missa Sancti Josephi
  • Missa Purificationis Beatae Virginis Mariae
  • Missa Sanctissimae Trinitatis
  • Missa Votiva
  • Missa Dei Patris
  • Missa Dei Filii
  • Missa Omnium Sanctorum
  • Реквием до минор
  • Реквием ре минор

Оратории

Litanies

  • Litaniae de Venerabili Sacramento
  • Litaniae Lauretanae
  • Litaniae Lauretanae "Consolatrix20 afflictorum"
  • Litaniae Lauretanae "Salus infirmorum"
  • Litaniae Omnium Sanctorum
  • Litaniae Xaverianae

Псалмы и настройки гимнов

  • Dixit Dominus
  • Confitebor tibi Domine
  • In exitu Israel
  • Lauda Jerusalem
  • Laudate pueri
  • Ave maris stella ре минор
  • Chvalte Boha silného
  • Ave Regina caelorum
  • Regina coeli
  • Salve Regina
  • De Profundis (Псалом 130)

Другое литургическое a и духовные труды

  • Te Deum ре мажор (2 настройки)
  • Magnificat до мажор и ре мажор
  • Miserere до минор и до минор
  • Lamentationes Ieremiae Prophetae
  • XXVII Responsoria pro hebdomada

Светские произведения

Зеленка сочинила лишь несколько обширных вокально-инструментальных произведений на светские темы, но одно из них - Sub olea pacis et palma virtutis - Мелодрама св. Вацлава (1723 г.) - не только представляет собой одну из вершин в музыке барокко, но и превосходит ее, как и многие другие произведения Зеленки. Это монументальный опус с аспектами мелодрамы, ораторского искусства и современной оперы, созданный для коронации Карла VI чешским королем и прославляющий память величайший чешский святой и покровитель Богемии князь св. Вацлав (Вацлав), один из основателей Чешского государства.

Вокально-инструментальные произведения

  • Sub olea pacis et palma virtutis (conspicua orbi regia Bohemiae Corona - Melodrama de Sancto Wenceslao)
  • Il Diamante
  • 8 концертных арий ZWV 176 (5 для сопрано, 2 для альта и 1 для баса)

Инструментальные произведения

  • Трио или квартет Сонаты №№ 1–6
  • Каприччио №№ 1–5
  • Концерт à 8 Concertanti
  • Hipocondrie à 7 Concertanti
  • Overture à 7 Concertanti
  • Simphonie à 8 Concertanti
Избранная дискография

Инструментальная

Вокал - Аллегорический

Вокал - Оратории

Вокал - мессы

  • Missa Sancti Josephi ZWV 14 - Каммерчор Штутгарт, Барокорчестер Штутгарт (Frieder Bernius ) и солисты, в т. Юлия Лежнева (сопрано ), CD, 2018, Carus
  • Missa Purificationis Beatae Virginis Mariae ZWV 16 - Ensemble Inégal (Adam Viktora), CD, 2007, Nibiru
  • Missa Sanctissimae Trinitatis ZWV 17 - Musica Florea (Marek Štryncl ), CD, 1994, Studio Matouš
  • Missa Votiva ZWV 18 - Collegium 1704, Collegium Vocale 1704 (Вацлав Люкс), CD, 2008, Zig-Zag Territoires
  • Missa Dei Patris ZWV 19 - Virtuosi Saxoniae (Людвиг Гюттлер ), CD, 1990, Berlin Classics
  • Missa Dei Filii ZWV 20, Litaniae Lauretanae "Salus Infirmorum" - Tafelmusik (Frieder Bernius ), CD, 2004, Deutsche Harmonia Mundi
  • Missa Omnium Sanctorum ZWV 21, Barbara diraffera ZWV 164, Christe Eleison ZWV 29 - ансамбль Inégal, солисты пражского барокко (Адам Виктора), CD, 2011, Nibiru

Вокал - смешанные духовные композиции

  • Sepolcri ZWV 58–60. Collegium Marianum, Яна Семерадова, Прага 2011, Музыка из Праги восемнадцатого века
  • Officium Defunctorum ZWV 47 / Requiem ZWV 46, Collegium 1704 / Collegium Vocale 1704 (Вацлав Люкс ), 2 компакт-диска, 2011, Accent (Примечание 1 Musikvertrieb)
  • Плач Иеремии - Chandos Baroque Players, CD, 2002, Helios
  • Psalmi Vespertini I - Ensemble Inégal, Prague Baroque Soloists (Adam Viktora), CD, 2015, Нибиру
Источники
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:17:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте