Сонаты для альта да гамба и клавесина BWV
| |
---|---|
от Дж. С. Бах | |
Урок музыки, с девственницей и виолой да гамба, Ян Вермеер | |
Соло | Виола да гамба |
Облигато | Клавесин |
сонаты для альта да гамба и клавесина, BWV 1027–1029, это три сонаты, составленные Иоганном Себастьяном Бахом для альта da gamba и клавесин.
Хотя Датировка трех сонат Баха для альта да гамба и цембало представляет проблемы для музыковедов, поскольку сохранилась только партитура с автографом первой сонаты BWV 1027, и в настоящее время существует общее мнение, что эти произведения были написаны в Лейпциге в конце 1730-х годов. и начало 1740-х гг. До этого комментаторы предполагали, что они датируются более ранним периодом, когда Бах был в Кётене, или даже раньше: музыкант на альте да гамба Кристиан Фердинанд Абель был одним из придворных музыкантов Принц Леопольд в Кётене. Бах переехал в Лейпциг под именем Томаскантор в 1723 году, а в 1729 году был назначен директором Collegium Musicum, общества камерной музыки, которое устраивало еженедельные концерты в Café Zimmermann.
Существуют и другие версии BWV 1027: есть трио-соната для двух поперечных флейт и континуо (BWV 1039); а также трио-соната для органа в трех частях. Рассел Стинсон определил, что органная работа, первые две части которой переписаны из BWV 1039 / i и BWV 1039 / ii, а последняя - из BWV 1027 / iv, принадлежит не Баху, а, скорее всего, Иоганну Петру Кельнеру.
В конце 1980-х появилось четыре новых редакции сонат, в том числе Лоуренса Дрейфуса для CF Петерс ; в длинном сопроводительном тексте Дрейфус представил подробные аргументы в пользу того, что произведения должны быть датированы периодом Баха в Лейпциге. В последующем исследовании камерной музыки Баха Wolff (1991) harvtxt error: no target: CITEREFWolff1991 (help ) пришел к такому же выводу и дал предварительные даты для многих из камерной музыки Баха. и концерты его лейпцигского периода. BWV 1027 или BWV 1039 не имели приоритета, за исключением того факта, что длинные ноты легче выдерживать на поперечной флейте, чем на клавесине.
Датировка BWV 1027–1028 подробно объясняется Джонс (2013) в его анализе инструментальных произведений Баха. в том числе его соната для флейты ми мажор (BWV 1035 ), тройной концерт ля минор для флейты, скрипки и клавесина (BWV 1044 ) и трио-соната для флейты, скрипки и континуо из Музыкального приношения (BWV 1079).
Последнее контрапунктовое движение, хотя и не обозначенное как бурре, ссылается на эту танцевальную форму, начиная с дрожащей фигуры на четвертой доле такта.
Первая часть начинается с гамбы, представляющей тематический фрагмент, повторяемый клавесином. Следующая часть включает отголоски и от первой части, особенно второй половины первой части. Третья часть в ритме сицилиано, за которой следует быстрое движение во времени. 8. Части этой сонаты были использованы в Сонате № 3 соль минор Баха Страсти по Матфею.
Музыковед Филипп Спитта описал эту сонату как "величайшую красоту и поразительная оригинальность ». Соната начинается с темы виолы да гамба, к которой вскоре присоединяется клавесин. Это продвигается вперед с живой фигурацией. Средняя часть, в B ♭ мажор, позволяет частям еще больше переплетаться, заканчиваясь аллегро, которое начинается с повторяющихся нот в партии гамбы, которые вскоре перейдут в нижнюю партию клавесина.
Рукопись автографа партии Виолы да Гамба для BWV 1027
Рукопись автографа партии клавесина для BWV 1027
Опубликованные издания
Книги и журнальные статьи