Франсуа Куперен

редактировать
Французский композитор (1688–1733) Куперен (анон.), Собрание Версальского дворца.

Франсуа Куперен (французский: ; 10 ноября 1668 - 11 сентября 1733) был французским барочным композитором, органистом и клавесинистом. Он был известен как Couperin le Grand («Куперен Великий»), чтобы отличать его от других членов музыкально одаренной семьи Куперинов.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Королевское согласие на публикацию
  • 2 Произведения
    • 2.1 Орган
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Куперен, гравюра Жан-Жак Флипарт, 1735 г., после Андре Буи.

Куперен родился в известной музыкальной семье. Его отец Шарль был органистом в церкви Сен-Жерве в Париже, должность, которую ранее занимал брат Шарля Луи Куперен, уважаемый виртуоз игры на клавишных и композитор, чей карьера была оборвана ранней смертью. В детстве Франсуа, должно быть, получил первые уроки музыки от своего отца, но Чарльз умер в 1679 году. Церковный совет в Сен-Жерве нанял Мишеля Ришара Делаланда в качестве нового органиста при том понимании, что Франсуа заменит ему в 18 лет.

О 11-летнем мальчике тем временем заботился и обучал органист Жак-Дени Томлен, который служил как при дворе, так и в церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери. Биограф Эврар Титон дю Тий писал, что Томелин очень хорошо относился к мальчику, став для него вторым отцом. Талант Франсуа, должно быть, проявился рано, потому что к 1685 году церковный совет начал выплачивать ему зарплату, хотя у него не было контракта.

В двадцать один год Куперен также потерял свою мать, Мари (урожденную Герэн), но в остальном его жизнь и карьера сопровождались удачей. В 1689 году он женился на Мари-Анн Ансо, дочери зажиточной семьи. В следующем году был опубликован его Pièces d'orgue, сборник органных масс, восхваленный Делаландом, который, возможно, участвовал в этом проекте. Еще через три года Куперен сменил Томелина при дворе Людовика XIV. Это назначение позволило ему познакомиться с некоторыми из лучших композиторов того времени, а также с аристократией. С этого времени началась его самая ранняя камерная музыка. Куперен выполнял свои придворные обязанности в тандеме с теми, которые у него теперь были в качестве органиста в Сен-Жерве, а также сочинял музыку.

Королевское согласие на публикацию

Он получил 20-летнюю королевскую привилегию на публикацию в 1713 году и сразу же использовал ее для выпуска первого тома (из четырех) своих сочинений для клавесина Pieces de clavecin. Руководство по игре на клавесине последовало в 1716 году, а также другие сборники клавишной и камерной музыки. В 1717 году Куперен сменил одного из своих самых выдающихся коллег, Жан-Анри д'Англьбера, на посту ординатора музыки королевской семьи клавесин, одного из самых высоких назначений придворного музыканта. Однако его участие в музыкальной деятельности при дворе, возможно, уменьшилось после смерти Людовика XIV в 1715 году.

Здоровье Куперена неуклонно ухудшалось на протяжении 1720-х годов. К 1723 году в Сен-Жерве потребовались услуги двоюродного брата, а в 1730 году должность придворного клавесиниста Куперена заняла его дочь Маргарита-Антуанетта. Последними публикациями Куперена были "Виолончели" (1728 г.) и четвертый том сочинений для клавесина (1730 г.). Композитор умер в 1733 году. Здание, в котором Куперен и его семья жили с 1724 года, стоит до сих пор и находится на углу улиц Радзивиллов и Петит Шам. У композитора остались по крайней мере трое из его детей: Маргарита-Антуанетта, которая продолжала работать придворной клавесинисткой до 1741 года, Мария-Мадлен (Мария-Сесиль), которая стала монахиней и, возможно, работала органисткой в ​​Мобюассоне. Abbey и Франсуа-Лоран, который, согласно современным источникам, покинул семью после смерти Франсуа.

Произведения

Cinquième prelude из L'art de toucher le clavecin в исполнении Роберта Шретера на клавесине, настроенном на равный темперамент
Cinquième prelude Та же работа выполнена в реконструированном строе «temperament ordinaire », которое могло быть использовано во Франции во времена Куперена
Сонада из Quatrième Ordre: La Piémontaise «L'Astrée» из Les Nations : Sonades et Suites de Simphonies en Trio (Париж, 1726) Исполняется New Comma Baroque
Концертные пьесы - прелюдия, тромба и воздух диабля Исполняется Оркестром Адвентской камеры со Стивеном Балдерстоном, виолончель solo
Plein jeu de la messe à l'usage des couvents Premier couplet du Kyrie
Petit plein jeu de la messe à l'usage des couvents Deo Gratias
Récit de cornet de la messe à l'usage des couvents Премьер-куплет Sanctus
Le réveille-matin (Будильник) MIDI-файл

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Куперин признал свой долг итальянскому композитору Корелли. Он представил Франции форму трио-сонаты Корелли . Соната большого трио Куперена получила название Le Parnasse, ou L'apothéose de Corelli («Парнас, или Апофеоз Корелли»). В нем он соединил итальянский и французский стили музыки в наборе пьес, который назвал Les gots réunis («Объединенные стили»).

Его самая известная книга, L'art de toucher le clavecin («Искусство игры на клавесине», опубликовано в 1716 году), содержит предложения относительно аппликатуры, прикосновения, орнамента и других особенностей клавиатура техника.

Четыре тома музыки для клавесина Куперена, изданные в Париже в 1713, 1717, 1722 и 1730 годах, содержат более 230 отдельных пьес, а также он опубликовал книгу «Королевских концертов», которую можно играть как сольные пьесы для клавесина или как работает малая камера. Четыре сборника только для клавесина сгруппированы в ordres, синоним suites, содержащих традиционные танцы, а также пьесы с описательными названиями. Они примечательны подробным указанием Куперена на орнаменты, которые в большинстве клавесинных произведений того периода оставались на усмотрение исполнителя. Первая и последняя пьесы в ордере были одной тональности, но средние пьесы могли быть в других тесно связанных тональностях. Этими томами восхищались Иоганн Себастьян Бах, который обменивался письмами с Купереном, а затем Брамс и Равель, последний из которых увековечил память композитора в Le Tombeau de Couperin (Мемориал Куперена).

Многие клавишные пьесы Куперена имеют вызывающие воспоминания живописные названия (например, «Маленькие ветряные мельницы» и «Таинственные баррикады ») и выражают настроение с помощью ключевых выборов, авантюрных гармоний и (решено) разногласия. Их сравнивают с миниатюрными тональными стихотворениями. Эти черты привлекли Рихарда Штрауса, который организовал некоторые из них.

Фортепианная музыка Иоганнеса Брамса находилась под влиянием клавишной музыки Куперена. Брамс исполнил музыку Куперена публично и внес свой вклад в первое полное издание «Pièces de clavecin» Куперена Фридрихом Хризандром в 1880-х годах.

Современный английский композитор Томас Адес взял три пьесы из разных наборов сюиты Куперена и оркестровал их в своей работе «Три этюда Куперена».

Эксперт по старинной музыке Жорди Саваль писал, что Куперен был «поэт-музыкант по преимуществу», который верил в «способность музыки [с большой буквы] выражать себя в проза и поэзия », и что« если мы войдем в поэзию музыки, мы обнаружим, что она несет в себе изящество, которое прекраснее самой красоты ».

Орган

Только один сборник органной музыки Куперена, «Pièces d'orgue consistantes en deux messes» («Пьесы для органа, состоящего из двух масс»), первая рукопись которого появилась примерно в 1689–1690 годах. В возрасте 21 года Куперен, вероятно, не имел ни средств, ни репутации, чтобы получить широкое распространение, но работа была одобрена его учителем, Мишелем Ришаром Делаландом, который написал, что музыка была «очень красивой и достойной. быть предоставленным публике ". Обе мессы предназначались для разных аудиторий: первая для приходов или светских церквей («paroisses pour les fêtes solemnelles»), а вторая для монастырей или аббатских церквей («couvents de Religieux et Religieuses»). Эти массы делятся на множество движений в соответствии с традиционной структурой латинской мессы: Kyrie (5 частей), Gloria (9), Sanctus (3), Agnus (2) и дополнительные Offertoire и Deo gratias для завершения каждой мессы.

Куперен придерживался техник, используемых в массах Ниверсом, Лебегом и Бойвеном, а также другими предшественниками эпохи французского барокко. В мессе paroisses он использует plainchant из Missa cunctipotens genitor Deus как cantus firmus в двух движениях Kyrie и в первом движении Sanctus; Тема Kyrie Fugue также произошла от песнопения incipit. Месса для couvents не содержит равнины, поскольку каждый монастырь и монастырь поддерживают свое собственное, нестандартное пение. Куперен во многом отходит от своих предшественников. Например, мелодии Récits строго ритмичны и более направленны, чем предыдущие образцы этого жанра. Вилли Апель писал: «Эта музыка демонстрирует чувство естественного порядка, жизненную силу и непосредственность чувств, которые врываются во французскую органную музыку, как свежий ветер».

Самая длинная пьеса в сборник представляет собой Offertoire sur les grands jeux первой мессы, которая сродни расширенной французской увертюре в трех больших разделах: прелюдии, хроматической фуге минор и gigue -подобная фуга. назвал движение «потрясающим шедевром французского классического репертуара». Вторая месса также содержит оффертуар с подобной формой, но эта месса не считается такой мастерской, как первая: Апель писал: «В общем, [Куперен] не уделял этой мессе той же заботы, которая была написана для скромного аббатства. церквей, как и другой, который он сам, безусловно, представил на важных праздниках на органе Сен-Жерве. "

См. также

Примечания

Ссылки

  • Апель Вилли (1972). История клавишной музыки до 1700 года. Блумингтон: Издательство Индианского университета. Стр. 736–738. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Боссан, Филипп (1990). Франсуа Куперен; перевод с французского Александра Лэнд. Amadeus Press. ISBN 0-931340-27-6.
  • Готье, Лор (2008). Городские мелодии: музыка из европейских деревень (XVI-XIX вв.) (на французском языке). Прессы Paris Sorbonne. стр. 256. ISBN 978-2-84050-563-1. Проверено 27 мая 2013 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гиллеспи, Джон: Пять веков клавишной музыки: исторический обзор музыки для клавесина и фортепиано, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1965. ISBN 0-486-22855-X
  • Густафсон, Брюс (2004). «Франция». В Александре Сильбигере (ред.). Клавишная музыка до 1700 года. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 115 –116. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Хиггинботтом, Эдвард (2001). «Куперен: (4) Франсуа Куперен (ii) [le grand ] ". In Root, Deane L. (ed.). Словарь музыки и музыкантов New Grove. Оксфорд University Press. ‎
  • Меллерс, Уилфрид: «Франсуа Куперен и французская классическая традиция», Лондон, Великобритания: Faber Faber; 2-е издание (октябрь 1987 г.) ISBN 978-0-571-13983-5
  • Саваль, Жорди (2005), Франсуа Куперен: Les Concerts Royaux (Примечания к вкладышу компакт-диска), Alia Vox, AV9840, Couperin est le musicien-poète par excellence, qui croit en la capacity de la Musique à s'exprimer avec «sa prose et ses vers»... si on entre dans в глубоком поэтическом измерении, на découvre qu'ils [имеется в виду периодические произведения, такие как Les Concerts Royaux] sont porteurs d'une grâce qui est, «plus belle encore que la beauté...».CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Франсуа Куперен.
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:33:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте